В Беларусь без визы

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Финляндской Республике и Королевстве Дания (по совместительству) А.Островского журналу Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «Гермес» (№ 5, 2017)

Беларусь – Финляндия: стратегия торгово-экономического сотрудничества

У стран-соседей много общего в исторической судьбе, в значительной степени похожи черты характера белорусов и финнов. И в то же время не лишены они своей самобытности и различий в подходах к политическому и экономическому развитию своих стран.

Что сегодня представляют собой торгово-экономические отношения Беларуси и Финляндии? Что лежит в основе интереса деловых кругов двух стран?

На эти и другие вопросы мы попросили ответить Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Финляндской Республике и Королевстве Дания (по совместительству) Александра Островского

– Александр Петрович, на каком уровне находятся сегодня белорусско­-финские торгово­экономические отношения?

– Финляндия является традиционным экономическим партнером Республики Беларусь. За время многолетнего сотрудничества динамика двустороннего товарооборота показывала не только своего рода «пиковые» уровни (2012-­2013 гг.), но и некоторое снижение.

Последняя тенденция, безусловно, в значительной степени связана в целом со сложным периодом, который переживала экономика еврозоны. Это не могло не сказаться и на ситуации в Финляндии. В 2016 году, например, здесь не произошло существенных позитивных изменений в плане роста ВВП и потребительского спроса на внутреннем рынке. Незначительные улучшения показателей обеспечены в основном за счет наращивания экспорта финской продукции.

По итогам прошлого года объем белорусско-­финской торговли составил 101,2 млн. долларов.

Финский потребитель, как и любой другой в регионе Северных стран, очень патриотичен в выборе товара и предпочитает продукцию национального производителя, иногда даже выкладывая из кармана большую сумму, чем за аналогичные иностранные изделия.

В этом контексте основу белорусского экспорта в Финляндию составляет главным образом продукция не для розничной торговли, а именно промышленных предприятий (передаточные механизмы, приборы, металлоконструкции) и готовые изделия (арматура, стальная проволока, шкурки норки), которые в дальнейшем используются как составляющий элемент последующего производственного цикла.

Экспортируется также верхняя женская одежда, которая шьется по заказу местной компании.

В структуре финского импорта в Беларусь преобладают продукты питания (рыба свежая, охлажденная и мороженая), а также продукция,  которая в нашей стране не производится вовсе или выпускается в недостаточном объеме – бумага и картон мелованные, краны и машины для погрузки, оборудование для сельского хозяйства, садоводства и лесоводства, трансформаторы и т. д.

Существенной составной частью двустороннего экономического взаимодействия является торговля услугами. В 2016 году ее показатель составил 20,5 млн. долларов при положительном сальдо в 13,1 млн. долларов. Особенно заметно вырос экспорт транспортных и туристических услуг.

Важно отметить, что между Беларусью и Финляндией действует пакет базовых экономических договоров (о торговом и экономическом сотрудничестве, о защите инвестиций, об  избежании двойного налогообложения), создающий хорошую основу для сотрудничества.

В то же время, сегодняшние показатели двусторонней торговли не в полной мере соответствуют реальным возможностям двух стран, имеется значительный потенциал для их наращивания.

– Какова позиция Финляндии в отношении присутствия иностранного бизнеса в стране?

– Суоми, которая в декабре текущего года отметит столетнюю годовщину провозглашения независимости,  сумела выстроить прогрессивную систему для успешного развития деловой среды. По таким показателям, как институциональное развитие, качество образования и квалификация работников, гибкость бизнеса и инновационное развитие, страна входит в число мировых лидеров, стабильно занимая в последние годы места в первой десятке лучших государств в международном рейтинге конкурентоспособности национальной экономики.

К наиболее важным преимуществам, обеспечивающим экономическую, финансовую и инвестиционную привлекательности Финляндии, я бы отнес эффективную систему поддержки предпринимательства и экспортной деятельности, высокую степень вовлеченность в мировую экономику, устойчивость финансовой системы и доступность ресурсов, высокоразвитую инфраструктуру и отсутствие системных проблем в вопросах коррупции на всех уровнях государственного и общественного управления.

