В Беларусь без визы

Тезисы выступления заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь А.М.Герасименко на Восточно-европейском саммите в Бухаресте 14-15 октября 2003 г.

Тезисы выступления заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Герасименко А.М.

на Восточно-европейском саммите «Расширение европейской инвестиционной границы»

(г. Бухарест, 14-15 октября 2003 г.)

Уважаемый господин Председатель,

уважаемые участники Форума.

Прежде всего, я хотел бы приветствовать участников Форума и выразить благодарность его организаторам за любезное приглашение. Проводимая в Республике Беларусь государственная политика в области инвестиций и конкретные шаги по ее практической реализации заслуживают быть представленной в этой высокой аудитории.

Нынешний форум предоставляет всем участникам возможность для открытого обмена информацией и мнениями.

В своем выступлении в рамках отведенного регламента хотел бы кратко остановиться на экономической ситуации Республики Беларусь и охарактеризовать возможности осуществления инвестиционной деятельности иностранными компаниями на территории Беларуси.

Экономика Беларуси в последние годы развивается достаточно стабильно и динамично. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта за последние пять лет составил в среднем 6%, в 2001 году – 4,1% и в 2002 году – 4,7%.

(Для справки: показатели по темпу прироста ВВП в 1,5 – 2,0 раза выше, чем в странах ЕС и странах-кандидатах к вступлению в ЕС).

В 2002 году Беларусь поддерживала торговые отношения более чем со 150 странами мира. В активе Беларуси - благоприятное географическое положение, развитая промышленная и транспортная инфраструктура, растущий экспортный потенциал, научно-техническая база и достаточно квалифицированная рабочая сила, формируются инвестиционная инфраструктура, рынки финансовых и страховых услуг.

Географическое положение Беларуси, являющейся европейским коммуникационным коридором, обеспечивает до 70 процентов поставок российского экспорта в страны ЕС. Беларусь имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру, дальнейшее развитие которой предусмотрено программными документами Правительства республики.

В течение последних трех лет доля экспорта в ВВП Беларуси составляет порядка 55-60%. По показателю открытости экономики наша входит в первую десятку европейских стран (третье место после Чехии и Словакии среди 17 стран ЦЕИ), является лидером среди государств СНГ. В 2002 году внешнеторговый оборот Беларуси составил 17,1 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с 2001 годом на 9,3%. Экспорт увеличился на 8,7 % и составил 8,1 млрд. долл. США.

Сегодня после Российской Федерации Европейский союз является вторым важнейшим торговым партнером Республики Беларусь. Внешнеторговый оборот с Россией в 2002 г. составил 58% всего товарооборота Беларуси.

На долю стран-членов Европейского союза приходится около 17% общего объема товарооборота Беларуси и 45% со странами вне СНГ. В результате расширения Европейского союза за счет стран Центральной и Восточной Европы совокупная доля ЕС во внешней торговле Беларуси возрастет почти вдвое. При этом следует отметить, что экспорт белорусских товаров в европейские страны только за последние три года увеличился более чем в два раза (с 1,2 млрд. долл. США в 1998 г. до 2,8 млрд.– в 2002 г.).

Отраслевая структура белорусской экономики и наличие крупных промышленных предприятий, объёмы производства, на которых значительно превышают потребности внутреннего рынка, определяют то обстоятельство, что устойчивый рост белорусской экономики может быть обеспечен только при опережающем росте экспорта.

Вместе с тем имеющиеся положительные изменения в развитии внешней торговли не сопровождаются необходимым объемом инвестиций в базовые отрасли экономики и экспортоориентированные предприятия. В настоящее время на долю иностранного капитала приходится менее 5 % совокупного объема инвестиций, вкладываемых в экономику государства. Основная нагрузка приходится на внутренние источники финансирования –средства предприятий, банковской системы и государства. Однако суммарный объем внутренних и внешних инвестиций не обеспечивает простого воспроизводства основных производственных фондов республики.

