В Беларусь без визы

Интервью Временного поверенного в делах Республики Беларусь в США П.Шидловского журналу «Конъюнктура рынков» (№3, 2018 год)

Страна больших возможностей

В последнее время отношения между Беларусью и США улучшаются, что создает основу для развития сотрудничества по различным направлениям, в том числе в области внешней торговли. О том, какие отечественные товары можно найти на полках магазинов в США, к чему стоит быть готовым экспортерам, намеревающимся выйти на американский рынок, а также об итогах первого Белорусско-американского форума малого и среднего бизнеса рассказал Временный поверенный в делах Республики Беларусь в Соединенных Штатах Америки Павел Шидловский.

— Павел Адамович, какова динамика белорусско-американских отношений в торгово-экономической сфере?

— В последние годы экспортные поставки наших товаров в США демонстрируют устойчивую позитивную динамику. Особенно ярко выражено это было в 2017 г.: экспорт вырос на 70 % и достиг $ 225 млн. Однако эти показатели, если оценивать емкость американского рынка, все еще незначительны. Доля США составляет менее 1 % в общем объеме экспорта белорусских товаров.

Внутренний спрос в Соединенных Штатах настолько высок, что, несмотря на мощь американской экономики и попытки проведения нынешней администрацией Белого дома протекционистской политики в духе «покупай американское», внутреннее производство не способно полностью удовлетворить потребности рынка. Здесь имеется большой резерв для работы маркетинговых служб белорусских предприятий.

Заслуживает внимания тот факт, что в 2017 г. достигнут самый высокий в истории двусторонних отношений уровень экспорта в США отечественных услуг —$ 570 млн (рост на 30 %) — при положительном сальдо в размере $ 488 млн.

— Что знают жители США о товарах, которые производятся в Беларуси? Какую белорусскую продукцию можно найти на полках магазинов в этой стране?

— Основными товарными позициями белорусского экспорта в США являются калийные удобрения, металлопродукция, рентгеновская аппаратура, устройства на жидких кристаллах, мебель, азотные удобрения, льняные ткани, стекловолокно, продукция деревообработки, кондитерские изделия, консервированная рыба.
Потребительских товаров, которые выставляются на полки магазинов, среди этих позиций сравнительно немного, но они есть. И в последние годы этот сегмент белорусского экспорта растет.

Если говорить о перспективах поставки товаров нашими экспортерами, то следует учитывать наличие ограничений по некоторым группам. В частности, Беларусь не имеет страновой сертификации для поставки в США мясной продукции, а поставки из республики молочной продукции квотируются, поэтому необходим поиск американского импортера, имеющего квоты. По остальным потребительским товарам, производимым в Беларуси, нет юридических ограничений для поставки в США.

Сейчас делаются только первые шаги по продвижению наших товаров в магазины крупнейших американских торговых сетей. Между тем во многих магазинах в различных штатах США, принадлежащих небольшим торговым сетям, широко представлены белорусские конфеты, шоколад, печенье, рыбные консервы, мед. Поставки пока сравнительно невелики, но они уже приносят доход в несколько миллионов долларов в год, и динамика роста хорошая.

Особо хотелось бы отметить рост объема поставок в США мебели, которую выпускает предприятие — резидент свободной экономической зоны «Могилев». Эта продукция реализуется в магазинах мебельной торговой сети, известной в США и во всем мире.

— Вы уже упомянули, что американский рынок объемен и имеются значительные резервы для работы маркетинговых служб белорусских предприятий. Что в таком случае необходимо учитывать экспортерам, намеревающимся выйти на рынок США?

— Американский рынок характеризуется значительной емкостью, платежеспособностью и наличием устойчивого спроса практически на любые виды продукции, в том числе импортируемой. В то же время здесь высока конкуренция во всех сегментах. Нашим предприятиям необходимо подготовиться к тому, что выход на рынок США может быть сопряжен со значительными первоначальными вложениями, включающими и издержки, связанные с обеспечением обратной связи с конечными потребителями. Необходимо приложить усилия для организации рекламы, прохождения сертификации продукции, проведения маркетинговых исследований, налаживания контактов с партнерами в США.

— В апреле прошлого года в Соединенных Штатах прошел первый в истории двусторонних отношений Белорусско-американский форум малого и среднего бизнеса. Можно ли говорить о каких-либо конкретных результатах, и что заложено на перспективу?

