Интервью начальника управления евразийской интеграции Министерства иностранных дел Беларуси Алексея Самосуева газете «Звязда» (24 февраля 2015 г.)
В год своего председательства в Евразийском экономическом союзе наша страна будет проводить работу по отмене любых изъятий внутри объединения и содействовать формированию самого понятия «товар ЕАЭС». Об этом заявил в интервью корреспонденту «Союз — Евразия» Алексей Самосуев, начальник управления евразийской интеграции Министерства иностранных дел Беларуси. Также дипломат рассказал о сотрудничестве нового объединения с третьими странами и планах по его расширению, о валютной и экспортной политике ЕАЭС.
—Беларусь стала первым председателем в Евразийском экономическом союзе. Что известно о программе председательства? На чем белорусские политики будут делать акцент?
—Действительно, с 1 января 2015 года Республика Беларусь начала осуществлять свое председательство в органах Евразийского экономического союза: Высшем евразийском экономическом совете на уровне президентов, Евразийском межправительственном совете на уровне премьер-министров, а также в Совете Евразийской экономической комиссии на уровне вице-премьеров. Это новая институциональная практика, введенная в действие Договором о ЕАЭС.
Не сомневаюсь, что читатели газеты «Звязда» еще в январе внимательно ознакомились с обращением Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко к главам государств — членов союза по случаю белорусского председательства, а также отслеживали информацию об итогах заседания Евразийского межправительственного совета 6 февраля, в ходе которого премьер-министр Республики Беларусь Андрей Кобяков озвучил приоритетные инициативы белорусского председательства. В этих приоритетах нет ничего сверхъестественного, они продиктованы сегодняшним днем.
В нашем постоянном поле зрения будут такие вопросы, как содействие продвижению четырех основополагающих экономических свобод союза (свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы), отмена любых изъятий, согласованная промышленная и агропромышленная политика, импортозамещение. Также особое внимание мы уделим формированию понятия «товар ЕАЭС», совместным мероприятиям по развитию экспорта, работе с односторонними мерами защиты рынка в отношении третьих государств. Внесены конкретные предложения по совершенствованию работы Евразийской экономической комиссии — главного экономического штаба нашего союза.
Как видите, программа белорусского председательства нацелена не только на укрепление экономического сотрудничества, но и на максимальное устранение всех сохраняющихся проблемных моментов. Сейчас наша главная задача — перевести работу в практическую плоскость. И мы здесь надеемся на серьезную поддержку как со стороны институтов ЕАЭС, так и остальных государств-членов.
—ЕАЭС позиционирует себя как объединение, открытое для участия других стран. Каковы планы по расширению на этот год? Какие страны представляются наиболее перспективными партнерами?
—Во-первых, хочу сказать, что первое расширение уже состоялось: 2 января 2015 года четвертым членом ЕАЭС официально стала Армения. Этому событию предшествовала напряженная работа как со стороны основателей союза — Беларуси, Казахстана и России, так и со стороны страны-кандидата. В процессе присоединения была реализована дорожная карта по выполнению Арменией обязательств в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, включающая 17 разделов и 234 практических мероприятия.
Надеемся, в ближайшее время завершится аналогичная работа по присоединению Кыргызстана. Так что в сравнительно небольшой временной отрезок «тройка» трансформируется в «пятерку».
Но здесь я немного бы расширил ваш вопрос. Ведь помимо последовательного расширения участников евразийской интеграции идет постоянный процесс вовлечения нашего союза в международную экономическую систему. Успешность евразийского интеграционного проекта уже сегодня вызывает интерес у целого ряда стран по всему миру.
Унифицированы режимы свободной торговли с государствами СНГ и Сербией, применяется общая система преференций для развивающихся стран, ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом, членами Европейской ассоциации свободной торговли, созданы совместные исследовательские группы по изучению целесообразности заключения соглашения о зоне свободной торговли с другими странами. И, конечно же, участвуя в евразийском интеграционном проекте, Беларусь, как и ее партнеры по интеграции, выступает за более тесное равноправное сотрудничество ЕАЭС с Европейским союзом с целью выхода в перспективе на общее экономическое пространство «от Лиссабона до Владивостока».
