Выступление заместителя Министра иностранных дел Беларуси Ю.Амбразевича на сегменте Высокого уровня Конференции по разоружению в Женеве (28 февраля 2023 г., г.Женева)
22 марта, менее чем через месяц, Беларусь отметит траурную дату – 80 лет со дня уничтожения деревни, чье имя – Хатынь – стало нарицательным при упоминании более 600 белорусских деревень, сожженных вместе с их жителями во время 2-й мировой войны. Наша память – это дань уважения жертвам геноцида, совершенного армией гитлеровской Германии и солдатами ряда других европейских государств против белорусского народа.
Выступая в этом зале 5 лет назад, белорусская делегация накануне 75-летия трагедии в Хатыни предупреждала о предчувствии большой беды, нового вооруженного конфликта в Европе. Как мы видим сегодня, инстинкты народа, потерявшего в войне каждого третьего, не обманули.
Конечно, об этом говорили не только предчувствия белорусского народа – народа-партизана и народа-победителя, но многие эксперты и здравомыслящие политики в мире. Ведь и тогда, 5 лет назад, было предостаточно признаков набирающего силу глобального кризиса безопасности.
Среди них следует выделить и бессилие Конференции по разоружению в течение 20 лет, и практически полный паралич КБТО и КНО, демонтаж ДРСМД, многолетнее игнорирование отдельными странами законных интересов соседей в сфере безопасности, прежде всего в виде расширения НАТО на Восток и фактического отказа США обсуждать предложения России по гарантиям безопасности в Европе в конце 2021 года.
В итоге случилась Украина.
Есть ли у нас на фоне этого клубка проблем и противоречий шанс восстановить баланс интересов, воссоздать равновесие в сфере безопасности, вернуть мир в Украину и в Европу?
Для Беларуси, как для страны, испытывающей острое и обоснованное беспокойство по поводу своей безопасности, как для страны, против которой коллективный Запад применяет меры экономического удушения и ведет информационную войну с целью смены законной власти, это далеко не праздный вопрос. Для Беларуси, как для страны, являющейся непосредственной соседкой театра военных действий в Украине, это экзистенциальный вопрос.
Каждая страна имеет право на своевременную, адекватную угрозе защиту своих интересов, особенно, когда государство считает, что оно сталкивается с экзистенциальными вызовами безопасности.
Для Беларуси очевидно, что будет невозможно ликвидировать угрозы безопасности, урегулировать накопившиеся противоречия, выявив победителя на поле боя в классическом понимании традиционных войн.
Для Беларуси также очевидно, что продолжающаяся милитаризация Украины все более современными и все более дальнобойными видами вооружений повышает риск втягивания в конфликт новых государств, и, может привести к прямому столкновению государств с ядерным оружием.
У всеобщей катастрофы не будет правильной стороны.
Способна ли современная архитектура международных отношений предотвратить настоящую горячую Третью мировую войну, в которой не будет победителя?
Возможно, всем нам следует активно искать дееспособных и заинтересованных игроков как в лице влиятельных стран, так и международных структур, миротворческие и объединительные действия которых позволили бы не допустить глобального разрушительного конфликта.
Возможно, миру нужны новые неожиданные гаранты безопасности, ассиметричные альянсы и инициативы. Набирает роль и вес Шанхайская организация сотрудничества, доказала свою эффективность Организация Договора о коллективной безопасности, полно потенциала Совещание по всеобъемлющим мерам доверия в Азии, особую роль может сыграть БРИКС.
Ведь, если рванет в Украине, в Европе, то достанется всем. Спрятаться не получится ни у кого.
Беларусь давно предчувствовала беду и настойчиво призывала к началу процесса переговоров по определению политических и правовых основ глобальной безопасности. Мы, как и ранее, глубоко убеждены, что альтернативы переговорам нет.
В текущем году как председатель ОДКБ Беларусь намерена провести в Минске во второй половине года международную конференцию по проблематике перспектив безопасности в Евразии. Надеемся, что попытка дискуссии по этой большой перспективе сделает мир ближе к признанию законных и обоснованных озабоченностей каждого государства, к созданию на этой основе в будущем устойчивой системы равной и неделимой безопасности с соответствующими индивидуальными и коллективными гарантиями.
Конференция по разоружению с учетом ее уникального мандата также могла бы шаг за шагом вносить свой вклад в достижение этой цели, возвращая мир к экспертному осознанию проблем всеобщей милитаризации и гонки вооружений, угрозы которых становятся реальностью.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by