Размер шрифта:

Выступление от имени Беларуси, России и Украины Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Японии Сергея Рахманова на Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий (14 марта 2015 г., г.Сендай, Япония)

Уважаемые дамы и господа!

Мне делегирована почетная и важная миссия – выступить с консолидированной позицией трех стран – Беларуси, России и Украины – в отношении преодоления последствий техногенных аварий на примере чернобыльской катастрофы.

Авария на Чернобыльской АЭС является крупнейшей ядерной катастрофой в истории. Более 330,000 людей были эвакуированы с прилегающих территорий с малой надеждой на возвращение обратно, тысячи детей заболели раком щитовидной железы, шесть миллионов человек до сих пор живут на пострадавших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины.

В 2002 году правительства Беларуси, России и Украины совместно с системой ООН установили новую стратегию по Чернобылю. Тогда было определено, что самым большим вызовом для пострадавших регионов являлась не радиация, а в большей степени – отсутствие социальной и экономической возможностей. В 2006 году Генеральный секретарь ООН передал функции координации чернобыльской проблемы в масштабе всей системы ООН от УКГВ в ПРООН. С этого момента началось десятилетие восстановления и устойчивого развития пострадавших территорий, провозглашенное ООН на 2006-2016 годы.

В рамках десятилетия между тремя странами распределены значимые усилия и ресурсы, при взаимодействии с ООН реализовано большое количество совместных проектов, цель которых – восстановление и развитие пострадавших от чернобыльской катастрофы сообществ. Данный опыт преподал нам ряд очень важных уроков:

1. Человеческие последствия ядерных аварий могут быть продолжительными. Восстановительные мероприятия должны включать психологическую поддержку, информационное обеспечение и консультирование пострадавшего населения для избежания страхов и продвижения дальновидных прогрессивных позиций;

2. Существует вероятность, что пострадавшие от ядерной катастрофы территории могут стать заклейменными, называемыми «загрязненными». Данное негативное воздействие на жизнедеятельность людей может потребовать дополнительных усилий, включая поддержку в продвижении продукции, привлечение инвесторов, удержание молодых людей в регионе и т.д.;

3. Приоритетными направлениями должны быть: предоставление вовлеченному сообществу возможности участвовать в процессе принятия решений; социально-экономическое развитие, основанное на интересах общества; поддержка инициатив, направленных на улучшение благополучия и поощрение самодостаточности;

4. Поддержка должна быть нацелена и сконцентрирована на самых уязвимых и наиболее пострадавших слоях населения, сообществ и территорий;

5. Международные усилия могут быть эффективны лишь тогда, когда они направлены на поддержку мероприятий, реализуемых локальными, региональными и национальными властями;

6. Крайне важной является координация усилий и совместных инициатив соответствующими агентствами ООН. На начальной стадии ПРООН может эффективно выполнять функции по координации восстановительных усилий после ядерных катастроф в масштабе всей системы ООН;

7. Будущие мероприятия в области восстановления могут быть результативными только тогда, когда меры, предпринимаемые сразу после ядерной аварии, имеют долгосрочные перспективы.

В краткосрочной перспективе жизненно важно, чтобы пострадавшее население получало доступ к информации о рисках и масштабе аварии.

На данной стадии в случае необходимости правительства могут выдавать пособия по социальному страхованию, а также реализовывать мероприятия по зонированию и переселению людей из пострадавших территорий.

В долгосрочной перспективе очень важно, чтобы пострадавшее население было поддержано в вопросах экономического и социального восстановления, а также в вопросах жизнеобеспечения. Сообщества должны быть вовлечены в реализацию малых инициатив, которые направлены на улучшение условий жизнедеятельности.

Беларусь, Российская Федерация и Украина вместе с системой ООН выработали уникальные знания и опыт в области ликвидации последствий чернобыльской трагедии. И сейчас мы видим, как данный опыт может быть использован в будущей работе по вопросам техногенных катастроф. К примеру, до сих пор нет всеобъемлющей структуры предупреждения, готовности и реагирования на техногенные катастрофы. Существующий опыт и знания могут быть заложены в основу новой международной платформы либо рамочной программы.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by