Размер шрифта:
Рус

Выступление от имени Беларуси, России и Украины Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Японии Сергея Рахманова на Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий (14 марта 2015 г., г.Сендай, Япония)

Уважаемые дамы и господа!

Мне делегирована почетная и важная миссия – выступить с консолидированной позицией трех стран – Беларуси, России и Украины – в отношении преодоления последствий техногенных аварий на примере чернобыльской катастрофы.

Авария на Чернобыльской АЭС является крупнейшей ядерной катастрофой в истории. Более 330,000 людей были эвакуированы с прилегающих территорий с малой надеждой на возвращение обратно, тысячи детей заболели раком щитовидной железы, шесть миллионов человек до сих пор живут на пострадавших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины.

В 2002 году правительства Беларуси, России и Украины совместно с системой ООН установили новую стратегию по Чернобылю. Тогда было определено, что самым большим вызовом для пострадавших регионов являлась не радиация, а в большей степени – отсутствие социальной и экономической возможностей. В 2006 году Генеральный секретарь ООН передал функции координации чернобыльской проблемы в масштабе всей системы ООН от УКГВ в ПРООН. С этого момента началось десятилетие восстановления и устойчивого развития пострадавших территорий, провозглашенное ООН на 2006-2016 годы.

В рамках десятилетия между тремя странами распределены значимые усилия и ресурсы, при взаимодействии с ООН реализовано большое количество совместных проектов, цель которых – восстановление и развитие пострадавших от чернобыльской катастрофы сообществ. Данный опыт преподал нам ряд очень важных уроков:

1. Человеческие последствия ядерных аварий могут быть продолжительными. Восстановительные мероприятия должны включать психологическую поддержку, информационное обеспечение и консультирование пострадавшего населения для избежания страхов и продвижения дальновидных прогрессивных позиций;

2. Существует вероятность, что пострадавшие от ядерной катастрофы территории могут стать заклейменными, называемыми «загрязненными». Данное негативное воздействие на жизнедеятельность людей может потребовать дополнительных усилий, включая поддержку в продвижении продукции, привлечение инвесторов, удержание молодых людей в регионе и т.д.;

3. Приоритетными направлениями должны быть: предоставление вовлеченному сообществу возможности участвовать в процессе принятия решений; социально-экономическое развитие, основанное на интересах общества; поддержка инициатив, направленных на улучшение благополучия и поощрение самодостаточности;

4. Поддержка должна быть нацелена и сконцентрирована на самых уязвимых и наиболее пострадавших слоях населения, сообществ и территорий;

5. Международные усилия могут быть эффективны лишь тогда, когда они направлены на поддержку мероприятий, реализуемых локальными, региональными и национальными властями;

6. Крайне важной является координация усилий и совместных инициатив соответствующими агентствами ООН. На начальной стадии ПРООН может эффективно выполнять функции по координации восстановительных усилий после ядерных катастроф в масштабе всей системы ООН;

7. Будущие мероприятия в области восстановления могут быть результативными только тогда, когда меры, предпринимаемые сразу после ядерной аварии, имеют долгосрочные перспективы.

В краткосрочной перспективе жизненно важно, чтобы пострадавшее население получало доступ к информации о рисках и масштабе аварии.

На данной стадии в случае необходимости правительства могут выдавать пособия по социальному страхованию, а также реализовывать мероприятия по зонированию и переселению людей из пострадавших территорий.

В долгосрочной перспективе очень важно, чтобы пострадавшее население было поддержано в вопросах экономического и социального восстановления, а также в вопросах жизнеобеспечения. Сообщества должны быть вовлечены в реализацию малых инициатив, которые направлены на улучшение условий жизнедеятельности.

Беларусь, Российская Федерация и Украина вместе с системой ООН выработали уникальные знания и опыт в области ликвидации последствий чернобыльской трагедии. И сейчас мы видим, как данный опыт может быть использован в будущей работе по вопросам техногенных катастроф. К примеру, до сих пор нет всеобъемлющей структуры предупреждения, готовности и реагирования на техногенные катастрофы. Существующий опыт и знания могут быть заложены в основу новой международной платформы либо рамочной программы.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Азия
Азербайджан - Баку (Посольство)
Перейти

Видео МИД

Архив

Выступление Министра М.Рыженкова на 58-й сессии Совета ООН по правам человека (24 февраля 2025 г., г.Женева)

Белорусская Вытинанка включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Один день в МИД Беларуси | 30 лет Службе государственного протокола МИД

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by