В Беларусь без визы

Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2014 году

Ситуация в мире в 2014 году характеризовалась нарастанием кризисных явлений в международных отношениях и интенсификацией региональных конфликтов.

Попытки ведущих мировых игроков изменить в свою пользу сложившийся баланс сил на международной арене, навязать определенные модели социально-экономического развития стали дополнительными факторами нестабильности, ведущими к потере взаимного доверия в межгосударственных отношениях, возврату к элементам блокового противостояния, включая использование санкционного инструментария. Наблюдалась дальнейшая эрозия международного права, которое все чаще трактовалось в угоду геополитической выгоде. Указанные процессы сопровождались беспрецедентным информационным противоборством.

На этом фоне основные усилия белорусской дипломатии были сконцентрированы на эффективной реализации определенной Главой государства многовекторной внешней политики, наращивании взаимовыгодных связей с различными государствами мира при безусловном соблюдении национальных интересов, формировании условий для стабильного развития экономики и повышения уровня жизни граждан.

Беларусь на сегодняшний день представлена 67 загранучреждениями в 56 государствах мира. В 2014 году открыты посольства нашей страны в Австралии, Катаре, Монголии, Пакистане, Эквадоре и генеральное консульство в Милане (Италия).

МИД тесно координировал свою работу с отраслевыми ведомствами, оказывал всестороннее содействие национальным экспортерам, уделял самое пристальное внимание защите законных прав и интересов белорусских граждан за рубежом.

Беларусь стремилась внести свой вклад в разрешение глобальных и региональных проблем, традиционно активно участвовала в деятельности ООН и других международных организаций.

В полной мере осознавая опасность кризиса в Украине для всего региона, Беларусь в рамках своих возможностей предприняла интенсивные усилия для содействия его урегулированию. Практическим результатом этих усилий стали Минские договоренности, способствовавшие деэскалации конфликта и его переводу в политико-дипломатическое русло, которому, по мнению белорусской стороны, нет альтернативы.

Результаты, достигнутые в 2014 году, содействовали укреплению позиций и авторитета нашей страны на международной арене, переосмыслению рядом зарубежных партнеров роли и места Беларуси в обеспечении региональной безопасности и стабильности, развитии интеграционных процессов.

Укреплялось стратегическое белорусско-российское сотрудничество. Совместно с партнерами по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству – Россией и Казахстаном – предпринимались системные усилия по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), его реальному содержательному наполнению.

Запуск с 1 января 2015 г. ЕАЭС знаменует выход евразийской интеграции на качественно новый уровень.

 Принципиальным моментом дальнейшего развития этих процессов является уважение суверенитета, соблюдение равноправия, учет интересов всех договаривающихся сторон.

Позитивный результат принесли целенаправленные шаги по активизации прагматичного взаимодействия с Евросоюзом, интенсификации диалога с США.

На новый качественный уровень удалось вывести белорусско-китайские отношения.

Достигнуты конкретные результаты по расширению белорусского дипломатического присутствия в различных регионах мира, закреплению отношений с традиционными и развитию контактов с перспективными партнерами и союзниками Беларуси в Азии, Африке и Латинской Америке.

Обеспечена подготовка и принятие Закона Республики Беларусь «О белорусах зарубежья», в котором определены основные принципы, цели и направления государственной политики в области отношений с белорусами зарубежья.

В силу открытости белорусской экономики и ее тесных взаимосвязей с внешним миром системные кризисные явления в экономиках основных торговых партнеров Беларуси и, прежде всего, стран-соседей, серьезно затрудняли продвижение национальных экономических интересов, актуализировали проблематику более глубокой диверсификации внешней торговли в целях обеспечения стабильного развития народнохозяйственного комплекса.
***

Многогранные союзнические белорусско-российские отношения активно развивались по всем направлениям. Интенсивные контакты на высшем и высоком уровнях, различные форматы межправительственного и межотраслевого взаимодействия обеспечивали содержательное наполнение и результативность двустороннего диалога, позволяли в конструктивном ключе решать проблемные вопросы.

Российская Федерация сохранила за собой роль крупнейшего торгового партнера Беларуси, на долю которого приходилось

до половины всего объема белорусской внешней торговли и более

42 процентов экспорта. Беларусь, в свою очередь, вошла в пятерку основных торговых партнеров России.

