В Беларусь без визы

Заявление Постоянного представителя Республики Беларусь при международных организациях в Женеве Сергея Алейника на 59-й сессии Комиссии ООН по правам человека по проекту резолюции L.38 «Ситуация с правами человека в Беларуси»

17 апреля 2003 года

Госпожа Председатель,

Уважаемые делегаты,

Я хотел бы выступить по проекту резолюции о ситуации с правами человека в Беларуси, представленному делегацией Соединенных Штатов, и, прежде всего, по содержащимся в нем голословным обвинениям в адрес моей страны.

Соединенные Штаты пытаются убедить Комиссию в том, что белорусские власти нарушают права человека. Эта страна утверждает, что белорусские власти преследуют оппозицию, подавляют свободу средств массовой информации, неправительственные организации и религиозные группы.

Что это? Возглавляемая США кампания против страны, руководство которой осмеливается вести независимую политику?

Какое моральное право имеют Соединенные Штаты учить соблюдению прав человека Беларусь - страну, в которой имеются все демократические институты: двухпалатный Парламент, законный Президент, избранный в результате всеобщего голосования, независимая судебная система, включая Конституционный Суд,

страну, которая живет в межэтническом, религиозном и социальном спокойствии и гармонии,

страну, где свобода слова гарантирована Конституцией, и большинство печатных средств массовой информации принадлежит не государству, а различным политическим партиям, общественным и профессиональным объединениям и неправительственным организациям, что дает возможность гражданам полностью реализовывать свое право на свободу мнений и свободное их выражение.

Представляя этот проект резолюции, США пытаются убедить Комиссию в том, что они руководствуются целями и принципами Устава ООН и международных договоров по правам человека. Комиссии необходимо помнить о том, что инициатор данного проекта резолюции, являясь участником только трех из шести основных международных договоров по правам человека, фактически игнорирует существующие в их рамках механизмы мониторинга и не дает международному сообществу возможности оценить действительную ситуацию с правами человека в этой стране.

Вопреки голословным обвинениям, содержащимся в проекте резолюции, Беларусь в отличие от Соединенных Штатов,

никогда не развязывала войну, никогда не захватывала другое независимое государство, никогда не посылала своих граждан воевать и убивать в отдаленные зарубежные страны, игнорируя Устав ООН, соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН и положения международного права, словно они установлены для всех, за исключением США. Это в Соединенных Штатах разгоняют мирные демонстрации резиновыми пулями и слезоточивым газом вместо того, чтобы демократически принять во внимание мнение десятков тысяч американских граждан, призывающих президента Буша прекратить войну.

Разве в этом случае не нарушаются права человека? Почему никто не хочет обратить более пристальное внимание на практику обеспечения прав человека, осуществляемую Соединенными Штатами как у себя в стране, так и за рубежом?

Однако есть те, кому это интересно. Пример? Ежегодные доклады по Соединенным Штатам организаций "Хьюман Райтс Уотч", "Репортеры без границ", заявления официальных лиц ОБСЕ, и, чтобы далеко не ходить, доклады специальных представителей Комиссии по правам человека, представленные на нынешней сессии Комиссии.

Анализируя эти документы, можно сделать очевидный и беспристрастный вывод, что все обвинения, содержащиеся в подготовленном США проекте резолюции, могут быть в большей степени применены к ситуации с правами человека в самих Соединенных Штатах, чем в Беларуси. И есть все основания сделать заключение, что данный проект создан для того, чтобы отвлечь внимание Комиссии от нарушений прав человека в США.

В рассматриваемом проекте США и соавторы выражают глубокую обеспокоенность по поводу сообщений о произвольных арестах и задержаниях. Члены Комиссии имели возможность внимательно рассмотреть комментарии Беларуси, которые ясно показывают, что все эти обвинения являются ложными и необоснованными. А что мы имеем по данному вопросу в отношении самих США?

В докладе организации "Хьюман Райтс Уотч" за 2003 год в части, касающейся США, подчеркивается, что политика правительства США после террористических атак 11 сентября 2001 года глубоко изменила ситуацию в области прав человека, а 2002 год характеризовался значительным отходом назад в этой сфере.