Сохранение тенденции износа основных фондов может привести в будущем к сокращению экспортных поставок, снижению конкурентоспособности продукции и эффективности производства, нарушению установившихся торгово-экономических связей, росту социальной напряженности в обществе.

Инвестиционная политика государства является одним из основных факторов эффективного функционирования экономической системы, препятствующих развитию негативных процессов в экономике и определяющая возможности дальнейшего экономического, технологического развития и экономической безопасности страны.

По этой причине формирование благоприятных условий деятельности иностранных инвесторов в республике, улучшение инвестиционного климата и, как следствие, увеличение объемов привлекаемого иностранного капитала в экономику является стратегической задачей государственной инвестиционной политики Республики Беларусь.

Инвестиционная сфера Республики Беларусь испытала на себе наибольшее воздействие негативных процессов реформирования экономики после приобретения государственной независимости, связанное с поиском своего пути развития. Значительная часть инвестиционных ресурсов государства задействована на ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

За более чем десятилетнюю историю независимого существования Беларусь привлекла всего около 5,0 млрд. долл. США иностранных кредитов и инвестиций (в 2002 году - 722 млн. долл. США).

(Для справки: Венгрия – около 30 млрд., Польша – 65 млрд. долл. США).

Важным фактором и одновременно результатом развития мирового хозяйства и усиления интеграционных тенденций стал стремительный рост иностранных инвестиций прямых инвестиций. За исключением 2002 г. объем ПИИ возрастал в последние годы до 40 % в год. Капитал интернационален по своей природе, не признает национальных границ и направляется в страны, где имеется спрос на инвестиции и сформированы условия для их размещения.

Для Беларуси, как и для многих других стран, наибольший интерес представляют именно прямые инвестиции, позволяющие мобилизовать и реализовать потенциал зарубежного партнера в Беларуси - финансовый, производственный и интеллектуальный.

Сочетание интересов потенциальных инвесторов и принимающего государства, получающих прямые и косвенные выгоды от сотрудничества, как правило, отвечает и национальным интересам.

ПИИ сегодня это:

· важный источник накопления, увеличивающий ресурсы обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами,

· сопутствующий приток прогрессивных технологий, обеспечивающих наряду с расширением ассортимента и качества продукции снижение издержек производства,

· использование развитой сети сбыта продукции инвесторов, более высокий уровень менеджмента,

· вовлечение экономики страны в мировые хозяйственные связи, использованию преимуществ международного разделения труда,

· укрепление экономики и развитие международного сотрудничества.

Общее количество официально зарегистрированных организаций с иностранным капиталом на территории Беларуси превышает 4,0 тысячи предприятий. Сегодня свыше 80 стран имеют предприятия на территории Беларуси.

Европейские страны являются нашим традиционным и основным инвестиционным партнером. С участием стран-членов ЕС и стран готовых вступить в ЕС с 01.05.2004 г. на территории Республики Беларусь создано свыше 2,5 тыс. коммерческих предприятий с участием иностранного капитала (почти 2/3 от общего количества). Ведущие позиции по этому направлению принадлежат Германии, Польше, Литве, Латвии, Великобритании, Италии, Чехии и Нидерландам. Однако потенциальные возможности сторон используются недостаточно.

Республика успешно сотрудничает с известными мировыми компаниями производителями. Созданы и успешно функционируют, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «Фрезениусом» (выпуск медицинского оборудования), «Карл Цейсс» (оптика, системы электронной визуализации), голландской «Кока-Колой», американским «МакДональдсом» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал», швейцарским «СБ Телеком», немецким «Алкатель СЭЛ», российскими «Мобильными ТелеСистемами» (внедрение мобильной телефонной системы стандарта ДжСМ и производство коммутационного оборудования) и другими.

Беларусь заинтересована в привлечении иностранных инвестиций и высоких технологий и в свободные экономические зоны, которые являются сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Беларуси.