В рамках традиционно тесной координации действий внешнеполитических ведомств, направленной на укрепление позиций наших стран на международной арене, эффективно реализовывалась Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2014-2015 гг.

Утвержден План реализации на международной арене белорусско-российских инициатив, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Динамично развивались региональные связи. Организовано значительное число визитов белорусских делегаций в регионы России и российских делегаций в Беларусь. Впервые проведен Форум регионов Беларуси и России, организованы Дни Беларуси в Сибири.

Укреплению всестороннего взаимодействия в рамках Союзного государства Беларуси и России, остающегося ориентиром для интеграционных процессов на пространстве СНГ, способствовала реализация многочисленных союзных программ и мероприятий.
***

Приоритетным направлением деятельности Министерства являлась интеграционная составляющая, значимость которой в перспективе будет неуклонно возрастать. В ходе подготовки к подписанию и ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе решены важнейшие для страны вопросы по пошлинам на нефтепродукты, гарантированным объемам поставок нефти, либерализации рынка лекарственных средств и медицинских изделий, транспортных услуг.

Как страна, председательствующая в ЕАЭС в 2015 году, Беларусь будет стремиться к созданию истинного экономического союза без изъятий и ограничений, приданию нового импульса процессу «интеграции интеграций», предполагающему налаживание равноправного сотрудничества между ЕАЭС и ЕС с выходом в перспективе на создание общего экономического пространства.

Внеплановое председательство Республики Беларусь в СНГ в 2014 году получило высокую оценку государств – участников Содружества. В активе белорусской стороны – проведенные в Минске мероприятия на высшем и высоком уровне, организованный международный экономический форум «СНГ и новые форматы взаимодействия», инициативы по развитию взаимодействия в сферах инновационной деятельности, транспортной логистики, торговли услугами и технического регулирования.
***

Традиционно насыщенной была повестка двусторонних отношений со странами Содружества Независимых Государств.

На фоне кризисной ситуации в Украине Республика Беларусь совместно с украинскими коллегами стремилась сохранить высокий уровень политического диалога и торгово-экономического сотрудничества. Этому способствовало проведение в течение года трех встреч Президента Беларуси с руководством Украины.

Традиционное тесное двустороннее взаимодействие в различных сферах с Казахстаном органично дополняло сотрудничество наших стран в интеграционных объединениях.

Серьезный импульс сотрудничеству с Молдовой придал официальный визит Главы белорусского государства в Кишинев.

Процесс наращивания двустороннего взаимодействия был подкреплен официальными визитами в Беларусь президентов Таджикистана и Туркменистана, министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Состоявшиеся встречи и переговоры подтвердили высокий уровень взаимопонимания, позволили определить новые направления сотрудничества в экономической сфере.

Качественному наполнению и расширению торгово-экономического взаимодействия способствовали заседания соответствующих межправительственных комиссий с Арменией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном.

О результативности экономического взаимодействия свидетельствует положительное торговое сальдо со странами СНГ и Грузией (без учета России), которое составило более 3,5 млрд. долларов.
***

2014 год прошел под знаком активизации контактов с Европейским союзом (ЕС) и его странами-членами.

В рамках Минской встречи глав государств Таможенного союза, Украины и представителей руководства ЕС в августе состоялась встреча Президента Республики Беларуси А.Г.Лукашенко с заместителем председателя Еврокомиссии/Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон.

Велись консультации с Евросоюзом по вопросам модернизации в целях определения наилучшей формы сотрудничества между Правительством Беларуси и ЕС в данной сфере. Начаты переговоры с Европейской комиссией по заключению соглашений об упрощении визовых процедур и о реадмиссии.

Беларусь продолжила активное участие в мероприятиях многостороннего трека «Восточного партнерства» (ВП), включая встречи министерского уровня. Белорусская сторона выдвинула в рамках ВП новую инициативу по гармонизации цифровых рынков стран ЕС и шести стран-партнеров ВП.

Результативно развивалось сотрудничество с ЕС в сфере технической помощи, в том числе по линии национальной индикативной программы действий ЕС для Беларуси и программ трансграничного сотрудничества ЕС «Литва-Латвия-Беларусь», «Польша-Украина-Беларусь» и «Регион Балтийского моря».