Чтобы добиться успеха на небольшом по объему финском рынке, иностранному бизнесу  необходимо учитывать высокий уровень конкуренции товаров и услуг. Другим важным аспектом деловой среды я бы назвал сравнительно высокий по мировым меркам уровень издержек, связанных с открытием в Финляндии своего дела.  Поэтому в условиях повышенных требований и активной конкуренции правительство делает ставку на высокотехнологичные компании и создание на финской территории производств инновационной направленности. Отраслевыми приоритетами являются чистые технологии, сектор ИКТ и программного обеспечения, фармацевтические исследования и медицинские технологии, сотрудничество в области морских и инфраструктурных технологий по освоению Арктики, творческие отрасли и дизайн, образовательные технологии.

Для иллюстрации приведу некоторые цифровые показатели, характерные для привлечения иностранных инвестиций в развитие современной экономики Финляндии. Особый интерес у зарубежных компаний на финляндском рынке связан с сектором услуг, удельный вес инвестирования в который составляет 63,4% (в том числе финансы и страхование – 31,1%, торговля – 7,3%, прочие услуги – 25%). Далее следуют технологическая и химическая промышленности, на которые приходится соответственно 18,4% и 9,0% поступивших инвестиций.

В страновом разрезе главным экономическим партнером и источником прямых иностранных инвестиций в Финляндию является Швеция. Доля этого государства в общем объеме всех накопленных прямых иностранных инвестиций в финскую экономику в прошлом году составляла 41,7% или около 32,2 млрд. евро. Далее следуют Нидерланды и Люксембург.

В 2016 году в Финляндии работали более 4,4 тыс. дочерних предприятий и филиалов иностранных юридических лиц с рабочим персоналом 238,3 тыс. человек, а это 16,6% от общего числа занятых по стране. Годовой оборот этих компаний составил 87,4 млрд. евро (22,6% от общего). В наибольшей степени они сосредоточены в сферах оптовой и розничной торговли, промышленности, научно-­технических и консалтинговых услуг, информационно­коммуникационных технологий.

Большинство компаний с иностранным участием представляли инвесторы из Швеции, США, Германии и Великобритании.

– В какой степени присутствуют инвестиции финского бизнеса в Беларуси?

– За последние 5 лет в экономику Беларуси поступило более 140 млн. долларов прямых финских инвестиций. Только в прошлом году этот объем составил 12,5 млн. долларов, из них 3,7 млн. – на чистой основе.

Финляндия входит в число 20 стран – крупнейших инвесторов в нашу страну.

В Беларуси зарегистрировано 29 компаний, созданных с участием финского капитала.

В нашей стране реализованы и работают несколько проектов с участием финского бизнеса. Наиболее значимыми из них являются реконструкция и модернизация ОАО «Лидское пиво» (96 процентов акций предприятия принадлежит компании «Олви»), строительство в Беларуси сети гипермаркетов «ОМА», специализирующихся на продажах товаров для дома и дачи (18 процентов принадлежит  концерну «КЕСКО»), приобретение акций и модернизация Гомельской фабрики мороженого компанией «Ингман».

– Александр Петрович, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности посольства в развитии взаимовыгодного торгово­экономического сотрудничества Республики Беларусь с Финляндией и Данией.

– Любому загранучреждению не свойственно непосредственное участие в развитии коммерческой составляющей бизнеса. Поэтому свою основную задачу на данном направлении мы видим в активном содействии установлению и развитию контактов белорусских экспортеров с потенциальными партнерами в странах аккредитации, широком ознакомлении бизнес-­сообществ Финляндии и Дании с возможностями экономического и инвестиционного сотрудничества с нашей страной. Данные механизмы позволяют расширять взаимовыгодное сотрудничество, привлекать инвестиции в перспективные проекты.

В этом смысле хорошо зарекомендовала себя, например, практика организации взаимных визитов представителей государственных органов и деловых кругов трех стран. Только в прошлом году состоялось около 40 таких поездок по линии Беларусь­Финляндия, более 10 – по линии Беларусь­Дания.

