Размер шрифта:

Интервью заместителя Министра иностранных дел А.Евдоченко для агентства «Интерфакс»

СОМнительные претензии
 
 
Ряд российских чиновников высокого ранга недавно заявили о возможности введения антидемпинговых пошлин в отношении поставок белорусского сухого молока. Руководство правительства Беларуси высказало удивление такими заявлениями. В чем подлинные причины позиции российской стороны, кому выгодно очередное нагнетание напряженности в торгово-экономических отношениях двух стран, которые строят Союзное государство? Своими соображениями на эту тему в интервью «Интерфаксу» поделилсязаместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко.
 
 
 
-         На протяжении последних нескольких недель от представителей правительства и Минсельхоза России звучали претензии по поводу поставок сухого молока (СОМ) из Беларуси – якобы они негативно сказываются на деятельности российских производителей. Почему по этому поводу пока молчит МИД Беларуси?
 
-         МИД оперирует не на уровне устных заявлений, хотя и чиновников высокого ранга, а на уровне официальных письменных представлений. А их по данному вопросу от российской стороны мы не получали. Мы работаем на профессиональной основе и для нас очень важна суть претензий. Вы знаете, что уже несколько заявлений от белорусской стороны было сделано. В них отмечалось, что белорусская сторона считает эти претензии необоснованными.
 
Если помните, топервоначально озвученные российской стороной заявления касались просто низких цен на белорусское сухое молоко. Потом вопрос поставок «дешевого» молока из Беларуси стал увязываться с оказываемой господдержкой сельхозпроизводителям. В последних заявлениях звучит, что Российская Федерация рассматривает возможность применения антидемпинговых санкций. С точки зрения профессионалов эти все заявления индивидуальны по своей сути и поэтому требуют отдельного реагирования.
 
- Насколько обоснованы претензии российской стороны в демпинговых поставках?
 
Классически в теории демпингом считается продажа за рубежом товаров по более низким ценам, чем на внутреннем рынке. Мы очень внимательно проверили этот аспект и не видим никаких нарушений с белорусской стороны. Если принять во внимание все издержки, которые несут поставщики, то в настоящее время цена продаж белорусского сухого молока на российском рынке абсолютно соответствует цене продаж на белорусском рынке.
У нас экспортная цена на СОМ устанавливается в настоящее время исключительно по результатам торгов на Белорусской универсальной товарной бирже исходя из спроса и предложения. Подчеркну, что это исключительно рыночный механизм. Закупки на бирже осуществляют также трейдеры из других стран, например, Бельгии и Японии. Им и в голову не приходит предъявлять претензии по поводу сформированной на бирже цены. Все трейдеры – из России, Бельгии или какой-либо другой страны – находятся в абсолютно одинаковом положении: хочешь покупай, хочешь не покупай. Российские игроки сами самостоятельно и добровольно приходят на биржу за белорусским сухим молоком – потому что оно недорогое и качественное. Закупки его выгодны, прежде всего, российским предприятиям, использующим данный продукт в своем производстве.
Механизм формирования рыночной цены на СОМ утвержден с 2006 года – сухое молоко включено в перечень товаров, продажи на экспорт которых осуществляются только через биржу. Поэтому сегодня мы имеем прозрачные цены, совершенно понятные с точки зрения механизма их формирования.
 
- Маловероятно, что руководители отраслевых ведомств Российской Федерации не разбираются в реальной ситуации. Но при этом обвинения в адрес Беларуси продолжают звучать — значит, это кому-то нужно. Кому и зачем?
 
- Думаю, что речь идет о конкретных экономических операторах. В России этими вопросами занимаются вертикально интегрированные структуры, которые включают в себя и производителей, и переработчиков, и реализаторов этих товаров.
 
В прошлом году цены на продовольствие взлетели, и все игроки на соответствующем рынке получили существенную прибавку к своим доходам. В текущем году цены на молочную продукцию, в том числе и на сухое молоко, на большинстве рынков пошли вниз. Те, кто занимается реализацией и переработкой молока, не захотели терять свои доходы, и попытались надавить на производителей. Производители молока, в свою очередь, «подвинуться» в цене не могут, так как выросли их затраты: в частности, значительно увеличились их транспортные издержки, стоимость кормов, удобрений.
 
Таким образом, нужна была причина, на которую можно было бы списать все конъюнктурные колебания рынков и определенное падение доходов. Такая причина была найдена в поставках белорусского сухого молока. Другой вопрос – что найдена она была без квалифицированных расчетов и соответствующего обоснования.
 
- Теоретически, каковы могут быть защитные меры с российской стороны?
 
Отмечу, что по каждому их озвученных публично в наш адрес обвинений есть своя индивидуальная, специфическая процедура расследования. Меры, будь то специальные защитные, компенсационные или антидемпинговые тоже рассчитываются по специальной процедуре. Как правило, в нормальном режиме расследование по всем этим направлениям занимает от 9 месяцев до 1,5 лет. И за введением санкций, безусловно, стоят большие экономические расчеты, доказательство факта нарушения, ущерба и причинно-следственной связи между ними.
 
Какой из этих вариантов санкций может быть применен в отношении белорусской продукции, мы можем определить только после того, как получим официальные ноты от российских партнеров. Только после этого МИД сможет сделать вывод и провести соответствующие консультации с российской стороной по данной тематике.
 
 
- И в связи с заявлениями по поводу сухого молока, и по другим поводам российская сторона постоянно упрекают Беларусь в «огромных» размерах государственного субсидирования сельхозпроизводителей. Так ли это на самом деле, насколько сопоставим объем господдержки в Беларуси и России?
 
 
-         Государство оказывало поддержку нашим сельхозпроизводителям, оказывает и будет оказывать. Делается это точно так же, как делают это все государства мира, включая членов ВТО. Беларусь в процессе переговоров о вступлении в ВТО заявила размер господдержки сельскому хозяйству в размере $500 млн. в год. Россия в течение нескольких лет оговаривала ее в размере $1,5 млрд. Сейчас, как мы знаем, Минсельхоз России ведет в Женеве переговоры об ее увеличении до $9 млрд. Разделите $9 млрд. на 140 млн. российских граждан, и $500 млн. на 9,8 млн. белорусских граждан, и вы увидите, что масштабы господдержки сельхозпроизводителей соизмеримы и примерно паритетны. В ближайшее время поддержка сельскому хозяйству в Беларуси и России будет фактически эквивалентной.
 
То, что Россия не увеличивала размер господдержки ранее — это был ее выбор, и свою цифру Москва заявляла исходя из своих экономических расчетов. В этом отношении наша позиция тоже абсолютно понятна. Скажу даже так – были бы еще деньги в государстве – оказывали бы еще большую поддержку нашим сельхозпроизводителями. 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by