Выступление заместителя Министра иностранных дел Беларуси Е.Шестакова на открытии конференции «Общеевропейские интеграционные процессы: к общему видению через трансграничную синергию» (27 октября 2016 г., г.Минск)
Уважаемые участники и гости форума,
Представители дипломатического корпуса!
Дамы и господа!
Рад принять участие в открытии очередной конференции в рамках «Минского диалога». Встречи представителей так называемой «экспертной дипломатии» (track II diplomacy), призваны подпитывать «классическую» дипломатию новыми идеями и «незамыленным» взглядом на, казалось бы, очевидные вещи. Не ожидая сиюминутных результатов, мы всегда признательны экспертам за их вклад в поиск решения актуальных проблем.
Как раз в эти дни в г.Минске параллельно проходит конференция, организованная МИД совместно с Европейской Экономической Комиссией ООН, и посвященная схожей теме – экономической интеграции и устойчивому развитию в нашем регионе на период до 2030 года. Некоторые из присутствующих в зале экспертов также принимали в ней участие.
Общеевропейская интеграция сегодня без преувеличения имеет судьбоносное, ключевое значение и в региональном, и в глобальном масштабе.
Причем налицо очевидный парадокс в его классическом понимании – запрос на интеграцию (интеграционный процесс) идет рука об руку с проявлениями конфронтации и размежевания. Такое противоречие можно объяснить тем, что мы снова, в который раз за последние десятилетия, оказались на очередном пике смены привычной парадигмы мироустройства. Хотя это, конечно, не стоит считать исчерпывающим объяснением.
Современная повестка дня перегружена геополитическим противостоянием. На европейском континенте доминируют темы Брекзита, миграционного кризиса и безопасности, перманентное муссирование антироссийских санкций на фоне то украинской, то сирийской проблематики.
Проявляются недвусмысленные признаки дезинтеграционных процессов, конфронтации и взаимного недоверия, чреватые появлением новых разделительных линий на нашем континенте.
А ведь неоднократно после падения Берлинской стены всем нам казалось, что общеевропейская интеграция – лишь дело времени, и что этот процесс приобрел необратимый характер. Серьезные разночтения имеются и в плане подходов и видения необходимости, потенциала и условий реализации общеевропейских интеграционных процессов.
Безусловно, готовых рецептов для решения актуальных политических и экономических проблем на европейском континенте не существует. И все же, именно нынешняя геополитическая реальность диктует нам единственно верный вектор движения – отказ от эскалационной логики в пользу взаимоуважительного диалога и поиска компромиссов.
Серьезный неиспользованный потенциал для обеспечения неконфронтационного и устойчивого развития нашего региона состоит, прежде всего, в реализации многоуровневых интеграционных проектов. Беларусь, успешно участвуя в различных проектах интеграции, вносит свой вклад в налаживание кооперационных связей, создание новых стимулов для укрепления евразийских экономик.
В конце концов, только наличием мощной восходящей интеграционной тенденции можно объяснить то, что Евразийский экономический союз, существующий, как вы знаете, чуть более полутора лет, достиг весомых результатов, на что Евросоюзу, к слову, потребовались десятилетия. Правда, речь здесь ни в коем случае не идет о соревновании – о том, кто быстрее, лучше и сильнее. Речь идет о естественном и своевременном ответе на существующие вызовы. Именно благодаря этому, вопреки сложным стартовым условиям наш Союз из «тройки» трансформировался в «пятерку», приобрел очертания перспективного интеграционного объединения, являющегося одним из крупнейших рынков и (ни много ни мало) шестой экономикой в мире.
Мы не замкнулись в своей евразийской интеграции и нацелены развивать ее как за счет внутреннего расширения, так и позиционируя возможности ЕАЭС на международной арене.
Как птица не может лететь на одном крыле, так и мы изначально не ограничиваемся лишь западным вектором интеграции.
К числу важнейших задач мы относим интеграцию ЕАЭС с интеграционными союзами и мегапроектами государств Азии. В том числе это касается региона АСЕАН и нашего стратегического партнера – Китая.
Мы удерживаем в поле зрения и страновой трек приложения совместных усилий. Ряд государств, как вы знаете, заинтересованы выйти на рынок ЕАЭС. Начаты переговоры с Китаем, Израилем и Сербией. Идет предметное рассмотрение вопроса о начале торговых переговоров с Египтом, Индией, Ираном, Кореей, Сингапуром.