В настоящее время в Республике Беларусь создано 6 свободных экономических зон (СЭЗ «Минск», СЭЗ «Брест», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев» и СЭЗ «Гродноинвест») с либеральными условиями хозяйствования в виде налоговых льгот: освобождение от налога на прибыль на 5 лет, фиксированный перечень налогов, налог на прибыль и доходы - 15 % (по стране - 24 %), налог на добавленную стоимость - 10 % (по стране - 20%), льготного таможенного режима.

Общий вклад СЭЗ в экономику республики пока достаточно скромен и не превышает 2% в валовом внутреннем продукте и прибыли от реализации продукции. Более ощутимо влияние СЭЗ на региональном уровне: СЭЗ «Брест» производит более 11 % ВВП области создаются новые рабочие места, развивается инфраструктура территории, в определенной степени формируются благоприятные условия для привлечения инвестиций и современного менеджмента.

Беларусь придает важное значение развитию малых и средних предприятий, предпринимает ряд мер, направленных на стимулирование их деятельности. В 2003 году принято решение по сокращению видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, что позволило на первом этапе сократить их число со 165 до 42, и в конечном итоге довести до 10-12.

Принятые Республикой Беларусь в последние годы законодательные и программные документы позволяют более четко определить общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности, предусмотреть меры по стимулированию и формам государственной поддержки, а также обеспечению государственной защиты прав инвесторов, включая иностранных инвесторов, на территории республики.

Беларусь нередко «упрекают» в нестабильности и изменчивости инвестиционного законодательства. Да это так, но давайте рассмотрим принятые Правительством решения с точки зрения нарушения интересов иностранных инвесторов. Ухудшают ли они условия их деятельности? Отвечу: нет.

Для подтверждения своих слов сообщу об основных изменениях, которые внесены или будут вноситься по совершенствованию инвестиционного законодательства в связи с принятием Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики да 2010 года, одобренной Правительством Беларуси в мае 2002 г. Основные направления по совершенствованию законодательства предусматривают:

· обеспечение стабильности и унификации инвестиционного и налогового законодательства;

· совершенствование таможенного и налогового регулирования;

· создание системы страхования и реальных гарантий инвестиций, которая рассматривается как универсальный инструмент рыночной инфрастуктуры;

· упрощение в разумных пределах порядка регистрации и формирования уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями;

· продолжение переговорного процесса с международными финансовыми организациями, заключение межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, двойном налогообложении;

· формирование инвестиционной инфраструктуры, совершенствование информационной деятельности, направленной на содействие иностранным инвесторам;

· введение международных стандартов бухгалтерской и статистической отчетности и другие;

Основными задачами Национальной программы являются:

· улучшение инвестиционного климата по всем его составляющим;

· восстановление инвестиционного потенциала и развитие собственных инвестиционных возможностей (для справки: на развитие производственного потенциала предусматривается 39 млрд. долл. США, из которых 1/3 или 13 млрд. планируется привлечь за счет притока внешних инвестиции и кредитных ресурсов);

· усиление инвестиционной ориентации банковской системы и другие;

Мы рассматриваем эти изменения как меры направленные на формирование более благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности и улучшение инвестиционного климата, адаптацию белорусской экономики к рыночным условия и международным стандартам, которые помогут инвесторам сократить время для принятия решений об инвестировании в экономику республики, в конкретные инвестиционные приоритетные проекты.

(Для справки: Перечни проектов и более подробная информация об их содержании размещены на Интернет-сайтах Минэкономики, МИДа, отраслевых министерств и концернов Республики Беларусь, представительствах Беларуси за рубежом).

Из других программных документов особо следует выделить, вступивший в силу с 2001 г. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, который объединил разрозненные акты инвестиционного законодательства в единый законодательный документ.

В Инвестиционном кодексе на уровне государства:

· гарантируется защита прав иностранных инвесторов и распространение на них национального правового режима. Для иностранных инвесторов предусматривается пятилетний мораторий на применение законодательных норм, ухудшающих условия ведения бизнеса;

· предусматривается льготный режим налогообложения, если доля зарубежного партнера в уставном фонде коммерческих предприятий с иностранными инвестициями составляет более 30% (освобождение от уплаты налога на прибыль в течение трех лет, освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Беларуси технологического оборудования в уставный фонд создаваемого предприятия). Это касается и предприятий со 100 % иностранным капиталом.

