Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации И.Петришенко «Парламентской газете» и журналу «Российская Федерация сегодня» (1 июля 2016 г., г.Москва)

Беларусь — это государство для народа

В канун Дня независимости, который отмечается третьего июля, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в России Игорь Петришенко рассказал «Парламентской газете» о том, какими ему видятся российско-белорусские отношения, о перспективах Союзного государства, патриотическом воспитании и успехах своей страны.

Игорь Викторович, в этом году исполнилось 20 лет как Москва и Минск приступили к созданию общего политического, экономического и культурного пространства. Как бы Вы оценили нынешнее состояние российско-белорусских отношений?

Нынешние белорусско-российские отношения я с уверенностью называю союзническими и стратегическими. Наши отношения основываются на общей истории, тесной взаимоувязке экономик. Конструктивный характер межгосударственного диалога обусловлен, в том числе, и многими узами родственных связей, человеческих контактов между белорусами и россиянами.

Вы правильно упомянули 1996 год. Тогда Беларусь и Россия выступили инициаторами одного из ключевых интеграционных проектов на постсоветском пространстве, который стал примером межгосударственной интеграции суверенных стран. Впоследствии Сообщество Беларуси и России стало прообразом основных интеграционных объединений (в том числе и Евразийского экономического союза), которые служат укреплению всего комплекса отношений между их странами-участницами.

За 20 лет совместной работы создано общее гуманитарное, социальное и экономическое пространство от Бреста до Владивостока без границ и почти без бюрократических препон. На всем его протяжении белорусы и россияне имеют равные права в сферах образования, социального обеспечения, медицины, в вопросах приобретения жилья, ведения бизнеса. Думаю, не только в Европе, во всем мире не найти примера более крепкой дружбы и плотной интеграции, чем между нашими народами и странами.

Между нашими странами нет границ, со всеми вытекающими отсюда вопросами их обустройства, пересечения, охраны и контроля. Благодаря плотнейшим экономическим связям, небольшая Беларусь стала для огромной России пятым по величине внешнеторговым партнером. В каждом белорусском тракторе, комбайне или грузовике половина себестоимости приходится на российские комплектующие. Мы вместе решаем вопросы обеспечения своей военной безопасности на западном направлении. У нас практически полное единодушие и поддержка на важнейших международных площадках — ООН, ОБСЕ и прочих.

У наших народов действительно есть чем гордиться, мы называем наши отношения братскими. Но это не значит, что в семье сплошь благодать и полная идиллия.

Для дальнейшего ускоренного развития Союзного государства и движения вперед (остановка, мы помним, — грозит застоем и известными последствиями) нужны единая промышленная политика, более плотная координация в агропроме, транспортной сфере, на других направлениях.

Необходимо полностью ликвидировать барьеры на пути свободного движения товаров, доступа к госзакупкам, к гособоронзаказу.

Не обойтись в современном мире и без производства более наукоемкой и высокотехнологичной продукции, — почему бы не сконцентрировать усилия и выйти на рынки третьих стран с высококачественными совместными продуктами под общим брендом «Товар Союзного государства».

Практически на каждом направлении сотрудничества есть резервы, неиспользованный потенциал, есть и над чем работать, и к чему стремиться.

Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы деятельности Союзного государства сегодня?


Высокий уровень белорусско-российского сотрудничества на всех уровнях обусловил отсутствие в Союзном государстве действительно крупных и серьезных нерешаемых проблем.

Но время не стоит на месте. Развитие отношений, движение вперед, различные внешние факторы неизбежно вынуждают решать и новые задачи, и отвечать на возникающие проблемные вопросы, это естественно.

Для этого в Союзном государстве есть все возможности — и политические, и экономические, и правовые. »Сверки часов» происходят регулярно. Последние неизменно показывают, что основные из существующих проблем вызваны, как правило, сложной внешней экономической ситуацией, но и не в ней одной дело.

Скажу, может быть с излишней, не дипломатической прямотой, но откровенно, как друзьям: есть проблемы в наших торгово-экономических отношениях. Снижение товарооборота (а оно существенно) никого не устраивает и должно быть преодолено. Предпосылки для этого есть. Они, как я говорил, — в развитии единых рынка, агро- и промышленной политики, общих кооперационных связей.

Есть примеры проблемных ситуаций, которые создаем мы сами, стремясь в силу различных причин защитить национальных производителей от воздействия внешних факторов. Но, мое мнение, — какой бы сложной не была ситуация, мы должны быть привержены нашим взаимным обязательствам по обеспечению равной конкурентной среды на нашем общем внутреннем рынке для наших отечественных производителей.

К примеру, в плане реализуемой в России политики импортозамещения Беларусь готова к участию в крупных совместных проектах, и наоборот.

