Размер шрифта:

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея программе «Главный эфир» на телеканале «Беларусь 1» (10 июля 2015 г., эфир — 12 июля)

Вопрос: Владимир Владимирович, только что Вы вернулись из Уфы, где проходили саммиты БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества. Для Беларуси они представляют не праздный интерес, прежде всего – это диверсификация экспорта. Взять, к примеру, БРИКС. Почти половина населения планеты, совокупный ВВП — 16 триллионов долларов – это невероятный рынок. При этом почти со всеми странами у нас  довольно неплохие экономические и политические взаимоотношения. Взять хотя бы недавние визиты в Минск лидеров Китая и Индии. Скажите, у Беларуси со странами «дальней дуги», помимо формата двусторонних отношений, может ли появиться формат «интеграции интеграций», например,  ЕАЭС – БРИКС?

В.Макей: Я продолжу ту статистику, с которой Вы начали. Действительно, на страны БРИКС приходится треть мирового ВВП, это  четвертая часть земной суши, через страны БРИКС проходит почти пятая часть мировой торговли. За этими сухими цифрами скрывается огромный потенциал. Этот потенциал, на наш взгляд, еще находится на начальных этапах становления. 

Действительно, мы со всеми странами, входящими в БРИКС, имеем хорошие политические, торгово-экономические, гуманитарные отношения и хорошие взаимоотношения в других сферах.

Но сегодня три четверти мировой торговли осуществляется через региональные объединения. Сама жизнь диктует нам задачу максимальной вовлеченности Беларуси в деятельность различных региональных объединений и структур. Сама жизнь диктует и задачу большего взаимодействия Евразийского экономического союза с региональными объединениями, такими как БРИКС, ШОС и рядом других. Сегодня практически на каждом континенте созданы региональные объединения, которые имеют общее таможенное пространство, какие-то общие экономические подходы.

Для нас такое взаимодействие весьма и весьма выгодно. Почему? Потому что мы можем предложить что-то этим объединениям: в Беларуси хорошо развито сельское хозяйство, хорошо развита промышленность, хорошо развита перерабатывающая промышленность. Точно также мы можем получить и отдачу от взаимодействия с другими региональными объединениями во многих сферах.

Идея «интеграции интеграций», о которой в свое время заявил наш Президент, я считаю, что это – концепция будущего. Посмотрите, сегодня даже в Африке в последнее время произошло объединение трех региональных интеграционных структур в одну структуру. И когда наш Президент некоторое время назад заявил  о необходимости продвижения идеи «интеграции интеграций», он не имел в виду только лишь развитие отношений между Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом. Он имел в виду и взаимодействие с такими организациями, как БРИКС, ШОС и рядом других. Он имел в виду и активное участие Евразийского экономического союза в реализации концепции «экономического пояса Шелкового пути», которая провозглашена Председателем КНР Си Цзиньпином.

Поэтому сегодня тесное взаимодействие между различными интеграционными структурами и объединениями востребовано самой жизнью. И прошедшие встречи, прошедшие саммиты в Уфе подтвердили жизнеспособность этой идеи.

Президент Бразилии Дилма Русеф назвала такую встречу на полях уфимских саммитов – встречу между БРИКС, ШОС и Евразийским экономическим союзом – новым этапом в региональном сотрудничестве. И другие главы государств БРИКС и ШОС высоко оценили факт проведения этой встречи. О целесообразности такого взаимодействия между различными региональными объединениями говорили очень и очень многие участники этой встречи.

Несмотря на то, что мы находимся иногда на разных континентах, представляем разные страны, цель у нас одна – обеспечить благополучие наших людей, наших народов. Мы просто обязаны реализовать эту благородную цель.

Вопрос: Скажите, статус наблюдателя, о котором было заявлено, для Беларуси это что? Дополнительный импульс?

В.Макей: Вы имеете в виду статус наблюдателя в ШОС? Решение об этом было принято буквально на днях, и для нас этот статус наблюдателя представляет возможность для более активного участия в Шанхайской организации сотрудничества. Мы и до этого в той или иной мере взаимодействовали с Шанхайской организацией сотрудничества. Но, скажем так, это не было поставлено на такую системную основу.

Статус наблюдателя позволяет нам более активно участвовать в  деятельности этой организации. Вы знаете, кто входит в эту организацию, и мы весьма и весьма заинтересованы в сотрудничестве с ней. Для нас интересны проекты в сфере энергетики, в сфере сельского хозяйства, в сфере транспорта и коммуникаций, в сфере телекоммуникаций и ряд других проектов. И мы заинтересованы не просто, как кто-то пытался утверждать, лишь получить что-то от этой организации. Нет, мы намерены и готовы тоже внести свой вклад в развитие и становление этой организации. Я убежден, что наше участие будет выгодным и для этой организации.