В соответствии с Кодексом валютная выручка от экспорта собственной продукции предприятий с иностранными инвестициями остается в их распоряжении за исключением сумм налоговых платежей. После уплаты налогов и сборов инвестору гарантируется беспрепятственный перевод его доходов за границу, полученных от использования инвестиций.

Палата Представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении 2 октября т.г. одобрила внесение изменений в Инвестиционный кодекс, а именно:

· дополнен перечень иностранных инвесторов организациями, которые по законодательству стран происхождения инвестиций не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании контрактов,

· расширен перечень форм осуществления инвестиционной деятельности для случаев увеличения уставных фондов действующих юридических лиц путем дополнительных выпусков акций,

· уточнены для единообразного понимания нормы о применении неизменности законодательства для организаций с иностранными инвестициями и другие.

Суть изменений, как очевидно, заключается в уточнении и совершенствовании инвестиционного законодательства, расширении круга потенциальных участников, включая и иностранных, при осуществлении инвестиционной деятельность в республике.

В целях установления конструктивного диалога с иностранными инвесторами, работающими на белорусском рынке, в республике в 2001 году создан и активно функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь, возглавляемый Премьер-министром, и его рабочие органы: Постоянный комитет и пять рабочих групп. Основной целью Совета является выработка практических рекомендаций по улучшению условий вхождения иностранного капитала на территорию республики.

В Консультативный совет входят представители международных экономических организации - МФК, ЕБРР, ПРООН и крупнейших иностранных инвесторов («Кока-кола», «Маерск Медикал», «Цейсс» и др.) и.д.), участвующие в работе Постоянного комитета и деятельности рабочих групп по вопросам совершенствования инвестиционного законодательства, таможенного и налогового регулирования, инвестиционного имиджа и др.

С созданием Совета иностранные партнеры приняли участие в рассмотрении ряда проектов законов Республики Беларусь «О национализации», «О приватизации государственного имущества в Республике Беларусь», «Об оценочной деятельности», «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ними», «О валютном регулировании и валютном контроле» и других. Одновременно они обозначили проблемы, нуждающиеся в дальнейшем разрешении на законодательном уровне.

Рекомендации иностранных экспертов рассматриваются при подготовке ежегодно принимаемых Правительством мероприятий по реализации Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года и формировании планов работы Консультативного Совета. В настоящее время осуществляется работа по подготовке Программы и планов на 2004 год.

По инициативе активного члена Постоянного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям, председателя правления Немецкого экономического клуба д-ра К. Байера в Правительстве осуществляется проработка вопроса с использованием опыта других стран по созданию в республике специальной координирующего центра - Национального инвестиционного агентства.

Работа в рамках Совета вызывает определенный оптимизм в плане дальнейшей интеграции инвестиционного сотрудничества и обеспечения притока зарубежного капитала в экономику Республики Беларусь.

По нашему мнению, совершенствование национального законодательства, включая сохранение практики заключения международных договоров, и действующая судебная система по рассмотрению исков реально обеспечивают необходимый уровень государственных гарантий по защите иностранных инвестиций, размещаемых на территории Беларуси.

(Для справки: к настоящему времени заключено 48 двусторонных международных соглашений, договоров о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, 5 многосторонних соглашений и конвенций. Практически все из них прошли внутригосударственные процедуры согласования и вступили в силу).

Кроме того, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле, предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным предпринимателям предоставлена возможность длительной аренды земельных участков (сроком до 99 лет), а также продажа земли в частную собственность в случае реализации крупного инвестиционного проекта.

С целью повышения доверия зарубежных инвесторов к Беларуси реализуются мероприятия Правительства по получению республикой суверенного кредитного рейтинга. Наличие рейтинга позволит расширить возможности республики по привлечению иностранных инвестиций и снижению рисков при осуществлении инвестиционной деятельности.

