Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на сессии открытия международной конференции высокого уровня «Предотвращение и борьба с терроризмом в цифровую эпоху» (9 октября 2018 г., г.Минск)

Ваши превосходительства,
Дамы и господа, дорогие друзья,

Прежде всего, позвольте сердечно приветствовать всех участников нынешней конференции на белорусской земле. Республика Беларусь впервые проводит столь масштабное мероприятие по вопросам безопасности под эгидой ОБСЕ и с участием Организации Объединенных Наций.

Мы признательны Генеральному секретарю Томасу Гремингеру и в его лице Секретариату ОБСЕ за неоценимую помощь в организации этого форума. Благодарю за поддержку заместителя Генерального секретаря ООН Владимира Ивановича Воронкова, а также исполнительного директора Управления ООН по наркотикам и преступности Юрия Викторовича Федотова.

Мне доставляет большое удовольствие приветствовать сегодня в этом зале Исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств Сергея Николаевича Лебедева, заместителя Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Валерия Анатольевича Семерикова, других высокопоставленных гостей из государств-участников ОБСЕ и партнеров ОБСЕ по сотрудничеству, а также иных международных структур, кто нашел возможность посетить нашу страну и присоединиться к обсуждению проблем, связанных с противодействием террористической угрозе.

В современном глобализированном мире раковая опухоль терроризма продолжает подтачивать иммунную систему человечества. Терроризм не знает границ, продолжает укрепляться численно, идеологически и финансово, играет самостоятельную роль в отдельных региональных конфликтах.

Ни одно государство в мире, даже самое большое, не в состоянии сегодня в одиночку справиться с вызовами терроризма. Ключ к успеху лежит в самой тесной координации действий на глобальном, региональном и национальном уровнях. Главенствующая роль в вопросах борьбы с терроризмом, вне всякого сомнения, принадлежит Организации Объединенных Наций.

Беларусь является участником всех основных универсальных договоров по данной проблематике, разработанных под эгидой Организации Объединенных Наций.

Весомый вклад в противодействие террористической угрозе в нашем регионе вносит Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. По инициативе Беларуси в 2007 году на СМИД ОБСЕ в Мадриде было принято решение о защите важнейших объектов энергетической инфраструктуры от террористических нападений.

В 2012 году мы всемерно способствовали принятию Консолидированной концептуальной базы ОБСЕ для борьбы с терроризмом.

Мы выступаем за целостный подход, основанный на соблюдении принципов международного права без двойных стандартов. Дробление контртеррористических усилий по коалициям, которые преследуют свои политические цели, подключение негосударственных субъектов, поддержка одних террористических организаций в борьбе с другими приведут лишь к усугублению угроз терроризма и экстремизма.

Поэтому мы всецело поддерживаем усилия по созданию единого антитеррористического фронта, сплочения усилий ООН, ОБСЕ, ОДКБ, СНГ и иных профильных организаций. Приветствуем подписание в сентябре этого года в Нью-Йорке Кодекса поведения для достижения мира, свободного от терроризма.

Для нас особенно символичен тот факт, что нынешняя конференция стала первым крупным международным мероприятием после подписания на прошлой неделе в Вене меморандума о взаимопонимании между ООН и ОБСЕ по вопросам борьбы с терроризмом. Рассчитываем, что наша встреча позволит внести конкретный содержательный вклад в реализацию этого меморандума и укрепить синергию действий, а также повысить эффективность международных усилий по противодействию террористической угрозе, в частности, в таких сферах, как использование Интернета в террористических целях и защита критической инфраструктуры.

Уважаемые дамы и господа,

Ситуация в сфере борьбы с терроризмом в Республике Беларусь остается стабильной и контролируемой. Однако в силу транзитного географического положения наша страна сталкивается со всем спектром характерных для европейского региона внешних вызовов и угроз.

В их числе – наличие иностранных боевиков-террористов среди иностранцев, следующих транзитом или временно пребывающих на территории Беларуси; получение отдельными гражданами Беларуси и стран СНГ опыта участия в боевых действиях за рубежом, влияние на них агрессивной экстремистской идеологии зарубежных структур; проникновение в страну приверженцев радикальных вероучений, вербовка членами религиозно-экстремистских организаций белорусских граждан; пропаганда и популяризация деятельности радикальных исламистских и анархистских организаций в сети Интернет.

Находясь в центре Европы, Беларусь служит надежным форпостом для наших международных партнеров в выявлении иностранных боевиков-террористов в пассажирских и миграционных потоках. Благодаря развитой пограничной инфраструктуре и сбалансированной системе обеспечения безопасности мы одно из немногих государств, осуществляющих многоуровневые фильтрационные мероприятия на пути выходцев из нестабильных регионов.

Так, в нашей стране усилены меры пограничного контроля, особенно на въезде, проводятся специальные мероприятия («Арсенал», «Нелегал», «Кордон»), направленные на нейтрализацию преступных групп, организующих каналы нелегальной миграции в страны Евросоюза.

Для выявления в миграционном потоке лиц, подозреваемых в причастности к террористическим организациям, активно применяется система «профилей риска», позволяющая выделять в пунктах пропуска через границу лиц, возможно причастных к религиозно-экстремистской деятельности. Эта работа приносит свои плоды: с 2014 года в миграционных и пассажирских потоках выявлено 68 боевиков и пособников террористических организаций, 24 из которых находились в розыске.

