Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея на пленарной сессии саммита инициативы «Восточное партнерство» (22 мая 2015 г., г.Рига)

Ваши Превосходительства, дамы и господа,

Позвольте, прежде всего, поблагодарить наших латвийских хозяев за непревзойденное гостеприимство и огромные усилия, которые они вложили в подготовку саммита.

Будучи единственным непосредственным соседом Латвии среди шести восточных партнеров, мы всегда имели образцовые отношения с этой страной, и мы оба – как Беларусь, так и Латвия – можем гордиться ими.

В своем выступлении я бы хотел остановиться на трех моментах, связанных с Восточным партнерством и нашими отношениями с ЕС.

Первое. В 2009 году, когда мы дали старт этой инициативе, мы сообща договорились о главной цели Восточного партнерства – укрепить безопасность, стабильность и процветание в регионе.

Сегодня, спустя полтора года после нашей последней встречи в Вильнюсе, мы все должны признать, что эта цель еще более далека от достижения, чем прежде.

К сожалению, регион Восточного партнерства так и не стал звеном, соединяющим Восток и Запад, пространством сотрудничества, основанным на общих ценностях, взаимных интересах и совместной ответственности. Напротив, он превратился в «яблоко раздора», что негативно отражается на всех странах-партнерах.

Мы можем соглашаться либо не соглашаться в своем кругу относительно того, стоят ли определенные внешние факторы за любыми возможными «болезнями» «Восточного партнерства». Но никто не может отрицать, что в рамках «Восточного партнерства» также были определенные внутренние недостатки. И к ним относились недостаточно серьезно.

Вместо этого мы делаем вид, будто работаем над разногласиями, однако без строительства «мостов», занимаемся урегулированием старых конфликтов без предотвращения новых, нацеливаемся скорее на «глубокую», чем на широкую по охвату интеграцию, концентрируемся скорее на ускорении реформ, чем на укреплении государственности.

С момента вильнюсской встречи мы наблюдаем серьезное ухудшение ситуации. Мы столкнулись с растущей напряженностью, углубляющимся расколом, усиливающейся конфронтацией в регионе и за его пределами. События в Украине наглядно продемонстрировали, какими угрозами чреват спор о «выборе». Очевидная реальность состоит в том, что Беларусь сегодня остается единственной страной Восточного партнерства, не вовлеченной в какой-либо конфликт.

Мы должны найти способы и средства остановить и развернуть вспять эту опасную тенденцию, восстановить мир и стабильность, предотвратить дальнейшую конфронтацию. То, что нам нужно – это диалог и сотрудничество.

Необходимо усиливать доверие и понимание в более широком контексте, в том числе путем укрепления сообщества безопасности в рамках ОБСЕ и налаживания диалога между различными интеграционными структурами, такими как ЕС и развивающийся Евразийский экономический союз. Иначе будущее Восточного партнерства окажется под угрозой.

В этом контексте Беларусь намерена приложить все возможные усилия и внести свой вклад, как мы уже продемонстрировали во время кризиса в Украине.

Второе. Растущее число вызовов, с которыми мы сталкиваемся, и все более расходящиеся интересы стран-партнеров требуют дальнейшего переосмысления и отладки логики, методологии и инструментария Восточного партнерства, чтобы сохранить его целостность и актуальность как совместного регионального проекта для всех его участников.

Нам требуется более гибкое, сфокусированное и прагматичное Восточное партнерство, которое бы учитывало  интересы и приоритеты каждого из государств-участников.

Важно обеспечить большую позитивную дифференциацию при полном соблюдении принципов равенства и инклюзивности. Такая дифференциация должна открывать ряд возможностей различного уровня, которые заинтересованные партнеры могли бы использовать совместно с ЕС, и таким образом выйти на оптимальный формат взаимоотношений и сотрудничества.

Чтобы вновь консолидировать все более разрозненное Восточное партнерство, следует поставить в центр его внимания экономические вопросы. Это повысило бы нашу устойчивость и обеспечило бы большую эффективность любых усилий в плане модернизации. Мы приветствовали бы большее внимание к таким ключевым направлениям сотрудничества как торговля, экономическое развитие, строительство коммуникаций, в том числе в транспортной и энергетической сферах.

В данном контексте мы удовлетворены всеобщей поддержкой в рамках Восточного партнерства инициативы Беларуси по гармонизации цифровых рынков ЕС и стран-партнеров. Полагаем, что это одна из тем, имеющих высокое значение для нашего будущего общего развития, а совместные проекты в этой сфере были бы выгодны всем.

Мы ожидаем, что наши взгляды и предложения по дальнейшему развитию Восточного партнерства будут должным образом учтены в рамках идущего пересмотра Европейской политики соседства.

Третье. Восточное партнерство способствовало некоторому оживлению диалога и взаимодействия между Беларусью и ЕС.

Со времени Вильнюсского саммита мы достигли некоторого прогресса в наших отношениях и запустили ряд новых направлений, включая консультации по вопросам модернизации и переговоры по соглашениям об упрощении визовых процедур и реадмиссии. Как раз в эти дни мы заключили Договоренность о сотрудничестве по механизму раннего предупреждения в сфере энергетики. Ожидаем запуска Партнерства по вопросам мобильности.

Вместе с тем потенциал нашего сотрудничества остается в значительной степени нереализованным.

Необходимо через открытый диалог преодолевать существующие сложности в наших отношениях. Мы потеряли слишком много времени, в то время как вызовов, которым необходимо противостоять сообща, становится все больше.

Мы надеемся, что в ближайшем будущем мы сможем выйти на новое качество и уровень в наших отношениях – без санкций и ограничений, поскольку они противоречат самой идее подлинного партнерства.

Твердо убежден, что это в интересах как Беларуси, так и Европейского союза, в интересах наших граждан, и также в интересах региональной безопасности и Большой, объединенной Европы.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by