Стенограмма подхода к прессе Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея по итогам переговоров с Министром иностранных дел Латвии Э.Ринкевичем (7 июля 2016 г., г.Рига)
Уважаемые коллеги!
Дамы и господа!
Я хотел бы искренне поблагодарить моего коллегу, господина Э.Ринкевича за приглашение посетить прекрасную Латвию и прекрасную столицу Латвии – Ригу.
Действительно, наши встречи поочередно в Минске и Риге или на различных международных площадках стали уже доброй традицией. Честно говоря, я не припомню такой открытой, обстоятельной атмосферы, в которой прошли все встречи и переговоры с моим коллегой и между нашими делегациями. Таких переговоров давно у меня не было с нашими другими партнерами. И это очень отрадно. У нас не было никаких запрещенных тем. Мы обсуждали все вопросы, связанные и с двусторонними отношениями, и с нашей работой на различных международных площадках, и региональную ситуацию в сфере безопасности, о чем сказал господин Э.Ринкевичс.
Я должен констатировать, что каких-то кардинальных, больших проблем в наших отношениях абсолютно нет. Есть мелкие вещи, которые требуют реагирования, но это не те проблемы, которые оказывают негативное воздействие на состояние наших двусторонних отношений.
Я не буду повторять какие вопросы обсуждались. Господин Э.Ринкевичс, действительно, осветил все детально и полно.
Мы договорились о том, что мы будем активно работать над реализацией совместных и двусторонних, и многосторонних проектов в сферах торгово-экономического сотрудничества, решения различных приграничных вопросов, транспорта и логистики, информационно-коммуникационных технологий. Мы вчера обсудили ряд конкретных шагов, которые мы должны предпринять в этом направлении.
Мы сейчас активно будем готовиться к проведению седьмого Белорусско-Латвийского бизнес-форума, который состоится 16 сентября этого года. Мы будем работать над подготовкой очередного заседания Совместной межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое состоится чуть позже, в октябре-ноябре этого года. Мы договорились, что к этим событиям подготовим перечень конкретных проектов, которые будут способствовать и росту товарооборота между нашими странами, и дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества во всех областях.
Особое внимание мы уделили, действительно, развитию диалога, взаимодействия между различными министерствами и ведомствами. Это очень важно. Между внешнеполитическими ведомствами наших стран существуют, я бы сказал, практически идеальные отношения. Надо, чтобы такие же отношения были и между другими министерствами и ведомствами для того, чтобы был четкий уровень доверия и понимания во всех сферах и областях. Мы договорились о конкретных шагах в этом направлении. В ближайшее время будут заключены несколько дополнительных соглашений о взаимодействии между различными государственными органами Беларуси и Латвии, которые будут тоже способствовать дальнейшему развитию нашего сотрудничества.
Я хотел бы поблагодарить коллегу за атмосферу абсолютной искренности и доверия, которая царила в ходе наших переговоров. Спасибо за приглашение и гостеприимство!
Агентство «LETA»: Господин Э.Ринкевичс упомянул о начале работы над заключением нового соглашения о сотрудничестве. Как Беларусь оценивает данное соглашение? Каковы перспективы переговоров о новом соглашении о сотрудничестве между Беларусью и ЕС? В связи с планируемым размещением дополнительных сил НАТО в странах Балтии, как Беларусь оценивает данный шаг?
В.Макей: Вы все знаете об определенных проблемах, которые существовали в наших отношениях с Европейским союзом. Некоторое время назад Советом Европейского союза было принято решение, направленное на отмену подавляющего большинства ограничений в нашем сотрудничестве с ЕС. Мы расцениваем это весьма позитивно.
Есть ряд шагов, которые могут и должны сделать обе стороны для того, чтобы отношения между Беларусью и Европейским союзом нормализовались. Мы сейчас активно работаем над реализацией этих шагов. И мы удовлетворены позитивным прогрессом в развитии наших отношений с Европейским союзом.
Одним из важных шагов в этом плане является тот факт, о котором упомянул господин Э.Ринкевичс, – необходимость заключения нового рамочного соглашения между Беларусью и Европейским союзом. Сейчас ситуация выглядит несколько абсурдной. Мы руководствуемся еще старым соглашением, которое было заключено между Советским Союзом и Европейским экономическим сообществом в 1989 году. Конечно же, оно абсолютно устарело и не соответствует той ситуации, которая существует сегодня. Какого вида должно быть это соглашение? Есть традиционные шаблоны соглашений, которые ЕС заключает со всеми другими странами. Такое соглашение существует, например, и с Арменией, и с Казахстаном, и с другими странами бывшего постсоветского пространства, да и с Россией. Поэтому основа такого соглашения есть. Конечно, есть специфика, связанная с сотрудничеством между Европейским союзом и конкретной страной. Но это уже дальнейшая работа, которая предстоит. Главное сейчас – это принять принципиальное решение о целесообразности и необходимости заключения этого рамочного соглашения.
Мы понимаем, что это требует определенного обсуждения в рамках Европейского союза. Мы в Беларуси готовы к тому, чтобы начать работу над этим соглашением. Это будет в интересах как Беларуси, стремящейся нормализовать отношения с Европейским союзом, так и в интересах Европейского союза, который, я думаю, должен быть заинтересован в укреплении экономического суверенитета Беларуси и тем самым политического суверенитета и независимости.