Вопрос: Теперь про другую организацию. В этом году Беларусь председательствует в Евразийском экономическом союзе. У нашей страны четкая позиция – отмена всех барьеров, изъятий, ограничений. На посту председателя какие шаги делает и будет делать наша страна в этом направлении?

В.Макей: Вы знаете, что сразу же после того, как мы были избраны председателем этой организации, Главой государства были озвучены приоритеты нашего председательства. Они известны, не стоит их повторять. Но устранение всех изъятий и ограничений было провозглашено в качестве одной из главных целей нашего председательства. Мы хотели бы видеть Евразийский экономический союз в качестве динамично развивающейся региональной организации. Мы сегодня – об этом говорилось много – не до конца удовлетворены состоянием этой организации, скажем так, и недостаточной динамикой ее развития. Это зависит от многих факторов. Но для нас ЕАЭС – это не просто игрушка, в которую поигрался и выбросил. Мы изначально расценивали и планировали наше участие в этой организации с той целью, чтобы деятельность Беларуси в ней принесла максимальную отдачу и для страны, и для народа.

К сожалению, сегодня мы, как я уже сказал, не до конца удовлетворены деятельностью этой организации. Поэтому задача состоит в том, чтобы придать четкую поступательную динамику развитию интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.

Нами инициирован ряд мер в ходе нашего председательства. Главами правительств в мае этого года поставлена конкретная задача по формированию всего списка изъятий и ограничений, по формированию списка тех изъятий, которые должны быть устранены в первую очередь. Работа над этим активно ведется Евразийской экономической комиссией и странами-партнерами. Мы убеждены, что эта работа увенчается успехом.

Конечно, мы понимаем, что это дело не одного года, но мы намерены действовать в этом плане очень и очень активно.

Вопрос: В конце июня Президент принимал верительные грамоты послов иностранных государств. Послу Швеции он сказал: «С возвращением!». У этой фразы своя предыстория: санкции, дипломатические демарши 2011 года, они на время «заморозили» наши отношения не только со Швецией, но и с ЕС. Для соседей, торговых партнеров «заморозки» – это ненормально. Есть ли понимание этого факта у наших западных партнеров?

В.Макей: В сфере международных отношений мы против как различных «заморозок», так и слишком «любвеобильных» отношений. Потому что иногда пылкие объятия тоже могут привести к получению травм, а то и смертельному исходу.

Беларусь выступает за ровные, дружеские отношения со всеми без исключения государствами. Конечно, уровень этих отношений может быть более дружеским, менее дружеским… Но, повторюсь еще раз, мы выступаем за ровные, дружеские отношения со всеми без исключения государствами.

Точно также мы всегда поступали в наших отношениях с Европейским союзом: мы всегда выступали за диалог на равноправной и взаимоуважительной основе. И для нас были неприемлемы санкции, шантаж, давление, угрозы извне. Мы категорически выступали против этого. Сама жизнь подтвердила правильность такого подхода. Рано или поздно пришлось признать, что только лишь через диалог можно решить проблемы, которые существуют, и обеспечить поступательное движение вперед.

Пример со Швецией тоже подтверждает это. На определенном этапе  все стороны пришли к осознанию, что для того, чтобы обеспечить сближение стран и народов, нужно вести разговор, дискуссию, и это должно происходить в открытой и откровенной манере. Критическая масса контактов, которые в течение последних лет развивались, в конечном итоге привела к открытию Посольства Швеции в Минске. И мы планируем через некоторое время вернуться и к вопросу открытия нашего посольства в Швеции.

Поэтому еще раз хотелось бы сказать нашим партнерам о том, что только лишь через диалог, через взаимоуважительное отношение могут решаться любые проблемные вопросы, которые существуют в отношениях между Беларусью и нашими партнерами.

Вопрос: В продолжение темы. Встречаясь в Минске с коллегами из стран «Восточного партнерства», Вы указали на некоторую цикличность взаимоотношений Беларуси с ЕС. Перед выборами – некоторое «потепление», после выборов – некоторое «похолодание». Удастся ли, наконец, разорвать этот прочный круг?

