Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Беларуси В.Рыбакова на открытии конференции «Осмысление безопасности Беларуси» (5 мая 2016 г., г.Минск)

Уважаемые участники и гости конференции!
Дорогие коллеги!

Позвольте сердечно приветствовать всех вас от лица Министерства иностранных дел.

Представительный список гостей сегодняшнего мероприятия является гарантией того, что оно   станет таким же ярким и содержательным, как и все предыдущие встречи в рамках «Минского диалога». Отрадно, что этот формат уверенно набирает вес и уже занял весьма заметную нишу в исследовательской среде, и не только в Беларуси. 

Мое краткое приветственное слово не претендует на статус программного выступления. Это прерогатива собравшихся здесь авторитетных экспертов, которые фундаментально разбираются в предмете дискуссии. Я хотел бы поделиться с Вами отдельными соображениями на обсуждаемую сегодня проблематику.

Прежде всего, мне представляется знаковой сама тема конференции «Understanding Belarus Security» – «Осмысление  безопасности Беларуси». Если рассматривать осмысление как процесс, то в нынешней непростой международной ситуации, в том числе на фоне резонансного обострения ряда региональных конфликтов, политические и общественные элиты Европы и США открывают для себя «новую Беларусь». При этом, по сути, Беларусь все та же – а вот  «прочтение» ее становится другим, более глубоким и объективным.

Отказ от застарелых стереотипов всегда полезен, всегда привносит конкретную добавленную стоимость в предмет рассмотрения. И с этой точки зрения мы только приветствуем расширение незашоренного взгляда на процессы, происходящие как внутри, так и вокруг белорусского государства. Государства со всеми объективными проблемами своего становления и развития, – но одновременно и с несомненными достижениями. Государства, последовательно проводящего многовекторную внешнюю политику.

Полагаю, в ходе сегодняшней дискуссии найдет отражение анализ как рисков, так и понимания тех возможностей, которые в них заключаются. Беларусь – участник Союзного государства, Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности. Но мы не видим здесь противоречия с нашей объективной заинтересованностью в стабильных, взаимоуважительных отношениях с Европейским союзом и НАТО. Да, продвижение Североатлантического блока на Восток не может не вызывать у нас озабоченности – и мы реагируем, в том числе и в силу своих обязательств в военной сфере в рамках Союзного государства.

Исходя именно из таких взглядов на международную и региональную безопасность, мы формулируем и подходы к интеграционным процессам на евразийском континенте, последовательно продвигая с 2011 года идею «интеграции интеграций» как процесса становления взаимовыгодного сотрудничества и создания дополнительных соединительных линий не только между Востоком и Западом, Евразийским и Европейским союзами, но и между Севером и Югом. Конкуренция интеграций – это не то, что нужно сегодня миру. Сегодня востребовано партнерство интеграций.

Мы готовы к партнерству в сфере безопасности в различных форматах. В первую очередь это ОДКБ и ОБСЕ, ответственным членом которых Республика Беларусь является. Для нас представляет интерес Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, в котором наша страна в 2015 году получила статус наблюдателя. В июне этого года Беларусь впервые в статусе наблюдателя будет участвовать в саммите ШОС в Узбекистане.

Мы всегда активно участвовали в разработке и продвижении любых здравых и своевременных инициатив, ведущих к разоружению и уменьшению международной напряженности. Есть и собственно белорусские инициативы в данной области. Например, Генассамблеей ООН на трехлетней основе принимаются  резолюции о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения. Отрадно, что в 2014 году существенно выросло число соавторов этого документа.

Сегодня уместно вести речь не только о безопасности Беларуси как суверенного государства, но и о вкладе Минска в процессы региональной и международной безопасности на фоне существующих вызовов и угроз. Эти два измерения тесно взаимосвязаны. Поясню, что я имею в виду.

