В Беларусь без визы

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Бразилии А.Церковского журналу «Конъюнктура рынков» (№11, 2018 год)

Бразилия является важнейшим торговым партнером Беларуси в Латинской Америке и входит в число 20 государств, с которыми наша страна имеет наибольший уровень товарооборота. За счет чего можно и дальше развивать сотрудничество и увеличивать объем взаимной торговли? Об этом — в интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Федеративной Республике Бразилия Александром Церковским.

— Александр Петрович, как бы Вы охарактеризовали нынешний этап сотрудничества Беларуси и Бразилии в экономической сфере?

— Для начала отмечу, что Бразилия — экономический локомотив Южной Америки. Эта страна является восьмой по величине экономикой мира и открывает большие возможности для тех, кто стремится там работать.

По моему мнению, на данном этапе белорусско-бразильское сотрудничество развивается последовательно, хоть и не так стремительно, как хотелось бы. Так, в 2016 г. мы добились взаимной отмены виз для граждан наших стран при поездках до 90 дней в туристических и деловых целях. В 2017 г. состоялся первый визит в Бразилию на уровне заместителя премьер-министра Республики Беларусь. Во время визита было проведено первое заседание совместной комиссии по экономическому сотрудничеству, организована контактно-кооперационная биржа, а также прошел белорусско-бразильский бизнес-форум. В этом году из-за беспрецедентно сложных выборов президента, парламента и руководства регионов Бразилии провести второе заседание совместной комиссии в Минске, к сожалению, не удалось, но мы рассчитываем возобновить диалог по этому вопросу после того, как правительство начнет работать в новом составе.

Если говорить о показателях внешней торговли, то за  девять месяцев текущего года белорусский экспорт в Бразилию составил $ 438,6 млн против $ 355,2 млн за аналогичный период прошлого года, темп роста был равен 123,5 %. Без учета поставок продукции нефтегазового сектора и удобрений темп роста экспорта составил 180,9 %. В целом динамика нас устраивает, но стоимостный объем экспорта может быть, безусловно, гораздо больше.

— Беларусь активно продвигает на бразильский рынок калийные удобрения, которые являются основной позицией нашего экспорта в эту страну. Какова ситуация с поставками данной продукции в 2018 г.?

— Действительно, калийные удобрения превалируют в белорусском экспорте в Бразилию, за счет чего обеспечивается положительное для Беларуси сальдо торгового баланса с этой страной. По данным статистики, за  девять месяцев текущего года Бразилия получила  1,46 млн т белорусского хлористого калия, что несколько меньше показателей 2017 г. В то же время увеличение рыночных цен на удобрения позволило добиться темпа роста стоимостного объема экспорта, равного почти  123%.

Давать прогнозы по поставкам калийных удобрений в Бразилию до конца этого года я бы не стал ввиду того, что данная продукция является стратегическим экспортным ресурсом Беларуси. Вместе с тем нет никаких сомнений, что ОАО «Белорусская калийная компания» внимательно отслеживает тенденции развития рынка удобрений Бразилии и сможет обеспечить оптимальные для обеих сторон объемы поставок продукции по ценам, соответствующим мировым тенденциям в отрасли.

— За счет каких групп товаров можно расширить структуру белорусского экспорта в Бразилию? Какие еще белорусские товары могут быть востребованы на бразильском рынке?

— За последние два десятилетия товарная номенклатура белорусского экспорта в Бразилию существенно не изменилась. Ее основу составляют калийные и азотные удобрения, продукция нефтехимии и металлургии, текстиль, а также продукция белорусского машиностроения и приборостроения. Здесь, полагаю, будет уместным вспомнить одну латинскую поговорку, которая в вольном переводе звучит как «удача помогает смелым». Иначе говоря, представители перечисленных мной отраслей смогли выйти на бразильский рынок, выполнив соответствующие требования, и успешно работают на нем уже много лет.

Безусловно, хотелось бы видеть на полках бразильских магазинов наши замечательные продукты питания, косметические средства, одежду, а на полях и участках горнодобычи — тракторы и карьерные самосвалы. По большому счету на рынке Бразилии могли бы быть представлены многие белорусские товары, но для этого их производителям необходимо выдержать серьезную конкуренцию. Также, учитывая тот факт, что со времен СССР рынок Бразилии не был целевым для белорусских предприятий и марка «Сделано в Беларуси» здесь мало известна, экспортерам необходимо активно проводить рекламные кампании и принимать участие в международных выставках на территории Бразилии. К слову, многие из проходящих в этой стране выставок являются крупнейшими в Латинской Америке. Среди них AGRISHOW (сельское хозяйство), LAAD (системы безопасности), Rio Oil & Gas (нефтегазовый сектор), FEIMEC (машиностроение), APAS (розничная торговля), EXPOSIBRAM (горнорудный сектор) и другие. Более подробную информацию о выставочных мероприятиях экспортеры могут получить, обратившись в посольство.

— Насколько известно, изучается вопрос об открытии сборочного производства белорусских тракторов в штате Гояс. Когда такое производство может начать функционировать?

— Сотрудничество Беларуси со штатом Гояс началось в 2010 г., еще до открытия белорусского посольства в этой стране. Основу экономики штата, входящего в Центрально-Западный регион Бразилии, составляет сельское хозяйство. Меморандум о намерениях по созданию сборочного производства тракторов марки «Беларус» был заключен совсем недавно — в 2017 г. В настоящее время власти штата ведут поиск коммерческого партнера с бразильской стороны для реализации проекта. Поэтому пока давать прогноз относительно ввода в эксплуатацию такого производства преждевременно.

