Размер шрифта:

Выступление делегации Республики Беларусь в ходе 2-й сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции 2015 года в рамках ДНЯО, г.Женева

Господин председатель,
 
Беларусь рассматривает Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве основополагающего юридически обязывающего международного инструмента, фундамента существующей сегодня архитектуры международной безопасности. Очевидно, что на современном этапе проблема укрепления Договора, в том числе достижение его подлинной универсальности, и сбалансированного выполнения всех его положений приобрела еще большую актуальность.
 
Господин председатель,
 
В этом году исполняется 20 лет с момента присоединения Беларуси к ДНЯО в качества неядерного государства. Наша страна без всяких предварительных условий присоединилась 22 июля 1993 года к Договору, и уже к ноябрю 1996 года обеспечила полный вывод ядерного оружия с национальной территории. К сожалению, опыт начала 90-х годов, породивший надежды на ренессанс в области ядерного разоружения не реализовался в практических действиях.
 
По целому ряду причин не работают или не дают должной отдачи многие многосторонние механизмы в области ядерного разоружения – Конференция по разоружению и Комиссия ООН по разоружению. Спустя 17 лет после принятия, так и не вступил в силу ДВЗЯИ. Показательно, что из 19 резолюций Первого комитета 67-й сессии ГА ООН по вопросам ядерного разоружения, только 4 приняты консенсусом.  
 
Начало многосторонних переговоров по ядерному разоружению откладывается под предлогом «незрелости» того или иного вопроса. Ввиду многочисленных увязок и выдвигаемых предварительных условий на Конференции по разоружению сложилась весьма удручающая ситуация, когда весомый международный переговорный орган не может уже почти 15 лет приступить к субстантивной работе. Полагаем, что многосторонние переговоры по вопросам ядерного разоружения должны начаться без всяких предварительных условий. Содействие достижению этой цели – моральная императива каждого государства. В этом контексте, в целях придания импульса многостороннему переговорному процессу в области ядерного разоружения, поддерживаем целесообразность проведения совещания высокого уровня по тематике ядерного разоружения в сентябре этого года. 
 
Отмечаем набирающий силу процесс реализации Договора о СНВ 2010 года. Полагаем, что дополнительные усилия ядерных держав по сокращению имеющихся ядерных арсеналов могли бы стимулировать так необходимый сегодня рост взаимного доверия и способствовать укреплению системы международной безопасности, основанной на ДНЯО. Дальнейшие меры по сокращению стратегических ядерных вооружений и средств их доставки должны заключаться не только в уничтожении устаревших ядерных боеголовок и носителей, но и предусматривать обязательства по прекращению совершенствования ядерного оружия. 

Господин председатель, 
 
Подчеркиваем актуальность и важность предоставления юридически обязательных и безусловных гарантий безопасности странам, не обладающим ядерным оружием, о неприменении ядерного оружия и недопущения угрозы его применения со стороны ядерных держав. Считаем это одним из приоритетов нынешнего обзорного цикла и поддерживаем направленный на это документ WP.15, разработанный группой стран Движения неприсоединения.
 
В контексте ДНЯО для нашей страны имеют особое значение трехсторонние гарантии, предоставленные Беларуси в соответствии с Будапештским меморандумом 1994 года в связи с упомянутым выше добровольным отказом от права обладания ядерным оружием. Три государства – Великобритания, Россия и США – взяли на себя обязательство уважать независимость и суверенитет Беларуси, в том числе не применять меры экономического принуждения.
 
Мы приветствовали принятие Россией и США специального совместного заявления, подтверждающего, что зафиксированные в Будапештских меморандумах гарантии останутся в силе после 4 декабря 2009 года – срока окончания первого Договора о СНВ. В пункте 8 Плана действий в области ядерного разоружения, утвержденного Обзорной конференцией ДНЯО 2010 года, зафиксировано обязательство государств, обладающих ядерным оружием, в полном объеме уважать свои существующие обязательства в отношении гарантий безопасности неядерным государствам.  
 
Возникает резонный вопрос, почему, несмотря на зафиксированные и неоднократно подтвержденные обязательства некоторые ядерные державы на практике их игнорируют, продолжая применять меры экономического и политического давления. 
 
Принятые Великобританией и США в отношении Беларуси меры экономического принуждения в виде санкций должны быть отменены. Будапештский меморандум в ноябре 2012 года зарегистрирован в ООН в качестве международного договора. Нарушение принятых юридических обязательств является недопустимой нормой поведения государств с точки зрения международного права. 

Господин председатель,
 
Являясь убежденным и последовательным сторонником стабильности основного на ДНЯО режима ядерного нераспространения, Беларусь неукоснительно выполняет свои обязательства по и Соглашению о применении гарантий. Поддерживаем усилия государств-членов и секретариата МАГАТЭ по дальнейшему укреплению этого режима. 
 
По мере роста заинтересованности государств, включая Республику Беларусь, в развитии безопасной ядерной энергетики и использовании энергии атома для решения социально-экономических задач все более востребована деятельность МАГАТЭ по содействию использованию атомной энергии. Отмечаем важность соответствующей консультативной и технической помощи Агентства государствам-членам и особо подчеркиваем роль секретариата МАГАТЭ в организации такого взаимодействия. 

Господин председатель,
 
Необходима политическая воля государств-членов и кропотливая работа для того, чтобы План действий в области ядерного разоружения, утвержденный Конференцией ДНЯО 2010 года, был реализован в полном объеме. Выражаем надежду, что нынешний обзорный процесс завершится принятием решений, которые будут способствовать тому, чтобы идея построения безъядерного мира стала осязаемой. 
 
Благодарю за внимание.
 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by