Эта независимая правозащитная организация смело утверждает, что произвольные задержания неграждан, закрытые слушания по вопросу депортации лиц, подозреваемых в связях с терроризмом, узаконивание внесудебных военных комиссий для принятия решений по делам террористов-неграждан, нарушения требований Женевских конвенций при обращении с задержанными, содержащимися США в Гуантанамо-бей, задержания граждан США военными властями без предъявления обвинения и предоставления правовой помощи при подозрении в принадлежности к "стороне противника" имели место в США, что указывает на несоблюдение правительством США прав человека и гуманитарного права при осуществлении антитеррористической кампании.

Как указано в докладе Рабочей группы по произвольным задержаниям, инициативы США по борьбе с терроризмом грубо нарушают международные нормы в области прав человека. Действительно, Рабочая группа ООН сделала заключение, что действия в отношении заключенных, содержащихся как на территории США, так и в отношении заключенных, содержащихся на военно-морской базе в Гуантанамо-бей, приравниваются к произвольному задержанию.

Мы глубоко убеждены в том, что сегодня сами США должны, используя терминологию американского проекта резолюции, "помнить об обращениях в адрес правительства США, сделанных Рабочей группой ООН по произвольным задержаниям, в отношении лиц, содержащихся в Гуантанамо-бей" (документ E/CN.4/2003/8). Сейчас самое время для Комиссии "призвать США к полному сотрудничеству со всеми механизмами Комиссии по правам человека, в том числе путем направления приглашения Рабочей группе по произвольным задержаниям".

"Хьюман Райтс Уотч" в своем докладе по США далее утверждает, что по-прежнему в США имеют место давние проблемы с правами человека, включая жестокое обращение со стороны полиции, ужесточение наказаний для лиц, совершивших незначительные преступления, прежде всего афро-американцев и представителей беднейших слоев, а также жестокое обращение с заключенными.

"Хьюман Райтс Уотч" глубоко убеждена, что шаги, предпринятые правительством США по защите страны, были направлены против основных принципов демократии, что страна по-прежнему является свидетелем непрерывного нарушения основополагающих прав человека, включая право на свободу.

В проекте резолюции США выражают необоснованную озабоченность в связи с якобы имеющим место преследованием независимых средств массовой информации в Беларуси. В этой связи позвольте мне привести всего один пример. Несмотря на то, что Беларусь сегодня является молодым демократическим государством с переходной экономикой, за последние три года количество частных печатных СМИ в Беларуси возросло на 21 процент. Доля частных печатных СМИ в Беларуси к январю 2003 года превысила 70 процентов. На телевизионном рынке Беларуси сегодня присутствуют 54 телекомпании, из которых 72 процента находятся в частной собственности. Причем в качестве совладельца одной из них – СТВ – выступает американская компания.

А что мы видим в стране так называемой зрелой демократии?

Правозащитная организация "Репортеры без границ" в своем докладе по США за 2002 год заявила, что террористические атаки 11 сентября нанесли больший удар свободе прессы в Соединенных Штатах Америки, чем в любой другой стране. Согласно этому докладу, американские власти подвергали цензуре информационные материалы и передачи СМИ, оказывали давление на национальные и иностранные радио- и телекомпании, применяли в отношении американских и иностранных журналистов такие меры, как аресты и тюремное заключение.

Представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации господин Ф. Дуве несколько раз пытался обратить внимание этой организации на многочисленные нарушения прав человека в Соединенных Штатах со стороны ФБР и Службы иммиграции и натурализации США в рамках выполнения Акта о патриотизме, а также на случаи вопиющих нарушений и дискриминации в отношении выдающихся граждан Америки, осмелившихся выступить против войны в Ираке.

Памятуя о принципе равенства суверенных государств в рамках ООН, хочется задать вопрос, почему именно к Беларуси проявляется такое особое отношение? Зная, что ситуация с правами человека в Беларуси вряд ли хуже, чем в США, будет ли международное сообщество по-прежнему поддерживать США в их стремлении наказать Беларусь? Что сделала Беларусь, чтобы заслужить такое отношение?

Разве Беларусь принимала террористов на своей территории или оказывала им финансовую поддержку?

Разве Беларусью овладела идея мирового господства, или, может быть, она угрожает всему остальному миру ядерным или другим оружием массового поражения?