В числе основных выездных мероприятий с белорусской стороны можно назвать визиты в Финляндию делегаций во главе с Министром жилищно­коммунального хозяйства Республики Беларусь  А.Тереховым (представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Витебского и Гомельского облисполкомов, Мингорисполкома и УП «Белкоммунпроект») и концерна «Беллесбумпром» во главе с председателем Ю.Назаровым. Прошли прямые переговоры с крупнейшими финскими энергетическими компаниями, а также ведущими корпорациями, занимающимися лесозаготовками, производством лесоматериалов и изготовлением лесобумажной продукции, обсуждены вопросы возможного сотрудничества и совместных действий.

Значимыми были деловые поездки в Беларусь представителей финских компаний «Дэйтон», «Финсад», «К.Хартвалл», «Фортум», «Вяртсиля», «Сарус», «Бюро Карелия» и других.

Самым эффективным стал подготовленный при содействии посольства визит в Данию делегации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь во главе с заместителем министра С.Хрущевым. Основными целями поездки были развитие сотрудничества двух стран по вопросам возобновляемой энергетики,  включая использование энергии ветра, борьбы с изменением климата, развития «зеленой» экономики, реализации проектов в этих областях с привлечением датского финансирования.

Прошли встречи в Министерстве энергетики, коммунальных услуг и климата, Экспортно­кредитном агентстве и Государственном агентстве «зеленой экономики» Дании, а также с руководством компании «Vestas», специализирующейся на развитии ветряной энергетики. Делегация посетила ряд профильных объектов.

Стороны договорились о согласовании алгоритма дальнейших действий.

Посольство использует любой выезд в регионы, практически каждую встречу с местными бизнес­-организациями для проведения презентаций выгод торгово­экономического и инвестиционного сотрудничества с Беларусью. Только за последнее время такие мероприятия прошли в финских городах Ийсалми, Йоэнсуу, Котка, Коувола, Куопио, Оулу, Савонлинна, Сейняйоки, Турку.  

В апреле 2016 года мы впервые организовали в гг. Копенгагене и Орхусе (Дания) семинары-­презентации «Республика Беларусь – надежный партнер для ведения бизнеса» для руководства порядка 50 датских компаний. 

С белорусской стороны в мероприятиях приняли участие представители ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации», ОАО «Банк развития Республики Беларусь», ООО «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий», СЭЗ «Брест» и УП «Минскинтеркапс», а также руководители работающих в Беларуси датских компаний  ИООО «Белдан» и ИООО «Саллинг Пласт Продакшн Орша».

Хочу особо отметить эффективность установившейся практики проведения с периодичностью раз в два года белорусско-­финляндских экономических форумов. Причем после поочередной организации мероприятия в столицах решили вывести их в регионы. Поэтому в 2012 году форум прошел в г. Гродно, в 2014 году – в г. Турку.

V Белорусско­Финляндский экономический форум состоялся в сентябре 2016 г. в          г. Гомеле, его организаторами выступили Гомельский облисполком, Белорусская торгово­промышленная палата и посольство.

Для участия в нем прибыла финская бизнес­-делегация в составе представителей 40 компаний, возглавляемая заместителем Государственного секретаря Министерства иностранных дел Финляндии М.Анттоненом.

Общее количество участников мероприятия с обеих сторон превысило 150 человек.

В рамках форума состоялись презентации приоритетных направлений экономического развития Беларуси и Финляндии, обсуждены возможности наращивания двустороннего сотрудничества в торговой, инновационной и инвестиционной сферах.

Кроме того, была организована работа трех секционных обсуждений, в ходе которых стороны обменялись мнениями по проблематике энергетики и сберегающих технологий, производства сельскохозяйственной продукции и инновационных технологий переработки древесины. Прошли также контактно­кооперационные биржи и двусторонние встречи между потенциальными бизнес­партнерами двух стран.

Финляндские предприниматели посетили СЭЗ «Гомель­Ратон», предприятия «Гомсельмаш», «Гомельдрев», «Гомельхлебопродукт», «Гомельэнерго», «Милкавита».