Что касается факта, о котором Вы упомянули, о перспективах размещения новых контингентов войск НАТО в Прибалтийских странах и Польше, то мы вчера и сегодня тоже уделили достаточно большое внимание обсуждению этого вопроса. Конечно же, мы не приветствуем размещение дополнительных воинских контингентов на территории наших соседних стран.
Мы можем понять логику наших партнеров, почему они это предпринимают. Можем понять. Хотя, повторюсь, мы не поддерживаем эти шаги. Вместе с тем, мы не хотели бы и мы не такая большая страна, которая должна предпринимать какие-то радикальные меры по наращиванию своего военного потенциала в ответ на эти действия. Конечно же, мы будем отслеживать дальнейшую ситуацию. Мы не рассматриваем это как прямую угрозу нашей безопасности. Мы рассматриваем это как определенные вызовы в военной сфере, на которые мы должны тоже каким-то образом отреагировать.
Но самое важное сейчас, как нам кажется, не зацикливаться на том, чтобы наращивать вооружение по одну сторону границы и по другую сторону границы и, тем самым, способствовать дальнейшему росту военной напряженности. Сейчас надо организовать, и как можно быстрее, прямой, открытый, искренний диалог между всеми заинтересованными сторонами на нашем континенте, т.е. между НАТО и Россией, между НАТО и Беларусью, между отдельными странами-членами НАТО и Россией, между отдельными странами-членами НАТО и Беларусью.
Мы говорили об этом с моим коллегой и договорились о том, что мы тоже в этом плане будем предпринимать конкретные шаги. Прямой диалог необходим для того, чтобы снимать недоверие, которое может возникнуть из-за того, что та или иная сторона предпринимает определенные шаги. Прямой диалог необходим для того, чтобы вовремя отреагировать на какие-то, возможно, непредвиденные, негативные ситуации, связанные с вопросами безопасности.
Агентство «Reuters»: Может ли вернуться в повестку дня вопрос о размещении российской авиабазы в Беларуси в связи с увеличением присутствия сил НАТО в странах Балтии?
В.Макей: Знаете, я не могу сказать, что будет завтра или послезавтра. Конечно же, мы будем тщательно анализировать складывающуюся ситуацию в нашем регионе. И мы будем, естественно, предпринимать адекватные меры реагирования. Но, еще раз повторюсь, мы не заинтересованы в том, чтобы какие-то шаги, которые будет предпринимать Беларусь в военной сфере, способствовали дальнейшему нагнетанию военной напряженности в нашем регионе и в целом на европейском континенте. Мы не заинтересованы в том, чтобы создавались новые разделительные линии в Европе. Мы страна небольшая и наша выживаемость, развитие нашего государства зависит от того, какой будет ситуация в регионе, зависит от мира и спокойствия в этом регионе. Мы хотим не воевать, мы хотим продавать наши товары. Мы вынуждены продавать до 60 процентов той продукции, которую мы производим у себя в стране.
Поэтому мы будем весьма ответственно подходить к любым нашим возможным, адекватным шагам, мерам реагирования на те военные вызовы и угрозы, которые возможны в наше время.
Что касается конкретно Вашего вопроса, то я хотел бы сказать, что по вопросу о размещении дополнительных военных баз на территории Беларуси и Президент Беларуси высказался некоторое время назад конкретно и определенно, и были другие официальные заявления белорусской стороны на других уровнях. Наша позиция в этом плане не изменилась.
Телеканал «ОНТ»: Белорусский МИД прорабатывает ряд визитов Президента Беларуси на Запад. Есть ли конкретные договоренности, даты? Не будет ли Латвия первой страной ЕС, куда направится Президент Беларуси?
В.Макей: Конечно же, мы ежегодно готовим графики визитов высших руководителей государства в те или иные регионы, графики соответствующие запланированы и на этот год.
Мы прорабатываем различные направления визитов, мы очень активно работаем и с азиатским направлением, и с латиноамериканским направлением, и с африканским направлением.
Но и сейчас, с учетом наметившихся перспектив нормализации наших отношений с Европейским союзом мы работаем и над активизацией сотрудничества с европейскими странами. В моем понимании активное сотрудничество с любой страной невозможно без встреч на различных уровнях: высоком, высшем, между министерствами и ведомствами, между премьер-министрами, между президентами.
Я не могу сказать конкретно и не собираюсь загадывать в какую страну будет следующий визит нашего Президента. Мы работаем над этим, но при этом исходим из того, что любой визит должен приносить конкретные результаты.
Вы думаете, что как только отменили санкции, так мы попытались бы обязательно осуществить визит в какую-то первую попавшуюся страну, и только лишь для того, чтобы показать, что Президент Беларуси, бывший до этого под санкциями, является въездным. Это не в наших целях, и мы не заинтересованы в этом.
Еще раз повторюсь: любой визит, особенно визит высшего уровня, должен быть тщательно подготовлен для того, чтобы послужил новым импульсом для вывода отношений на качественно новый уровень между Беларусью и любой другой страной. Поэтому мы работаем над этим. Я не сторонник того, чтобы озвучивать заранее какие-то страны, которые наш Президент посетит в ближайшее время.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by