Евросоюз оставался одним из основных торговых и инвестиционных партнеров нашей страны. На долю стран ЕС приходилось более четверти общего объема белорусской внешней торговли. К ключевым торгово-экономическим партнерам Беларуси относятся Германия, Великобритания, Польша, Италия, Нидерланды, Литва, Латвия.
***
Двусторонние отношения со странами Европы выстраивались в конструктивном и прагматичном ключе, характеризуясь растущей динамикой контактов.

Заметно продвинулся политический диалог с Германией, «разморожен» ряд механизмов межведомственного взаимодействия, расширена двусторонняя повестка. Активно использовалось появившееся «окно возможностей» для закрепления положительных тенденций в сотрудничестве.

Благодаря позитивным подвижкам в отношениях с Францией учреждена двусторонняя межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, активизирована работа по формированию договорно-правовой базы, начата реализация ряда совместных инвестиционных и производственных проектов, системный характер приобрело сотрудничество между государственными страховыми агентствами двух стран.

Поддержанию высокой динамики сотрудничества с Сербией способствовал визит в Белград Президента Республики Беларусь, в ходе которого достигнуты договоренности о расширении двустороннего взаимодействия в промышленной сфере, сельском хозяйстве, строительстве, в области науки, образования и туризма.

Серьезный импульс получило развитие белорусско-турецкого диалога. Состоялись визиты в Турцию Премьер-министра, Председателя Совета Республики Национального собрания и Министра иностранных дел Республики Беларусь. Вступили в силу соглашения о взаимной отмене виз и о реадмиссии.

Положительной динамикой характеризовалось и прагматичное взаимодействие Беларуси со странами Балтии, подкрепленное серьезным экономическим сотрудничеством. В 2014 году организованы визиты Премьер-министра и Министра иностранных дел Литвы в Беларусь, Министра иностранных дел Беларуси в Латвию и Литву.

Отмечалась позитивная динамика торгово-экономического сотрудничества и политического диалога со странами Вышеградской четверки (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия).

Велась активная работа по подготовке национальной экспозиции Республики Беларусь на Всемирной выставке «ЭКСПО-2015» в г.Милане (Италия).

В 2014 году проведено восемь заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству – с Австрией, Болгарией, Венгрией, Германией, Чехией, Латвией, Польшей, Словенией, а также межмидовские консультации с 14 европейскими странами.
***

В отношениях с Соединенными Штатами Америки продолжился поиск возможностей активизации диалога по направлениям, представляющим взаимный интерес, включая вопросы международной безопасности, торгово-инвестиционного взаимодействия, ядерной безопасности, борьбы с торговлей людьми, защиты прав интеллектуальной собственности.

Эффективно развивалось двустороннее сотрудничество в гуманитарной сфере, областях здравоохранения и спорта. Осуществлялось взаимодействие по линии правоохранительных органов.

Уровень двустороннего товарооборота по итогам 2014 года превысил полмиллиарда долларов.

Значимым событием стало проведение в сентябре в г.Нью-Йорке Белорусского инвестиционного форума, на который прибыла белорусская правительственная делегация во главе с Премьер-министром. С американской стороны в мероприятии приняли участие свыше 100 компаний, а также представители инвестиционных фондов, научных кругов, федеральных и местных органов власти США.
***

Продолжена активная работа по развитию сотрудничества со странами Африки и Ближнего Востока. Закреплена тенденция роста белорусского экспорта в указанные регионы.

Визит Президента Республики Беларусь в Объединенные Арабские Эмираты придал новый импульс сотрудничеству с ОАЭ.

Наращиванию взаимовыгодных связей способствовало проведение заседаний межправительственных комитетов и комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с Египтом, Кувейтом, ОАЭ, Суданом.

По итогам визитов Министра иностранных дел Беларуси в Ирак реализуется стратегия по комплексному развитию отношений.

Положительные тенденции наметились в торгово-экономическом взаимодействии с Сирией.

Интенсивный диалог высокого уровня с Израилем создал хорошую основу для расширения инвестиционного сотрудничества и кооперации в высокотехнологичных областях.

В контексте работы по повышению уровня взаимодействия со странами Африки состоялись визиты Министра иностранных дел Беларуси в Нигерию и ЮАР, заместителя Министра иностранных дел – в Кению, Эфиопию и Судан, Премьер-министра и Министра иностранных дел Мозамбика – в Беларусь.