— Предусматривает ли программа председательства нашей страны углубление межпарламентского сотрудничества?
— На данном этапе наша деятельность сфокусирована именно на экономической интеграции.
Сегодня межпарламентские контакты строятся на других площадках. Я имею в виду, в первую очередь, Парламентское собрание Союза Беларуси и России, Межпарламентскую ассамблею государств — участников СНГ. Добавьте к этому активные двусторонние контакты парламентариев наших стран на всевозможных межпарламентских форумах.
— Планировалось, что страны — участники ЕАЭС будут тесно сотрудничать в валютной сфере. Есть ли сейчас какие-то подвижки в этом направлении? Ведь, как известно, нынешние экономические неурядицы у нас начались из-за внешних факторов…
— В Договоре о ЕАЭС предусмотрена разработка механизма взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в сфере регулирования, контроля и надзора за деятельностью на своих финансовых рынках. Мы впервые ввели понятие «общий финансовый рынок».
Вместе с тем вопрос интеграции в финансовой и, в том числе, в валютной сфере, несомненно, является одним из наиболее сложных и чувствительных для сторон, и, соответственно, будет решаться постепенно. В этой связи государства — члены Союза договорились о создании наднационального органа по регулированию финансового рынка с месторасположением в Казахстане к 2025 году, после завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков.
Пока сложно делать предположения относительно формата, условий и сроков сотрудничества государств — членов ЕАЭС в валютной сфере. Но, несомненно, недавние события в экономике наших партнеров, и прежде всего в Российской Федерации, диктуют необходимость ускорить формирование механизмов макроэкономической координации.
Именно поэтому на заседании Евразийского межправительственного совета 6 февраля 2015 года в Москве, проходившем под белорусским председательством, дано поручение правительствам сторон и Евразийской экономической комиссии во взаимодействии с центральными (национальными) банками проработать вопросы целесообразности углубления сотрудничества государств-членов в сферах макроэкономической и валютно-финансовой политики.
Какова будет дальнейшая динамика движения — время покажет.
— Пока что у участников ЕАЭС отсутствует единая промышленная и экспортная политика, что отрицательно сказывается на экономиках союзников. Вместо объединения для совместного развития промышленности региона, страны продолжают конкурировать. Будет ли наша страна пытаться решить этот вопрос? Насколько реально, что в будущем предприятия стран ЕАЭС будут работать в одной команде?
— Как я уже упомянул, это один из безусловных приоритетов белорусского председательства.
Еще в мае 2013 года Высшим евразийским экономическим советом был определен перечень основных направлений промышленного сотрудничества государств — членов ЕАЭС, включающий 19 пунктов, в том числе такие важные для Беларуси направления, как легкая промышленность, обработка древесины, производство машин и оборудования для сельского хозяйства и многие другие. В это же время была одобрена концепция согласованной агропромышленной политики. Сейчас Евразийская экономическая комиссия ведет последовательную работу по практическому наполнению данных документов, в том числе с привлечением бизнес-сообществ наших стран. Но, наверное, эта работа ведется не так быстро, как хотелось бы.
Именно поэтому один из первых пунктов обращения Президента Республики Беларусь посвящен как раз необходимости принятия мер по скорейшему переходу к согласованной, а в перспективе — и к единой промышленной и агропромышленной политике, развитию промышленной кооперации, реализации совместных инвестиционных проектов как внутри Союза, так и за его пределами.
Нам предстоит серьезная работа по анализу национальных программ в области промышленности и сельского хозяйства, сложившейся структуры кооперации между конкретными организациями-производителями, сравнительно-правовому анализу. Не сомневаемся, что данная работа отвечает интересам всех государств — членов ЕАЭС.
Надежда Юшкевич
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by