Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея российскому информационному агентству «ТАСС» (8 июня 2016 г.)

- Ташкент готовится к юбилейному саммиту ШОС, который пройдет в июне текущего года. Кто будет представлять на нем Беларусь? Какие задачи стоят перед белорусской делегацией на саммите? С кем запланированы двусторонние встречи?

- Заседание Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Ташкенте 24 июня 2016 года станет первым саммитом этой авторитетной международной организации, в котором Республика Беларусь примет участие на высшем уровне в новом статусе наблюдателя.

Учитывая серьезную заинтересованность Беларуси в активизации сотрудничества с ШОС, а также высокий уровень представительства иностранных делегаций на мероприятии, нашу страну будет представлять президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

На всех последних саммитах страны-члены ШОС последовательно выступают за более широкое привлечение государств-наблюдателей к практическому сотрудничеству в рамках организации. Мы также ставим перед собой задачу по участию в регулярных консультациях и повышению практической отдачи от нашего взаимодействия в различных областях.

Что касается двусторонних встреч, хочу отметить, что у нас достаточно площадок и поводов для контактов с нашими партнерами по СНГ. Поэтому мы прежде всего прорабатываем встречи с нашими важными азиатскими партнерами.

- Беларусь получила статус наблюдателя в ШОС на саммите организации в Уфе в июле прошлого года. Какие возможности открывает для Минска диалог с этой организацией и что изменилось для страны после того, как она повысила свой статус в ШОС?

- По-моему, символично, что и решение о предоставлении Беларуси статуса партнера по диалогу, и решение о предоставлении статуса наблюдателя принимались в годы российского председательства в ШОС. В первом случае это было на саммите в Екатеринбурге в июне 2009 года, во втором, как вы отметили, — на саммите в Уфе в 2015 году. Республика Беларусь благодарна своим партнерам по ШОС за принятие данного решения.

Получив статус наблюдателя, Беларусь получила возможность участвовать в большем количестве мероприятий более высокого уровня, в том числе в открытых заседаниях Совета глав государств или Совета глав правительств государств-членов ШОС.

В новом статусе наблюдателя при ШОС в декабре 2015 года в китайском городе Чжэнчжоу Беларусь впервые приняла участие в заседании Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества и имела возможность высказать свои подходы по актуальным вопросам евразийской интеграции и безопасности. В этом году в новом статусе наблюдателя при ШОС Беларусь впервые приняла участие в совещании министров юстиции, в заседании генеральных прокуроров.

В октябре 2015 года миссия ШОС во главе с генеральным секретарем приняла участие в наблюдении за выборами президента Республики Беларусь. Такая миссия впервые в истории организации участвовала в наблюдении за выборами в государстве, имеющем в ШОС статус наблюдателя.

Кроме того, недавно нашу страну посетила делегация Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС.

Так что конкретные направления работы есть, и мы намерены их расширять.

- Официальный Минск заявлял, что Беларусь готова внести свой вклад в деятельность организации, работать над тем, чтобы сотрудничество в рамках ШОС становилось более всесторонним и продуктивным. В каких сферах Беларусь может эффективно сотрудничать, есть ли у нее новые инициативы?

- Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что белорусская сторона не будет пассивным «статистом». Мы готовы активно включиться в работу ШОС по всем измерениям организации, стать участниками и, где возможно, инициаторами проектов по развитию экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества.

Нам есть что предложить в сфере обеспечения безопасности, противодействия терроризму, экстремизму, наркотрафику и организованной преступности. Ряд наших наработок в этой сфере уже получил признание международного сообщества. Беларусь готова стать надежным западным звеном ШОС в целях дальнейшего комплексного противодействия современным вызовам и угрозам.

Мы заинтересованы в сотрудничестве по линии Региональной антитеррористической структуры ШОС, регулярном взаимодействии и координации по линии секретариатов Советов безопасности, участии в согласовании развития транспортных коридоров, в механизмах развития сотрудничества в сферах науки и техники, финансов, образования, туризма, интернет-платформ, стимулирующих развитие обменов и торговли, а также по ряду других направлений.

Мы стремимся к активному участию в экономическом измерении ШОС. Республика Беларусь располагает развитым потенциалом в области промышленности, АПК, информационно-коммуникационных технологий, в сфере образования, здравоохранения, инвестиционного и инновационного сотрудничества.

Для нас представляет интерес задействование деловых площадок ШОС для привлечения заинтересованных партнеров к проекту индустриального парка «Великий камень», который мы намерены превратить в одну из опорных точек «Экономического пояса» Шелкового пути.

Беларусь видит перспективы для расширения взаимодействия по линии ШОС-ЕАЭС и заинтересована в подключении к данным процессам наших партнеров из АСЕАН.

Новые возможности для стран «шанхайской семьи» могут открыться после присоединения белорусской стороны к Соглашению между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок от 12 сентября 2014 года. Взаимовыгодным может быть эффект в случае включения автомобильных маршрутов, проходящих по территории Беларуси, в проект Программы развития дорог ШОС.

В целом наши возможности и как стабильной, успешно развивающейся страны на стыке ШОС-ЕС, и как участницы Евразийского экономического союза очевидны. Уверены, что они могут быть интересны нашим партнерам как на Востоке, так и на Западе.

- Беларусь — первая европейская страна, имеющая теперь статус наблюдателя в ШОС. Кроме того, сегодня налицо потепление отношений Минска с Западом. Насколько удается стране быть тем важным звеном, соединяющим Восток и Запад?

- Став наблюдателем при ШОС, мы в очередной раз подтвердили многовекторность и открытость нашей внешней политики, которая предполагает выстраивание взаимовыгодных отношений с нашими партнерами, в том числе в многостороннем формате.