В то же время сохраняющаяся нестабильность в ряде ключевых с точки зрения белорусских интересов стран Африки и Ближнего Востока существенно ограничивала возможности по развитию взаимовыгодных связей.
***

С учетом высоких темпов экономического развития государств Азии и увеличения их веса в мировой политике и экономике в фокусе внимания белорусской дипломатии оставалось обеспечение высокой динамики сотрудничества с традиционными и новыми партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Южной и Юго-Восточной Азии.

Этому способствовали результативные контакты на высшем и высоком уровнях с Бангладеш, Вьетнамом, Индией, Индонезией, Ираном, Камбоджей, Китаем, Лаосом, закрепившие договоренности по реализации конкретных экономических проектов.

На новые рубежи выведено сотрудничество в различных сферах с ключевым партнером Беларуси в регионе – Китаем. Состоялся официальный визит Премьер-министра Республики Беларусь в Пекин.

Активизации взаимодействия с Австралией, Пакистаном и Монголией будет способствовать открытие белорусских диппредставительств в указанных странах.

В рамках межотраслевого взаимодействия Беларусь посетили руководители различных ведомств из Индии, Индонезии, Ирана, Китая, Кореи, Шри-Ланки, Японии и других стран региона.

Проведены межмидовские консультации и заседания межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с Вьетнамом, Ираном, Камбоджей, Китаем, Лаосом, Монголией, Пакистаном, Шри-Ланкой, Японией.

Торговый оборот со странами Азии составил около 4 млрд. долларов. Реализуются крупные двусторонние кредитно-инвестиционные проекты. Продолжается работа по созданию Китайско-Белорусского индустриального парка. Открыты новые субъекты белорусской товаропроводящей сети в Австралии, Вьетнаме и Индонезии.
***

В 2014 году продолжено наращивание контактов и расширение географии взаимодействия со странами Латинской Америки.

Существенно активизирован диалог с Аргентиной. Дальнейшее развитие получили взаимовыгодные отношения с Бразилией. Беларусь нарастила поставки на бразильский рынок калийных удобрений, продолжена работа по созданию в этой стране сборочных производств белорусской техники.

Широкомасштабное сотрудничество с Венесуэлой оставалось одним из приоритетных направлений работы на латиноамериканском векторе. Удалось сохранить объемы белорусского экспорта в эту страну, продолжить реализацию крупных проектов в области промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Получили развитие совместные проекты по разведке и добыче нефти и других полезных ископаемых на территории Эквадора.

Активизации взаимодействия с Боливией способствовало проведение заседания двусторонней комиссии по торгово- экономическому сотрудничеству.

Укреплялся политический диалог с Кубой, вырабатывались новые формы стимулирования торгово-экономического сотрудничества.

В ходе визита Министра иностранных дел Беларуси в Гавану подписано межправительственное Соглашение о встречной торговле, которое предусматривает взаимные поставки белорусской техники и кубинских лекарственных средств.
***

В 2014 году Беларусь продолжила последовательно продвигать на площадке ООН и ее специализированных учреждений и организаций внешнеполитические инициативы по различным актуальным аспектам международной повестки дня.

Важным достижением белорусской дипломатии в сфере противодействия торговле людьми стало распространение совместных международных усилий на новую сферу – предотвращение торговли человеческими органами. В ходе 23-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию по инициативе Беларуси принята резолюция «Предупреждение незаконного оборота органов человека, включая торговлю людьми с целью извлечения органов».

На новый уровень вышла белорусская инициатива по защите института семьи и продвижению традиционных семейных ценностей. В ООН проведены тематические мероприятия по этой теме.

Значительные усилия концентрировались на активизации международного сотрудничества по чернобыльской тематике и продвижении идеи многостороннего содействия развитию стран со средним уровнем дохода.

Премьер-министр Республики Беларусь принял участие в Саммите ООН по вопросам климата. В рамках мероприятия состоялись встречи главы белорусского правительства с Генеральным секретарем ООН и Администратором ПРООН.

Неукоснительно выполняя свои международные обязательства по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, наша страна представила исчерпывающую информацию о строительстве Белорусской АЭС в рамках важнейших международных форумов в данной сфере.

Положительной динамикой характеризовались контакты с руководством международных организаций, фондов и программ системы ООН. В 2014 году состоялись визиты в Минск Генерального директора ЮНЕСКО И.Боковой, Администратора ПРООН Х.Кларк, регионального директора ЮНИСЕФ  М. П.Пуарье.

