Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Финляндской Республике и Королевстве Дания (по совместительству) А.Островского журналу Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «Гермес» (№ 5, 2017)

Беларусь – Финляндия: стратегия торгово-экономического сотрудничества

У стран-соседей много общего в исторической судьбе, в значительной степени похожи черты характера белорусов и финнов. И в то же время не лишены они своей самобытности и различий в подходах к политическому и экономическому развитию своих стран.

Что сегодня представляют собой торгово-экономические отношения Беларуси и Финляндии? Что лежит в основе интереса деловых кругов двух стран?

На эти и другие вопросы мы попросили ответить Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Финляндской Республике и Королевстве Дания (по совместительству) Александра Островского

– Александр Петрович, на каком уровне находятся сегодня белорусско­-финские торгово­экономические отношения?

– Финляндия является традиционным экономическим партнером Республики Беларусь. За время многолетнего сотрудничества динамика двустороннего товарооборота показывала не только своего рода «пиковые» уровни (2012-­2013 гг.), но и некоторое снижение.

Последняя тенденция, безусловно, в значительной степени связана в целом со сложным периодом, который переживала экономика еврозоны. Это не могло не сказаться и на ситуации в Финляндии. В 2016 году, например, здесь не произошло существенных позитивных изменений в плане роста ВВП и потребительского спроса на внутреннем рынке. Незначительные улучшения показателей обеспечены в основном за счет наращивания экспорта финской продукции.

По итогам прошлого года объем белорусско-­финской торговли составил 101,2 млн. долларов.

Финский потребитель, как и любой другой в регионе Северных стран, очень патриотичен в выборе товара и предпочитает продукцию национального производителя, иногда даже выкладывая из кармана большую сумму, чем за аналогичные иностранные изделия.

В этом контексте основу белорусского экспорта в Финляндию составляет главным образом продукция не для розничной торговли, а именно промышленных предприятий (передаточные механизмы, приборы, металлоконструкции) и готовые изделия (арматура, стальная проволока, шкурки норки), которые в дальнейшем используются как составляющий элемент последующего производственного цикла.

Экспортируется также верхняя женская одежда, которая шьется по заказу местной компании.

В структуре финского импорта в Беларусь преобладают продукты питания (рыба свежая, охлажденная и мороженая), а также продукция,  которая в нашей стране не производится вовсе или выпускается в недостаточном объеме – бумага и картон мелованные, краны и машины для погрузки, оборудование для сельского хозяйства, садоводства и лесоводства, трансформаторы и т. д.

Существенной составной частью двустороннего экономического взаимодействия является торговля услугами. В 2016 году ее показатель составил 20,5 млн. долларов при положительном сальдо в 13,1 млн. долларов. Особенно заметно вырос экспорт транспортных и туристических услуг.

Важно отметить, что между Беларусью и Финляндией действует пакет базовых экономических договоров (о торговом и экономическом сотрудничестве, о защите инвестиций, об  избежании двойного налогообложения), создающий хорошую основу для сотрудничества.

В то же время, сегодняшние показатели двусторонней торговли не в полной мере соответствуют реальным возможностям двух стран, имеется значительный потенциал для их наращивания.

– Какова позиция Финляндии в отношении присутствия иностранного бизнеса в стране?

– Суоми, которая в декабре текущего года отметит столетнюю годовщину провозглашения независимости,  сумела выстроить прогрессивную систему для успешного развития деловой среды. По таким показателям, как институциональное развитие, качество образования и квалификация работников, гибкость бизнеса и инновационное развитие, страна входит в число мировых лидеров, стабильно занимая в последние годы места в первой десятке лучших государств в международном рейтинге конкурентоспособности национальной экономики.

К наиболее важным преимуществам, обеспечивающим экономическую, финансовую и инвестиционную привлекательности Финляндии, я бы отнес эффективную систему поддержки предпринимательства и экспортной деятельности, высокую степень вовлеченность в мировую экономику, устойчивость финансовой системы и доступность ресурсов, высокоразвитую инфраструктуру и отсутствие системных проблем в вопросах коррупции на всех уровнях государственного и общественного управления.

