Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Чешской Республике В.Курдюкова журналу «Конъюнктура рынков» (№8, 2018 год)

Валерий Николаевич, в 2017 г. зафиксирован рост товарооборота между Беларусью и Чехией. За счет чего это было достигнуто? Какие тенденции наблюдаются в двусторонней торговле в текущем году? 

В 2017 г. по сравнению с предыдущим годом товарооборот между Беларусью и Чехией вырос на 4,8 %. В частности, белорусский экспорт в Чехию увеличился до $ 92,7 млн и составил 109,7 % к уровню 2016 г., а без учета нефти, нефтепродуктов и азотных удобрений — 113,3 % к уровню 2016 г. Показатель чешского импорта в нашу страну также вырос – до $ 197,5 млн, что составляет 102,6 % к уровню 2016 г.

Несмотря на то, что белорусский экспорт в Чехию представлен практически всеми группами товаров, в нем доминируют 10 крупнейших товарных позиций, на долю которых приходится 50 % от общего объема экспорта. В 2017 г. отчасти расширен ассортимент поставок из Беларуси в Чехию товаров продовольственной группы. В целом можно сказать, что структура экспорта постепенно меняется: растет доля неминеральной и высокотехнологичной продукции.

В нынешнем году тенденция роста взаимной торговли между нашими странами сохраняется. Так, в январе — мае 2018 г. объем взаимной торговли составил $ 45,8 млн, а это 136,8 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Объем белорусского экспорта без учета нефти, нефтепродуктов, азотных и калийных удобрений составил $ 43,2 млн (132,3 % к январю — маю 2017 г.).

Какова динамика оборота услуг?

В 2017 г. этот показатель составил $ 94,7 млн и вырос на 31,7 % к уровню 2016 г. При этом экспорт белорусских услуг достиг $ 79 млн, что на 76 % больше, чем в 2016 г. Сальдо положительное — $ 63,3 млн (улучшилось на $ 45,4 млн). 

В прошлом году основу белорусского экспорта услуг составили компьютерные услуги — $ 39,2 млн, или 49,6 % от общего объема. Замечу, что эта позиция увеличилась в 4,1 раза. Также отмечен рост стоимостных объемов оказанных транспортных услуг ($ 28,5 млн, или 120,7 % к аналогичному уровню 2016 г.) и по большинству других категорий услуг. Наиболее значимые из них — туристические (123,5 % к уровню 2016 г.), финансовые (235,2 %), прочие деловые услуги (105,1 %), телекоммуникационные (107,4 %), спортивные (169,6 %), услуги в области культуры и отдыха (133,3 %). 

В январе — апреле 2018 г. оборот услуг увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,7 раза, до $ 23,3 млн. Экспорт белорусских услуг вырос в 1,9 раза, до $ 17 млн. Рост обеспечен за счет услуг с высокой добавленной стоимостью — компьютерных, телекоммуникационных, информационных. Наряду с этим отмечается и увеличение экспорта традиционных услуг — транспортных, строительных, туристических.

Какую долю в белорусском экспорте в Чехию занимают товары с высокой добавленной стоимостью? Существуют ли перспективы увеличения объемов поставки таких товаров?

Когда говорят об экспорте товаров с высокой добавленной стоимостью, обычно подразумевают поставки так называемой сложной продукции. Вместе с тем для производства отдельных видов пластмасс, химических волокон, металлических сплавов необходимы высокотехнологичные мощности. Процесс их производства порой значительно сложнее и затратнее по сравнению, например, со сборкой потребительской электроники из готовых компонентов. 

В этой связи точные данные о доле таких товаров в общем объеме белорусского экспорта отсутствуют. Но если исключить из общего физического объема экспорта в Чехию нефтепродукты, удобрения, необработанную древесину, черные металлы, то доля оставшихся товаров превышает 60 %. Безусловно, это хороший показатель. Так, наша страна поставляет в Чехию интегральные схемы, лазеры, оптические приборы, двигатели, станки, одежду, обувь, мебель, кабели, комбайны, тракторы, запасные части, алюминиевые металлоконструкции.

