Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел С.Мартынова газете «Народные новости» (Чехия), опубликованное 15 марта 2009 года

Уважаемый господин Министр, решено ли на сегодняшний день в Беларуси принять приглашение на пражский саммит по Восточному партнерству и участвовать в реализации данной программы?

Официального приглашения на встречу в Прагу мы пока не получали. Но ответ на Ваш вопрос мне хотелось бы начать с того, что Беларусь – неотъемлемая часть Европы, и не только географически. Европа – наш общий дом, и мы осознаем свою ответственность за то, чтобы в этом доме царили процветание и мир.

Именно поэтому мы всегда были и остаемся надежными партнерами ЕС в таких важнейших вопросах как энерготранзит, борьба с нелегальной миграцией, обеспечение безопасности и региональной военно-политической стабильности. Мы и раньше ответственно выполняли свои обязательства по этим вопросам перед Европой, не дожидаясь приглашения ни на какие саммиты, готовы это делать и впредь. Это наш стратегический выбор.

Наличие прочных отношений с ЕС элементарно выгодно для нас экономически. Беларусь – экспортоориентированная страна. Отправляя на экспорт порядка 60 процентов своего ВВП, мы являемся по этому показателю одной из десяти наиболее открытых экономик в Европе. Поэтому Беларусь объективно заинтересована в том, чтобы иметь надежные торгово-экономические отношения с таким игроком, как Евросоюз – мощным, технологически продвинутым межгосударственным образованием и очень платежеспособным рынком. При этом мы не ищем для себя только односторонней выгоды. Беларусь сама может многое предложить Евросоюзу и в плане производственной кооперации, и в плане возможностей для инвестирования в нашу экономику. У нас для этого есть целый ряд стратегических преимуществ – и выгодное географическое положение, и развитая инфраструктура, и передовой научно-технологический потенциал, и квалифицированная рабочая сила, и отсутствие потрясений, конфликтов на религиозной, национальной или какой-либо иной почве. И с этой точки зрения приглашение Беларуси на саммит, если оно поступит, было бы не только естественным и логичным шагом со стороны наших европейских партнеров, но и шагом, отвечающим их собственным интересам.

А что касается непосредственного участия в проекте «Восточное партнерство?

Что касается самой инициативы Восточного партнерства. На встрече с «тройкой» ЕС, которая состоялась в конце января, Беларусь подтвердила, что в принципе позитивно относится к идее Восточного партнерства, мы видим в ней конструктивное ядро и конструктивный компонент. Нашим принципиальным подходом является то, что это партнерство должно основываться на равноправном для всех его участников механизме. Это наша принципиальная позиция, которая пока разделяется Европейским союзом. Поэтому, если в таком виде, как обсуждалось на встрече с «тройкой» ЕС, это партнерство будет окончательно одобрено, то можно предполагать, что Беларусь примет в нем конструктивное участие.

Что Беларусь ожидает от реализации программы Восточного партнерства? Является ли основной целью участия в данной программе членство в Евросоюзе?

Я хочу, чтобы читатели Вашего издания понимали главное. Мы всегда последовательно и честно подчеркивали, что Беларусь ничего не выпрашивает у Европейского союза. Мы не ставим перед собой цель стать членом ЕС в обозримой перспективе и поэтому не претендуем ни на масштабную экономическую помощь по линии ЕС, ни на какие-либо другие преференции и льготы. Мы привыкли всего добиваться сами. Что принципиально важно для нас – это прекращение дискриминации и двойных стандартов.

При этом подчеркну еще раз, что Беларусь в состоянии предложить нашим европейским партнерам сотрудничество в тех сферах, которые, прежде всего, взаимно выгодны для обеих сторон. В том числе в рамках инициативы Восточного партнерства, которая нацелена на вовлечение восточных соседей Европейского союза в гораздо более углубленное взаимодействие с ЕС. И здесь нет ничего искусственного или надуманного. Речь идет о сотрудничестве в сферах противодействия нелегальной миграции, наркотрафику, организованной преступности, о взаимодействии в энергетической и таможенной сферах, упрощении передвижения товаров, о сотрудничестве в реализации серьезных инфраструктурных проектов, таких как производство, транзит энергии, пути сообщения.

Беларусь уже многие годы прилагает усилия по созданию с Российской Федерацией совместного государства. Что является основной причиной неисполнения проекта, как это планировалось десять лет назад?

Мне кажется, Вы путаете понятия. Ни о каком создании единого или «совместного государства», как Вы выразились, речи никогда не шло. Беларусь всегда была и останется независимым и суверенным государством. И это не подлежит никакому обсуждению и тем более торгу.

Также не могу согласиться с Вашим определением о якобы «неисполнении проекта» Союза Беларуси и России. Напротив, это уже успешный проект, поскольку нам удалось самым серьезным образом реально продвинуться в решении одной из главных задач, изначально ставившихся в качестве целей Союза, – обеспечение равных прав и возможностей для белорусов и россиян. На последнем заседании Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России состоялся обмен ратификационными грамотами по последнему из серии соглашений, реально обеспечивающих равенство таких прав в сфере налогообложения, социального обеспечения, здравоохранения, свободы передвижения и выбора места жительства, получения образования. Это большой и реальный успех сотрудничества Беларуси и России, который ощущают в своей повседневной жизни наши люди.

