Интервью заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Елены Купчиной газете «The Slovenia Times» (май 2015 г.)
Заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Елена Купчина нашла в своем плотном графике время, чтобы поделиться с изданием «The Slovenia Times» своими взглядами на региональную ситуацию. Она ответила на широкий спектр вопросов, таких как реформирование и либерализация белорусской экономики, роль Беларуси в регионе, развитие экономических связей между Беларусью и Словенией и что означает для страны запуск с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза.
Беларусь в последние два года демонстрирует хоть медленный, но рост. Какие наиболее свежие данные за 2014 год, и каковы прогнозы на 2015?
В соответствии с нашей статистикой, ВВП Беларуси в 2014 году составил 101,6% по сравнению с 2013 годом, в 2015 году мы ожидаем рост в 0,2%-0,7%.
Беларусь – открытая экономика и ее рост серьезным образом зависит от зарубежных рынков. Более 50% производимых в стране товаров идет на экспорт. В 2014 году экспортировано товаров на 36,4 млрд. долларов США, услуг на 7,8 млрд. долл. США. Продукты нефтепереработки, калий, азотные удобрения, металлоизделия, грузовые автомобили, трактора, химические волокна и пряжа, шины, мясная и молочная продукция, сахар – основа белорусского экспорта. В свою очередь мы в основном импортируем энергоресурсы (нефть и природный газ), сырьё (металл и металлопродукцию, сырье для химической промышленности), а также комплектующие (для автомобилестроения и станкостроения).
Транспортные услуги отражают выгодное географическое положение Беларуси и составляют более половины экспорта услуг. Строительные и IT услуги также одни из основных экспортных позиций.
Запуск Евразийского экономического союза с 1 января 2015 г. выводит евразийскую интеграцию на новый уровень и является ключевым фактором для будущего экономического роста.
Процесс реформ и либерализации белорусской экономики эффективен, и это доказывают позитивные международные оценки. По данным отчета Всемирного банка и Международной Финансовой Корпорации «Doing business – 2015», Беларусь занимает 57-е место среди 189 стран. Наша же стратегическая цель – войти в первую тридцатку.
Как международное давление, в частности финансовые и экономические ограничения, связанные с нерешенными политическими «вопросами» между Беларусью и западными странами, влияет на экономический рост и развитие Беларуси в последние годы?
Действительно, Беларусь по-прежнему находится под политическим и экономическим давлением со стороны запада уже почти 20 лет. Однако, несмотря на различные санкции и ограничения, страна динамично развивается и по многим направлениям является лидером среди восточных соседей ЕС. По данным статистики ЕС и Всемирного Банка, в последние годы наше благосостояние росло. В регионе Беларусь всегда была второй, после богатого нефтью Азербайджана, по доле ВВП на душу населения по паритету покупательской способности. На самом деле, Беларусь – очевидный лидер с точки зрения человеческого развития и социального прогресса.
Единственный явный негативный эффект санкций – это снижение уровня доверия к ЕС как партнеру и упущенные возможности сотрудничества в вопросах поиска ответов на общие вызовы.
В то же время мы надеемся, что ЕС пересмотрит свою политику в отношении Беларуси и окажет нам содействие в укреплении экономического измерения нашей независимости посредствам доступа к ресурсам европейских финансовых институтов (таких как Европейский инвестиционный банк и ЕБРР), поддержит наше вступление в ВТО. Это в интересах и Беларуси, и ЕС, а также, в значительной степени, в интересах региональной стабильности.
Мы в Словении не часто слышим о ситуации в Беларуси. Каковы Ваши актуальные экономические проблемы? Насколько нам известно, в последние десять лет вы пытаетесь снизить инфляцию, и это одна из основных проблем, Вы также пытаетесь улучшить уровень жизни – Вам это удалось?
Последний год оказался сложным для белорусской экономики, а также для нашей валюты. Беспрецедентное осложнение ситуации в регионе в связи с украинским кризисом, приведшее к «санкционным войнам» между Россией и Западом, негативно повлияло на развитие мировой и региональной торговли, подтолкнуло экономики наших стран-соседей к рецессии и девальвации валют, что привело к сокращению наших традиционных рынков для экспорта.
В то же время, усилия, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, продемонстрировали свою эффективность. Один из наиболее очевидных примеров нашего успешного сотрудничества с иностранными инвесторами – это строительство предприятия по производству электропоездов в Беларуси, запущенного швейцарской компанией «Stadler» в ноябре 2014 года.
Правительство ищет возможности сохранить относительно высокий уровень жизни при помощи постоянного развития. Это включает и очень высокий уровень образования, и доступ к системе здравоохранения, и стабильный рынок труда (безработица поддерживается на уровне 1%), и, что весьма важно, высокий уровень личной безопасности.
Вы стратегически связаны с Россией и ее экономикой. Как это влияет на сбалансированное экономическое развитие и внешнюю торговлю? Обеспокоены ли Вы чрезмерной зависимостью от России в долгосрочной перспективе?
Да, безусловно, Российская Федерация – основной торговый партнер Беларуси, на которого приходится более 40% нашего экспорта и более половины импорта, а Европейский союз – это второй крупнейший партнер, на которого приходится более 30% экспорта и 20% импорта. Германия, Великобритания, Польша, Нидерланды, Италия, Литва и Латвия – наши основные партнеры среди государств-членов ЕС.