Большинство товаров в топ-30 позиций белорусского экспорта представлены продукцией черной металлургии и нефтехимии, лесоматериалами. Номенклатура остальных товаров широкая, но поставляются они в небольших стоимостных объемах. 

Перспективы увеличения поставок в Чехию сложных товаров, конечно же, имеются. К примеру, мы прогнозируем рост экспорта прицепной техники, мини-тракторов, некоторых видов строительных и отделочных материалов. В этом году на выставке «Земля-кормилица» в г. Ческе-Будеёвице будет представлена новая модель белорусского комбайна. Соответственно, можно рассчитывать на рост поставок этой сельхозтехники. 

Растет интерес чешской стороны к размещению на белорусских предприятиях заказов на производство заготовок и деталей, которые в последующем планируется использовать в оборудовании для нефтехимического, аграрно-промышленного комплексов стран — членов ЕАЭС, а также в оборудовании для нужд жилищно-коммунального хозяйства.

Выход на рынок ЕС требует от белорусских экспортеров значительных финансовых вложений. Какие советы и рекомендации Вы могли бы дать отечественным предприятиям в целях оптимизации затрат?

Выйти на рынок Чехии достаточно сложно из-за высокой конкуренции со стороны европейских производителей. Необходимо учитывать и тот факт, что подавляющее большинство работающих на внешних рынках чешских компаний принадлежат иностранным собственникам. Это касается и торговых сетей, и значительного количества крупных производств. 

При работе же с мелким и средним бизнесом необходимо уделять повышенное внимание вопросам логистики. Могу также сказать, что, получив предложение от белорусского предприятия-экспортера с условием минимальной нормы отгрузки (одна фура) продукции по предоплате, чешский покупатель сразу теряет интерес к таким популярным белорусским товарам, как мебель, столярные и строительные изделия.

Полагаю, что предприятиям одной отраслевой принадлежности или входящим в одни холдинги и концерны имеет смысл сообща участвовать в выставках на территории Чехии с коллективными стендами. Также стоит задуматься о создании собственных логистических складов в этой стране либо использовать возможность совместной загрузки транспорта. Все это поможет несколько минимизировать расходы.

Кроме того, хотел бы обратить внимание на возможность сертификации отдельных товаров, предназначенных для поставок во все страны ЕС, в соответствующих органах Чехии. Это позволяет снизить финансовые и временные затраты предприятия. У белорусских и чешских учреждений по стандартизации имеются договоренности в этой сфере.

Ну и самое главное — необходимо уделять особое внимание каждому запросу, каждому новому контакту, а также тщательно следить за выполнением обязательств в отношении уже имеющихся партнеров, в некоторых случаях предоставлять им дополнительные скидки. Найти нового клиента стоит значительно дороже, чем сохранить имеющегося.

Какие бы Вы выделили особенности чешской деловой среды, требующие внимания со стороны белорусских экспортеров? Есть ли существенные различия в деловой этике у белорусов и чехов?

Существенных различий нет, но свои особенности все же имеются. Так, чехи предпочитают не афишировать коммерческую информацию, избегают обращений (без крайней необходимости) в государственные структуры. 

Здешние компании очень тщательно подходят к проверке репутации своих новых контрагентов. Они привыкли к тому, что о них самих достаточно много информации размещено на официальном сайте Министерства юстиции Чехии (об учредителях, директорах, финансовом положении, расчетных счетах). 

Гораздо меньший объем сведений о белорусских компаниях на официальных ресурсах вынуждает компании использовать другие источники информации — СМИ, отзывы партнеров, мнения сотрудников торгово-промышленных палат и др. Любой негативный отзыв, даже если он не объективен, может привести к отказу чешского партнера от дальнейшей работы с белорусской компанией. Поэтому отечественным производителям следует проводить мониторинг информационного пространства и стараться избегать конфликтных ситуаций.

Добавлю, что многие чешские компании решение о сотрудничестве с новым партнером согласовывают с учредителями и собственниками из других стран. Соответственно, рассмотрение предложения занимает продолжительное время. 

