Выступление от имени Беларуси, России и Украины Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Японии Сергея Рахманова на Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий (14 марта 2015 г., г.Сендай, Япония)
Уважаемые дамы и господа!
Мне делегирована почетная и важная миссия – выступить с консолидированной позицией трех стран – Беларуси, России и Украины – в отношении преодоления последствий техногенных аварий на примере чернобыльской катастрофы.
Авария на Чернобыльской АЭС является крупнейшей ядерной катастрофой в истории. Более 330,000 людей были эвакуированы с прилегающих территорий с малой надеждой на возвращение обратно, тысячи детей заболели раком щитовидной железы, шесть миллионов человек до сих пор живут на пострадавших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины.
В 2002 году правительства Беларуси, России и Украины совместно с системой ООН установили новую стратегию по Чернобылю. Тогда было определено, что самым большим вызовом для пострадавших регионов являлась не радиация, а в большей степени – отсутствие социальной и экономической возможностей. В 2006 году Генеральный секретарь ООН передал функции координации чернобыльской проблемы в масштабе всей системы ООН от УКГВ в ПРООН. С этого момента началось десятилетие восстановления и устойчивого развития пострадавших территорий, провозглашенное ООН на 2006-2016 годы.
В рамках десятилетия между тремя странами распределены значимые усилия и ресурсы, при взаимодействии с ООН реализовано большое количество совместных проектов, цель которых – восстановление и развитие пострадавших от чернобыльской катастрофы сообществ. Данный опыт преподал нам ряд очень важных уроков:
1. Человеческие последствия ядерных аварий могут быть продолжительными. Восстановительные мероприятия должны включать психологическую поддержку, информационное обеспечение и консультирование пострадавшего населения для избежания страхов и продвижения дальновидных прогрессивных позиций;
2. Существует вероятность, что пострадавшие от ядерной катастрофы территории могут стать заклейменными, называемыми «загрязненными». Данное негативное воздействие на жизнедеятельность людей может потребовать дополнительных усилий, включая поддержку в продвижении продукции, привлечение инвесторов, удержание молодых людей в регионе и т.д.;
3. Приоритетными направлениями должны быть: предоставление вовлеченному сообществу возможности участвовать в процессе принятия решений; социально-экономическое развитие, основанное на интересах общества; поддержка инициатив, направленных на улучшение благополучия и поощрение самодостаточности;
4. Поддержка должна быть нацелена и сконцентрирована на самых уязвимых и наиболее пострадавших слоях населения, сообществ и территорий;
5. Международные усилия могут быть эффективны лишь тогда, когда они направлены на поддержку мероприятий, реализуемых локальными, региональными и национальными властями;
6. Крайне важной является координация усилий и совместных инициатив соответствующими агентствами ООН. На начальной стадии ПРООН может эффективно выполнять функции по координации восстановительных усилий после ядерных катастроф в масштабе всей системы ООН;
7. Будущие мероприятия в области восстановления могут быть результативными только тогда, когда меры, предпринимаемые сразу после ядерной аварии, имеют долгосрочные перспективы.
В краткосрочной перспективе жизненно важно, чтобы пострадавшее население получало доступ к информации о рисках и масштабе аварии.
На данной стадии в случае необходимости правительства могут выдавать пособия по социальному страхованию, а также реализовывать мероприятия по зонированию и переселению людей из пострадавших территорий.
В долгосрочной перспективе очень важно, чтобы пострадавшее население было поддержано в вопросах экономического и социального восстановления, а также в вопросах жизнеобеспечения. Сообщества должны быть вовлечены в реализацию малых инициатив, которые направлены на улучшение условий жизнедеятельности.
Беларусь, Российская Федерация и Украина вместе с системой ООН выработали уникальные знания и опыт в области ликвидации последствий чернобыльской трагедии. И сейчас мы видим, как данный опыт может быть использован в будущей работе по вопросам техногенных катастроф. К примеру, до сих пор нет всеобъемлющей структуры предупреждения, готовности и реагирования на техногенные катастрофы. Существующий опыт и знания могут быть заложены в основу новой международной платформы либо рамочной программы.