Тем не менее, не скажу, что мы сталкиваемся, как вы выразились, с чрезмерной зависимостью ни от России, ни от Европейского союза, поскольку один из наших актуальных приоритетов – проникновение на ряд других важных рынков. Под ними я подразумеваю экономики Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Наметилась позитивная динамика в сотрудничестве с Бразилией, Венесуэлой и Эквадором, Китаем, Индией, Индонезией и Турцией. В целом, Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 странами по всему миру. Эта политика, которую мы приняли когда-то, помогает нам диверсифицировать нашу экспортную базу, тем самым обеспечивая хорошо сбалансированное экономическое развитие, о котором вы упомянули в своем вопросе.
Беларусь, безусловно, интересный рынок для словенских компаний. Где Вы видите наибольшие возможности для бизнеса в ближайшие годы?
Наши экономики довольно похожи, они обе ориентированы на экспорт. Менталитет наших предпринимателей также схож и основывается больше на доверии, чем на выгоде. Возможно, это элемент нашего совместного экономического прошлого времен Совета экономической взаимопомощи. Я подчеркиваю это, поскольку всегда легче что-то строить и развивать, когда есть опыт сотрудничества и знания друг о друге. Как результат, наш торговый оборот существенно вырос за последние три года.
Что же касается сфер потенциального интереса, я бы упомянула туризм, инновации и охрану окружающей среды. Беларусь в основном интересуют технологии и «ноу-хау», Словения, со своей стороны, может воспользоваться новыми возможностями для бизнеса, которые открываются на 175 миллионном рынке Евразийского экономического союза. В будущем мы должны думать о продвинутых формах сотрудничества, таких, как создание совместных предприятий, совместное производство товаров, ориентированных на внешние рынки. Думаю, в таком случае обе страны от этого только выиграют.
Торговый оборот между Беларусью и Словенией по-прежнему довольно низок по сравнению с рыночным потенциалом. Как мы знаем, он увеличивается с 2009 года, но он весьма непропорционален: экспорт Словении около 60 млн. евро, а импорт около 10 млн. евро в год. Проблема в структуре белорусской экономики, или это, как Вы упомянули, политический вопрос?
Я частично соглашусь с тем фактом, что потенциал наших торговых отношений выше, чем сегодняшние цифры. Но, пожалуйста, помните, что двусторонний товарооборот товаров с 2011 года вырос практически в полтора раза и сейчас составляет 110 млн. долл. США. Не стоит также забывать о значительных результатах, которых мы достигли в торговле услугами. Благодаря реализации масштабных двусторонних проектов словенской строительной и энергетической компанией «Riko» за последние четыре года, цифры выросли в 18 раз и к концу 2014 года составили 135 млн. долл. США. Надеюсь, вы согласитесь, что это совместное достижение двух стран, которым можно гордиться.
Вы правы в том, что в настоящее время объем нашего импорта из Словении значительно выше нашего экспорта в вашу страну, и мы стремимся к более сбалансированной торговле. Но политика тут ни при чем. Если вы внимательнее взглянете на структуру торговли, то увидите, что значительную часть импорта из Словении составляют промышленное оборудование, станки, которые необходимы для модернизации нашей машиностроительной, деревообрабатывающей и энергетической отраслей. Мы покупаем промышленное оборудование в Словении, а затем наши заводы продают готовую продукцию в другие страны. Наша политика импортозамещения, к примеру, в фармацевтике, также развивается в последние годы, это означает, что рано или поздно нам не нужно будет импортировать определенные товары.
Мы не можем игнорировать украинский кризис. Как это влияет на стабильность белорусской экономики?
Беларусь глубоко обеспокоена и опечалена насилием в восточной Украине, растущим числом беженцев и гражданских жертв.
Позвольте мне упомянуть, что белорусское правительство предоставило всем тем людям, которые покидают зону конфликта и приезжают в Беларусь, всю необходимую помощь, включая облегченный доступ в учреждения образования, к системе здравоохранения и на рынок труда. С экономической точки зрения, несмотря на незначительное снижение объемов торговли, Украина остается нашим вторым по объемам торговым партнером в мире.
Мы заметили, что Беларусь пытается играть роль посредника в украинском конфликте. Каким Вам видится разрешение этого печального кризиса?
Вы правы. Благодаря нашей позиции относительно кризиса в Украине, тесным и дружеским контактам со всеми нашими соседями, Беларусь стала лучшей из возможных площадок для переговоров по урегулированию конфликта, предоставив все необходимые условия для переговоров. Формат «Трехсторонней контактной группы» подтвердил свою эффективность. Благодаря договоренностям, предусмотренным Минским протоколом и Меморандумом, ситуация на востоке Украины временно улучшилась. Кроме того, в феврале в Минске прошла встреча президентов в Нормандском формате, по итогам которой было достигнуто так называемое соглашение «Минск II».
Беларусь подчеркивает, что продолжение диалога жизненно необходимо, а конкретные меры должны быть реализованы в первоочередном порядке, чтобы не допустить бездействия. Мы готовы и хотим оказывать всяческое содействие этому прогрессу, принимая международные встречи любого формата. Основная цель – конкретные шаги по установлению мира в Украине.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by