Также целесообразно на территории наших стран не создавать альтернативных производств, жестко конкурирующих между собой. Крайне нужны конкретные результаты в разрешении всего комплекса внутренних противоречий во взаимной торговле. Мы также пока не сняли проблему транзита грузов через Беларусь и Россию из третьих стран, что наносит прямой ущерб нашей экономике.

Есть необходимость повышения и результативности реализации союзных программ, слишком много тут бюрократии и костности. Возможно, следует внести определенные корректировки в распределение средств бюджета Союзного государства с тем, чтобы эти средства направлялись на реализацию конкретных инфраструктурных проектов в различных регионах наших государств. Такие инициативы уже высказываются руководителями субъектов Российской Федерации и областей Республики Беларусь.

В общении с редактором уважаемой «Парламентской газеты» хотел бы также обратить внимание на необходимость унификации законодательства и совершенствования законодательного процесса развития нашего союза. Понятно, что здесь ключевая координирующая роль у Парламентского Собрания, но и национальные парламенты не должны быть просто статистами в этом процессе. Этот процесс должен быть направлен на то, чтобы национальные законодательные акты соответствовали бы правовым обязательствам, принятым в рамках Союзного государства, и духу наших союзнических отношений.

Это актуально не только для экономики, но и в области обеспечения равных прав граждан. К примеру, недавно белорусских граждан освободили от сдачи экзамена по русскому языку, если они хотят получить вид на жительство или гражданство. Увеличен срок пребывания граждан одной страны на территории другой без регистрации до 90 дней. Наши водители получили право работать на территории России при наличии водительского удостоверения белорусского образца. Определились с порядком взыскания алиментов, — теперь не нужно проходить долгую бюрократическую процедуру подтверждения судебного решения одной страны судебным решением другой.

Граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате, охране и условиях труда, других вопросах трудовых отношений, в режиме рабочего времени и времени отдыха. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. Урегулированы пенсионные вопросы. Бесплатно оказывается скорая медицинская помощь гражданам обоих государств, обеспечивается плановая медицинская помощь для граждан Беларуси, проживающих в России по виду на жительство и наоборот.

Белорусы и россияне реализуют равные права на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства, места работы.

Но есть, пусть и немного их, и обратные примеры. Так, вызывает озабоченность порядок налогообложения приезжающих в Россию белорусских сезонных работников и студенческих трудовых отрядов. С указанных категорий граждан российский работодатель удерживает налог на доходы физических лиц в повышенном размере — 30 процентов.

Обычная ставка — 13 процентов — применяется только в случае заключения трудового договора на срок более полугода. А сезонные работники и студенты работают по срочным трудовым договорам всего 1 — 3 месяца. Таким образом, мы видим, что такая чувствительная сфера, как обеспечение равных прав граждан (хотя по большому счету они решены), также нуждается в постоянном внимании и контроле. Я бы назвал это рабочими моментами, которые неизбежно возникают в процессе гармонизации законодательства двух государств, и здесь важно отметить, что обе стороны активно ищут взаимоприемлемые варианты решения возникающих проблемных вопросов, и, — главное — находят их.

Но, подчеркну: законодатели не должны отставать и ждать подсказок, должны идти если не впереди, то «в ногу» с интеграционными процессами, создавать для них надежный правовой фундамент. Кстати, 7 — 8 июня в Минске на III Форуме регионов Беларуси и России, рассматривались, в том числе, и правовые аспекты социальной политики, и, что очень важно, их обсуждение проходило с посещением соответствующих социальных объектов. 

В прошлом году произошло снижение товарооборота между Россией и Беларусью: в чем причины; что необходимо для улучшения ситуации?

Хочу напомнить, что Российская Федерация продолжает оставаться основным торгово-экономическим партнером Республики Беларусь. На ее долю приходится более 48 процентов нашего товарооборота, в том числе — около 39 процентов экспорта и более 56 процентов импорта.

Объем двусторонней торговли между Беларусью и Россией по итогам 2015 года составил 27,5 млрд. долларов и сократился к уровню 2014 года на 26 процентов (по итогам текущего года мозаика товарооборота, надеюсь, сложится более привлекательная).

Сокращение товарооборота, в первую очередь, касается торговли инвестиционными и потребительскими товарами. И Беларусь и Россия живут в глобальном мире и ситуация на мировых рынках, снижение цен на нефть, напрямую влияет на наши экономики. Сдерживающее влияние на взаимный товарооборот также оказывает работа в условиях введенных в отношении России санкций и ее защитных мер.

Среди основных внутренних причин выделил бы сокращение потребительского спроса из-за роста розничных цен и уменьшения доходов населения, курсовую разницу, вызванную колебаниями валют, ухудшение условий кредитования с учетом повышенных рисков.

