Размер шрифта:

Выступление Помощника Президента Республики Беларусь по внешней политике Валентина Рыбакова в ходе тематических дебатов Генеральной Ассамблеи ООН «Коллективные меры для искоренения торговли людьми» (г.Нью-Йорк, 13 мая 2009 г.)

Республика Беларусь явилась одним из инициаторов проведения нынешних дебатов и выражает признательность председателю Генеральной Ассамблеи ООН господину Мигелю д’Эското Брокману и генеральному секретарю ООН господину Пан Ги Муну за их организацию. Мы также признательны исполнительному директору управления ООН по наркотикам и преступности А.М.Косте за ту работу, которая проведена управлением по подготовке дебатов.

Беларусь является убежденным сторонником идеи о том, что только скоординированные коллективные усилия международного сообщества, включая межправительственные и межпарламентские организации, структуры системы ООН, гражданское общество, деловые круги, СМИ, могут привести к искоренению торговли людьми — преступления, которое, как отмечается в пояснительной записке генерального секретаря, «позорит нас всех». Мы считаем, что эффективной конкретной мерой в ответ на вызов, который бросают всем нам, может и должно стать принятие Генеральной Ассамблеей глобального плана действий по предотвращению торговли людьми, наказанию торговцев, защите и оказанию помощи жертвам такой торговли.

Хочу подчеркнуть, что принятие глобального плана действий не является для нас самоцелью. Как предложил в 2005 году здесь в стенах ООН министр иностранных дел Беларуси, развивая инициативу президента нашей страны, план следует рассматривать как очередной логичный шаг в формировании глобального партнерства по искоренению торговли людьми.

Позвольте мне привести аргументы в поддержку этой идеи.

Мы не раз слышали вопрос: зачем глобальный план действий, если есть Палермский протокол по борьбе с торговлей людьми 2000 года?

Действительно Палермский протокол является основой международного сотрудничества по борьбе с торговлей людьми. Однако этот важный протокол не является ни единственным, ни достаточным инструментом для эффективного международного сотрудничества по борьбе с торговлей людьми. Кроме этого, более трети государств-членов ООН не являются его участниками.

Хотя протокол и содержит положения по предотвращению торговли людьми и защите ее жертв, его основная направленность – правоохранительная. Соответственно исполнением протокола в основном занимаются правоохранительные органы.

Безусловно, торговля людьми – это преступление. Однако у современного рабства есть несколько аспектов, требующих дифференцированного подхода: торговля детьми для производства порнографии, торговля женщинами для их сексуальной эксплуатации, торговля взрослыми и детьми для рабского труда. В этой связи различные аспекты борьбы с торговлей людьми регулируются различными международными договорами: в сфере защиты детей, устранения дискриминации женщин, защиты прав человека, в том числе права на достойный труд. Для эффективного исполнения этих международных договоров требуется слаженность и хорошая координация.

На национальном и региональном уровне такая координация и слаженность обеспечиваются за счет создания межучережденческих механизмов и принятия национальных и региональных планов действий по борьбе с торговлей людьми. Однако усилий на национальном и региональном уровнях недостаточно. К сожалению, торговля людьми уже давно является глобальной проблемой и требует соответствующих решений.

Сегодня на международной арене борьбы с торговлей людьми появились новые заметные игроки, которые еще десятилетие назад не играли такой существенной роли в процессе, – это международные организации, гражданское общество и частный сектор. Знаем ли мы в полной мере, насколько эффективно и скоординировано они работают и на каком конкретном участке? Ответ не всегда положительный. Ведь существующие международные инструменты по борьбе с торговлей людьми фактически не учитывают все возрастающее количество негосударственных игроков. Они скорее направлены на гармонизацию национальных законодательств.

Глобальный план нисколько не дублирует Палермский Протокол, который, подчеркну, мы все поддерживаем. Эти два инструмента будут дополнять друг друга как два слаженных механизма одной системы: Протокол способствует приведению в соответствие национальных законодательств, в то время как глобальный план действий существенно помогает ему в этом процессе, вовлекая в эффективную работу появившихся новых важных игроков.

Скажем так: Палермский протокол в борьбе с болезнью торговли людьми является аспирином, позволяющим снизить температуру и в ряде случаев спасти жизнь, предотвратив образование тромбов. Но аспирин не лечит такие серьезные болезни как торговля людьми, для этого нужно найти более эффективные лекарства, которые способны уничтожить причины, вызывающие болезнь.

На глобальном уровне уже сделаны некоторые шаги для обеспечения координации и слаженности действий. В 2006 году в соответствии с решениями ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи создана Межучережденческая группа ООН по борьбе с торговлей людьми. Налажен устойчивый межправительственный диалог в ООН – регулярно принимаются резолюции Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, проводятся межправительственные мероприятия с участием представителей НПО и деловых кругов.

Полагаем, что пришло время к тому, чтобы сделать следующий шаг – разработать и принять глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми. Начиная с 2006 года, когда это предложение было впервые высказано, число его сторонников на всех континентах мира постоянно растет.

В числе самых горячих сторонников глобального плана действий, не случайно находятся страны Африки, которые заняли активную позицию по искоренению современной формы рабства – торговли людьми. Почти год назад, в июле 2008 года, Ассамблея Африканского союза приняла единогласное решение о начале немедленной работы в Генеральной Ассамблее над глобальным планом действий по борьбе с торговлей людьми.

В марте 2009 года в декларации «Торговля людьми на перепутье» международной конференции в Бахрейне ее участники призвали Генеральную Ассамблею ООН принять глобальный план действий против торговли людьми.

Количество призывов набрало критическую массу. Мы обязаны действовать.

Для получения объективного мнения государств-членов ООН и международных организаций по вопросу глобального плана действий в конце 2008 года Генеральная Ассамблея поручила генеральному секретарю ООН подготовить пояснительную записку по вопросу возможных путей улучшения координации действий по борьбе с торговлей людьми.

Генеральный секретарь ООН и Управление ООН по наркотикам и преступности проделали серьезную работу, подготовив основательную пояснительную записку, свидетельствующую в пользу скорейшего принятия глобального плана действий.

Мы ожидаем от председателя Генеральной Ассамблеи назначения координаторов и скорейшего начала открытых консультаций Генеральной Ассамблеи по этому вопросу.

Сегодня мы рассчитываем на то, что у нас состоится откровенный разговор, который позволит лучше понять друг друга, устранить разногласия и начать конструктивную работу. Мы готовы к такому разговору. Беларусь открыта для конструктивных предложений, учитывающих интересы всех заинтересованных. Единственное, с чем мы не можем согласиться, – это с бездействием.

Убеждены, что покончить с торговлей людьми можно лишь в партнерстве со всеми игроками: государствами-членами, международными организациями, гражданским сообществом, частным сектором, СМИ. Шансы на успех будут значительно ниже, если хотя бы один игрок по каким-либо причинам не будет вовлечен. Сейчас таких не вовлеченных много. Замечу, что тем, кто последним поддержит идею глобального плана действий по борьбе с торговлей людьми, не будет никакого приза, даже утешительного, потому что выбирать и поддерживать эту идею необходимо уже сейчас, всем вместе, не тратя времени на ненужное раздумье.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by