Как гласит одна древняя мудрость, «опасно чувствовать себя безопасно в опасности». Все мы являемся свидетелями беспрецедентной напряженности, роста числа региональных конфликтов, глобальных вызовов и угроз. Среди них – и радикализация Ближнего Востока, и проблема «Исламского государства», и конфликты в Сирии, Афганистане и  Ираке, и миграционный кризис в Евросоюзе, и теракты в европейских столицах, и ситуация «ни войны ни мира» на Донбассе, и недавние события в Нагорном Карабахе. Я уже не говорю о фундаментальных вызовах экономического, гуманитарного, экологического характера. Все они выходят далеко за национальные рамки и повышают спрос на диалог, укрепление мер доверия и поиск компромиссов.

К сожалению, этот спрос не находит должного удовлетворения. Политический эгоизм, стремление решать свои проблемы за счет других стран, попытки использовать право силы никуда не исчезли. Международные механизмы пробуксовывают. Шаги по урегулированию конфликтов в ряде случаев носят не превентивный, а реагирующий характер. Серьезные риски несет сегментирование международной безопасности по принципу «это не моя проблема». 

Наша страна адекватно позиционирует себя на международной арене. Но отсутствие необоснованных геополитических амбиций не обозначает отказа от естественных национальных интересов. Этот подход не единожды акцентировал Глава нашего государства, и МИД руководствуется им в своей повседневной работе.  

Прежде всего, Беларусь – надежный и предсказуемый партнер, который не имеет на своей территории никаких конфликтов и не создает проблем никому из своих соседей, – что само по себе уже ценность в наше время. При этом обеспечение собственной безопасности Беларуси происходит не за счет ущемления безопасности других государств.

Проект новой Военной доктрины Беларуси, рассматриваемой сейчас парламентом, также носит сугубо оборонительный характер

Наша страна выступает донором региональной и международной безопасности, участвуя в разрешении самых сложных конфликтов. Именно поэтому Минск в последние годы играл роль своеобразного «переговорного хаба» в нашем регионе.

В присутствии уважаемых гостей из США и Европы мне представляется уместным напомнить о том, что Беларусь добровольно отказалась от ядерного оружия и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. Это соответствует нынешним усилиям США по обеспечению глобальной безопасности. Мы поставили заслон на пути нелегальной миграции, наркотрафика и криминала в Европу. Общеизвестно лидерское место Беларуси в борьбе с торговлей людьми – причем в международном масштабе.

Мы обеспечиваем надежный и бесперебойный транзит энергоносителей в Европу, содействуя ее энергетической безопасности. Расширяем взаимодействие как с отдельными странами, так и со специализированными организациями, активизируя обмен информацией и опытом в сфере борьбы с угрозами безопасности во всех ее измерениях, в том числе с терроризмом. Оказывали содействие транзиту грузов для Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Стремимся сделать все, что в наших силах, для урегулирования украинского кризиса и помощи беженцам с Донбасса.

И последнее, на чем я хотел бы остановиться.

Выработка адекватных ответов на современные вызовы и угрозы невозможна без решения экономических проблем, которые по-прежнему остаются питательной почвой для роста терроризма, преступности, нелегальной миграции и прочего. Именно поэтому для Беларуси одним из фундаментальных, ключевых измерений безопасности было и остается экономическое измерение. И этот подход мы намерены последовательно продвигать на всех уровнях, – в частности, в ОБСЕ, настаивая на актуальности более пристального внимания членов Организации ко «второй корзине» ее деятельности. Именно поэтому стабильное социально-экономическое развитие Беларуси,  улучшение качества жизни людей поставлено политическим руководством белорусского государства во главу угла.

В завершение позвольте поблагодарить вас за внимание и пожелать всем участникам конференции плодотворных и конструктивных дискуссий. Уверен, что эта встреча будет полезна всем, а суждения и выводы, прозвучавшие здесь, несомненно, будут востребованы и послужат формированию свежего непредвзятого взгляда на нашу страну.   

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by