К примеру, курсовая разница сильно влияет на показатель нашего экспорта, который рассчитывается в долларах США. Подтверждение тому — рост стоимостных объемов российско-белорусского товарооборота в российских рублях по итогам 2015 года составил 17,7%.

При этом, несмотря на общий спад объемов экспорта в валюте, физические объемы торговли по многим товарным позициям не претерпели значительного снижения, а по некоторым (в основном сельскохозяйственного направления) — показали существенный рост.

Так, в отношении молока и сливок в физическом объеме поставки из Беларуси в Россию увеличились на 8,4 процента, однако в стоимостном выражении сократились на 26,8 процента. Аналогичная ситуация по сливочному маслу, сырам и творогу, говядине, мясу и пищевым продуктам домашней птицы, переработанной рыбе, а также молочной сыворотке, йогурту, кефиру. В текущем году тенденция сохранилась и даже улучшается.

Определяющие драйверы роста взаимного товарооборота, не только по моему, по общему мнению, — в использовании основных преимуществ интеграции. Повторюсь в главном, это: координация промышленной и агропромышленной политики, учитывающей вопросы страновой специализации; углубление технологического сотрудничества в АПК; развитие кооперационных связей; взаимные инвестиции; совместная научно-исследовательская деятельность; обеспечение белорусским производителям равного доступа на российский рынок и т.д.

Не нужно создавать друг другу дополнительных проблем в виде ограничений на поставку товаров, наоборот, — нужно развивать торговые отношения. Наилучший пример — как главный стимул создания благоприятных условий для обеспечения прогресса Союзного государства в целом — развитие прямых контактов между нашими регионами.

Могу привести массу примеров.

В неблизком крае — Сахалинской области (губернатор Олег Кожемяко) успешно реализуется ряд совместных проектов в АПК. Возводится современный агрогородок на 50 жилых домов, строятся животноводческий комплекс на 1000 голов крупного рогатого скота, овощехранилище, машинный двор. Для угледобывающих компаний региона поставлено 16 карьерных самосвалов БелАЗ, осуществляется поставка 110 автобусов МАЗ. Достигнуты договоренности о поставке  картофелесортировочных линий на 721 тыс. евро, 50 тракторов и 50 сеноукладчиков, а также электробусов и мобильных торговых прицепов. Беларусь планирует создать Торговый дом в Сахалинской области, в котором будет презентоваться продукция не только пищевой перерабатывающей промышленности, но и наш легпром, деревообработка, мебельная продукция. Товарооборот Беларуси и Сахалинской области уже превысил 1 млрд. российских рублей. По отношению к 2014 в 2015 году он возрос в 5,8 раза, за январь-март 2016 г. — в 13 раз.

В Вологодской области (губернатор Олег Кувшинников) наиболее ярким примером является партнерство двух заводов: Череповецкого литейно-механического и Минского тракторного. ОАО «ЧЛМЗ» выпускает все основные модификации «МТЗ». За последние пять лет товарооборот между предприятиями увеличился почти в 26 раз и достиг в 2015 году 1,1 млрд. рублей. Сегодня каждый третий трактор, выпускаемый в России, собирается в Череповце. При поддержке Правительства Вологодской области начинается реализация крупного проекта по повышению локализации производства, создания на базе «ЧЛМЗ» крупнейшего машиностроительного кластера для производства тракторов «Беларус». К 2018 году этот кластер будет выпускать до 3 тыс. тракторов. Минская и Вологодская области планируют также создать крупную транспортно-логистическую компанию, которая будет использовать белорусские МАЗы вместо тягачей Volvo и Scania.

В Алтайском крае (губернатор Александр Карлин) наращиваются объемы сборки сельхозтехники из белорусских машинокомплектов. На базе ООО «Агроспецмашина» в 2014 г. выпущено 539, а в 2015 г. — 614 единиц техники: пресс-подборщиков, косилок дисковых, граблей-ворошилок, измельчителей-смесителей кормов с использованием машинокомплектов производства ОАО УКХ «Бобруйскагромаш». ОАО «Гомсельмаш» приступил к реализации алтайско-белорусского проекта по совместному сборочному производству комбайнов «Палессе» с дизельными двигателями ОАО «Алтайский моторный завод» и шинами АО ПО «Алтайский шинный комбинат».

Успешно развивается сотрудничество с Татарстаном (президент Рустам Минниханов). ОАО «Гомсельмаш» совместно с компанией АО «Татагролизинг» уже реализовало сельхозтехники производства заводов «Гомсельмаш» и «Брянсксельмаш» на сумму более 250 млн. российских рублей. В этом году компания планирует закупить техники на 400 млн. рублей.

