Размер шрифта:

Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2015 году

Продолжающийся болезненный процесс формирования многополярного мира обусловил высокую турбулентность международных отношений, результатом которой стали рост кризисных явлений, интенсификация региональных конфликтов, расширяющаяся география терроризма, возникновение многочисленных искусственных экономических барьеров.

Ведущие мировые игроки концентрировались на попытках сохранения и расширения зон собственного влияния в ущерб взаимовыгодному сотрудничеству и солидарным усилиям в борьбе с усугубляющимися современными вызовами и угрозами.

Значительный дефицит доверия в межгосударственных отношениях, отсутствие готовности к компромиссам и логика одностороннего доминирования пока не позволили выработать устойчивые механизмы решения актуальных международных проблем.

На этом фоне усилия белорусской дипломатии были нацелены на всестороннюю и эффективную защиту национальных интересов в русле установок Главы государства, обеспечение реального вклада в укрепление региональной безопасности, устранение санкционных ограничений, препятствующих развитию взаимовыгодных связей нашей страны с различными государствами и межгосударственными объединениями.

Состоялись выборы Президента Республики Беларусь, которые прошли в спокойной и деловой атмосфере. Обеспечено конструктивное взаимодействие с международными наблюдателями от ОБСЕ, СНГ, ПАСЕ, ШОС и других структур (всего более 900 наблюдателей).

Самое пристальное внимание внешнеполитическое ведомство уделяло защите прав и интересов белорусских граждан за рубежом.

Беларусь стремилась внести свой вклад в решение глобальных проблем, противодействие современным вызовам и угрозам, традиционно активно участвовала в деятельности ООН и других международных организаций.

Исходя из искренней заинтересованности в скорейшем урегулировании кризиса в Украине, Беларусь последовательно содействовала его деэскалации. Договоренности, достигнутые в ходе саммита «Нормандской четверки» в Минске, на сегодняшний день представляют собой международно признанный механизм политико-дипломатического разрешения конфликта.

Белорусская сторона обеспечивала все необходимые условия для проведения регулярных заседаний Трехсторонней контактной группы по Украине и тематических рабочих групп в ее составе. Республика Беларусь по-прежнему твердо исходит из необходимости мирного разрешения украинского кризиса, чему будет способствовать неукоснительное выполнение Минских соглашений всеми сторонами.

Результаты комплексных усилий на международной арене содействовали дальнейшему укреплению авторитета и положительного имиджа нашей страны, осознанию истинной ценности Беларуси в качестве фактора стабильности и безопасности в регионе, а также потенциала Минска в развитии интеграционных процессов.

Запуск с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ознаменовал выход евразийской интеграции на качественно новый уровень, расширил горизонты возможностей по реализации концепции «интеграции интеграций».

Всестороннее сотрудничество с Российской Федерацией укреплялось как в рамках Союзного государства, так и в формате других интеграционных объединений на постсоветском пространстве.

Позитивная динамика пошагового процесса нормализации отношений с Евросоюзом и США была подкреплена приостановкой действия ограничительных мер в отношении Беларуси, что позволило существенно повысить интенсивность контактов на различных уровнях.

Дальнейшее развитие получили отношения всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой.

Достигнуты конкретные результаты по расширению контактов с перспективными партнерами и союзниками в Азии, Африке и Латинской Америке.

По сравнению с 1994 годом, когда белорусские загранучреждения функционировали лишь в 22 странах, сегодня Республика Беларусь имеет дипломатические представительства в 56 государствах по всему миру. С учетом аккредитации послов по совместительству, Беларусь представлена в 112 из 174 государств, с которыми наша страна установила дипломатические отношения.

Рост международного авторитета Республики Беларусь, повышение привлекательности нашей страны с точки зрения развития торгово-экономических отношений и иных сфер сотрудничества нашли отражение в расширении зарубежного дипломатического представительства в Беларуси. В настоящее время здесь осуществляют свою деятельность 46 посольств, 4 отделения посольств, 2 торгпредства, 35 консульских учреждений иностранных государств, 16 представительств международных организаций. 86 зарубежных посольств аккредитовано по совместительству из Москвы, Вильнюса, Варшавы, Киева.

В июле 2015 г. состоялось первое заседание Консультативного совета по делам белорусов зарубежья при Министерстве иностранных дел, в котором приняли участие представители белорусских организаций из 18 стран. МИД подготовлен проект подпрограммы «Белорусы в мире» Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016–2020 гг.

В сфере «экономической» дипломатии повышенное внимание уделялось укреплению взаимовыгодных связей с традиционными экономическими партнерами и освоению новых рынков, диверсификации белорусского экспорта как одного из условий стабильного развития экономики и повышения уровня жизни граждан. Всестороннее содействие оказывалось национальным экспортерам, а также улучшению делового климата и упрощению условий ведения бизнеса.

Несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру и кризисные явления в экономике основных торговых партнеров Беларуси, общие целенаправленные усилия позволили в 2015 году достичь более сбалансированной внешней торговли товарами и услугами.

1. Динамично развивались белорусско-российские союзнические отношения. Интенсивные контакты на высшем и высоком уровнях, различные форматы межправительственного и межотраслевого взаимодействия обеспечивали содержательное наполнение и результативность двустороннего диалога, позволяли в конструктивном ключе решать проблемные вопросы.

Реализовывались многочисленные союзные программы и мероприятия. Традиционно тесно координировали свои действия внешнеполитические ведомства Беларуси и России, что способствовало укреплению позиций двух стран на международной арене. На совместной коллегии в октябре одобрена очередная Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2016-2017 гг.

Беларусь и Россия продолжали осуществлять совместную оборонную и пограничную политику, координировать деятельность в области военного строительства.

Успешно претворен в жизнь План реализации на международной арене белорусско-российских инициатив, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Российская Федерация сохранила за собой роль ведущего торгового и инвестиционного партнера Беларуси, крупнейшего экспортного рынка для белорусских товаров. На долю России традиционно приходится около половины всего объема белорусской внешней торговли. По объемам взаимной торговли Беларусь входит в «пятерку» основных торговых партнеров России.

На дальнейшее сближение экономик и сокращение административных барьеров во взаимной торговле направлен принятый в марте межправительственный План мероприятий по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества.

Реализуются значимые совместные инвестиционные проекты, крупнейшим из которых является строительство Белорусской АЭС.

Значительно активизировалось межрегиональное сотрудничество. В течение года Беларусь посетили 40 делегаций, возглавляемых руководителями российских регионов. В сентябре 2015 г. в г.Сочи состоялся Второй Форум регионов Беларуси и России по тематике единой промышленной политики с участием глав двух государств.

На системной основе проводится работа по обеспечению равенства прав граждан Беларуси и России. Президент Российской Федерации В.Путин подписал в декабре 2015 г. закон, освобождающий белорусских граждан от сдачи экзаменов по русскому языку, истории и основам законодательства РФ при получении разрешения на временное проживание или вида на жительство в России.

Интенсивно развивалось белорусско-российское взаимодействие в гуманитарной и культурной сферах. В Москве начал функционировать Деловой и культурный комплекс Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации.

2. Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства являлась интеграционная составляющая.

С 1 января 2015 года вступил в действие Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членами которого в течение года стали Армения и Кыргызстан. Беларуси выпала почетная и ответственная миссия первой принять председательство в руководящих органах ЕАЭС. Результаты нашей работы получили высокую оценку партнеров по интеграции.

В рамках реализации инициатив белорусского председательства приняты Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Союза, утверждена Концепция формирования общего электроэнергетического рынка, принят пакет необходимых законодательных актов для обеспечения функционирования с 1 января 2016 г. единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий.

По инициативе Республики Беларусь создан новый консультационный формат по координации макроэкономической политики с участием руководителей национальных банков, министерств финансов и экономики.

В то же время не удалось добиться прорыва в решении ключевого вопроса – полной отмены изъятий и ограничений во взаимной торговле. Это – предмет для интенсивной деятельности Коллегии Евразийской экономической комиссии второго созыва, которая начнет свою работу с февраля 2016 г.

Активно развивалось международное сотрудничество ЕАЭС. В рамках белорусского председательства подготовлена памятная записка «Евразийский экономический союз — Европейский союз: контуры сотрудничества», которая передана в Европейскую комиссию. Министерством иностранных дел подготовлено комплексное презентационное издание «40 вопросов о Евразийском экономическом союзе», рассчитанное на широкую международную аудиторию. Подписано соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Принято решение глав государств ЕАЭС о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о партнерстве и сотрудничестве, с Израилем – по заключению соглашения о ЗСТ. Ведется экспертная работа по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.

Значительное внимание уделялось наращиванию взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств. По инициативе Беларуси был принят План совместных действий стран-членов Содружества по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере.

Решением Совета глав правительств СНГ утвержден План мероприятий по реализации третьего этапа Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Мероприятия Плана нацелены на реализацию научно-технического и образовательного потенциала государств СНГ, разработку инфраструктурных проектов, развитие экономики и др.

На заседании Совета глав государств СНГ 16 октября 2015 г. принято Обращение глав государств СНГ в связи с 30-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС, а также Заявление о борьбе с международным терроризмом, которое четко демонстрирует позицию лидеров Содружества по этой актуальной глобальной проблеме.

Таким образом, активная позиция Беларуси способствовала сохранению востребованности Содружества как авторитетной международной организации, на площадке которой решаются многие актуальные для постсоветских стран вопросы, включая функционирование зоны свободной торговли.

3. Традиционно насыщенной была повестка двусторонних отношений со странами Содружества Независимых Государств и Грузией, несмотря на негативные экономические тенденции, связанные с девальвацией ряда национальных валют и сжатием рынков отдельных государств-партнеров.