В ноябре 2014 года в Минске впервые проведена региональная конференция ЮНИСЕФ «Укрепление национальных механизмов в сфере защиты детей от пренебрежительного и жестокого обращения, насилия и эксплуатации» для стран Центральной, Восточной Европы и Содружества Независимых Государств.
***

Республика Беларусь в 2014 году продолжила линию на развитие конструктивного взаимодействия в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Вкладом нашей страны в антикризисные усилия ОБСЕ в Украине стало предоставление Беларусью площадки для проведения переговоров контактной группы по Украине и достижение в г.Минске договоренностей, способствовавших деэскалации ситуации.

Белорусская делегация во главе с Министром иностранных дел приняла активное участие в 21-й встрече СМИД ОБСЕ в г.Базеле (Швейцария), по итогам которой одобрен ряд отвечающих интересам Беларуси документов, включая министерские декларации о дальнейших шагах в рамках процесса «Хельсинки плюс 40», а также о 70-летии окончания Второй мировой войны.

Развивалось прагматичное сотрудничество с исполнительными структурами ОБСЕ, в том числе по подготовке и реализации в Беларуси совместных проектов. Проведены визиты в Беларусь Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ и Специального представителя действующего председателя ОБСЕ по гендерным вопросам.

В рамках реализации стратегической линии на выстраивание конструктивного диалога и развитие практического взаимодействия Беларуси со структурами Совета Европы (СЕ) достигнуты позитивные результаты в сфере присоединения к правовым инструментам и механизмам СЕ. В частности, Республика Беларусь присоединилась к Европейской конвенции по борьбе с торговлей людьми.

В 2014 году продолжено активное взаимодействие с Центрально-Европейской Инициативой (ЦЕИ), сохраняющей свое значение в качестве важной площадки для субрегионального сотрудничества. Делегация Республики Беларусь во главе с Министром иностранных дел приняла участие в ежегодной встрече глав правительств стран-участниц ЦЕИ 24 ноября в г.Вене (Австрия).

В сентябре в г.Минске на площадке Белорусского государственного университета совместно с австрийским председательством ЦЕИ и Секретариатом Организации проведен семинар по возможным перспективам взаимодействия между ЦЕИ и «Восточным партнерством», в котором приняла участие заместитель Генерального секретаря ЦЕИ.
***

В контексте обеспечения национальной безопасности продолжено активное участие Республики Беларусь в работе Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Результатом конструктивного взаимодействия с партнерами по ОДКБ стало повышение эффективности механизмов противодействия новым вызовам и угрозам, совершенствование правового и финансово-экономического обеспечения деятельности Организации. Соответствующие решения были приняты на двух встречах ОДКБ на высшем уровне в 2014 году.

Весомым вкладом Беларуси в международные усилия по поддержанию и укреплению мира и безопасности стало ответственное выполнение нашей страной обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения, контролю над обычными вооружениями, экспортному контролю в отношении специфических товаров, работ и услуг, соблюдению санкций Совета Безопасности ООН. Продолжено конструктивное взаимодействие на многосторонних и двусторонних треках по тематике борьбы с терроризмом. Серьезное внимание уделялось и такой сравнительно новой проблематике, как международная информационная безопасность, а также безопасность в космическом пространстве.

В 2014 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята предложенная Беларусью резолюция о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения.

Визит Генерального директора Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) А.Узюмджю в Минск позволил наметить новые шаги по активизации взаимовыгодного сотрудничества. Среди наиболее перспективных направлений – реализация инициативы о создании в Беларуси «Центра передового опыта ОЗХО» в области защиты от химического оружия.

При активном дипломатическом содействии завершено строительство в Беларуси завода по уничтожению противопехотных мин типа ПФМ-1. Соответствующий проект, конечной целью которого является уничтожение более 3,3 млн. противопехотных мин времен СССР, осуществляется при финансировании Европейской комиссии.
***

Приоритетное внимание уделялось координации работы по реализации Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

В прошедшем году внешнеторговыми партнерами Беларуси стали 207 государств мира. В девять стран белорусская продукция поставлялась впервые.