Кемеровская область (губернатор Аман Тулеев) не только один из основных потребителей карьерных самосвалов БелАЗ, но с недавнего времени — испытательный полигон для новой белорусской большегрузной техники (в том числе самого большого в мире карьерного самосвала грузоподъемностью 450 тонн). Предприятие в Жодино уже приступило к сборке шасси №3 и каждый новый образец будет еще более уникален и совершенен, чем его предшественник.

В Калужской области (губернатор Анатолий Артамонов) эффективно развивается сотрудничество в сфере жилищного строительства. В областном центре белорусскими организациями возводится жилой квартал «Малиновка» и жилой комплекс «Малиновка-2». Оба проекта включают в себя по пять многоквартирных жилых домов с обустроенной и облагороженной территорией, дорогами, парковками, комплектами малых архитектурных форм, прудом и парком с прогулочными дорожками и беседками. На правом берегу Оки строится микрорайон «Веснушки» на 34 многоэтажных жилых дома, что составит более 250 тыс. кв. метров жилья, из которых в рамках программы «Жилье для российской семьи» — более 108 тыс. кв. метров. Помимо этого, возводится жилой комплекс «Анненки», где планируется построить четыре 19-этажных дома. В июле 2016 года начнется строительство новых жилых кварталов в микрорайоне «Заовражье» в Обнинске. Планируется строительство школ, бетонной дороги.

В Свердловской области при участии белорусских организаций развернута работа по в созданию на Урале станкостроительного кластера. В Новосибирске огромной популярностью пользуются ежегодные ярмарки белорусских товаров. В Брянской области создано совместное предприятие «Брянсксельмаш», выпускающее белорусско-российские комбайны под торговой маркой «Полесье»; есть совместное предприятие по производству строительной техники; «Брянсклифтмаш» прорабатывает совместно с могилевскими коллегами вопрос о расширении производства лифтов.

Я назвал наиболее яркие примеры из самых заметных, но и их более чем достаточно.

Перспективным также считаю расширение взаимодействия по линии торгово-промышленных палат с целью вовлечения субъектов малого и среднего бизнеса к ведению активной внешнеторговой деятельности; углубление сотрудничества в области науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма. К слову сказать, Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации готово оказать поддержку в реализации всех названных направлений сотрудничества.

Время от времени между двумя странами происходят определенные экономические трения, связанные с нефтью и газом, молоком и овощами… Почему они возникают, каким может быть их решение?

Причина, как Вы говорите, «экономических трений, связанных с нефтью и газом», очевидна и лежит на поверхности. В рамках союзнических отношений мы декларируем несколько разновидностей свобод, включая взаимный доступ на рынки товаров и услуг. Но, к сожалению, имеем при этом не в полной мере равные условия хозяйствования. В первую очередь я имею в виду высокую удельную стоимость затрат наших предприятий на энергоносители, обусловленную внешними факторами.

Например, цена поставляемого в Беларусь газа почти в 2 раза выше внутрироссийской, что, естественно, оказывает соответствующее влияние на стоимость электрической и тепловой энергии. А это в свою очередь увеличивает себестоимость производимой продукции и отпускные цены для российского потребителя.

Для бесперебойной работы нефтехимического комплекса, на фоне отсутствия в Беларуси запасов нефти в промышленном объеме, необходимо закупать ее в весьма значительном количестве. При этом хочу отметить один общеизвестный факт: рентабельность продаж российскими компаниями нефти в Беларусь значительно выше, чем при ее торговле на международном биржевом рынке. Таким образом, белорусские предприятия изначально поставлены в более сложные условия ведения бизнеса. А ведь ни для кого не секрет, что в борьбе за потребителя в условиях стагнации мировой экономики на первом месте, при прочих равных условиях, — конкурентоспособность продукции по ценовому фактору. Именно поэтому нам и приходится вести различные переговорные процессы, направленные даже не на защиту интересов белорусских предприятий, а на создание более справедливых условий для конкуренции, на выполнение подписанных сторонами международных договоров.

Что касается, как Вы сказали, «молока и овощей», то чаще всего вопросы возникают в связи с неправомерными действиями отдельных субъектов хозяйствования. В условиях, когда Российской Федерацией введены ограничения на поставки продовольствия из стран ЕС, США и Канады, а также Турции и Украины, новые игроки рынка стремятся занять освободившуюся нишу на российском продовольственном рынке. К сожалению, не всегда это происходит цивилизованным путем и по установленным правилам. Поэтому обсуждение и решение спорных вопросов проходит в рамках постоянного взаимодействия ветеринарных и фитосанитарных служб наших государств.

Очень важно, чтобы сторонами были установлены четкие и понятные правила на совместном рынке, но еще важнее — их соблюдать. Практически все это осознают и понимают, и, надеюсь, в недалеком будущем мы к этому придем.