Чтобы добиться успеха на небольшом по объему финском рынке, иностранному бизнесу  необходимо учитывать высокий уровень конкуренции товаров и услуг. Другим важным аспектом деловой среды я бы назвал сравнительно высокий по мировым меркам уровень издержек, связанных с открытием в Финляндии своего дела.  Поэтому в условиях повышенных требований и активной конкуренции правительство делает ставку на высокотехнологичные компании и создание на финской территории производств инновационной направленности. Отраслевыми приоритетами являются чистые технологии, сектор ИКТ и программного обеспечения, фармацевтические исследования и медицинские технологии, сотрудничество в области морских и инфраструктурных технологий по освоению Арктики, творческие отрасли и дизайн, образовательные технологии.

Для иллюстрации приведу некоторые цифровые показатели, характерные для привлечения иностранных инвестиций в развитие современной экономики Финляндии. Особый интерес у зарубежных компаний на финляндском рынке связан с сектором услуг, удельный вес инвестирования в который составляет 63,4% (в том числе финансы и страхование – 31,1%, торговля – 7,3%, прочие услуги – 25%). Далее следуют технологическая и химическая промышленности, на которые приходится соответственно 18,4% и 9,0% поступивших инвестиций.

В страновом разрезе главным экономическим партнером и источником прямых иностранных инвестиций в Финляндию является Швеция. Доля этого государства в общем объеме всех накопленных прямых иностранных инвестиций в финскую экономику в прошлом году составляла 41,7% или около 32,2 млрд. евро. Далее следуют Нидерланды и Люксембург.

В 2016 году в Финляндии работали более 4,4 тыс. дочерних предприятий и филиалов иностранных юридических лиц с рабочим персоналом 238,3 тыс. человек, а это 16,6% от общего числа занятых по стране. Годовой оборот этих компаний составил 87,4 млрд. евро (22,6% от общего). В наибольшей степени они сосредоточены в сферах оптовой и розничной торговли, промышленности, научно-­технических и консалтинговых услуг, информационно­коммуникационных технологий.

Большинство компаний с иностранным участием представляли инвесторы из Швеции, США, Германии и Великобритании.

– В какой степени присутствуют инвестиции финского бизнеса в Беларуси?

– За последние 5 лет в экономику Беларуси поступило более 140 млн. долларов прямых финских инвестиций. Только в прошлом году этот объем составил 12,5 млн. долларов, из них 3,7 млн. – на чистой основе.

Финляндия входит в число 20 стран – крупнейших инвесторов в нашу страну.

В Беларуси зарегистрировано 29 компаний, созданных с участием финского капитала.

В нашей стране реализованы и работают несколько проектов с участием финского бизнеса. Наиболее значимыми из них являются реконструкция и модернизация ОАО «Лидское пиво» (96 процентов акций предприятия принадлежит компании «Олви»), строительство в Беларуси сети гипермаркетов «ОМА», специализирующихся на продажах товаров для дома и дачи (18 процентов принадлежит  концерну «КЕСКО»), приобретение акций и модернизация Гомельской фабрики мороженого компанией «Ингман».

– Александр Петрович, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности посольства в развитии взаимовыгодного торгово­экономического сотрудничества Республики Беларусь с Финляндией и Данией.

– Любому загранучреждению не свойственно непосредственное участие в развитии коммерческой составляющей бизнеса. Поэтому свою основную задачу на данном направлении мы видим в активном содействии установлению и развитию контактов белорусских экспортеров с потенциальными партнерами в странах аккредитации, широком ознакомлении бизнес-­сообществ Финляндии и Дании с возможностями экономического и инвестиционного сотрудничества с нашей страной. Данные механизмы позволяют расширять взаимовыгодное сотрудничество, привлекать инвестиции в перспективные проекты.

В этом смысле хорошо зарекомендовала себя, например, практика организации взаимных визитов представителей государственных органов и деловых кругов трех стран. Только в прошлом году состоялось около 40 таких поездок по линии Беларусь­Финляндия, более 10 – по линии Беларусь­Дания.