Хочу обязательно акцентировать хороший уровень взаимодействия посольства с белорусскими (БелТПП и ее областными отделениями, Национальным агентством инвестиций и приватизации, министерствами, банками, региональными властями), финскими (организациями «Финпро» и «Финпартнершип», а также созданными на общественных началах Финско­Белорусскими торговой ассоциацией и палатой) и датскими (Конфедерацией датских промышленников, Датско­Белорусской бизнес­ассоциацией) партнерами. Именно он позволяет, как говорится, минимальными людскими ресурсами добиваться заметных результатов.

– Что представляет собой действующая практика государственной поддержки и регулирования внешней торговли в Финляндии?

– Разработку и координацию мер по реализации государственной политики поддержки финских экспортеров осуществляет Министерство занятости и экономики совместно с МИД Финляндии. Оно несет общую ответственность за развитие интернационализации компаний как части экономической политики.

Но значительная роль отводится также МИД и сети зарубежных представительств Финляндии. В области внешнеэкономических отношений деятельность МИД охватывает, кроме мер по содействию экспорту и интернационализации, вопросы международной экономической и торговой политики, лоббирования и публичной дипломатии.

В Финляндии отсутствуют отдельные законодательные акты о поддержке экспорта. Нормы, регулирующие данную сферу, содержатся в законодательстве по отдельным направлениям деятельности (например, в законодательстве о малых и средних предприятиях, о регулировании внешней деятельности), а также в актах, касающихся функционирования конкретных организаций, загранучреждений.

Для целей поддержки финских экспортеров под контролем Министерства занятости и экономики действует Государственное агентство по кредитованию экспортной деятельности «Финнвера», предоставляющее экспортные займы, кредитные и специальные гарантии. Даже в достаточно сложных экономических условиях наблюдается серьезный спрос на экспортные кредиты и гарантии со стороны финских экспортоориентированных компаний. Так, в 2016 году пакет гарантий, предоставленных агентством, составил более 16 млрд. евро.

Одной из ведущих в системе содействия внешнеэкономической деятельности является ассоциация «Финпро». Данная структура оказывает государственную поддержку организациям и компаниям в виде консультаций, информации о рынках, зарубежных компаниях, а также предоставляет услуги специалистов, в том числе в области маркетинга. Зарубежная сеть «Финпро» включает офисы в 36 государствах, в 15 странах имеются представители ассоциации.

С 2015 года в деятельности «Финпро» выделяется три направления: «Export Finland», «Invest in Finland», «Visit Finland». В соответствии со структурными изменениями «Финпро» предоставляет консалтинговые услуги только на бесплатной основе и в ограниченном объеме – не более 2­3 рабочих дней в году на одну компанию. Более глубокий анализ и специализированные услуги предоставляются на платной основе.

В рамках существующих финансовых и кадровых ресурсов ряда министерств и ведомств в Финляндии и в загранпредставительствах назначены контактные лица т.н. «Команды Финляндия» («Team Finland»). Из их числа сформирована единая сеть, основной целью которой является совершенствование системы поддержки экспорта с целью обеспечения более эффективного сотрудничества между существующими организациями на основе принципа «одного окна». Она начала функционировать в 72 странах (главным образом на базе посольств Финляндии) и  объединяет под одной крышей действующие за рубежом диппредставительства МИД, офисы «Финпро», «Финнверы», «ТЕКЕС», а также институты культуры Финляндии.

– На каких принципах строится антимонопольное регулирование сферы финской торговли?

– Данное законодательство в Финляндии является важнейшей составной частью государственного регулирования в сферах торговли, промышленности и услуг и применяется независимо от вида отрасли.

Оно включает такие нормативные правовые акты как Закон о конкуренции (с изменениями от 2015 года); Закон о Ведомстве по конкуренции и защите прав потребителей Финляндии; постановления Правительства (о Ведомстве по конкуренции и защите прав потребителей Финляндии, об обязанности уведомлять о сделках по слиянию и поглощению, о расчете оборота сторон, участвующих в сделках по слиянию и поглощению).

Основной целью Закона о конкуренции является защита таких условий функционирования рынков и свободы бизнес-­субъектов, при которых конкуренция оказывала бы благоприятное воздействие на клиентов и потребителей.