Выскажу также мнение, что последовательное наполнение нормативной правовой базы Евразийского экономического союза документами в области регулирования агропромышленной политики, применения ветеринарных, фитосанитарных мер будет способствовать конструктивному решению и вопросов двустороннего взаимодействия.

Если позволите, еще раз напомню, что, несмотря на сокращение стоимостных объемов поставок белорусского продовольствия в Россию, физические его объемы в 2015 году выросли по основным товарным позициям, хотя на этом мы потеряли около миллиарда долларов, но ведь обещали «подставить плечо» и слово держим. И с учетом взаимной договоренности нам удалось частично заместить поставки в Россию продовольствия, ранее поставляемого из стран ЕС, США и Канады, особенно по молочной продукции. Мы надеемся, что и в текущем году тенденция роста поставок продовольственных товаров из Беларуси сохранится, а подписанные балансы спроса и предложения Союзного государства по молочной и мясной продукции будут выполнены в полном объеме.

Есть ли у Беларуси «система приоритетов» в интеграционных структурах помимо Союзного государства (ЕАЭС, ОДКБ), что это дает республике?

Я бы хотел начать с того, что сегодня многие журналисты неправомерно грешат сравнением молодого Евразийского экономического союза с устоявшимся проектом Союзного государства. Считаю, что подобные рассуждения некорректны и неверны: начиная от сфер деятельности и заканчивая, соответственно, перспективами развития объединений.

Прежде всего, важно понимать, что ЕАЭС — это чисто экономическое объединение в отличие от Союзного государства, в котором измерений интеграции куда больше: парламентское сотрудничество, военная и пограничная безопасность, культурно-гуманитарное, информационное, образовательное, научно-техническое, внешнеполитическое взаимодействие, равные права граждан… Собственно говоря, все то, что если и появится в ЕАЭС, то еще нескоро.

В рамках ЕАЭС мы решаем экономические задачи. Нам необходимо обеспечить полную реализацию четырех свобод (свободное движение товаров, услуг, финансов и рабочей силы), которые — в основе евразийской интеграции. По многим перспективным вопросам есть единые мнения в выработке возможных решений. К примеру, мы несколько продвинулись в создании общего энергетического рынка, определили основные направления промышленного сотрудничества, развития рынка услуг.

Никто не отрицает, что и в ЕАЭС порой случаются спорные ситуации. В подобных случаях исключительно важна роль наднационального органа — Евразийской экономической комиссии. Нам надо научиться на практике правильно соизмерять и соотносить свои национальные интересы и интересы евразийской интеграции. И разногласия надо разрешать цивилизованно, без давления, в том числе и посредством СМИ.

Считаю, что те цели и задачи, которые были сформулированы Президентом Беларуси в первый год белорусского председательства в ЕАЭС, как никогда актуальны и сегодня. Поскольку объявленные при его создании амбициозные цели далеко не реализованы. Нет кардинального прорыва в отмене изъятий и ограничений во взаимной торговле, а это была первейшая задача при реализации названного принципа «четырех свобод». Только достигнув успеха в этих направлениях, мы сможем уверенно осуществлять следующие шаги, двигаться дальше.

Но говорить о какой либо приоритетности в отношении этих двух интеграционных объединений я бы не стал. Судите сами: реализация, к примеру, таких вопросов как гармонизация законодательств в сфере финансового рынка и создание наднационального органа ЕАЭС по его регулированию, отнесены на 2025 год. Поэтому все, что мы сейчас должны делать — это, прежде всего, работать, работать и работать на развитие наших торгово-экономических отношений, реализацию положений, заложенных в Договор о ЕАЭС, стремиться к устранению всех имеющихся изъятий и ограничений, которые на сегодня у нас есть.

Что касается Организации Договора о коллективной безопасности, то в качестве главной ее цели Беларусь всегда выделяла постоянное повышение способности Организации эффективно противостоять вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера. Поэтому говорить о ее приоритетности в сравнении с политико-экономическим проектом Союзного государства и чисто экономическим — ЕАЭС — также не приходится.

Но, могу отметить, что при ежегодном переходе председательства в ОДКБ от одного государства к другому, национальные приоритеты гармонично дополняют друг друга и являются логическим продолжением путей реализации имеющихся общих задач. Сейчас идет работа над Стратегией коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года; совершенствованием внешнеполитической координации позиций государств — членов ОДКБ по вопросам международной и региональной безопасности; развитием практического взаимодействия с ООН, ОБСЕ, ШОС, другими организациями и т.д.

Скоро председательство перейдет к нашему государству.

На очередном заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ Президент Беларуси Александр Лукашенко выступит с приоритетными направлениями нашего председательства.

Конкретное содержание их раскрывать пока рано, они сейчас дошлифовываются экспертами всех заинтересованных государственных органов, но кое о чем скажу: приближающийся двойной юбилей — 25-летие Договора о коллективной безопасности (подписан в мае 1992 года) и 15-летие Организации, белорусская сторона наполнит не только символическим, но весьма значимым для наших государств практическим содержанием.

