Размер шрифта:

Выступление Министра Иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова в ходе общей дискуссии 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Господин Председатель,

Дамы и господа,

I. Глобальное управление

В последние годы с этой трибуны много сказано о глобальном управлении. Но на деле не удается избавиться от ощущения, что хаос неумолимо поглощает планету. Один глобальный кризис перерастает в другой. Международное право бесстыдно попирается. Неравенство и бедность нарастают и, самое главное, все больше людей в мире испытывают страдания.

Это закономерный итог того, что мир функционирует без системы и порядка. Двадцать лет назад международное сообщество имело свой «конституционный момент», созданный завершением очередного эпохального противостояния, чтобы выработать всеобъемлющую стратегию стабильного развития планеты на будущее. Мы упустили эту возможность. В первую очередь потому, что у тогдашних «победителей» взяли вверх не здравый смысл, а эгоизм и злорадство.

Отсутствие общего видения исключило для нас возможность эффективных согласованных действий. Как результат, мировое сообщество сегодня лишь реагирует на всё возрастающие глобальные проблемы, не имея инструментария предотвращать их. Так будет продолжаться и далее – если мы не придем совместно к комплексу действенных долгосрочных мер. Нам нужна глобальная стратегия против хаоса.

Неудачи международного сообщества последних двадцати лет указывают – чтобы такая стратегия стала стратегией успеха, она должна быть построена на трех основаниях: укрепление международного права, политика глобальных партнерств и оживление ООН.

II. Международное право  

История человечества всегда была историей противостояния силы и права. Лишь в прошлом столетии этот спор был разрешен – и только де-юре – в пользу последнего. Кстати, не будет преувеличением сказать, что цивилизация определяется движением от силы к праву.

Беларусь твердо убеждена в том, что стратегия против хаоса не может преуспеть, если не удастся сохранить и укрепить существующую систему международного права – как сдерживающую основу против беззакония и беспредела.

Конечно, причин для озабоченности здесь более чем достаточно – де-факто сила продолжает сплошь и рядом попирать право. В текущем году мы стали свидетелями масштабных изменений в регионе Ближнего Востока. Выбор пути развития ближневосточных стран является их неотъемлемым правом. Мы все должны уважать выбор этих государств и не вмешиваться в их внутренние дела. Это наше международное обязательство в качестве государств-членов ООН.

К сожалению, свои обязательства относительно свободы выбора пути развития соблюдают не все. Так, на протяжении долгих десятилетий Соединенные Штаты Америки проводят политику экономической, торговой и финансовой блокады против свободолюбивой Кубы. Это прямое нарушение принципов и решений ООН.

Беларусь также стала объектом не только нападок, но и экономических санкций за выбор, который белорусский народ сделал на выборах своего Президента.

Белорусы никогда не откажутся от своего права на выбор. Определение собственного пути развития является для нас священной ценностью. Ни санкции, ни шантаж и угрозы не изменят нашей позиции. Право на нашей стороне.

Беларусь никогда никого не учила как жить. Мы всегда выступаем за многообразие путей развития стран и народов мира. Республика Беларусь готова к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми государствами – даже с теми, с кем у нас были и остаются острые разногласия. При этом мы хотим немногого – всего лишь, чтобы отношения с нами строили так же, как это делаем мы по отношению к другим – уважительно и равноправно. И это тоже наше право. 

III. Глобальные партнерства

Великий Альберт Эйнштейн сказал: «Проблемы не могут быть решены на том же уровне, где они создавались». Нарастающим транснациональным вызовам и угрозам нельзя найти решения с использованием традиционных внешнеполитических инструментов – баланс cилы, сферы влияния, санкции и угрозы. Необходимы новые формы взаимодействия – такие, которые учитывают два современных глобальных «сдвига силы»: от Запада к «остальным» и от государств к негосударственным «игрокам», на которые правильно указывают аналитики.

Полагаем, что оптимальной формой взаимодействия для противостояния тем или иным новым вызовам должны стать глобальные партнерства, включающие в свои ряды государства, международные организации, гражданское общество и частный сектор.

Глобальные партнерства являются неотъемлемым элементом стратегии против хаоса. Именно они в состоянии обеспечить реальное объединение усилий заинтересованных игроков сегодняшнего мира в противодействии всему спектру вызовов и угроз, «не признающих границ».

Уверены, что альтернативы на международном уровне интеграции и вовлеченности нет. Глобализация и взаимозависимость сделали всех нас равно уязвимыми перед транснациональными проблемами. Поэтому не может быть благополучия и стабильности в мире для одних, пока другие живут в нищете и страданиях.

Масштабные изменения в регионе Африки и Ближнего Востока, вызванные нарастающими проблемами бедности и неравенства, диктуют необходимость реализации глобального партнерства в целях развития. Прошлогодняя встреча на высшем уровне в ООН и Сеульское заседание Группы 20 дали важный импульс усилиям в этой области. В то же время устойчивый рост мировых цен на продовольствие и энергоносители говорит о новом обострении проблемы развития, а значит и необходимости более активных и нешаблонных подходов.

