Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел Беларуси В.Макея экономическому изданию Восточного комитета германской экономики «Osteuropa Informationen» (декабрь 2019 г.)

Беларусь и ЕС снова сближаются. Журналисты издания «Osteuropa Informationen» побеседовали с Министром иностранных дел Владимиром Макеем в связи с его недавним визитом в Германию о двусторонних отношениях, роли «Восточного партнерства», ЕАЭС и Китая для Беларуси.

Господин Министр, как Вы оцениваете актуальное состояние отношений с Германией?

Для Беларуси Германия была и остается одним из ключевых партнеров в Европейском союзе (ЕС). Прошлый год стал беспрецедентным с точки зрения активизации контактов и вывода белорусско-германского диалога на качественно новый уровень.

Знаковым событием стал первый в истории наших двусторонних отношений визит в Беларусь Федерального президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера в июне 2018 г. и продуктивная встреча глав наших государств.

Диалог между внешнеполитическими ведомствами Беларуси и Германии носит регулярный характер. Все более динамично развиваются межпарламентские контакты.

В ходе моего недавнего визита в Берлин мы договорились с моим немецким коллегой Министром Хайко Маасом о создании двусторонней координационной группы, призванной выработать стратегическое видение перспективных направлений взаимодействия и определить конкретные шаги по их практической реализации в виде ˮдорожной карты“.

Какое значение для Беларуси имеет Германия в качестве экономического партнера?

ФРГ традиционно входит в пятерку ключевых торгово-экономических и инвестиционных партнеров Беларуси. В последние годы наш товарооборот заметно вырос – в 2017 году на четверть, в 2018 году еще на 16%, превысив рубеж в 3 млрд. долларов США согласно нашей статистике. В Беларуси уже работают более 300 предприятий с участием германского капитала. Германия является для Беларуси крупнейшим поставщиком высокотехнологичного оборудования для модернизации наших предприятий.

В настоящее время мы наблюдаем заметный рост интереса со стороны германских деловых кругов. Так, объем немецких инвестиций в Беларусь в 2018 году увеличился в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Особенно привлекательным для инвесторов из Германии является Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» – международный кластер высокотехнологичных предприятий из Европы, США, Израиля, Канады и России.

Где Вы видите тогда дополнительный потенциал для развития экономических отношений?

Дополнительные возможности мы видим, прежде всего, в создании в Беларуси совместных предприятий, ориентированных на производство конкурентоспособных товаров. Особенно хорошие перспективы, по нашему мнению, имеются в таких отраслях, как машино- и приборостроение, химическая и фармацевтическая промышленность, транспорт и логистика. Мы также заинтересованы в приходе еще большего количества германских фирм в Парк высоких технологий, в котором созданы беспрецедентно благоприятные условия для новаторских инициатив в ИТ-сфере. Экономическое сотрудничество между нашими странами имеет огромный потенциал, который мы можем и должны реализовать в более полной мере, в том числе при поддержке Восточного комитета – Ассоциации германской экономики по сотрудничеству со странами Восточной Европы, который является многолетним надежным партнером Республики Беларусь.

Какую пользу может извлечь Беларусь из участия в инициативе ЕС «Восточное партнерство»?

«Восточное партнерство» (ВП) для нас – это инструмент прагматичного сотрудничества в регионе, наведения мостов и развития межличностных контактов на базе конкретных проектов с ощутимой добавленной стоимостью. Эти проекты должны быть, прежде всего, направлены на поддержку усилий стран-соседей ЕС по укреплению общественного благосостояния, а также модернизацию и повышение конкурентоспособности. Именно в этом, на наш взгляд, залог региональной устойчивости и развития.

Какую роль играет «Восточное партнерство» в рамках экономического сотрудничества?

Сейчас в рамках ВП разрабатывается набор целей и задач на период после 2020 года. Мы подготовили собственное видение тех улучшений, которые необходимо привнести в деятельность ВП и которые, на наш взгляд, отвечали бы интересам всех партнеров ЕС.

Во-первых, значительный интерес для нас представляет всеобъемлющее сотрудничество в сфере торговли. Это такие вопросы, как сертификация предприятий-экспортеров, стандартизация, метрология, гармонизация и взаимное признание систем оценки соответствия товаров, упрощение процедур торговли.

Во-вторых, пришло время подумать над комплексным подходом к обустройству границ, учитывающим вопросы безопасности и мобильности людей и товаров. Он мог бы включать в себя, в частности, дальнейшую модернизацию таможенных пунктов пропуска, обмен информацией между таможенными службами стран «Восточного партнерства» и ЕС.