Следует отметить, что по классификации ЮНКТАД (данные Мирового инвестиционного отчета за 2002 год) Республика Беларусь отнесена к группе стран с низким уровнем ПИИ, не реализовавшим свой потенциал по их привлечению.

Мы согласны с такой оценкой, однако, как мы понимаем, не все зависит от воли и усилий Беларуси. Решение о вложении капитала в конечном итоге принимаются инвесторами и многое зависит не только от самооценки формируемых странами благоприятных условий осуществления инвестиционной деятельности, но, в первую очередь, от их оценки потенциальными инвесторами и организациями кредиторами. С расширением ЕС, по нашей оценке, Беларусь получает дополнительные преимущества в плане инвестиционной привлекательности для инвесторов.

При ограниченном поступлении ПИИ Беларусь привлекает под обязательства (гарантии) Правительства иностранные кредиты, как правило, в связанной (товарной) форме. На долю этого источника проведения необходимой модернизации и обновления основных фондов действующих предприятий, обеспечения производства продукции соответствующей международным стандартам, осуществления закупок социально значимых товаров, пополнения внутренних финансовых ресурсов приходится 2/3 от объема суммарных поступлений в экономику республики. Иностранные кредиты способствуют сохранению и реализации собственного кадрового, технологического и производственного потенциала. В других странах на долю внешних заимствований под гарантию правительств приходится, как правило, не более 10 %.

Нельзя обойти вниманием сотрудничество Беларуси с международными финансовыми организациями (МФО), взаимодействие с которыми является одним из важнейших индикаторов для прихода иностранных инвесторов и обеспечения тенденций стабильности развития экономики.

По результатам визита в текущем году миссия Всемирного банка, осуществляющая постоянный мониторинг развития и изменения макроэкономической ситуации в Беларуси, отметила ряд позитивных изменений, характеризующих результаты деятельности республики в 2002 году и, в частности, связанных с приростом ВВП, существенным снижением инфляции, расширением процессов приватизации, развитием законодательства в направлении его стабилизации.

В марте 2002 года Советом Исполнительных Директоров Всемирного Банка одобрена и принята Стратегия сотрудничества Всемирного Банка с Республикой Беларусь на 2002-2004 годы.

Большое значение республика придает дальнейшему развитию сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), входящим в пятерку основных кредиторов Беларуси. С его участием осуществлено финансирование ряда стратегических инвестиционных проектов: "Электросвязь Беларуси", "Реконструкция Оршанской ТЭЦ", модернизация автодороги М1/Е30 Брест - Минск - граница Российской Федерации, создание в г. Минске оптового рынка плодоовощной продукции. Банк является одним из учредителей ряда совместных предприятий и банков республики.

В апреле т.г. Советом Директоров ЕБРР принята новая Стратегия операций банка в Республике Беларусь на ближайшие 1,5-2 года. Как показывает практика, ЕБРР по отношению к Беларуси занимает хотя и жесткую, но достаточно понятную и конструктивную позицию.

В настоящее время ЕБРР, как кредитно-финансовое учреждение и акционер одного из белорусских банков, продолжает финансирование проектов частного сектора экономики, обеспечивая поддержку проектов предприятий малого и среднего бизнеса республики. В сентябре месяце т.г. в Лондоне ЕБРР и ОАО «Приорбанк» подписаои соглашение о предоставлении синдицированного кредита в размере 36 млн. дол. США.

Хотелось бы обратить внимание, что эффективность осуществляемых в республике изменений во многом зависит не только от способности страны использовать международные механизмы и инструменты инвестиционных отношений, совершенствовать законодательство, развивать активный информационный обмен, способствующий инвестиционной деятельности, но и от особого, избирательного отношения к Беларуси инвесторов и тех, кто определяет и направляет их действия.