В числе основных выездных мероприятий с белорусской стороны можно назвать визиты в Финляндию делегаций во главе с Министром жилищно­коммунального хозяйства Республики Беларусь  А.Тереховым (представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Витебского и Гомельского облисполкомов, Мингорисполкома и УП «Белкоммунпроект») и концерна «Беллесбумпром» во главе с председателем Ю.Назаровым. Прошли прямые переговоры с крупнейшими финскими энергетическими компаниями, а также ведущими корпорациями, занимающимися лесозаготовками, производством лесоматериалов и изготовлением лесобумажной продукции, обсуждены вопросы возможного сотрудничества и совместных действий.

Значимыми были деловые поездки в Беларусь представителей финских компаний «Дэйтон», «Финсад», «К.Хартвалл», «Фортум», «Вяртсиля», «Сарус», «Бюро Карелия» и других.

Самым эффективным стал подготовленный при содействии посольства визит в Данию делегации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь во главе с заместителем министра С.Хрущевым. Основными целями поездки были развитие сотрудничества двух стран по вопросам возобновляемой энергетики,  включая использование энергии ветра, борьбы с изменением климата, развития «зеленой» экономики, реализации проектов в этих областях с привлечением датского финансирования.

Прошли встречи в Министерстве энергетики, коммунальных услуг и климата, Экспортно­кредитном агентстве и Государственном агентстве «зеленой экономики» Дании, а также с руководством компании «Vestas», специализирующейся на развитии ветряной энергетики. Делегация посетила ряд профильных объектов.

Стороны договорились о согласовании алгоритма дальнейших действий.

Посольство использует любой выезд в регионы, практически каждую встречу с местными бизнес­-организациями для проведения презентаций выгод торгово­экономического и инвестиционного сотрудничества с Беларусью. Только за последнее время такие мероприятия прошли в финских городах Ийсалми, Йоэнсуу, Котка, Коувола, Куопио, Оулу, Савонлинна, Сейняйоки, Турку.  

В апреле 2016 года мы впервые организовали в гг. Копенгагене и Орхусе (Дания) семинары-­презентации «Республика Беларусь – надежный партнер для ведения бизнеса» для руководства порядка 50 датских компаний. 

С белорусской стороны в мероприятиях приняли участие представители ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», ОАО «Банк развития Республики Беларусь», ООО «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий», СЭЗ «Брест» и УП «Минскинтеркапс», а также руководители работающих в Беларуси датских компаний  ИООО «Белдан» и ИООО «Саллинг Пласт Продакшн Орша».

Хочу особо отметить эффективность установившейся практики проведения с периодичностью раз в два года белорусско-­финляндских экономических форумов. Причем после поочередной организации мероприятия в столицах решили вывести их в регионы. Поэтому в 2012 году форум прошел в г. Гродно, в 2014 году – в г. Турку.

V Белорусско­Финляндский экономический форум состоялся в сентябре 2016 г. в          г. Гомеле, его организаторами выступили Гомельский облисполком, Белорусская торгово­промышленная палата и посольство.

Для участия в нем прибыла финская бизнес­-делегация в составе представителей 40 компаний, возглавляемая заместителем Государственного секретаря Министерства иностранных дел Финляндии М.Анттоненом.

Общее количество участников мероприятия с обеих сторон превысило 150 человек.

В рамках форума состоялись презентации приоритетных направлений экономического развития Беларуси и Финляндии, обсуждены возможности наращивания двустороннего сотрудничества в торговой, инновационной и инвестиционной сферах.

Кроме того, была организована работа трех секционных обсуждений, в ходе которых стороны обменялись мнениями по проблематике энергетики и сберегающих технологий, производства сельскохозяйственной продукции и инновационных технологий переработки древесины. Прошли также контактно­кооперационные биржи и двусторонние встречи между потенциальными бизнес­партнерами двух стран.

Финляндские предприниматели посетили СЭЗ «Гомель­Ратон», предприятия «Гомсельмаш», «Гомельдрев», «Гомельхлебопродукт», «Гомельэнерго», «Милкавита».