В конструктивном русле развивался политический диалог с Украиной, в том числе на фоне усилий Минска по мирному урегулированию ситуации на востоке этой страны. Украина является третьим по значимости торговым партнером Беларуси в мире, поэтому были предприняты встречные меры в части сохранения безбарьерной среды для двусторонних экономических отношений.

Широкомасштабное сотрудничество с Казахстаном оставалось одним из приоритетных направлений работы в регионе СНГ. Продолжена реализация совместных кооперационных проектов, активно развивалось научно-техническое и межпарламентское сотрудничество. Для наращивания двусторонних связей использовались и интеграционные площадки, в первую очередь, ЕАЭС.

Насыщенной была повестка взаимодействия с Туркменистаном. Ключевым событием 2015 года стал официальный визит Главы белорусского государства в Ашхабад (10-12 декабря), в ходе которого проведены Дни культуры Беларуси и Национальная выставка-ярмарка. Президент Республики Беларусь принял участие в международной конференции «Политика нейтралитета: международное сотрудничество во имя мира, безопасности и развития».

Визиты в Республику Беларусь президентов Молдовы (16-17 июля) и Азербайджана (27-28 ноября) закрепили договоренности по реализации конкретных экономических проектов, подтвердили обоюдную нацеленность на поддержание высокого уровня двусторонних отношений.

Вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз стимулировало наращивание контактов в двустороннем формате на уровне правительств и внешнеполитических ведомств, активизацию экономического сотрудничества.

На новый уровень вышло белорусско-грузинское взаимодействие. 22-24 апреля состоялся визит Президента Республики Беларусь в Грузию, по итогам которого значительно расширена договорно-правовая база двусторонних отношений, придан импульс развитию экономических связей и межрегионального сотрудничества.

В традиционно дружественном ключе развивались отношения с Арменией и Таджикистаном, контакты с которыми на различных уровнях поддерживались, в том числе, благодаря взаимодействию по линии СНГ и ОДКБ.

После длительного перерыва возобновлена работа совместной Межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству с Узбекистаном. Этот инструмент также активно использовался для развития связей в области торговли, промышленной кооперации, научно-технического сотрудничества с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Туркменистаном и Украиной.

4. В целом позитивной динамикой характеризовался диалог Беларуси с Европейским союзом. Важным событием в контексте постепенной нормализации отношений стала приостановка действия ограничительных мер ЕС в отношении Беларуси в октябре 2015 г.

Значительно возросли интенсивность и уровень политических контактов. Проведены визиты в Республику Беларусь высокопоставленных представителей Европейской службы внешних действий (ЕСВД) и Европейской комиссии, а также делегации Европейского Парламента по связям с Беларусью. Состоялись встречи Главы государства с комиссаром по Европейской политике соседства и переговорам о расширении Й.Ханом, заместителем Генерального секретаря ЕСВД Х.Шмид, Министром иностранных дел Латвии Э.Ринкевичсем (в качестве председательствующего в Совете ЕС).

В декабре 2015 г. в ходе рабочего визита в г.Брюссель Министра иностранных дел Беларуси состоялись его встречи с министрами иностранных дел стран-членов Евросоюза, Высоким представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Ф.Могерини, еврокомиссаром Й.Ханом, заместителем Генерального секретаря НАТО А.Вершбоу.

Велись консультации с Евросоюзом по вопросам модернизации в целях определения наилучшей формы сотрудничества между Правительством Беларуси и ЕС в данной сфере, переговоры с Европейской комиссией по заключению соглашений об упрощении визовых процедур и о реадмиссии, учреждению Партнерства в сфере мобильности. Проведены очередные раунды отраслевых диалогов по экологии, экономике и финансам. Возобновлен диалог с ЕС по правам человека. Заключена Договоренность о сотрудничестве по механизму раннего предупреждения в энергетической отрасли.

Беларусь продолжила активное участие в мероприятиях многостороннего трека «Восточного партнерства» (ВП). Министр иностранных дел Республики Беларусь принял участие в Рижском саммите ВП (21-22 мая). В Минске впервые прошел очередной раунд неформальных министерских диалогов стран-участниц «Восточного партнерства» по охране окружающей среды (29 июня).

Результатом целенаправленной работы по продвижению инициативы Беларуси по гармонизации цифровых рынков стран ЕС и стран-участниц «Восточного партнерства» стало создание новой рабочей группы ВП по данной тематике.

Продуктивно развивалось сотрудничество с ЕС в сфере технической помощи, в том числе по линии национальной индикативной программы действий для Беларуси и программ трансграничного сотрудничества ЕС «Литва-Латвия-Беларусь» и «Польша-Украина-Беларусь».

5. Двусторонние отношения со странами Европы, выстраивавшиеся с опорой на прагматичное сотрудничество в различных областях, также характеризовались повышением интенсивности и уровня двусторонних контактов.