В.Макей: Хочу сразу сказать, что эта цикличность возникла не по нашей вине и не с нашей подачи. Мы, вообще, противники того, чтобы развитие отношений, развитие сотрудничества зависело от каких-то отдельных событий. Надо исходить из стратегической оценки и из стратегического контекста отношений между странами или между отдельной страной и какими-то региональными структурами. Мы категорически против того, чтобы Беларусь рассматривалась, в отличие от других стран, под микроскопом, с помощью которого изучают, скажем так, звезды в галактике. Мы выступаем за то, чтобы адекватно оценивался вклад Беларуси в региональную и международную безопасность, региональную и международную стабильность.

К сожалению, на каком-то этапе наши партнеры отошли от подобных подходов и принципов. По этой причине и возникла эта вот цикличность. Но сегодня, мне кажется, ситуация меняется, и очень многие страны, наши и американские партнеры несколько по иному смотрят на Беларусь. Мы надеемся, что они будут смотреть и, действительно, адекватно оценивать роль Беларуси в стратегическом контексте, с точки зрения вклада Беларуси в развитие и совершенствование международных отношений, в развитие международной безопасности и стабильности.

Что касается выборов, то я убежден, что выборы в нашей стране пройдут ровно и спокойно, пройдут максимально прозрачно, о чем заявил Глава государства. Мы уже направили приглашения ряду международных структур, которые традиционно осуществляют наблюдение за выборами. Я убежден, что международные наблюдатели приедут в свой срок, и они активно будут осуществлять процесс наблюдения. Мы готовы к тому, чтобы эти выборы прошли без всяких проблем, потому что это абсолютно в интересах власти.

Но еще раз повторюсь, что дальнейшее развитие отношений зависит и от наших партнеров, от того, насколько адекватно они будут оценивать роль Беларуси в сегодняшней ситуации и в сегодняшнем динамично меняющемся мире.

Вопрос: В 2008 году, когда в США случился ипотечный кризис, нам отсюда казалось, что это какое-то далекое локальное явление, которое нас не касается. Чуть позже случился мировой экономический кризис. В том числе и по нам он ударил довольно больно. Сейчас вот Греция: фактический дефолт, эксперты говорят про астрономическую сумму в 1 триллион евро – в такую сумму обойдутся проблемы Греции Евросоюзу. Для нас Евросоюз – второй после России торговый партнер. Подобная ситуация, коснется ли она нашей страны? Насколько коснется нашего экспорта, валютной выручки? И, наверное, самый главный вопрос: как нам на это реагировать?

В.Макей: Конечно же, нас не может не беспокоить то, что происходит «за забором», у наших соседей. Европейский союз – это наш второй по величине торгово-экономический партнер после России. Мы поставляем туда треть нашего экспорта, мы получаем оттуда высокотехнологичное оборудование. Поэтому мы обязаны пристально следить за этой турбулентной ситуацией.

Но я бы не стал ее драматизировать. Даже если, как некоторые эксперты предполагают, произойдет девальвация евро. Понятно, что это будет иметь определенные негативные последствия – наши товары могут подорожать по сравнению с европейскими товарами. Но, с другой стороны, мы сможем закупать по более низким ценам и высокотехнологичное оборудование из Европы.

Главой государства, о чем Вы уже упомянули, поставлена задача по диверсификации наших торгово-экономических отношений. Мы сегодня активно работаем над продвижением нашей продукции на рынки стран дальнего зарубежья, «дальней дуги». Главой государства поставлена задача по снижению себестоимости и повышению качества нашей продукции. Конечно, это не может привести к мгновенной отдаче в ближайшее время, но постепенно это приведет к тому, что мы справимся с темы вызовами, которые сегодня возникают в связи с турбулентными процессами, которые происходят в Европейском союзе.

Вопрос: Скажите, с этим связана структура экспорта, о которой в последнее время много говорится? 30% в Россию,  30% в ЕС и 30% «дальняя дуга»?

В.Макей: Это связано с целым комплексом вопросов. Это связано и с необходимостью ухода от монозависимости от какой-то одной страны, с необходимостью подстраховаться на случай возникновения кризисных ситуаций в том или ином регионе. Поэтому, если мы достигнем вот этих показателей, о которых Вы упомянули, я думаю, что наша экономика будет действительно подстрахована.

В любом случае, не надо сегодня поддаваться панике. Паника – это не самое лучшее слово в нашем словаре, заимствованное, кстати, из древнегреческого. Надо просто, как требует Глава государства, засучив рукава работать с полной отдачей.

Вопрос: Ну что ж, будем работать, надеяться на хороший результат. Спасибо большое за то, что Вы нашли время для «Главного эфира».

В.Макей: Спасибо.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by