В июне Минск принимал очередной Форум регионов Беларуси и России: в чем реальная польза для наших стран от регионального сотрудничества?


Польза от активизации регионального сотрудничества между нашими странами не просто есть, — она огромна. Президент Беларуси Александр Лукашенко не раз отмечал, что, «если бы не сотрудничество с регионами России, у нас просто не было бы белорусско-российского союза». Наиболее яркие примеры регионального сотрудничества в экономике я Вам назвал.

В настоящее время Республика Беларусь поддерживает прямые торгово-экономические отношения с 80 регионами Российской Федерации, в том числе с 57 регионами — на основании заключенных соглашений о долгосрочном сотрудничестве.

Почти в сорока субъектах России создано около 80-ти крупных совместных сборочных производств. В Союзном государстве функционирует свыше двухсот субъектов товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом, с российским — более 3,3 тысяч. Производственной кооперацией связано свыше 8 тысяч белорусских и российских предприятий, работает больше тысячи совместных производств.

Практически каждый месяц Минск посещает делегация субъекта Российской Федерации. И глав российских регионов Президент Беларуси всегда принимает лично, что само по себе говорит о многом. Под таким патронажем успешно решаются практические вопросы расширения сотрудничества, взаимных поставок, закупок, культурно-гуманитарного обмена.

До недавнего времени эта работа велась исключительно на уровне исполнительной власти наших стран. И очень важно, что к этому подключились органы законодательной власти.

Сегодня без преувеличения можно сказать, что форумы регионов, которые проводятся с 2014 года под эгидой верхних палат парламентов Беларуси и России, стали еще одной значимой и, главное, весьма перспективной площадкой для практического развития всего комплекса белорусско-российских отношений.

Состоявшийся в Минске в июне 2014 года первый Форум регионов был посвящен развитию агропромышленных комплексов наших стран. На втором — в сентябре 2015 года в Сочи — рассматривались вопросы промышленной политики Союзного государства, на третьем — вновь в нашей столице — была обсуждена реализация социально-экономической политики.

С российской стороны в третьем Форуме участвовало более 40 делегаций регионов России (с белорусской — все), руководители палат парламентов, члены правительств. На пленарном заседании выступили президенты наших стран.

Делегаты Форума приняли участие в мероприятиях Дней Москвы в Минске, 26-ой Международной выставки «Белагро-2016», Спартакиаде Союзного государства для детей и юношества, Фестивале региональных телеканалов Беларуси и России «Образ времени».

Как Вы помните, в рамках третьего Форума в Минске на правительственном, региональном и межведомственном уровнях было подписано рекордное количество соглашений, договоров, коммерческих контрактов — полторы сотни — на 300 миллионов долларов. А Президент Владимир Путин с трибуны Дворца Республики предложил белорусским производителям сельхозпродукции еще более увеличить ее поставки в Россию.

А ведь важно также и то, что сразу и не оценишь в цифрах и иных перечислениях: форумы стали катализатором развития прямых контактов между регионами и бизнес-кругами наших стран, что очень важно в условиях растущей конкуренции на мировых рынках.

Мы благодарны белорусским и российским парламентариям за то, что они подключились к практической работе по наполнению белорусско-российских отношений новыми направлениями сотрудничества и взаимодействия.

На следующем, четвертом Форуме регионов Беларуси и России будет рассматриваться тема взаимодействия наших государств в сферах высоких технологий, инноваций, информационного общества.

75 лет назад началась Великая Отечественная война. Сегодня мы наблюдаем попытки переписать, фальсифицировать её историю. Что нужно делать, чтобы наше общее историческое прошлое осталось нашим общим будущим?

Помнить. Помнить обо всех уроках прошлого, свято хранить эту память и передавать потомкам.

В своем Отечестве мы именно так и поступаем.

Ни один военный памятник (а их в Беларуси около 9 тысяч) не исчез с нашей земли, как это случилось у некоторых наших соседей. Наоборот, с каждым годом их все больше. Создаются новые мемориальные комплексы, музеи.

Беларусь, пожалуй, единственная страна в мире, где в последние годы был открыт новый музей Великой Отечественной войны, и такой, аналогов которому нет в Европе. Сегодня главные его посетители — молодежь, а первыми — были президенты наших стран Александр Лукашенко и Владимир Путин в 2014 году накануне Дня Независимости белорусского государства.

На моей родной Гомельщине, в деревне с символичным названием Красный Берег был открыт Мемориальный комплекс «Детям — жертвам Великой Отечественной войны». Его называют «детской Хатынью». Это памятник, аналогов которому нет нигде в мире. Таких концлагерей, где у ребятишек выкачивали кровь для солдат вермахта, в Беларуси было 14.