Заметно продвинулся политический диалог с Германией. В феврале прошел рабочий визит в ФРГ Министра иностранных дел Беларуси для участия в Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Впервые за многие годы по приглашению германской стороны в ноябре состоялся официальный визит в ФРГ главы белорусского внешнеполитического ведомства. Продолжилась «разморозка» ряда механизмов межведомственного взаимодействия, расширена двусторонняя повестка сотрудничества. Обеспечена плодотворная деятельность двусторонней рабочей группы по торговле и инвестициям, проведены дни экономики стран в Минске и Берлине с широким участием бизнеса.

Визиты Премьер-министра Республики Беларусь в Италию (9-10 сентября) и Турцию (11-12 ноября), приуроченные к проведению Всемирной выставки «ЭКСПО-2015» в г. Милане и Белорусского инвестиционного форума в г. Стамбуле, позволили провести ряд важных двусторонних переговоров по развитию взаимовыгодного сотрудничества с данными странами.

В рамках Саммита ООН в г.Нью-Йорке в сентябре 2015 г. прошла первая в истории белорусско-австрийских отношений встреча президентов Беларуси и Австрии. Минск впервые посетил Министр иностранных дел этой страны (4 мая), состоялась его встреча с Главой государства. Принято решение об открытии в г.Минске посольства Австрийской Республики.

Благодаря позитивным подвижкам в отношениях с Францией проведено первое заседание двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (13 февраля), продолжена работа по реализации ряда совместных инвестиционных и производственных проектов.

Активизировалось сотрудничество Республики Беларусь со Святым Престолом, в частности, организован визит в нашу страну Государственного секретаря Ватикана (12-15 марта).

Сохранялась положительная динамика прагматичного взаимодействия со странами Балтии. Президент Республики Беларусь обсудил вопросы двустороннего сотрудничества с Президентом Латвии в рамках саммита ООН. Организованы взаимные визиты глав внешнеполитических ведомств Латвии (19-20 февраля) и Беларуси (21-22 мая), визит в г.Минск Министра иностранных дел Литвы (11-12 ноября).

Поступательно развивались торгово-экономическое сотрудничество и политический диалог со странами Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия). Осуществлен визит в Беларусь Министра иностранных дел Венгрии (28-29 апреля).

Укрепилась позитивная динамика отношений с Сербией. Ответный официальный визит Президента Сербии в Беларусь (18-19 ноября) придал дополнительный импульс двустороннему сотрудничеству в различных сферах.

В рамках СМИД ОБСЕ в г.Белграде в ходе встреч Министра иностранных дел Беларуси с главами внешнеполитических ведомств Македонии и Черногории подписаны Протоколы о сотрудничестве между министерствами иностранных дел, с Министром иностранных дел Боснии и Герцеговины – Межправительственное соглашение о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам.

Существенно активизирована, а по ряду стран возобновлена работа соответствующих межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Состоялись заседания таких комиссий с Австрией, Болгарией, Венгрией, Германией, Латвией, Литвой, Польшей, Сербией, Словакией, Словенией, Францией, Чехией, Швейцарией. Активно задействовался механизм межмидовских консультаций, которые проведены с 22 европейскими странами.

6. В отношениях с Соединенными Штатами Америки продолжился совместный конструктивный поиск возможностей для дальнейшей нормализации диалога. Активно развивалось торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, расширялись гуманитарные контакты.

В октябре 2015 г. американской стороной приостановлено действие санкций в отношении ряда предприятий белорусского нефтехимического комплекса. Проведены экспертные консультации по вопросам двусторонних отношений, регионального сотрудничества, прав человека, торговли людьми, борьбы с киберпреступностью и терроризмом, вопросам присоединения к ВТО.

В августе 2015 г. состоялся визит в Беларусь делегации Конгресса США, которая была принята Главой государства.

Представители США впервые приняли участие в военном параде в г.Минске 9 мая по случаю 70-летия Великой Победы, подтвердив наличие единой истории и союзнических отношений в годы Второй мировой войны.

Состоялись первые назначения почетных консулов Республики Беларусь в регионах США – штатах Техас и Флорида.

На основе проделанного Беларусь заинтересована в придании процессу нормализации отношений с США устойчивого характера.

7. Важным направлением белорусской внешней политики оставалось развитие взаимодействия со странами Африки и Ближнего Востока, где находятся наши значительные экономические интересы.

Продолжена системная работа с государствами африканского континента, большинство из которых являются относительно новыми для Беларуси партнерами. Состоявшиеся в течение года визиты в г.Минск Первого вице-Президента Зимбабве, Министра международного сотрудничества Гвинеи, Министра сельского, лесного и рыбного хозяйства ЮАР, а также визиты заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь в Мозамбик и Анголу способствовали активизации двусторонних политических отношений, позволили достичь договоренности о поставках крупных партий белорусской карьерной, грузовой, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники.