В соответствии со статьей 5 указанного нормативного акта все соглашения, решения и практики, осуществляемые предпринимателем или предприятием (ассоциацией предприятий), которые нацелены на значительное препятствование, ограничение или нарушение конкуренции или приводят к ним, запрещены.

Законодательством также предусматривается наложение штрафов в случае нарушения требований о конкуренции. Такие решения принимаются Рыночным судом по представлению Ведомства по конкуренции и защите прав потребителей. Размер штрафов может быть снижен или они могут быть отменены в случаях существенного содействия расследованию, предоставления полной информации и т.д.

Например, в конце 2016 года антимонопольное ведомство Финляндии оштрафовало компанию «Валио» (крупнейшего производителя молочной продукции) на 70 млн. евро за злоупотребление рыночным положением. В результате проверки выяснилось, что компания специально занижала цены на молоко в 2010-­2012 годах, чтобы «выдавить» с рынка конкурента – шведский концерн «Арла Ингман».

В рамках коммерческой деятельности в Финляндии не разрешается применять способы, которые противоречат нормам добросовестного ведения бизнеса: например,  предоставление неполной информации (в том числе в рекламе), создание неверного представления о продукции, обещание случайной выгоды (скажем, выигрыш при приобретении товара).

– И в заключение несколько слов о том, каковы наиболее перспективные направления торгово­экономического и инвестиционного  сотрудничества между Беларусью и Финляндией?

– Не ставя под сомнение важность торговли, отмечу, что для Беларуси и Финляндии, экономики которых ориентированы на экспорт, большое значение имеет наращивание финансово­инвестиционного компонента сотрудничества для развития современных производств с использование инновационных технологий. 

В общей массе торговая номенклатура белорусского экспорта в Финляндию насчитывает 65 позиций. К наиболее перспективным посольство относит изделия из металлопродукции, верхнюю одежду и трикотаж, передаточные механизмы машин, оборудование, транспортные средства, сырье пушно­меховое, лесоматериалы, а также продукцию ОАО «Мозырьсоль» и ОАО «Керамин».

Пользуясь возможностью, хотел бы обратить внимание потенциальных белорусских экспортеров на то, что для вхождения на финский рынок товаров и услуг следует учитывать наличие жестких европейских норм и требований соответствия к поставляемой продукции и ее способности конкурировать по цене и качеству.

Касаясь перспектив развития белорусско-­финляндского торгово­экономического и проектно-­инвестиционного сотрудничества, отметил бы планы, связанные с результатами состоявшегося 12­-13 апреля 2017 г. первого в истории двусторонних отношений визита в Беларусь Министра внешней торговли и развития Финляндии Кая Мюккенена. Вместе с ним нашу страну посетили представители руководства финских фирм «Вяртсиля», «Валмет», «КПА Юникон» «Кеско», «Идман/Сейфгейт Групп». Они относятся к числу ведущих европейских компаний, которые широко представлены в энергетике, производстве сельскохозяйственного оборудования, обеспечении безопасности функционирования аэропортов, реализации строительных материалов.

Встречи и переговоры К.Мюккянена с Первым заместителем Премьер­министра Республики Беларусь В.Матюшевским, Министром энергетики  В.Потупчиком и заместителем Министра иностранных дел О.Кравченко продемонстрировали взаимное желание и готовность сторон  к сотрудничеству по реализации в Беларуси крупных инвестиционных проектов с использованием опыта Финляндии как одного из мировых лидеров по внедрению современных технологий в областях энергосбережения, ресурсосбережения, чистых технологий. Финская делегация проявила интерес к привлечению белорусского потенциала в области инженерного и математического обеспечения.

Кроме того, наша страна заинтересована в развитии сотрудничества в сферах биотехнологий, лесопользования, деревопереработки и производства биотоплива, сельского хозяйства, машиностроения, инноваций, ИТ.

Перспективным для нас является создание совместных предприятий по производству продукции, которая впоследствии – с учетом региональной конъюнктуры – могла бы экспортироваться в третьи страны.

Сегодня Беларусь для финляндских компаний – это еще и возможность свободного доступа к емкому рынку Евразийского экономического союза.

— Благодарим за беседу.