22 июня 2015 года открылся монумент «Врата памяти» мемориального комплекса «Тростенец» под Минском. Здесь действовал самый крупный на оккупированной территории Советского Союза концентрационный лагерь и 4-й по величине, из всех созданных нацистами. Возведение монумента было поистине общенародным проектом.

В Беларуси вообще нет ни одного забытого даже безымянного захоронения, и самый скромный обелиск в самой маленькой деревушке всегда ухожен и досмотрен. И что особенно важно, уход за этими захоронениями осуществляют молодые белорусы.

И мы не переписываем учебники истории, а если и дополняем, то только выверенными фактами. И наша военная литература не пылится на полках библиотек, она востребована молодежью, считается одной из лучших и правдивых, как и кинофильмы о войне, которые снимают в Беларуси. Наши дети и внуки воспитываются на примерах героизма их предков, отдававших жизни за мир, свободу, независимость.

В этом залог того, что ни экстремизм, ни национализм никогда не пустят корней на белорусской земле. И всякие подлые инсинуации ангажированных клеветников о проявлениях белорусского национализма, некой русофобии — полнейшая чушь.

К сожалению, в сегодняшнем непростом мире домыслы псевдоисториков все чаще стали использовать в качестве своего рода инструмента так называемой гибридной войны. Вот это — манипулируя историческими фактами создавать разлад между народами, сеять вражду — худшее, что можно придумать, чтобы лишить нас общей истории и общего будущего, ответственность за которое сегодня как никогда высока. Перефразируя Федора Ивановича Тютчева: «чем слово наше отзовется» относительно фальсификации истории как раз-таки нам «дано предугадать», — примеры уже есть.

Третьего июля Беларусь отмечает День Независимости. Какая она, сегодняшняя Беларусь?

Диапазон восприятий молодой независимой Беларуси по-прежнему очень широк, но с каждым годом становится все более позитивным. Сегодняшняя Беларусь уже воспринимается (во всяком случае, большинством моих коллег) скорее как «последний оплот мира Старого света», особенно после известных событий, связанных с «Минскими договоренностями» в отношении урегулирования ситуации вокруг Украины. Понятно, что это оценочные суждения, с которыми можно или соглашаться, или спорить. Но, как дипломат, я хорошо знаю, что это так.

Как-то уже подзабылось, что с первых дней независимости, мы заявили всему миру, что в межгосударственных отношениях предпочитаем равноправный диалог, а не силу, и в подтверждение отказались от ядерного оружия — добровольно и безвозмездно вывели с нашей территории весь атомный арсенал (из нескольких десятков ядерных баз СССР — значительная их часть располагалось на нашей территории). До этого, с трибуны ООН предлагали создать безъядерный пояс в центре Европы еще в канун распада СССР. В декабре 1996-го в Лиссабоне на саммите ОБСЕ выступили за создание мирной Европы без разделительных линий, за контроль вооружений, призвали проявлять сдержанность в применении силы. Таких примеров не мало, мы помним о них, тогда же нас не слышали или не хотели, сейчас же говорят многие.

Сегодня Минск ассоциируется в Европе с миром и безопасностью, а с Минской площадкой (как символом миролюбия) связывают надежды, что именно здесь гасятся конфликты.

Еще в период «холодной войны» наша столица также была удобной площадкой для переговоров руководства СССР с лидерами мировых держав. В Беларусь в январе 1973 прибыл Президент Франции Жорж Помпиду. В Заславле, в правительственной резиденции под Минском на закрытых переговорах с Генеральным секретарем КЦ КПСС Леонидом Брежневым они искали пути разрядки напряженности и укрепления европейской безопасности. Позже стало известно, что обсуждали вопросы контроля вооружений и ограничения ядерных запасов, остановки «холодной войны». Те минские наработки станут затем основой Договора о сокращении наступательных вооружений, подписанного в Вене.

В июле 1974 году, в самый разгар «холодной войны», 37-й президент США Ричард Никсон на приёме там же в правительственной резиденции под Минском высказался примерно так: «Я понимаю, почему генсек Брежнев пригласил меня сюда. Потому что сражались здесь во время войны не только мужчины, но и женщины… Потому, что после всех бедствий войны, всех страданий этот город и вся страна были восстановлены… Минск — это действительно город-герой, а Беларусь — это действительно республика герой». Американского лидера процитировал в своих мемуарах Виктор Суходрев, помощник и переводчик Брежнева.

Так какая она сегодняшняя Беларусь? Белорусская Швейцария, девственная Амазонка, синеокий озерный край или земля, пострадавшая от чернобыльской катастрофы, бывший сборочный цех СССР — осколок развалившейся огромной страны?.. Для рассказа обо всем не хватит полос выпуска «Парламентской газеты». Поэтому давайте субъективному восприятию, противопоставим объективность фактов, — пусть говорят они, короче получится.