В то же время не прекращался диалог и с традиционными партнерами в Африке – итоги проведенной в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в г.Нью-Йорке встречи между президентами Беларуси и Египта подтвердили взаимный интерес к активизации сотрудничества на основе уже созданной экономической и правовой базы.

Велась последовательная работа по развитию взаимодействия со странами Персидского залива. Новый толчок получило торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с ОАЭ. Предприняты шаги по расширению взаимодействия с Саудовской Аравией – в мае 2015 г. проведено первое заседание Совместного межправительственного комитета. Существенно оживились связи с Оманом на уровне министерств иностранных дел и парламентов.

Возобновлен диалог с другими традиционными партнерами Беларуси на Ближнем Востоке. Несмотря на продолжающийся вооруженный конфликт в Сирии, наметилась активизация белорусско-сирийского сотрудничества. Перспективные направления взаимодействия, прежде всего, в экономической сфере, были определены в ходе официального визита Министра иностранных дел Беларуси в Сирию (февраль), а также шестого заседания двусторонней межправительственной комиссии (апрель).

Несмотря на серьезные вызовы, стоящие перед Ираком в противостоянии с ИГИЛ, диалог с этой страной является перспективным для Беларуси.

Состоялись важные для развития различных направлений двустороннего взаимодействия визиты на уровне заместителя Министра иностранных дел Беларуси в Катар, ОАЭ, Алжир, Саудовскую Аравию, Египет, Израиль.

8. С учетом стремительного экономического развития государств Азии и увеличения их веса на международной арене пристальное внимание уделялось сохранению высокой динамики сотрудничества с традиционными и новыми партнерами Беларуси в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Южной и Юго-Восточной Азии.

Знаковым событием для белорусско-китайских отношений стал первый за последние 14 лет государственный визит в Беларусь Председателя Китайской Народной Республики (10-12 мая), в ходе которого была подписана Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении отношений всестороннего стратегического партнерства. Президент Республики Беларусь посетил Китай с рабочим визитом в сентябре 2015 г. Расширилось двустороннее торгово-экономическое сотрудничество, в том числе на межрегиональном уровне.

Важный импульс белорусско-индийскому взаимодействию придал визит Президента Индии П.Мукерджи в Беларусь (2-4 июня). Индийской стороной объявлено о признании рыночного статуса Республики Беларусь, озвучено решение о выделении кредитной линии нашей стране для реализации ряда значимых проектов.

Во многом переломным стал 2015 год для развития белорусско-пакистанских отношений. Первый в истории официальный визит Президента Республики Беларусь в Пакистан (28-29 мая), обмен визитами на уровне глав правительств позволили сформировать базовые институциональные основы для наращивания двухстороннего взаимодействия по широкому спектру направлений. Подписаны Исламабадская декларация Белорусско-Пакистанского партнерства, Договор о дружбе и сотрудничестве, Дорожная карта двустороннего сотрудничества на кратко- и среднесрочную перспективу.

Серьезно продвинулось сотрудничество с Вьетнамом. В рамках визита Главы белорусского государства в г.Ханой (8-9 декабря) достигнуты договоренности об активизации экономического взаимодействия, промышленной кооперации, увеличении товарооборота. Подписанное Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом открывает новые горизонты развития торгово-экономических отношений и будет способствовать укреплению позиций белорусской продукции в Юго-Восточной Азии с перспективой ее выхода на рынки соседних стран АСЕАН.

Заметно активизировалось сотрудничество с Монголией по всем направлениям. В июле 2015 г. состоялась встреча Глав государств на «полях» саммита ШОС в г.Уфе. Проведены переговоры министров иностранных дел в рамках СМИД ОБСЕ в г.Белграде. Активизировалось межпарламентское взаимодействие.

В мае 2015 г. нашу страну впервые посетил Государственный министр иностранных дел Японии. В декабре 2015 г. в рамках СМИД ОБСЕ в г.Белграде состоялась встреча Министра иностранных дел Беларуси с вновь назначенным Государственным министром иностранных дел Японии.

В результате целенаправленной кропотливой работы в 2015 году Республика Беларусь получила статус наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества. Беларусь способна органично дополнить экономическое сотрудничество в рамках ШОС, используя свой транзитный, промышленный и научный потенциал, и готова принимать активное участие в координации вопросов, связанных с безопасностью в регионе.

9. Основные усилия в развитии сотрудничества со странами Латинской Америки были направлены на укрепление диалога с приоритетными партнерами, дальнейшее расширение географии двусторонних контактов, развитие экономических связей в перспективных для Беларуси отраслях. Реализации этой стратегии содействовали встречи Главы белорусского государства с президентами Венесуэлы (май), Кубы и Эквадора (сентябрь), проведение заседаний совместных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с Эквадором, Никарагуа и Аргентиной, визиты на уровне руководства Министерства иностранных дел в Сальвадор, Никарагуа и Аргентину. В июне 2015 г. проведены первые межмидовские консультации с Мексикой, достигнута договоренность о проведении первого белорусско-мексиканского экономического форума. Налажено практическое сотрудничество с Чили.

