В Беларусь без визы

Доклад МИД «Наиболее резонансные случаи нарушения прав человека в отдельных странах мира — 2014»

Если мы посмотрим на итоги прохождения любым даже самым «демократичным» западным государством универсального периодического обзора в СПЧ ООН, то сразу станет очевидно, что претензии о нарушении прав человека адресованы абсолютно всем правительствам. Более того, как правило, они даже носят схожий характер вне зависимости от того, в каком уголке земного шара расположена конкретная страна.

Это позволяет говорить о том, что конфликт между интересами личности и общества, регулируемый при помощи государственной репрессивной машины, является вечным и не зависит ни от политической системы, ни от уровня социально-экономического развития конкретного общества. Различаться могут методы действий конкретных политиков или государственных органов и, соответственно, масштабы проявления тех или иных явлений.

Любое государство действует, основываясь на национальных интересах, сформулированных политической элитой, которая, в свою очередь, взращивается конкретной нацией. Любое государство использует силу, если действия определенных лиц или групп наносят ущерб безопасности граждан, устойчивому развитию общественно-политических и социально-экономических отношений в обществе.

Однако остается открытым вопрос о трактовке таких насильственных действий в каждой конкретной стране так называемыми правозащитниками или иностранными государствами, самостоятельно взявшими на себя мессианскую задачу продвижения концепции прав человека. И если идеализм и благие намерения первых еще как-то могут быть оправданы, то действия вторых не могут быть охарактеризованы иначе как лицемерие, двойные стандарты и идеологический империализм. Ибо одни и те же акты полиции или иные репрессивные шаги государства в своих странах и у политических союзников ими трактуются как благо, тогда как в других странах – исключительно как зло. Многие примеры, приведенные на страницах этого Доклада, красноречивое тому доказательство.

Никто до настоящего времени не отменял основополагающие принципы Устава ООН, провозглашающие полный суверенитет нации и избираемого ею правительства над внутренними делами на своей государственной территории. И, я убежден, что никто лучше не знает собственных нужд и чаяний, чем люди, живущие и работающие в определенной стране, и избранные ими лидеры. Никто ведь не собирается отрицать, что сегодня миллиарды людей живут в странах, на территориях которых НИКОГДА не существовало государств с такой политической системой как западная демократия. Глубоко убежден, что развитие в направлении идеалов концепции прав человека (свободы, равенства и братства) должно осуществляться только на конкретной национальной почве. При этом, безусловно, конструктивное международное сотрудничество, основанное на уважительном и взаимовыгодном партнерстве, является важнейшим фактором в обеспечении прогресса в жизни любой нации. К сожалению, последние годы переполнены трагическими примерами того, что происходит, когда такие подходы нарушаются, а нациям навязывают скачок через голову в их политическом развитии.

Пользуюсь этой возможностью, чтобы в очередной раз призвать к пониманию того, что многообразие путей прогрессивного развития — это безусловная ценность человеческой цивилизации, это залог международного мира и стабильности.

Владимир Макей
Министр иностранных дел
Республики Беларусь