Беларусь фактически становится «западными воротами» ШОС, соединяющими организацию с Европейским союзом, и неотъемлемым связующим звеном формирования единого экономического пространства в Евразии.

Исходя из этого, мы активно продвигаем инициативу «интеграции интеграций», которая предполагает поступательное сближение ЕАЭС и ЕС. В нашем понимании ее практическая реализация откроет не только новые возможности для налаживания взаимовыгодного диалога, но и реальные перспективы для формирования дополнительных линий связи между Востоком и Западом, Севером и Югом.

В региональных и глобальных экономических процессах широко востребован транзитный потенциал Беларуси, наши логистические возможности, превращающие нашу страну в важнейший транспортный хаб на границе ЕС и ЕАЭС. В ближайшем будущем мы ожидаем еще большего повышения значимости этой функции, выполняемой Беларусью, вследствие реализации проекта Шелкового пути, активный интерес к которому проявляют наши как восточные, так и западные соседи.

Нам нет необходимости доказывать, что мы всегда были и остаемся надежным во всех отношениях партнером для всех своих соседей, и Евросоюза в том числе. Мы безупречно выполняем колоссальную работу по обеспечению непроницаемости границы ЕС для транзита наркотиков, оружия и нелегальной миграции, вносим ощутимый вклад в поддержание стабильности в регионе Центральной и Восточной Европы.

Весьма отрадно, что нынешнее руководство государств-членов ЕС осознало бесперспективность политики давления на Беларусь. Сегодня у нас есть хорошая возможность «обнулить» список взаимных претензий и начать с чистого листа конструктивную, взвешенную и взаимоуважительную работу над важными совместными проектами, выгодными как для отдельных стран, так и для европейского региона в целом.

Беларусь придает большое значение развитию сотрудничества с Евросоюзом. Причины для этого объективны и лежат в структуре внешней торговли нашей страны: доли России и Евросоюза в ней сопоставимы и в целом стремятся к равенству. Можно привести и другую, инвестиционную статистику: в объеме иностранных инвестиций в белорусскую экономику за 2015 год на Россию приходится около 43%, на Евросоюз и Швейцарию — 49%. Не каждая страна может похвастаться столь сбалансированной структурой внешнеэкономического сотрудничества.

- В настоящее время в мире увеличилось число очагов нестабильности. Как Беларусь, которая занимает важное место в обеспечении региональной, международной безопасности, видит свое место в деле укрепления международного мира, безопасности, устойчивого развития и сотрудничества, за которое выступают страны-члены ШОС?

- В современной политике как никогда актуально умение слышать и понимать друг друга. Большинство кризисов, свидетелями которых мы сегодня являемся, во многом возникли и продолжают возникать из-за дефицита доверия, отказа от диалога, неспособности или нежелания понять другую сторону.

Такая авторитетная структура, как Шанхайская организация сотрудничества, — это хорошая площадка для обсуждения широкого спектра международных вопросов, выработки механизмов противодействия современным вызовам и угрозам.

Республика Беларусь полностью разделяет подходы ШОС и намерена активно взаимодействовать с партнерами в рамках этого объединения по достижению его основных целей. Среди них не только обеспечение региональной безопасности, но и предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, углубление торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия, расширение культурно-гуманитарных связей, включая сферы науки и техники, здравоохранения, охраны окружающей среды, образования.

Усилия ШОС в области борьбы с терроризмом и экстремизмом полностью отвечают национальным интересам Беларуси. Наша страна также сталкивается с этими проявлениями, хотя, может быть, и не в таких масштабах, как некоторые государства-члены организации.

Безусловно, в складывающейся ситуации особое значение приобретает добросовестное выполнение всеми государствами принятых на себя международных обязательств в области нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями, мер доверия и безопасности в военно-политической области. Беларусь следовала и продолжает следовать букве и духу соответствующих договоров и соглашений, участницей которых она является, и ожидает того же от других государств.

В соседней с нами Украине возник конфликт, который в своей активной фазе приобрел формы полномасштабного вооруженного противостояния. Эти события стали фактором, который серьезно изменил ситуацию в сфере европейской безопасности и кардинальным образом повлиял на атмосферу международных отношений.

Возникла реальная опасность появления новых разделительных линий в Европе, что не отвечает ничьим интересам. Для Беларуси сложившаяся ситуация оказалась серьезным вызовом, поскольку мы имеем всестороннее стратегическое партнерство с Россией, тесные политические, культурные и экономические связи с Украиной и Европейским союзом, поддерживаем взаимодействие с НАТО. Беларусь в полной мере осознает всю тяжесть возможных последствий этого кризиса и прилагает максимум усилий для урегулирования ситуации в Украине.

Стабильная Беларусь — донор региональной безопасности. Для нас как никогда актуальными являются коллективные методы решения международных проблем, основанные на верховенстве международного права, Устава ООН и уважения выбранного пути развития.

Участие Беларуси в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности помогает противостоять таким вызовам, как международный терроризм, наркотрафик, незаконная миграция и организованная преступность.

Но и в рамках ШОС Беларусь готова внести свою лепту в противостояние этим вызовам и угрозам. Мы готовы углублять практическое взаимодействие с Региональной антитеррористической структурой и другими механизмами ШОС в сфере безопасности.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию подчеркнул: «Нет более высокой ценности, чем мир и безопасность!»

Беларусь неоднократно доказывала своей внутренней и внешней политикой нашу нацеленность на созидательную работу по совместному укреплению региональной и международной стабильности и безопасности.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by