Особое внимание уделялось последовательному отстаиванию национальных экономических интересов в рамках евразийской интеграции, отладке механизмов единого рынка ЕАЭС, поэтапному устранению имеющихся изъятий и ограничений в торговле товарами и услугами.

Активно задействовался потенциал ЕАЭС для защиты экспортеров от введения ограничительных мер в отношении белорусской продукции, снятию уже введенных ограничений со стороны третьих стран.

МИД и загранучреждениями оказывалось содействие белорусским и иностранным организациям по использованию действующих в Беларуси механизмов поддержки экспорт – экспортного кредитования, страхования экспортных рисков, международного лизинга, налогового стимулирования.

Совместно с белорусскими предприятиями велась работа по повышению качества экспортной продукции, улучшению уровня ее сервисного обслуживания за рубежом. Разработаны и реализуются планы совместных действий по увеличению объемов экспорта.

Важным направлением деятельности оставалась координация работы по развитию и оптимизации товаропроводящей сети (ТПС) белорусских субъектов хозяйствования за рубежом. Количество субъектов ТПС с участием белорусского капитала достигло 300, включая 141 сборочное производство.

В рамках компетенции Министерство принимало участие в работе по реформированию и либерализации национальной экономики, которая получает позитивную оценку со стороны международных структур. По данным доклада Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса – 2015» Беларусь занимает 57-ю позицию среди 189 стран. Перспективная стратегическая задача – вхождение в число первых 30 государств.

Проводилась системная работа по формированию благоприятного инвестиционного климата страны, привлечению иностранных инвестиций. Одним из наиболее ярких примеров успешного сотрудничества с иностранными инвесторами стало строительство в Беларуси швейцарской компанией «Stadler» завода по производству электропоездов, введенного в эксплуатацию в ноябре 2014 года.
***

В рамках работы по развитию договорно-правовой базы в 2014 году обеспечено подписание 105 международных договоров и иных международно-правовых документов. В настоящее время договорно-правовая база Республики Беларусь составляет 2214 двусторонних и 1655 многосторонних договоров.

Наиболее важным из подписанных является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В процессе работы над договором удалось обеспечить максимальный учет интересов Республики Беларусь уже на этапе создания институциональных основ и формирования системы права Союза.

Перечень заключенных базовых двусторонних экономических договоров пополнили соглашения о защите инвестиций с Камбоджей и Ираком, о торгово-экономическом сотрудничестве с Камбоджей. Проведены консультации экспертов по вопросу заключения договоров о свободной торговле с Вьетнамом, Израилем и Новой Зеландией.

В 2014 году установлены дипломатические отношения с Демократической Республикой Восточный Тимор. Таким образом, нашим государством поддерживаются дипломатические отношения со 174 государствами мира, что составляет более 90 процентов от общего количества государств-членов ООН.
***

Оказание консульской помощи, защита законных прав и интересов юридических и физических лиц Республики Беларусь за рубежом оставались приоритетными направлениями деятельности внешнеполитического ведомства страны. В 2014 году около 2000 соотечественников, оказавшихся в экстремальной ситуации за рубежом, получили необходимую консульскую помощь.

В рамках либерализации визовой политики Республики Беларусь большое внимание уделялось развитию двусторонней договорно-правовой базы в области взаимных поездок граждан. Подписаны межправительственные соглашения по визовым вопросам с Израилем, Камбоджой, Эквадором, вступили в силу соглашения с Боливией, Лаосом, Монголией, ОАЭ, Турцией, Шри-Ланкой. В настоящее время граждане 17 государств могут въезжать в Республику Беларусь без виз.

С целью стимулирования деловых и межличностных контактов, повышения туристической привлекательности страны внесены изменения в Визовые правила Республики Беларусь, направленные на упрощение порядка выдачи въездных виз иностранным гражданам.

Проведены межмидовские консультации по консульским вопросам с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Латвией, Литвой, Польшей, Россией, Словакией, Хорватией, Чехией, Эстонией, два раунда консультаций с Еврокомиссией о заключении соглашений об упрощении визовых формальностей и реадмиссии.

На высоком уровне обеспечено решение консульских вопросов, связанных с прибытием и нахождением в Беларуси участников и гостей Чемпионата мира по хоккею-2014.

Одним из наиболее объемных и интенсивных участков работы консульской службы являлась выдача виз: в 2014 году выдано 347 294 виз для 381 084 иностранных граждан и лиц без гражданства.