В целях дальнейшего продвижения белорусской продукции на латиноамериканский рынок продолжена практика создания совместных производств. В частности, в Венесуэле был введен в эксплуатацию завод по сборке тяжелой дорожно-строительной техники, ставший третьим сборочным предприятием с белорусским участием в этой стране.

В ходе встречи Президентов Беларуси и Бразилии в июле 2015 г. в г.Уфе обсуждались вопросы создания промышленного кластера по производству белорусских тракторов, большегрузных автомобилей, карьерных самосвалов, сельскохозяйственной техники, а также организации совместного производства смешанных удобрений на территории Бразилии.

В рамках работы по диверсификации экспорта внедрены механизмы привлечения белорусского экспортного кредитования, включая поставки сельскохозяйственной и грузовой техники в Никарагуа и на Кубу, а также другие схемы поддержки экспорта.

В целом, общий товарооборот Беларуси со странами Латинской Америки за период с 2000 по 2014 год увеличился более чем в 5 раз, при этом белорусский экспорт рос опережающими темпами и увеличился более чем в 8 раз. В то же время кризисные явления в странах, являющихся основными торговыми партнерами Беларуси в регионе, повлияли на состояние динамики наращивания белорусского экспорта в регион в 2015 году.

10. Центральным событием года на многостороннем треке стал визит Президента Республики Беларусь на Саммит ООН в г.Нью-Йорк. Принятая в ходе форума Повестка дня устойчивого развития на ближайшие 15 лет созвучна Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2030 года и соответствует национальным интересам.

Концептуальное выступление Главы белорусского государства с трибуны ООН позволило заострить внимание мирового сообщества на основополагающих причинах современных кризисных явлений, представить собственное видение путей достижения действительно устойчивого развития, акцентировать подходы Беларуси к принципам ведения международного диалога, учитывающим многообразие путей и особенностей развития наций.

В рамках визита проведены встречи Главы государства с Верховным комиссаром ООН по правам человека, а также Директором-распорядителем МВФ.

Продолжена активная работа по продвижению белорусских инициатив в ООН, касающихся проблематики борьбы с торговлей людьми и человеческими органами, предложений в области устойчивой энергетики, тематики стран со средним уровнем дохода и традиционной семьи.

Дальнейшее продвижение молодежной тематики в ООН осуществлялось сквозь призму традиционных семейных ценностей, а также с учетом того, что 2015 год был объявлен в Беларуси Годом молодежи.

В год 70-летия ООН Беларусь, демонстрируя преданность идеалам Организации, провела ряд важных мероприятий, имеющих символический характер. В ознаменование 70-летия Великой Победы состоялась церемония посадки Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко Дерева мира и устойчивого развития в Лошицком парке г.Минска. По инициативе белорусской стороны в штаб-квартире ООН в г. Нью-Йорке с участием Генерального секретаря Организации Пан Ги Муна осуществлена символическая посадка Дерева мира и единства, приуроченная к 70-й годовщине победы над фашизмом. Уникальным и запоминающимся проектом стал запуск специального поезда «Экспресс ООН в Беларуси в поддержку Целей устойчивого развития», который проследовал по всем регионам нашей страны.

В период российского председательства в БРИКС реализована инициатива Беларуси об организации в июле 2015 г. в рамках VII саммита БРИКС в г.Уфе специального мероприятия с участием глав государств – участников ЕАЭС, в котором принял участие Президент Республики Беларусь.

Белорусская сторона активно взаимодействовала с другими странами при подготовке к 21-й Конференции Сторон Рамочной конвенции по изменению климата.

Беларусь избрана в Совет управляющих МАГАТЭ. В Программу технического сотрудничества с Агентством на 2016–2017 гг. включены четыре национальных проекта по вопросам развития инфраструктуры и подготовки кадров для ядерной энергетики, использования ядерных технологий в медицине и преодоления последствий Чернобыльской катастрофы.

В течение года в г. Минске проведен ряд масштабных международных форумов. В октябре Республика Беларусь впервые приняла так называемую «техническую Олимпиаду» – 79-ю Генеральную ассамблею Международной электротехнической комиссии (МЭК). В мероприятии приняли участие президенты национальных комитетов МЭК из 29 стран и более 1200 делегатов, представляющих ведущие мировые компании.

По инициативе МИД в апреле 2015 г. совместно с ЮНИДО в белорусской столице проведена крупная Международная конференция «Инновационное промышленное развитие стран со средним уровнем дохода Европы и Центральной Азии». В работе форума принял участие заместитель Генерального секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам, а также представители 25 стран и семи международных организаций.

Продолжена практика присоединения Беларуси к важным международным правозащитным документам с целью совершенствования национальной политики. В 2015 году Президент Республики Беларусь подписал Конвенцию о правах инвалидов.