Важна для чехов и форма подачи коммерческого предложения. Специалисты здешних компаний обычно неплохо владеют иностранными языками, в том числе и русским. Но, как показывает практика, направление неперсонифицированного предложения на иностранном языке с объемными приложениями по электронной почте редко бывает результативным. Целесообразно подготовить письмо на чешском языке и отправить его обычной почтой. Таким образом можно проверить и факт нахождения представителей компании по юридическому адресу.

Структура экономик наших стран очень схожа, и это можно рассматривать как фундамент для взаимовыгодных и взаимодополняемых совместных проектов. Проявляет ли интерес чешский бизнес к созданию совместных производств в Беларуси?

Чехия входит в число лидеров по объему совокупных инвестиций в экономику Беларуси. По данным белорусской статистики, на 1 января 2018 г. они составили $ 125,9 млн, в том числе прямые — $ 56,5 млн (рост на $ 9,986 млн).

В прошлом году в Беларусь поступило $ 47,7 млн чешских инвестиций (101,2 % к уровню 2016 г.), из которых $ 37,7 млн — прямые (117,9 % к уровню 2016 г.) и $ 6,7 млн — на чистой основе (57,1 % к уровню 2016 г.). 

В Беларуси зарегистрированы и действуют 103 предприятия с чешскими вложениями (без учета акционерных обществ). Сумма вкладов в уставный капитал составила $ 17,1 млн. Совместные и иностранные компании создаются в самых различных отраслях экономики — IT, производстве средств автоматизации на транспорте, в оказании инженерных и строительных услуг, торговле, промышленности.

Чешские фирмы продолжают участвовать и в модернизации производственных мощностей белорусских предприятий, причем такие проекты реализуются при участии кредитных средств банков Чехии.

Среди последних созданных предприятий производственного профиля можно назвать резидента СЭЗ «Витебск» — ООО «Целиндерс-Бел» (инвестиционный проект направлен на производство стальных баллонов и сосудов под давлением). Ранее чешской компанией Raselina совместно с ГПО «Белтопгаз» и ОАО «Торфопредприятие Глинка» был открыт новый завод по переработке торфа и производству торфяных субстратов.

Какими Вам видятся пути активизации белорусско-чешских торгово-экономических отношений?

Сегодня на официальном уровне созданы все условия для поддержки двусторонних проектов в различных областях. В мае нынешнего года состоялось юбилейное, 10-е заседание Белорусско-Чешской смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, впервые на уровне министров проведено 8-е заседание Белорусско-Чешской рабочей группы по сельскому хозяйству. Действуют рабочие группы по машиностроению и энергетике. Есть возможности для обсуждения проектов в рамках рабочих групп по научно-техническому сотрудничеству, транспорту, лесному хозяйству. 

Поддерживают обе страны и развитие регионального взаимодействия. В 2016—2018 гг. чешские делегации деловых кругов при поддержке нашего посольства и Министерства промышленности и торговли Чехии приняли участие в двусторонних бизнес-форумах в Гомеле, Гродно, Бресте, Минске.

Большую роль в развитии экономического диалога традиционно оказывают Торгово-промышленная палата по странам СНГ в Чехии и Белорусская торгово-промышленная палата. БелТПП с 2017 г. имеет в Праге своего официального представителя, одновременно возглавляющего Чешско-Белорусскую торгово-промышленную палату, оказывающую всестороннюю поддержку белорусским субъектам хозяйствования. 

Экспортерам необходимо максимально полно использовать потенциал этих структур, активно предлагать свои проекты для рассмотрения, а также участвовать в международных выставках в Чехии.

Пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих принять участие в Международной конференции «Бизнес-день Республики Беларусь», которая пройдет 3 октября 2018 г. в рамках Международной машиностроительной выставки в г. Брно. Планируется, что в рамках данной выставки будет организован коллективный стенд предприятий концерна «Белнефтехим», Национальной академии наук и Министерства промышленности Беларуси.

№ 8/2018. Конъюнктура рынков. Чехия

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by