Хочу обязательно акцентировать хороший уровень взаимодействия посольства с белорусскими (БелТПП и ее областными отделениями, Национальным агентством инвестиций и приватизации, министерствами, банками, региональными властями), финскими (организациями «Финпро» и «Финпартнершип», а также созданными на общественных началах Финско­Белорусскими торговой ассоциацией и палатой) и датскими (Конфедерацией датских промышленников, Датско­Белорусской бизнес­ассоциацией) партнерами. Именно он позволяет, как говорится, минимальными людскими ресурсами добиваться заметных результатов.

– Что представляет собой действующая практика государственной поддержки и регулирования внешней торговли в Финляндии?

– Разработку и координацию мер по реализации государственной политики поддержки финских экспортеров осуществляет Министерство занятости и экономики совместно с МИД Финляндии. Оно несет общую ответственность за развитие интернационализации компаний как части экономической политики.

Но значительная роль отводится также МИД и сети зарубежных представительств Финляндии. В области внешнеэкономических отношений деятельность МИД охватывает, кроме мер по содействию экспорту и интернационализации, вопросы международной экономической и торговой политики, лоббирования и публичной дипломатии.

В Финляндии отсутствуют отдельные законодательные акты о поддержке экспорта. Нормы, регулирующие данную сферу, содержатся в законодательстве по отдельным направлениям деятельности (например, в законодательстве о малых и средних предприятиях, о регулировании внешней деятельности), а также в актах, касающихся функционирования конкретных организаций, загранучреждений.

Для целей поддержки финских экспортеров под контролем Министерства занятости и экономики действует Государственное агентство по кредитованию экспортной деятельности «Финнвера», предоставляющее экспортные займы, кредитные и специальные гарантии. Даже в достаточно сложных экономических условиях наблюдается серьезный спрос на экспортные кредиты и гарантии со стороны финских экспортоориентированных компаний. Так, в 2016 году пакет гарантий, предоставленных агентством, составил более 16 млрд. евро.

Одной из ведущих в системе содействия внешнеэкономической деятельности является ассоциация «Финпро». Данная структура оказывает государственную поддержку организациям и компаниям в виде консультаций, информации о рынках, зарубежных компаниях, а также предоставляет услуги специалистов, в том числе в области маркетинга. Зарубежная сеть «Финпро» включает офисы в 36 государствах, в 15 странах имеются представители ассоциации.

С 2015 года в деятельности «Финпро» выделяется три направления: «Export Finland», «Invest in Finland», «Visit Finland». В соответствии со структурными изменениями «Финпро» предоставляет консалтинговые услуги только на бесплатной основе и в ограниченном объеме – не более 2­3 рабочих дней в году на одну компанию. Более глубокий анализ и специализированные услуги предоставляются на платной основе.

В рамках существующих финансовых и кадровых ресурсов ряда министерств и ведомств в Финляндии и в загранпредставительствах назначены контактные лица т.н. «Команды Финляндия» («Team Finland»). Из их числа сформирована единая сеть, основной целью которой является совершенствование системы поддержки экспорта с целью обеспечения более эффективного сотрудничества между существующими организациями на основе принципа «одного окна». Она начала функционировать в 72 странах (главным образом на базе посольств Финляндии) и  объединяет под одной крышей действующие за рубежом диппредставительства МИД, офисы «Финпро», «Финнверы», «ТЕКЕС», а также институты культуры Финляндии.

– На каких принципах строится антимонопольное регулирование сферы финской торговли?

– Данное законодательство в Финляндии является важнейшей составной частью государственного регулирования в сферах торговли, промышленности и услуг и применяется независимо от вида отрасли.

Оно включает такие нормативные правовые акты как Закон о конкуренции (с изменениями от 2015 года); Закон о Ведомстве по конкуренции и защите прав потребителей Финляндии; постановления Правительства (о Ведомстве по конкуренции и защите прав потребителей Финляндии, об обязанности уведомлять о сделках по слиянию и поглощению, о расчете оборота сторон, участвующих в сделках по слиянию и поглощению).

Основной целью Закона о конкуренции является защита таких условий функционирования рынков и свободы бизнес-­субъектов, при которых конкуренция оказывала бы благоприятное воздействие на клиентов и потребителей.

