Беларусь . Факты

Главная / Внешняя политика / Приоритетные направления

Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов.

Среди них  – государства-соседи, прежде всего, Российская Федерация, сотрудничество с которой строится на союзной основе. Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную и конструктивную позицию в объединительных  образованиях на постсоветском пространстве –  Содружестве Независимых Государств,  Евразийском экономическом союзе, Организации Договора о коллективной безопасности.

Евросоюз – объективно важный для Беларуси партнер в торгово-экономической сфере и источник инвестиционных ресурсов.

На качественно новый уровень выходит сотрудничество со странами мирового Юга.

Беларусь последовательно выступает за нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки.

Важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в рамках международных организаций.

Российская Федерация

Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией как на двустороннем уровне, так и в рамках Союзного государства и иных интеграционных структур на постсоветском пространстве. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими факторами, взаимодополняемостью экономик, тесными кооперационными связями между предприятиями двух стран.

Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности государств, ответственного выполнения ими своих международных обязательств.

Пространство СНГ

Опираясь на общность истории, сложившиеся экономические и гуманитарные связи, Беларусь стремится развивать многоплановое взаимодействие и с другими государствами на постсоветском пространстве как на двустороннем уровне, так и в  рамках интеграционных объединений – Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности. Усилия официального Минска сфокусированы на поддержании конструктивного политического диалога, наращивании объемов взаимной торговли, налаживании кооперационных связей, расширение научно-технического и культурного сотрудничества со странами СНГ и Грузией.

Беларусь поддерживает процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической сфере. Успешность взаимодействия в таких областях, как энергетика, транспорт, промышленность, развитие инновационных технологий, а также реализация положений Договора о зоне свободной торговли, направленных на ликвидацию существующих барьеров, является залогом роста благосостояния и качества жизни народов входящих в Содружество стран.

Принципиально новые перспективы с точки зрения национальных интересов государств-участников открывает Евразийский экономический союз. Вступление в силу с 1 января 2015 г. Договора о ЕАЭС – это качественный шаг вперед по формированию основанного на нормах и принципах ВТО общего рынка с населением более 173 млн. человек с высоким научным, производственным, и технологическим потенциалом.

В ЕАЭС будут созданы дополнительные условия для модернизации и устойчивого развития белорусской экономики за счет обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, реализации согласованной либо единой политики в ключевых секторах экономики, реализации совместных инвестиционных и инновационных проектов, единых правил конкуренции, стандартов и требований к товарам и услугам, доступа к услугам естественных монополий и рынку государственных закупок.
 
Республика Беларусь содействует укреплению Организации Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; предотвращения чрезвычайных ситуаций; усилению внешнеполитической координации государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными объединениями.
 

Европейский cоюз

Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, энергетики, охраны окружающей среды.

Беларусь – надежный партнер
Евросоюза не только с точки зрения поддержания стабильности в регионе, но и по стратегически важным вопросам общеевропейского значения: обеспечение военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.

Отмена в феврале 2016 г. большинства ограничительных мер в отношении Беларуси открывает качественно новые возможности для развития взаимодействия с Евросоюзом и его странами-членами.

Для развития структурированного политического диалога с Европейским союзом создан новый  консультативный формат – Координационная группа Беларусь-ЕС, первое заседание которой состоялось в апреле 2016 года в г.Брюсселе.
 
Страны Азии, Африки и Латинской Америки
 
Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства.

Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами названных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.

Основные направления развития отношений – активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Австралия, Боливия, Индонезия, Камбоджа, Катар, Колумбия, Лаос, Малайзия, Мозамбик, Монголия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Саудовская Аравия, Судан, Шри-Ланка, Эквадор, Эфиопия и другие).
 
Соединенные Штаты Америки 
 
Республика Беларусь выступает за развитие конструктивного и равноправного диалога с США, расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.

Несмотря на сложные политические отношения, Беларусь продолжает прилагать усилия для нормализации сотрудничества по всему спектру двустороннего взаимодействия.
 
Многосторонняя дипломатия
 
Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям.

Приоритетной задачей является продвижение ключевых белорусских инициатив в рамках ООН: об активизации международных усилий по противодействию торговле людьми; о защите института семьи и продвижении традиционных семейных ценностей; о продвижении в ООН интересов стран со средним уровнем дохода; о запуске при поддержке ООН нового этапа международного чернобыльского сотрудничества, нацеленного  на достижение Целей устойчивого развития в пострадавших регионах через партнерство, инновации и инвестиции; о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; о недопустимости практики применения односторонних принудительных мер для оказания политического давления на суверенные государства; о противодействии политизации правозащитной тематики в ООН; о формировании комплексной энергетической повестки дня ООН; о предупреждении незаконного оборота органов человека.

Интересам Беларуси отвечает усиление значимости
Движения неприсоединения как влиятельного субъекта международных отношений; активизация диалога и сотрудничества между ДН и другими крупными центрами политической и экономической силы; интенсификация двусторонних торгово-экономических связей с участниками Движения.

Беларусь выступает за сохранение и дальнейшее укрепление
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, содействие ее комплексному реформированию с целью устранения существующих недостатков и перекосов в работе и превращения ОБСЕ в эффективную, транспарентную структуру, действующую в интересах всех государств-участников.

Республика Беларусь заинтересована в углублении партнерства со странами
Шанхайской организации сотрудничества в политической, экономической, энергетической, транспортной, научной и военно-технической областях, активизации взаимодействия по вопросам региональной и глобальной безопасности, в сферах борьбы с терроризмом и наркотрафиком, противодействия торговле людьми. В качестве наблюдателя намерены активно участвовать в деятельности ШОС по всем направлениям, представляющим взаимный интерес.

 

 

беларуская версія