В ходе 38-й сессии Генеральной конференции Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), отмечавшей в 2015 году свой 70-летний юбилей, Беларусь отстаивала свои приоритеты на всех направлениях деятельности Организации, что отразилось в закреплении значимых для нашей страны позиций в бюджете ЮНЕСКО на 2016–2017 гг.

Юбилейная дата 250-летия со дня рождения нашего именитого земляка дипломата, композитора, писателя и общественного деятеля М.К. Огинского внесена в календарь памятных дат ЮНЕСКО. В ознаменование этой даты во Франции и Беларуси прошел ряд мероприятий, привлекших внимание международной общественности.

11. Белорусская сторона последовательно проводила линию на прагматичное взаимодействие с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ее институтами.

По приглашению белорусской стороны миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ приняли участие в международном наблюдении за выборами Президента Республики Беларусь (всего 412 наблюдателей).

Проведены значимые визиты в Беларусь Действующего председателя ОБСЕ (июль), Генерального секретаря Организации и директора БДИПЧ ОБСЕ (июнь), Специального представителя/ Координатора ОБСЕ по вопросам борьбы с торговлей людьми (апрель и июль), сопредседателей Минской группы Организации и Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту (март).

Министр иностранных дел Беларуси принял участие в 22-м ежегодном заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в г.Белграде.

Развивалось прямое сотрудничество Беларуси с исполнительными структурами ОБСЕ по реализации совместных проектов, согласован «пакет» проектов международной технической помощи на 2015–2016 гг.

В рамках реализации линии на выстраивание конструктивного диалога и развитие практического взаимодействия Беларуси со структурами Совета Европы (СЕ) достигнуты позитивные результаты в сфере присоединения к правовым инструментам и механизмам СЕ. В частности, Республика Беларусь присоединилась к Дополнительному протоколу к Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию.

Беларусь приняла участие в двух министерских конференциях, организованных под эгидой СЕ по тематикам культуры и спорта.

Визит в Беларусь нового докладчика по Беларуси Комиссии по политическим вопросам и демократии Парламентской ассамблеи СЕ А.Ригони (февраль) и участие ПАСЕ в наблюдении за президентскими выборами заложили основу для активизации диалога с Советом Европы по парламентской линии.

Республика Беларусь продолжила активное участие в деятельности субрегиональных организаций. Расширилась проектная деятельность с участием Беларуси в рамках Центрально-Европейской инициативы. Объемы финансирования белорусских проектов по линии данной организации увеличились в два раза.

Беларуси был предоставлен статус наблюдателя в Северном измерении. На два года продлен статус наблюдателя в Организации черноморского экономического сотрудничества. Развивалось прагматичное взаимодействие с Советом государств Балтийского моря, в котором Беларусь также имеет статус наблюдателя.

12. В контексте обеспечения национальной безопасности продолжена планомерная работа по дальнейшему развитию Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Беларусь ответственно выполняла принятые на себя обязательства по нераспространению оружия массового уничтожения, контролю над обычными вооружениями, экспортному контролю в отношении специфических товаров, работ и услуг, соблюдению санкций Совета Безопасности ООН.

По инициативе Республики Беларусь 20-я конференция государств – участников Конвенции о запрещении химического оружия (ОЗХО) приняла решение о провозглашении Международного дня ОЗХО.

При активном содействии МИД в г.Речица продолжается реализация проекта по уничтожению противопехотных мин. Соответствующий проект финансируется Европейской комиссией. Целью проекта является уничтожение более 3,3 млн. противопехотных мин, оставшихся в Беларуси со времен СССР.

В июне 2015 г. в г.Вене под председательством Республики Беларусь состоялась Третья конференция государств – участников Договора по открытому небу (ДОН), созываемая раз в пять лет. Несмотря на ряд проблемных вопросов региональной безопасности, все государства-участники подтвердили актуальность ДОН и свою приверженность данному Договору. Вклад Беларуси в подготовку и проведение конференции получил всеобщее одобрение.

В июне 2015 г. в Минске в рамках визита в Беларусь Генерального секретаря ОБСЕ Л.Занньера был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ОБСЕ по вопросу реализации совместного с ОБСЕ проекта международной технической помощи по утилизации имеющихся излишков жидкого ракетного топлива.

Белорусская дипломатия работала по таким новым, но уже доказавшим свою важность темам, как недопущение милитаризации космоса (в рамках переговорного процесса по Международному кодексу поведения в космосе) и превращение киберпространства в арену межгосударственного противоборства.

13. Особое место в работе МИД занимала «экономическая дипломатия», направленная на обеспечение максимальной результативности внешнеэкономической деятельности. Приоритетное внимание уделялось координации работы по реализации Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

В рамках налаживания более тесного взаимодействия с экспортерами, курирующими их отраслями и региональными органами власти организованы семинары по практическим вопросам работы на рынках Латинской Америки, стран Персидского залива, Азии и Африки. Проводились регулярные встречи руководства МИД с представителями ведущих предприятий-экспортеров.