— Какие советы Вы можете дать белорусским производителям по выходу на бразильский рынок и работе на нем?

— Уже на начальных этапах изучения бразильского рынка становится понятным, что стоимость выхода на него достаточно высока — за счет импортных пошлин, налогов и нетарифного регулирования. Но, несмотря на это, в стране наблюдается высочайший уровень конкуренции как со стороны местных, так и зарубежных производителей.

Учитывая все вышеназванное, могу порекомендовать экспортерам тщательно изучать рынок, чтобы объективно оценивать свои возможности на нем. Посольство неоднократно получало необдуманные коммерческие предложения от белорусских производителей, например, на поставку замороженной говядины, спичек и т. д. По данным категориям товаров даже поверхностный анализ рынка показал бы, что сотрудничество не имеет никаких перспектив.

Интерес за рубежом к созданию производства и налаживанию сбыта в Бразилии не перестает расти. На этом рынке есть ниши, где белорусские производители могут закрепиться. Замечу, что экспортерам всегда доступны консультации в промышленных федерациях и торговых ассоциациях Бразилии, которых здесь очень много. При этом большинство представителей бразильских деловых кругов являются членами этих объединений. Кроме того, для облегчения поиска в стране задействован ряд бесплатных инструментов, доступных в сети Интернет, для обработки данных внешнеторговой статистики и проверки состоятельности местных юридических лиц.

К сожалению, далеко не все знают, что внешнеторговые контракты с Бразилией заключаются в долларах США с базисными условиями поставки FOB либо CIF. На условиях предоплаты наладить поставки с новым партнером очень трудно, поскольку бразильцы плохо осведомлены о порядочности белорусов и оценивают подобные сделки как высокорисковые.

— На какие особенности ведения бизнеса с бразильцами Вы бы обратили внимание белорусских предпринимателей?

— Практика показывает, что представители бразильских деловых кругов предпочитают личное общение с потенциальными партнерами и любят, когда им уделяют много внимания. Знание иностранцем португальского языка, пусть и минимальное, вызывает здесь уважение. Конечно, для полноценной работы на этом рынке португальским языком нужно владеть на хорошем уровне. Завоевать симпатии бразильцев будет проще, если вы интересуетесь футболом или каким-то другим зрелищным командным видом спорта.

Вообще есть много нюансов, которые необходимо знать для успешного сотрудничества с бразильцами. Посольство готово проконсультировать экспортеров по всем вопросам. Напомню, что в Бразилии также есть три почетных консула Республики Беларусь, которые хорошо знают местные особенности ведения бизнеса.

— Как Вы полагаете, может ли Бразилия стать площадкой для выхода белорусских предприятий на другие рынки Латинской Америки?

— Данный вопрос требует глубокого и всестороннего анализа по конкретным отраслям и проектам. Здесь следует учитывать вопросы логистики, параметры рынка целевых стран для экспорта и страны-площадки, условия ведения бизнеса, а также динамику региональной интеграции.

Большие расстояния между странами Латинской Америки в сочетании с отсутствием развитой системы железнодорожного сообщения и недешевой сухопутной логистикой вынуждают производителей пользоваться услугами морских портов. По их количеству Бразилия лидирует в регионе.

Важнейшее значение имеют условия ведения бизнеса, включая тарифы, нетарифное регулирование, налоги, а также простота осуществления административных и таможенных процедур и т. п. Есть экспортеры, которых останавливает необходимость использования в Бразилии португальского языка, в то время как в большинстве других латиноамериканских стран говорят по-испански.

Однако стоит учитывать, что программой нового правительства предусмотрен комплекс мероприятий по либерализации и дебюрократизации внешнеторговых операций в стране. Будем надеяться, что такие меры улучшат возможности для белорусских экспортеров уже в ближайшем будущем.

Важно также обращать внимание и на другие преимущества Бразилии как площадки для выхода на другие рынки Латинской Америки. Наиболее существенное из них то, что страна сама по себе обладает большим импортным потенциалом. Ежегодно Бразилия закупает за рубежом товаров на $ 150 млрд. По масштабу экономики и численности населения (свыше 208 млн человек) она опережает нашего основного торгового партнера — Россию. Бразилия имеет высокий сельскохозяйственный и промышленный потенциал, здесь развиты секторы банковских, страховых, транспортно-логистических и всех остальных видов услуг, значимых для участников внешнеэкономической деятельности. Здесь же, напомню, проходит большинство крупнейших в регионе профильных выставок.

Кроме того, сегодня можно уверенно говорить о ведущей роли Бразилии в развитии региональной интеграции. Страна проводит активную работу по сокращению торговых и административных барьеров между странами Латинской Америки. Как известно, в Южноамериканском общем рынке (МЕРКОСУР) по большинству товарных позиций действует режим таможенного союза с нулевым импортным тарифом. Бразилия выступает одним из ключевых переговорщиков по проектам соглашений о свободной торговле МЕРКОСУР — ЕС, МЕРКОСУР — Канада, а также по проектам сближения МЕРКОСУР с государствами Тихоокеанского альянса. В двустороннем формате Бразилия ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с Чили и о сокращении торговых барьеров с Мексикой.

Таким образом, Бразилия как площадка для экспорта в другие страны Латинской Америки перспективна благодаря динамичным интеграционным процессам в регионе. И даже в случае пересмотра торговых договоренностей между странами Латинской Америки в сторону большего протекционизма страховкой от риска станет емкий внутренний рынок Бразилии. С этой точки зрения данная латиноамериканская страна представляется выгодным партнером для белорусских предприятий.

№ 11/2018. Конъюнктура рынков. Бразилия