25 лет для становления независимого государства срок конечно небольшой, но кое-чего мы все же добились. Несмотря на последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС (Беларусь, пострадавшая больше всех, после развала СССР осталась практически один на один с радиацией — было загрязнено радионуклидами треть территории, ущерб составил 235 млрд долларов), согласно глобальному рейтингу экологической эффективности (EPI), который охватывает 180 стран и учитывает те меры, которые они принимают, чтобы защитить экосистемы и здоровье человека, мы поднялись на 35-е(!) место в мире. 30 лет назад, после катастрофы на ЧАЭС, такое невозможно было представить.

В рейтинге Doing Business-2016 (Ведение бизнеса — 2016) Беларусь занимает 44-е место. Всего в списке представлено 189 стран. Для страны, независимости которой четверть века, вполне неплохо. Что касается «двигателя прогресса» — торговли, то здесь, согласно этого рейтинга, по показателю «Международная торговля» — 25-е место.

По такому показателю, как «качество жизни» — белорусы первые в ЕАЭС, 54-е в мире (рейтинг Numbeo). Минск — 13-й в рейтинге городов Восточной Европы по этому индексу, впереди Киева, Санкт-Петербурга и Москвы.

В Беларуси полностью обеспечена продовольственная безопасность.

По производству основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения, кроме зерна, республика занимает первое место среди стран СНГ. География белорусского аграрного экспорта охватывает около 50 стран мира. По всем его ключевым позициям Беларусь входит в ТОП-20 стран — мировых экспортеров продовольствия, а по пяти основным — в первую десятку. В Европе Беларусь по производству молока на одного жителя примерно вдвое превышает основные развитые в аграрном отношении страны (Бельгию, Германию, Швецию, Италию), в 2015 году — стала третьей среди мировых экспортеров масла.

По экспорту программного обеспечения на душу населения Беларусь обходит Индию и США — признанных мировых лидеров в этой области. В Минске действует один из крупнейших IT-кластеров в мире — Парк высоких технологий. Из 10 крупнейших корпораций мира, 5 — его клиенты.

В Беларуси сохранена природа в ее первозданном виде (Беловежская Пуща — на Брестчине, Эталонный лес Европы — на Могилевщине, Припятский заповедник — белорусская Амазонка — на Гомельщине, знаменитые Браславские ледниковые озера — на Витебщине…).

В стране воссозданы дивные древние объекты архитектуры, старинные замки, которые уже включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В стране самая низкая в СНГ детская смертность, по темпу ее снижения республика опережает такие страны, как США, Бельгия, Германия, Франция, Швейцария. Показатели младенческой и материнской смертности — одни из самых низких — 4-е место в мире. По данным ВОЗ по условиям материнства Беларусь на один пункт отстает от Великобритании, на 8 — опережает США.

По уровню доступа к Интернету не уступаем ведущим странам.

В стране минимальна коррупция.

Что касается показателей экономического роста, то последние годы нельзя назвать особенно успешными, но не по зависящим от нас причинам. Безусловно, мы помним и гордимся тем, что белорусами завоевана треть мирового рынка карьерных самосвалов, что почти каждый десятый трактор, продаваемый в мире, — белорусский, что бренд «Сделано в Беларуси» достойно «держит марку» на всем евразийском пространстве. Существенный прирост ВВП мы, как и в России, ожидаем со следующего года.

Да, сегодня средняя заработная плата в Беларуси на уровне 350 долларов — не много, средняя российская — на сотню больше — тоже не ах. Подобное мы уже проходили, переживем и это, деньги — дело наживное, «не сошелся на них свет клином» — заработаем. Главное — мы вместе, говорим на одном языке, не в смысле — на русском, а на нашем общем, ментально понятном. И наши общие экономические трудности вместе и преодолеваем, по братски «подставляя плечо». И наши праздники — тоже общие — отмечаем вместе, поздравляем с ними друг друга. И наш День Независимости Республики Беларусь (День Республики) как и День России, и День единения наших народов и белорусы, и россияне всегда встречают в приподнятом настроении, с надеждой и уверенностью в завтрашнем дне.

Мои соотечественники встречают свой национальный праздник с пониманием того, что нет ничего на земле важнее мира и социальной стабильности. Что в нашей стране на протяжении всех лет ее независимости культивируется не революционный, а эволюционный подход к основным вопросам государственного развития, модернизации экономики, социально-экономического устройства; что Беларусь — это государство для народа.

Игорь Викторович, спасибо Вам за столь подробное интервью. Поздравляю Вас и весь наш братский белорусский народ с праздником!

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by