Стремление Беларуси и ее союзников углублять интеграцию по всем направлениям – своего рода манифест, идущий от жизни.
В 2011 году он был емко сформулирован Главой белорусского государства как «интеграция интеграций».
Находясь на стыке двух интеграционных союзов, Беларусь в особой мере заинтересована во взаимном сближении Евразийского и Европейского союзов. Наша страна может и должна играть свою роль в этих объединительных процессах.
По нашему мнению, «интеграция интеграций» из абстрактного понятия должна перейти в плоскость конкретных и полезных сфер пересечения и взаимодействия между ЕС и ЕАЭС. А таких точек соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества чрезвычайно много. Это экономика, энергетика, экология, транспорт и логистика, борьба с нелегальной миграцией и трансграничной преступностью и др. По многим из этих направлений мы уже успешно взаимодействуем с ЕС, зачастую не делая на этом публичный пиар.
Именно через такие точки соприкосновения шаг за шагом будет выстраиваться модель сближения двух крупнейших интеграционных образований, нарабатываться критическая позитивная масса взаимного доверия, дефицит которого так остро ощущается на данном этапе.
В масштабном проекте «интеграции интеграций», который изначально был принят с достаточной настороженностью, и лишь постепенно стал восприниматься как очень перспективная тема – скрыты огромные выгоды и шансы для всего континента – от Атлантики до Тихого океана.
Во-первых, наиболее актуальным, и, видимо, наиболее притягательным, является нахождение приемлемой формулы мирного и устойчивого социально-экономического развития, недопущение появления новых разделительных линий в Европе.
Во-вторых, синергетический потенциал интеграции призван обеспечить высокую конкурентоспособность нашего континента на фоне опережающего развития других регионов мира, способствовать сохранению европейской идентичности и самобытности.
В-третьих, сопряжение ЕАЭС и ЕС позволит избежать пагубной конкуренции интеграций и конфронтации, через стыковку экономик и взаимовыгодное сотрудничество – помочь урегулированию долгоиграющих конфликтов.
Год назад в период белорусского председательства в ЕАЭС мы с партнерами сформулировали и изложили видение стыковки интеграций в памятной записке «Евразийский экономический союз – Европейский союз: контуры сотрудничества», переданную в свое время в Еврокомиссию.
Встречная заинтересованность в расширении торгово-экономического сотрудничества в глобальном аспекте обозначилась лишь в общих чертах. Как бы нам ни хотелось бóльшего, процесс установления институциональных связей между объединениями остается сложным и длительным процессом.
Мы акцентируем внимание на следующем принципиальном преимуществе: вместо фобий и недоверия – находить точки соприкосновения и концентрироваться на решении конкретных задач прикладного характера, обсуждая возможные формы кооперации.
Тема общеевропейской интеграций приобретает сегодня широкий смысл и не ограничивается лишь моделями взаимодействия по линии ЕАЭС-ЕС. Мы можем и должны более внимательно смотреть и на другие проекты, способные дать полезный синергетический эффект.
Как вы, вероятно, знаете, в 2017 году Беларусь впервые будет председательствовать в европейской региональной организации – Центрально-Европейской Инициативе.
Основным тематическим приоритетом белорусского председательства в ЦЕИ будет «совместимость» (connectivity) в широком понимании этого термина.
Мы понимаем под ним как развитие инфраструктурных связей между странами объединения в сферах транспорта и энергетики, так и создание синергий, взаимодополняющих и эффективных механизмов сотрудничества между различными интеграционными процессами, в которые вовлечены страны-участницы Центрально-Европейской Инициативы.
Мы рассматриваем ЦЕИ как платформу для диалога и прагматичного сотрудничества между странами Центральной, Восточной и Южной Европы в интересах укрепления стабильности в регионе. Использование потенциала этой организации приобретает особую важность для устойчивого экономического развития и расширения взаимосвязей на общеевропейском пространстве.
Уважаемые коллеги,
В Беларуси убеждены в востребованности интеграции и для европейской и для международной повестки дня. В наших общих интересах – нарабатывать критическую массу аргументов и выходить на реальное объединение усилий по обеспечению устойчивости нашего региона.
Искренне желаю участникам сегодняшнего форума плодотворной работы, конструктивных дискуссий, новых идей и творческих успехов во имя мира, стабильного развития и процветания нашего общеевропейского дома.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by