Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при ООН А.Дапкюнаса на заседании рабочей группы по активизации работы Генеральной Ассамблеи ООН (22 марта 2016 г., г.Нью-Йорк)
Пользуясь случаем, хочу привлечь внимание присутствующих к выступлению уважаемого Постоянного представителя Алжира от имени Движения Неприсоединения, которое в последние годы являлось одним из самых активных и принципиальных коллективных участников дискуссии в рабочей группе по вопросу о подборе и назначении следующего Генерального секретаря ООН.
Вначале о двух темах, которые у всех на слуху и по которым мы уже неофициально обменивались мнениями в ходе «мозгового штурма».
О количестве кандидатов, рекомендуемых Советом Безопасности ООН
Беларусь исходит из того, что Уставом ООН этот вопрос не урегулирован, и единственным документом ООН по этому вопросу является Резолюция 11 (I) 1946 года. Общим подходом в наших дискуссиях стало то, что резолюция отражала реалии 1946 года и устарела. В то же время, она является единственным документом, содержащим коллективную рекомендацию Генеральной Ассамблеи Совету Безопасности по вопросу количества кандидатов, и в этом качестве сохраняет свою актуальность.
Мы согласны с тем, что ограничение, введенное в 1946 году, устарело. С другой стороны, мы не убеждены, что его замена другим ограничением послужит целям подбора наиболее квалифицированных кандидатов. В этой связи, мы полагаем, что в части подбора кандидатов и результатов такого подбора Совету Безопасности, действующему от имени всех государств-членов ООН, должна быть предоставлена необходимая полная свобода действий. Ограничение же 1946 года должно быть снято и перестать влиять на непростой процесс подбора кандидатов.
Другими словами, СБ ООН должен почувствовать и учесть предпочтения государств-членов, преобладающие в Генеральной Ассамблее настроения. Со своей стороны, члены Генассамблеи, по нашему мнению, должны дать Совету Безопасности ООН кредит доверия и большее пространство для маневра в поиске наилучшего способа свободно воплотить в кадровой рекомендации ожидания государств-членов ООН. Я не считаю оправданным уменьшать ответственность Совета Безопасности за счет излишней регламентации процесса.
О единственном сроке для следующего Генерального секретаря
По этому вопросу позиция Беларуси гибкая. Мы с интересом изучаем предложения заинтересованных делегаций и неправительственных организаций. В то же время, надо отдавать отчёт, что этот процедурный аспект, как и многие другие, мы должны рассматривать в контексте решения двуединой задачи – обеспечение независимости Генерального секретаря от мнения и воли ограниченного числа влиятельных государств одновременно с укреплением его (её) подотчетности Генеральной Ассамблее ООН. Другими словами: независимым от немногих и подотчетным всем. Генеральный секретарь действует от имени и по поручению всех 193-х государств-членов ООН. Так построена Организация Объединенных Наций, и такого понимания мы ожидаем от главного должностного лица её Секретариата.
А сейчас немного о темах, не являющихся предметом всеобщего или приоритетного интереса, но от этого, на наш взгляд, не менее важных.
О тайном голосовании по кандидатуре Генерального секретаря
Гораздо более серьёзным, чем просто обсуждение числа сроков, на которые избирается Генеральный секретарь, способом обеспечения независимости Генерального секретаря от мнения и воли ограниченного числа влиятельных государств и его (её) подотчетности главному совещательному органу ООН, мы видим в том, чтобы впервые спустя полвека использования политически ситуативной процедуры, назначение Генерального секретаря прошло в полном соответствии с применимым правом – действующим регламентом Генеральной Ассамблеи. Принцип верховенства права не абстрактная категория. Генеральная Ассамблея также имеет возможность внести свою важную лепту в его укрепление через неукоснительное выполнение существующего регламента.
О справедливой ротации должности Генерального секретаря
В дополнение к сказанному ранее уважаемым Председателем Восточноевропейской группы, хотел бы заметить следующее. Мы признаём, что как правило, так и схема географической ротации в отношении должности Генерального секретаря, к сожалению, отсутствуют. С этой точки зрения главным комитетам Генассамблеи повезло больше.
Мы также признаём суверенное право всех без исключения государств выдвигать своих кандидатов и готовы к рассмотрению всех кандидатур без какой-либо дискриминации. В то же время, мы не можем не признать очевидных фактов гендерной и региональной несбалансированности в отношении этой должности, что накладывает свой отпечаток и на тревожную ситуацию с этим вопросом в Секретариате ООН в целом. Надеемся, что этот факт будет надлежащим образом учтён при подборе и назначении следующего Генерального секретаря.
Речь идёт не об обязательной и предписанной, а именно о справедливой ротации.
О важности подготовительного процесса к выбору и назначению Генерального секретаря
Прошу извинить за прямолинейность формулировки, но тайное голосование в Генеральной Ассамблее при назначении Генерального секретаря, которого Беларусь с коллегами по Движению неприсоединения настойчиво добивается последние годы, – не столько инструмент выбора – мы в этом смысле реалисты, — сколько средство сдерживания от внесения на рассмотрение Ассамблеи заведомо спорных предложений, которые не учитывают преобладающие в среде государств-членов настроения.
Кандидатуру или кандидатуры на пост Генерального секретаря отбирают уважаемые члены Совета Безопасности, а не Генеральная Ассамблея. Вопрос в том, как нам обеспечить связь подготовительного этапа к выбору Генерального секретаря, который проходит в рамках Генеральной Ассамблеи, с непосредственно процедурой выбора, в который вовлечены уже члены Совета Безопасности. Для этого, по нашему мнению, есть несколько способов.
Во-первых, это обеспечение максимальной эффективности назначенных на апрель и последующих встреч Генеральной Ассамблеи с кандидатами. Критическое значение для того, чтобы члены Совета Безопасности укрепились в своём мнении о качествах кандидатов, имеет несрежисированность, открытость и продуманность организации этих встреч. На какие вопросы государств-членов и гражданского общества будет предложено ответить кандидатам? В каком порядке? Как будет проходить отбор вопросов? Серьёзность задачи, стоящей в этом смысле перед офисом Председателя Генеральной Ассамблеи, трудно переоценить.
Хочу внести одно практическое предложение: приоритет в списке вопросов, адресуемых кандидатам, было бы оправданно отдать вопросам, которые подготовлены группами государств-членов, и предусмотреть возможность адресации одного и того же вопроса всем кандидатам.
Во-вторых, в развитие ознакомительных мероприятий, которые будет организовывать Председатель Генеральной Ассамблеи, имело бы смысл предусмотреть инициативные встречи по линии региональных групп, других межгосударственных образований, неформальных объединений государств. На эти встречи надо обязательно попытаться привлечь как можно больше членов Совета Безопасности, даже если только в качестве слушателей. Это нужно для того, чтобы члены Совета Безопасности имели возможность сложить максимально информированное представление не только о том, насколько отдельные кандидаты подходят на пост руководителя Секретариата ООН, но и о том, как это видится государствам-членам ООН. Именно это, на наш взгляд, будет определять успех подбора кандидатуры или кандидатур на пост Генерального секретаря, которые получат убедительный мандат доверия от Генеральной Ассамблеи.
В заключение я хотел бы отметить, что для успеха придания процессу выбора и назначения Генерального секретаря более открытого и демократичного характера критически важную роль играет фигура руководителя Генеральной Ассамблеи ООН – нынешнего и будущего, — его принципиальность, решительность и инициатива.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by