В-третьих, мы предлагаем сделать технологические инновации «сквозным» приоритетом нашего взаимодействия. Минск готов стать площадкой для IT-школы «Восточного партнерства», которая бы готовила специалистов цифровой отрасли для всех наших партнеров.

В-четвертых, транспортная и энергетическая инфраструктура жизненно важна как для ЕС, так и для его партнеров, экономики которых в значительной степени зависят от надежных связей с соседями. При этом особое внимание следует уделить развитию международных цифровых транспортных коридоров. Надеемся, что аналогичный план действий в скором будущем будет разработан и для инвестирования в энергетические интерконнекторы на территории стран-партнеров ЕС.

Каким образом можно наладить более тесное сотрудничество между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), и какую роль в этом процессе может играть Беларусь?

Наша идея «интеграции интеграций» или «кооперации интеграций» состоит в том, чтобы придать сближению ЕС и ЕАЭС комплексный и упорядоченный характер с прицелом на конкретные материальные преимущества для обоих союзов. Такое сближение позволило бы укрепить доверие и развенчать миф о несовместимости и соперничестве восточной и западной «систем». Именно из-за этого мифа страны оказываются перед ложным выбором между Западом и Востоком в ущерб отношениям с тем или иным из своих партнеров. Между тем в реальности такого выбора не должно быть в принципе, и партнерство двух интеграционных объединений должно это убедительно продемонстрировать.

Какие конкретные идеи у Вас есть для этого?

Начать следовало бы с создания постоянного формата для диалога между ЕС и ЕАЭС. В его рамках можно было бы определить сферы первоочередного интереса обеих сторон, например, обеспечение совместимости технических нормативов и стандартов производства промышленной продукции, санитарных и фитосанитарных нормативов производства сельскохозяйственных товаров в интересах расширения взаимной торговли. Многие технические регламенты и стандарты ЕАЭС уже разрабатываются с учетом европейских и международных норм.

Обеим сторонам было бы выгодно активизировать сотрудничество в таможенной сфере, упростить условия транспортировки и контроля грузов. Совместное развитие инфраструктуры автомобильных и железнодорожных магистралей континентального значения могло бы стать одним из важных направлений взаимодействия. Особую актуальность имеет сопряжение транспортных сетей ЕАЭС, ЕС и инициированного Китаем проекта «Один пояс, один путь». Большой потенциал мы видим также в создании общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных оптоволоконных линий связи.

Можно было бы подумать над выработкой согласованных «правил поведения» в цифровой отрасли, которые способствовали бы развитию электронной торговли и других безбумажных транзакций между странами двух союзов, а также содействовали бы цифровым решения в сфере транспорта и перевозки пассажиров. Беларусь как участник «Восточного партнерства», в которое также входит еще один член ЕАЭС Армения, а также страна-наблюдатель в ЕАЭС Молдова, считает возможным использовать формат ВП для поиска решений наиболее актуальных проблем на стыке двух союзов и форм сотрудничества между ними. Эти задачи будут в числе приоритетов белорусского председательства в ЕАЭС в 2020 году.

Вы уже упомянули «Один пояс, один путь». Какую роль играет Китай и его инициатива для белорусской экономики?

Беларусь в числе первых поддержала инициативу Председателя КНР Си Цзиньпина о создании «Нового шелкового пути». Подключение к этой инициативе уже приносит существенные дивиденды для нас. Это, например, многократный рост с 2014 года объема грузоперевозок через Беларусь по маршруту Китай – Европа – Китай. Активно развивается сотрудничество в области инвестиций. С 2013 года кредитная поддержка со стороны китайских банков и Правительства составила 4,5 млрд. долларов США. В 2018 году объем прямых китайских инвестиций увеличился более чем в два раза по сравнению с 2017 годом, и Китай впервые вошел в первую тройку крупнейших прямых инвесторов в Беларуси.

Мы по праву гордимся уже упомянутым мною Китайско-Белорусским индустриальным парком – «жемчужиной экономического пояса Шелкового пути». Это самый крупный парк, когда-либо построенный Китаем в евразийском регионе. Примечательно, что в апреле 2018 г. в состав акционеров индустриального парка «Великий камень» вошла немецкая компания «Дуйсбургер Хафен», являющаяся оператором крупнейшего в мире речного порта.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by