Другой фундаментальной основой взаимодействия наших государств является стремление к созданию равных условий для субъектов хозяйствования двух стран. Значительный прогресс есть и на этом направлении. В 2008 году товарооборот между Беларусью и Россией составил более 34 млрд. долларов США и вырос более чем на 30 процентов. Поэтому никто не может сказать, что наш союз не состоялся. В повседневной жизни он дает реальную отдачу и для наших стран, и для наших народов.

Москва пытается образовать на постсоветском пространстве военный оборонительный пакт, который иногда на Западе называют «российским НАТО». Какова цель данного пакта?

Во избежание различных толкований хочу особо подчеркнуть следующее. Мы не рассматриваем Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве противовеса НАТО. Это не анти-НАТО. ОДКБ не создавалось по линии противодействия в геополитическом масштабе. Это ответ, но ответ не на расширение НАТО, а ответ на новые вызовы.

Если внимательно посмотреть на решение ОДКБ, состоявшееся на последнем саммите в Москве, то речь идет о необходимости коллективного потенциала для реакции, в том числе на такие вызовы, как чрезвычайные ситуации, террористические акты, наркотрафик, насильственные проявления экстремизма. Это то, с чем международное сообщество, к сожалению, сталкивается каждый день. Причем акцент в этом вопросе фактически лежит на регионе Средней Азии, который известен афганской угрозой, слабо поддающимися контролю потоками наркотического трафика и т.д.

Для противодействия указанным вызовам каждое региональное направление ОДКБ будет вносить свой вклад в формирование так называемых Коллективных сил оперативного развертывания, решение о создании которых было принято в Москве. Применительно к Беларуси речь идет о нашей региональной группировке сил с Российской Федерацией, которая, кстати, также давно уже существует. И силы из этой группировки, которые будут определены Беларусью для возможного использования, – а такое возможное использование будет происходить только по решению Совета глав государств, консенсусному решению – будут задействоваться только на этом географическом направлении нашей ответственности.

Как Беларусь оценивает первые шаги новой американской администрации президента Барака Обамы по вопросу ПРО и сотрудничеству с Россией? Является ли с Вашей точки зрения отказ от проекта строительства баз США в Чехии и в Польше условием участия Москвы в программе ПРО и для изменения весьма отрицательной позиции Беларуси по отношению к американским планам строительства ПРО в Европе?

Республика Беларусь позитивно оценивает подходы новой администрации США по «перезагрузке» отношений с Россией. В случае их практического воплощения они, безусловно, позволят сделать значимые шаги вперед по целому комплексу проблем европейской и международной безопасности.

По проблеме размещения элементов системы ПРО США в Европе позиция нашей страны остается неизменной. Мы считаем, что размещение американской ПРО в Польше и Чехии не будет способствовать укреплению атмосферы доверия между НАТО и восточными соседями блока и является негативным фактором с точки зрения региональной безопасности.

Поэтому, если США в конечном итоге откажутся от планов развертывания ПРО, мы будем это приветствовать.

Каково Ваше отношение к проектам газопроводов «Северный поток», «Южный поток» и «Набукко», которые Восточная Европа отвергает в качестве транзитного коридора для поставок газа из России и Средней Азии в Западную Европу? Не являются ли они угрозой для Вашей энергетической безопасности?

Судя по формулировке вопроса, Вы не совсем верно информированы. Упомянутые проекты являются совершенно разными по своей сути и отражают интересы различных геополитических игроков.

Что касается «Северного потока», то понятно, что и данный проект, и проект по строительству т.н. «Южного потока» – это суверенный выбор России. Естественно, данные проекты, равно как и проект «Набукко», затрагивают и интересы Беларуси, но мы понимаем, что Россия и наши центрально-азиатские партнеры имеют право на эти решения, поскольку речь идет об их природных ресурсах.

Мы также понимаем стремление России и центрально-азиатских государств диверсифицировать маршруты поставок энергоносителей. Такая же задача стоит и перед Беларусью, и перед другими странами.

Но, согласитесь, недавний газовый кризис наглядно продемонстрировал, что неотложная необходимость создания инфраструктуры для срочного наращивания поставок энергоносителей европейским потребителям существует уже сегодня и сейчас. И с этой точки зрения несомненные преимущества и России, и нашим партнерам в Европе предоставило бы безотлагательное строительство второй «нитки» газопровода «Ямал-Европа». Объективные экономические расчеты показывают, что реализация этого проекта уже через 1,5 – 2 года позволила бы обеспечить дополнительный транзит газа в Европу в объеме 23,5 млрд. куб.м. И это можно сделать при минимальных затратах, поскольку еще при строительстве первой «нитки» данного газопровода уже предусмотрительно и благоразумно была создана необходимая инфраструктура для обслуживания дополнительной «нитки».

Чешская Республика явно поддерживала и поддерживает оппозиционные группы в Беларуси. Является ли это препятствием для развития отношений Беларуси с Чехией?

Спасибо за откровенность. Вы первый чешский журналист, который так откровенно во всеуслышание заявляет о реальном положении вещей. Понятно, что такого рода ситуация вряд ли способствует укреплению доверия в двусторонних отношениях. Но мы готовы «перевернуть страницу» и перейти к поступательному выстраиванию всего комплекса белорусско-чешского сотрудничества.

(Неофициальный перевод с чешского языка)

Онлайн-версия публикации в газете «Народные новости» (Lidové noviny) здесь

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by