Продолжено формирование правовых и организационных предпосылок для наращивания экспорта: принят ряд соответствующих нормативных документов.

Значительно расширена деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, советов делового сотрудничества, а также конференций, семинаров и презентаций экономической направленности. В 2015 году проведено 33 заседания совместных комиссий. Соответствующие механизмы были впервые апробированы с Аргентиной, Францией, Пакистаном, Саудовской Аравией, Иракским Курдистаном, а также восстановлены после длительного перерыва – со Швейцарией, Сирией, Кыргызстаном, Узбекистаном.

В течение года при содействии МИД организовано девять национальных экспозиций Республики Беларусь на международных выставках за рубежом (в Германии, Италии, Азербайджане, ЮАР, Камбодже, Китае, Болгарии, России), а также две национальные выставки-ярмарки в России и Туркменистане.

Республика Беларусь была представлена на Всемирной выставке «ЭКСПО-2015» в г.Милане собственным аутентичным Национальным павильоном, на площадке которого проведены отдельные Дни всех областей нашей страны, День белорусской экономики, Дни белорусской науки и Национальный день Республики Беларусь. За период работы Национальную экспозицию посетили около 1,7 млн. человек.

В целях укрепления системности внешнеэкономической деятельности на государственном уровне МИД разработан проект Национальной программы поддержки и развития экспорта на 2016–2020 гг. Одним из инструментов реализации Программы станут ежегодные планы совместных действий МИД, отраслей и регионов.

В рейтинге группы Всемирного банка «Ведение бизнеса-2016» Беларусь поднялась с 57-й на 44-ю позицию, а по показателю «Международная торговля» из второй сотни стран вышла на 25-е место.

Практические результаты принесли меры, направленные на диверсификацию экспорта. На фоне общего снижения его объемов в 2015 году удалось обеспечить заметную положительную динамику экспортных поставок в регионы Азии, Африки и Латинской Америки.

Полностью восстановлен переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь к ВТО, что, при его благоприятном развитии, ведет к возможному скорому оформлению членства в Организации.

14. В рамках работы по развитию договорно-правовой базы в 2015 году подписаны 138 международных договоров и иных международно-правовых документов. На сегодняшний день договорно-правовая база Республики Беларусь составляет 2300 двусторонних и 1685 многосторонних договоров.

На постоянной основе проводилась активная работа по формированию системы права ЕАЭС, включая разработку и международно-правовую экспертизу проектов решений Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии.

Продолжено конструктивное взаимодействие с юридическими органами системы ООН. Белорусская сторона приняла участие в работе Шестого комитета 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 48-й сессии ЮНСИТРАЛ, заседаниях рабочих групп ЮНСИТРАЛ.

При содействии и участии МИД в г.Минске проведены: специализированная конференция по правовым стандартам и системе соглашений и конвенций, разработанных в рамках Совета Европы, а также региональный семинар Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Реформирование международного инвестиционного режима».

На постоянной основе велась работа по установлению дипломатических отношений. К настоящему моменту Республикой Беларусь установлены дипломатические отношения со 174 государствами мира, что составляет 90 процентов от общего числа (193) государств – членов ООН.

15. Защита законных прав и интересов юридических и физических лиц Республики Беларусь за рубежом, оказание консульской помощи лицам, попавшим в экстремальные ситуации, упрощение визового режима оставались приоритетными направлениями деятельности внешнеполитического ведомства страны.

Подписаны межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов с Никарагуа, Сальвадором, Таиландом, Боснией и Герцеговиной. Вступили в силу соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов с Камбоджей и Сингапуром, а также об отмене виз с Израилем и Эквадором.

Вступили в силу Указы Президента Республики Беларусь, устанавливающие безвизовый режим въезда на трое суток для иностранных граждан, посещающих Национальный парк «Беловежская пуща» и для граждан Китая, следующих транзитом в страны ЕС.

При содействии российской стороны и Международной организации по миграции организована эвакуация 47 белорусских граждан из Йемена, 18 –  из Сирии, 6 – из Непала.

Гражданам, оказавшимся по различным причинам без документов, удостоверяющих личность, было оформлено более 5 300 свидетельств на возвращение в Республику Беларусь.

Обратившимся в загранучреждения 3 тысячам белорусских граждан была оказана правовая помощь различного рода.

16. В 2015 году значительно увеличился интерес зарубежных средств массовой информации к освещению белорусской тематики. Наряду с важными внутри- и внешнеполитическими событиями повышенное внимание привлекали спортивные, культурные и иные мероприятия на территории нашей страны. По итогам года число постоянно аккредитованных при МИД Беларуси журналистов выросло до 287, что на 37 процентов больше, чем в 2014 году. Временно было аккредитовано 1592 представителей СМИ (рост – 22 процента).


Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by