Среди таких конкретных подходов важным видится решение вопроса передачи современных и эффективных энергетических технологий развивающимся государствам и странам со средним уровнем дохода. Это и ключевой элемент в преодолении проблемы изменения климата. Важно, что такие технологии существуют и успешно внедряются во многих уголках планеты. Следовательно, трудности здесь не являются техническими. Давайте в конце концов поймем: сегодня не может быть «зеленого» рая для богатых стран и загрязненного ада для бедных. Ограниченное пространство Земли исключает такую возможность.

В качестве практического шага Беларусь предлагает в рамках работы над резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о новых и возобновляемых источниках энергии и итоговым документом конференции «Рио+20» дать начало созданию под эгидой ООН глобального механизма, которыйобеспечит доступ к современным энергетическим технологиям для всех стран мира. Это будет наилучшим вкладом в реализацию в 2012 году «Международного года устойчивой энергетики для всех».

За минувший год сделаны важные шаги по формированию инициированного Беларусью Глобального партнерства против рабства и торговли людьми. Началась реализация Глобального плана действий по борьбе с торговлей людьми. В этом процессе активно участвуют заинтересованные государства, международные организации, гражданское общество и частный сектор. Отрадно, что особый упор в этих усилиях сделан на обеспечении прав жертв. В полной мере поддерживая такой подход, Беларусь была в числе первых государств, внесших добровольный взнос в Целевой фонд помощи жертвам торговли людьми. Мы благодарны тем странам, которые включились в работу Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми.

Перспективным направлением в реализации политики глобальных партнерств мы видим тему поддержки молодежи. На прошлогодней встрече ООН на высшем уровне Беларусь выдвинула инициативу о создании для этого глобального партнерства. Мы приветствуем недавнее проведение в рамках Международного года молодежи заседания высокого уровня. Надеемся, что за этим мероприятием последует разработка действенной глобальной политики по защите интересов молодежи. 

IV. Оживление ООН

Есть естественное место, где стратегия развития на будущее должна разрабатываться и реализовываться. Это – Организация Объединенных Наций. Вопрос в том, в какой степени ООН сегодня пригодна для решения этой задачи? Будем откровенны. У всех имеются к ООН претензии.

Действительно, в последние годы главная задача Организации заключалась, скорее, в выживании в различных кризисах, нежели в их решении, не говоря уже о предотвращении. Виновата ли сама ООН в таком положении дел? Давайте и здесь будем искренни и скажем «нет». ООН – это мы. Виноваты мы, государства-члены, потому что вместе не поняли, какой мир мы хотим построить, и не адаптировали ООН к новым реалиям.

Поэтому неудивительно, что ООН чаще была «сценой» для отдельных актеров, нежели платформой для совместных действий.

Вопрос оживления Организации стоит остро, как никогда ранее. Необходимо реформировать главные органы ООН и основные направления ее деятельности.

Совет Безопасности ООН не может оставаться в форме, уместной для эпохи realpolitik. Уверены в том, что Совет должен быть укреплен путем расширения в двух категориях, прежде всего, за счет недопредставленных развивающихся стран. Повысить авторитет и действенность работы Совета также призвано приведение методов его работы в соответствие с духом времени.

Мир одолевают серьезные экономические проблемы. Однако в их решении все еще крайне мало задействован значительный потенциал экономического блока ООН. Деятельность Экономического и Социального Совета ООН должна быть в гораздо большей степени нацелена на решение насущных проблем государств-членов. Беларусь намерена внести свой вклад в эту работу – в том числе в составе ЭКОСОС, если через месяц государства-члены окажут честь избрать Республику Беларусь в этот важный орган ООН.

Укрепление ООН невозможно без нахождения баланса между интересами различных групп государств. Несколько лет назад Беларусь стала одним из инициаторов привлечения внимания Генеральной Ассамблеи к проблематике стран со средним уровнем дохода. Мы рады видеть, что за прошедшее время понимание значимости этой группы стран в мировых политических и экономических процессах заметно выросло. На нынешней сессии Беларусь вместе с государствами-единомышленниками продолжит усилия по ориентированию органов оперативной деятельности ООН на более полный и действенный отклик на особые нужды этой многочисленной группы стран.

Авторитет ООН в мире среди простых людей высок как раз там, где она реально помогает от хаоса и насилия перейти к порядку и стабильности, т.е. в миротворческой деятельности. Считаем, что усилия по укреплению данного направления требуют самой широкой поддержки. Откликаясь по просьбу Генерального секретаря ООН, Беларусь стала вносить посильный вклад в это дело, участвуя в операциях по поддержанию мира.

Есть необходимость повышать роль ООН в посредничестве в урегулировании споров мирными средствами. Для этого важно не только наращивать внутренний потенциал Организации, но и обеспечить активное взаимодействие ООН с влиятельными региональными структурами, такими, например, как Организация Договора о коллективной безопасности, наиболее осведомленными о проблемах в зонах своей ответственности. Беларусь, как нынешний председатель ОДКБ, готова всемерно содействовать этому.

Господин Председатель,

Мартин Лютер Кинг сказал: «Время всегда является подходящим, чтобы сделать то, что правильно».

Давайте прислушаемся к этому дельному совету и как международное сообщество незамедлительно сделаем то, что мы должны сделать.

Спасибо за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by