Разве Беларусь стала очагом региональной нестабильности или, может быть, она нападала на соседние страны, используя обычное вооружение?

Разве Беларусь является центром религиозного, расового, конфессионального или другого внутреннего конфликта?

Разве Беларусь производит наркотики, которые отравляют молодежь и уносят человеческие жизни?

Разве Беларусь наполняет Европу нелегальными мигрантами и беженцами?

Сто раз "Нет".

Напротив, Беларусь постоянно вносила и вносит важный вклад в поддержание региональной стабильности и всеобщей безопасности.

Беларусь потеряла четверть своего населения во время Второй мировой войны, обеспечивая победу над нацистским режимом, который, если бы сохранился, значительно изменил бы современный мир.

Беларусь первой без каких-либо условий отказалась от ядерного наследия Советского Союза и тем самым не допустила появления нового ядерного государства после 1991 года.

В соответствии с Договором по обычным вооружениям в Европе Беларусь собственными силами ликвидировала больше обычных вооружений, чем США, Франция и Великобритания вместе взятые.

Беларусь активно противостоит распространению наркотиков в рамках международной борьбы с терроризмом, а также борется с международной организованной преступностью.

Возможно, у нас есть проблемы, как у страны с переходной экономикой. Мы не отрицаем и не скрываем их. Беларусь всегда была открыта и неоднократно подтверждала свою готовность к сотрудничеству и обмену опытом с другими демократическими странами. Но не в условиях диктата или запугивания.

Беларусь нормализовала свой диалог с ОБСЕ и создала благоприятные условия для деятельности офиса ОБСЕ в Минске. Белорусский Парламент восстановил свое членство в Парламентской Ассамблее ОБСЕ. Наша страна окончательно встала на путь интеграции в европейские структуры и тем печальнее для нас обнаружить искусственно созданные препятствия на этом пути.

Госпожа Председатель,

Уважаемые делегаты,

В Беларуси нет примеров массовых и масштабных нарушений прав человека. Поэтому данный проект резолюции не подпадает под мандат Комиссии по правам человека.

Данный проект резолюции является абсолютно политически мотивированным. Это чистая пропаганда. Обвинения, содержащиеся в нем, не подтверждены и не могут быть подтверждены фактами из достоверных источников, поскольку они абсолютно безосновательны.

Будет ли эта резолюция способствовать обеспечению универсальности, объективности и неизбирательности принципов прав человека? Скорее наоборот.

Мы глубоко убеждены в том, что принятие данного проекта резолюции в значительной степени подорвет доверие к такому авторитетному органу, как Комиссия по правам человека. Мы убеждены, что сегодня Комиссия должна сказать "нет" дальнейшей политизации. Она не должна стать средством для реализации политических амбиций отдельных своих государств-членов.

Не может не возникнуть серьезных сомнений относительно искренности утверждений делегации США. Нельзя не задаться вопросом по поводу непоследовательности американской позиции и откровенного использования Соединенными Штатами политики двойных стандартов.

Мы призываем государства-члены Комиссии принять во внимание, что внесенный США проект резолюции носит не просто антибелорусский характер, а является средством запугивания всех государств, которые имеют смелость выразить независимую от США позицию по наиболее важным вопросам мировой повестки дня. Эта резолюция не о соблюдении прав человека в мире. Эта резолюция о диктате и запугивании со стороны супердержавы в отношении миролюбивых стран. Она о вопиющем злоупотреблении Комиссией и ее механизмами, о компрометации ее авторитета и подрыве доверия к ней.

После всего сказанного, я хотел бы настоятельно призвать государства-члены Комиссии отказаться от принятия американского проекта резолюции по ситуации с правами человека в Беларуси и проголосовать "против" него.

В заключение, госпожа Председатель, позвольте мне напомнить делегациям заявление, сделанное здесь всего два дня назад главой делегации США в связи с голосованием по аналогичному проекту резолюции, по которому она призывала голосовать против, мотивируя тем, что такая резолюция будет только способствовать росту недоверия между государствами, негативно скажется на конструктивной роли Комиссии, и маргинализирует затронутые резолюцией правительства. Это обращение на сто процентов применимо к проекту резолюции США по Беларуси.

Спасибо.