Угрозу национальной безопасности представляет участие белорусских граждан в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. В Беларуси принимаются меры по недопущению вербовки белорусских граждан. В прошлом году возбуждено 5 уголовных дел по статье, касающейся участия на территории иностранного государства в вооруженном конфликте, военных действиях, вербовки либо подготовки лиц к такому участию, осуждено 4 человека, 12 лицам вынесены официальные предупреждения.

Как справедливо подчеркивал Генеральный секретарь ООН Антонио Гуттериш, «сегодня фронт борьбы с терроризмом все больше смещается в киберсферу». В последнее время наряду с традиционными сформировались новые террористические риски, вызовы и угрозы, среди которых наибольшую опасность представляют киберпреступность и кибертерроризм.

Интернет и социальные платформы открывают террористам новые, по сути, неограниченные возможности для экстремистской пропаганды, вербовки сторонников и координации их преступной деятельности.

Полученные из Интернета знания привели к быстрой и неконтролируемой радикализации религиозных взглядов отдельных белорусских граждан. В общей сложности в Беларуси выявлено около ста неофитов. В 2016 году один из них задержан и привлечен к уголовной ответственности за приготовление к совершению акта терроризма. Под влиянием радикальных сайтов белорусский гражданин изучил соответствующие инструкции и приступил к изготовлению самодельного взрывного устройства из общедоступных компонентов.

В профилактических целях в Беларуси активизирована работа по выявлению потенциальных террористов в среде лиц, подверженных деструктивной пропаганде в сети Интернет, но пока не имеющих непосредственного контакта с вербовщиками международных террористических организаций.

Проводится работа по локализации деятельности неофашистских группирований и анархистских ячеек, направленной на пополнение рядов экстремистов посредством продвижения в сети Интернет своих идеологий. Так, например, в 2015 году пресечена деструктивная активность членов международного ультраправого неонацистского группирования «Мизантропик Дивижн».

Всего с 2016 года, благодаря скоординированным профилактическим мерам, в том числе блокировке деструктивного информационного контента, пресечен либо ограничен доступ к 160 медиа-сообществам анархистских и неофашистских структур, 100 отдельным информационным и аудиовизуальным материалам, 10 веб-сайтам.

В Беларуси постоянно совершенствуется национальное законодательство для организации борьбы с терроризмом. Уголовный кодекс Республики Беларусь криминализирует все формы участия в террористической деятельности, а также в вооруженном формировании, вооруженном конфликте, военных действиях на территории иностранного государства. В январе этого года Закон о борьбе с терроризмом был дополнен положениями, конкретизирующими выполнение резолюций Совета Безопасности ООН, касающихся перечня организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности, распространению оружия массового поражения либо находящихся под контролем таких лиц. На сегодняшний день в этот список включено 640 физических лиц и 369 организаций.

В целях противодействия финансированию терроризма у нас создана система применения целевых финансовых санкций в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН в отношении организаций и лиц, причастных к террористической деятельности. Соответствующие меры принимаются структурами, осуществляющими финансовые операции (банки, казино, страховые организации), и Департаментом финансового мониторинга Комитета государственного контроля. Сегодня на территории нашей страны будет отказано в осуществлении финансовых операций с участием таких организаций и лиц, а имеющиеся активы таких организаций и лиц будут незамедлительно заморожены.

Вместе с тем фактов замораживания средств и блокирования финансовых операций на территории нашей страны не выявлено, что еще раз может свидетельствовать о низком уровне рисков такой деятельности на территории Республики Беларусь. При этом мы не намерены снижать бдительность, поскольку угроза терроризма носит глобальный трансграничный характер. Департаментом финансового мониторинга заключены межведомственные договоры, предусматривающие обмен оперативной финансовой информацией, в том числе связанной с финансированием терроризма, с подразделениями финансовой разведки 23 государств мира.

Как результат предпринимаемых нами многоплановых усилий, в различных международных рейтингах Беларусь традиционно фигурирует в числе стран, безопасных для посещения.

Мы открыты для дальнейшего наращивания сотрудничества в области противодействия терроризму с другими государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, участвующими в борьбе с терроризмом.

Уважаемые друзья,

Выступая год назад на сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в г.Минске, Президент Республики Беларусь выдвинул инициативу о необходимости начала нового масштабного международного диалога по вопросам безопасности, который поможет преодолеть глубокий кризис доверия в международных отношениях и совместно выработать механизмы, направленные на укрепление мира и международной безопасности, достижение устойчивого развития. В числе элементов такого диалога Глава белорусского государства обозначил борьбу с международным терроризмом и обеспечение кибербезопасности.

На наш взгляд, встречи, подобные сегодняшней, с участием широкого круга высококвалифицированных экспертов, представляющих государства и международные организации, являются важными звеньями в цепочке мер по борьбе с терроризмом на региональном и глобальном уровнях.

Убеждены, что для выработки общих подходов в противостоянии терроризму необходим неполитизированный экспертный диалог. Рассчитываем, что нынешняя встреча позволит консолидировать усилия по противодействию терроризму в цифровую эпоху и наметить дальнейшие практические шаги в этом направлении.
Желаю всем участникам данной конференции плодотворной работы, результативных дискуссий и, самое главное, выработки конкретных предложений, решений и рекомендаций, а также приятных впечатлений от пребывания на гостеприимной белорусской земле.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by