В соответствии со статьей 5 указанного нормативного акта все соглашения, решения и практики, осуществляемые предпринимателем или предприятием (ассоциацией предприятий), которые нацелены на значительное препятствование, ограничение или нарушение конкуренции или приводят к ним, запрещены.

Законодательством также предусматривается наложение штрафов в случае нарушения требований о конкуренции. Такие решения принимаются Рыночным судом по представлению Ведомства по конкуренции и защите прав потребителей. Размер штрафов может быть снижен или они могут быть отменены в случаях существенного содействия расследованию, предоставления полной информации и т.д.

Например, в конце 2016 года антимонопольное ведомство Финляндии оштрафовало компанию «Валио» (крупнейшего производителя молочной продукции) на 70 млн. евро за злоупотребление рыночным положением. В результате проверки выяснилось, что компания специально занижала цены на молоко в 2010-­2012 годах, чтобы «выдавить» с рынка конкурента – шведский концерн «Арла Ингман».

В рамках коммерческой деятельности в Финляндии не разрешается применять способы, которые противоречат нормам добросовестного ведения бизнеса: например,  предоставление неполной информации (в том числе в рекламе), создание неверного представления о продукции, обещание случайной выгоды (скажем, выигрыш при приобретении товара).

– И в заключение несколько слов о том, каковы наиболее перспективные направления торгово­экономического и инвестиционного  сотрудничества между Беларусью и Финляндией?

– Не ставя под сомнение важность торговли, отмечу, что для Беларуси и Финляндии, экономики которых ориентированы на экспорт, большое значение имеет наращивание финансово­инвестиционного компонента сотрудничества для развития современных производств с использование инновационных технологий. 

В общей массе торговая номенклатура белорусского экспорта в Финляндию насчитывает 65 позиций. К наиболее перспективным посольство относит изделия из металлопродукции, верхнюю одежду и трикотаж, передаточные механизмы машин, оборудование, транспортные средства, сырье пушно­меховое, лесоматериалы, а также продукцию ОАО «Мозырьсоль» и ОАО «Керамин».

Пользуясь возможностью, хотел бы обратить внимание потенциальных белорусских экспортеров на то, что для вхождения на финский рынок товаров и услуг следует учитывать наличие жестких европейских норм и требований соответствия к поставляемой продукции и ее способности конкурировать по цене и качеству.

Касаясь перспектив развития белорусско-­финляндского торгово­экономического и проектно-­инвестиционного сотрудничества, отметил бы планы, связанные с результатами состоявшегося 12­-13 апреля 2017 г. первого в истории двусторонних отношений визита в Беларусь Министра внешней торговли и развития Финляндии Кая Мюккенена. Вместе с ним нашу страну посетили представители руководства финских фирм «Вяртсиля», «Валмет», «КПА Юникон» «Кеско», «Идман/Сейфгейт Групп». Они относятся к числу ведущих европейских компаний, которые широко представлены в энергетике, производстве сельскохозяйственного оборудования, обеспечении безопасности функционирования аэропортов, реализации строительных материалов.

Встречи и переговоры К.Мюккянена с Первым заместителем Премьер­министра Республики Беларусь В.Матюшевским, Министром энергетики  В.Потупчиком и заместителем Министра иностранных дел О.Кравченко продемонстрировали взаимное желание и готовность сторон  к сотрудничеству по реализации в Беларуси крупных инвестиционных проектов с использованием опыта Финляндии как одного из мировых лидеров по внедрению современных технологий в областях энергосбережения, ресурсосбережения, чистых технологий. Финская делегация проявила интерес к привлечению белорусского потенциала в области инженерного и математического обеспечения.

Кроме того, наша страна заинтересована в развитии сотрудничества в сферах биотехнологий, лесопользования, деревопереработки и производства биотоплива, сельского хозяйства, машиностроения, инноваций, ИТ.

Перспективным для нас является создание совместных предприятий по производству продукции, которая впоследствии – с учетом региональной конъюнктуры – могла бы экспортироваться в третьи страны.

Сегодня Беларусь для финляндских компаний – это еще и возможность свободного доступа к емкому рынку Евразийского экономического союза.

— Благодарим за беседу.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by