По опыту стран Восточной Европы и Прибалтики мы знаем, какое важное влияние на поступление иностранных инвестиций оказывает активизация процесса приватизация основных отраслей и объектов государственной собственности. Наибольший интерес со стороны иностранных инвесторов проявляется к предприятиям химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, первичной переработки древесины и мебельной промышленности, строительству, торговле.

С учетом накопленного опыта Беларусь создала на территории других стран около 300 предприятий с белорусским капиталом, в том числе около одной трети - в странах-кандидатах к вступлению в Евросоюз. Расширение присутствия белорусского капитала за рубежом - насущная необходимость, диктуемая требованиями международного товарного и инвестиционного рынков. В результате либерализации инвестиционного климата странами-кандидатами в ЕС в соответствии с правовыми нормами ЕС мы положительно оцениваем перспективы дальнейшего вложения инвестиций из Беларуси.

«Расширение европейской инвестиционной границы» достаточно условное название Форума, если принять во внимание, что все европейские страны, международные финансовые организации уже представлены на инвестиционном поле Беларуси, как и Беларусь - в большинстве европейских стран. Рассчитываем, что активизация дальнейшего сотрудничества в инвестиционной сфере будет происходить в форме понятного диалога между всеми заинтересованными сторонами.

Развитие отношений с Европой – это, прежде всего, расширение сотрудничества с Европейским Союзом, контролирующего один их крупнейших инвестиционных рынков мира, важнейший источник инвестиционных ресурсов, современных технологий и менеджмента, Европейской экономической комиссией ООН, Конференцией ООН по торговле и развитию, Международным торговым центром Всемирной торговой организации.

Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют и создание единого таможенного пространства с Россией, положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации.

Европейский союз является одним из основных партнеров Беларуси в переговорном процессе о присоединении к Всемирной торговой организации. Делегация ЕС неоднократно заявляла о своей поддержке процесса присоединения Беларуси к ВТО, но, к сожалению, на практике продвижение переговоров тормозится, в виду выдвижения завышенных требований к Республике Беларусь, которые выходят за рамки стандартных условий.

Полагаю крайне актуальным сегодня объединение усилий всех заинтересованных стран с целью предотвращения возникновения новых препятствий для торгово-экономических отношений в Европе вследствие расширения ЕС.

Представляется, что определенным потенциалом для достижения этой цели обладает инициатива построения "Большой Европы" (Wider Europe). Как известно, ее замысел предполагает "создание пространства общего процветания и ценностей, основанного на свободной торговле и углубленной экономической интеграции".

Поступательная либерализация торговли в Европе отвечает белорусским интересам, что делает проект "Большой Европы" особо привлекательным для нас. Со своей стороны Беларусь уже вносит значимый вклад в его воплощение, являясь участницей экономических процессов на постсоветском пространстве в форматах "двойки" и "четверки". Считаем, что гармонизация между этими процессами и интеграцией в рамках расширения ЕС позволит обеспечить подлинно общеевропейский характер единого экономического пространства, концепция которого в настоящее время обсуждается между ЕС и Россией.

Полагаем, что переход к такому пространству на начальном этапе должен подразумевать установление единых для всех заинтересованных государств "правил игры", основанных на принципах ВТО. Это значительно облегчило бы дальнейшую либерализацию торгово-экономических и инвестиционных отношений в масштабе всего континента. Поэтому обретение членства в ВТО является неотъемлемой составляющей стратегии Беларуси участия в европейских интеграционных процессах.

Хочу надеяться, что последовательный подход наших европейских партнеров к построению интегрированной и предсказуемой системы экономических отношений на континенте, включая инвестиционную составляющую, позволит рассчитывать на взаимопонимание и поддержку наших интересов в этом контексте.

В заключение своего выступления хочу пожелать всем участникам саммита плодотворной работы и выразить уверенность, что этот форум, и планируемые в дальнейшем мероприятия на уровне экспертов позволят не только расширить теоретическое представление об инвестиционных возможностях Беларуси в рамках международного сотрудничества, правильно оценить происходящие изменения, но и рассчитывать на практические результаты совместной интеграционной деятельности.

Спасибо за внимание.