– В первом Белорусско-американском форуме малого и среднего бизнеса участвовали 11 предпринимателей во главе с председателем президиума Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Владимиром Карягиным. Посольство Беларуси в США организовало форум в рамках соглашения о сотрудничестве между МИД Беларуси и РКП. Мероприятия форума прошли в штаб-квартире Центра международного частного предпринимательства Торговой палаты США в Вашингтоне, а также в мэрии Филадельфии, в стартап-инкубаторах, венчурных фондах. Белорусские предприниматели выступали с презентациями, устанавливали контакты со своими американскими партнерами, изучали опыт выхода на рынок США.

Республиканская конфедерация предпринимательства позитивно оценила итоги форума. Информацией о конкретных объемах коммерческих сделок белорусских частных компаний на американском рынке посольство не всегда располагает. Тем не менее нам известно, что как минимум две белорусские компании из числа участников форума зарегистрировали дочерние компании в Соединенных Штатах для продвижения своих услуг.

— Какие преграды необходимо устранить, чтобы увеличить объемы белорусского экспорта в США?

— С 2008 по 2015 гг. имело место сокращение объемов взаимной торговли из-за введения администрацией США санкций в отношении концерна «Белнефтехим» и его предприятий. В итоге произошло переориентирование белорусскими предприятиями экспортных потоков с американского рынка на рынки других стран перед лицом угрозы расширения санкций.

С октября 2015 г. Министерство финансов США каждые полгода продлевает лицензию о приостановлении санкций в отношении концерна «Белнефтехим» и предприятий нефтехимической отрасли. Очередная лицензия продлена на период до 30 апреля 2018 г. Вместе с тем санкции приостановлены, но не отменены. Бизнес-партнеры с осторожностью идут на заключение сделок, поскольку опасаются возможности восстановления санкций в любой момент, что может привести к финансовому и репутационному ущербу.

Продолжается практика применения ограничительных мер тарифного характера в отношении некоторых категорий белорусского экспорта. Так, действует антидемпинговая мера в отношении строительной арматуры, выпускаемой Белорусским металлургическим заводом (БМЗ). Напомню, что в течение 2017 г. проводилось антидемпинговое расследование, касающееся ввоза из Беларуси углеродистой и легированной стальной катанки.

Негативный результат дает и протекционистская политика новой администрации США, и строгое следование принципу «покупай американское». Введены новые антидемпинговые пошлины в отношении продукции БМЗ, а это потери в экспорте на сумму около $ 15 млн, которые нужно возмещать за счет увеличения поставок других видов металлопродукции.

— Около 95 % в общем объеме экспорта услуг из Беларуси в США составляют IT-услуги. Речь идет об оказании услуг по договору аутсорсинга или о создании собственных программных продуктов? Какие еще белорусские услуги востребованы на американском рынке?

— В 2017 г. экспорт в США компьютерных услуг достиг беспрецедентного уровня — он превысил $ 0,5 млрд (рост на 26 %). В основном это результат деятельности резидентов Парка высоких технологий (ПВТ).

Большая доля в экспорте все еще принадлежит аутсорсингу, однако специалисты отмечают, что сегодня в ПВТ имеются хорошие предпосылки для перехода IT-индустрии Беларуси от аутсорсинговой модели к продуктовой.

Планы IT-компаний на будущее тесно связаны с подписанным Президентом Беларуси Декретом № 8 «О развитии цифровой экономики», в который вошли многие предложения IT-сообщества. В посольстве полагают, что первые положительные результаты применения декрета не заставят себя ждать.

Что касается экспорта других видов услуг, то в 2017 г. в два раза выросли транспортные услуги, на 60 % увеличился объем экспорта туристических услуг. Надеемся, что такая позитивная тенденция сохранится, особенно с учетом либерализации визового режима в нашей стране.

— Помимо либерализации визового режима, за счет чего еще, на Ваш взгляд, Беларусь может привлечь туристов из США?

— В январе этого года впервые в истории белорусско-американских отношений был организован белорусский павильон на Международной туристической выставке New York Times Travel Show 2018 (г. Нью-Йорк). Представители отечественных компаний, работающих в павильоне, оценили свои впечатления от выставки как весьма позитивные. Их приятно порадовало, что очень много людей желали узнать о Беларуси больше.

Присутствие Беларуси на выставке вызвало живой интерес и у представителей американских электронных средств массовой информации. Например, представителю ГУ «Национальное агентство по туризму» поступило предложение направить в адрес редакции электронной версии журнала National Geographic информацию о нашей стране для безвозмездного размещения на онлайн-ресурсе.

Члены белорусской делегации во главе с заместителем Министра спорта и туризма Михаилом Портным провели ряд переговоров с представителями туристической индустрии США. Достигнуты договоренности о проведении летом этого года очередного ознакомительного тура по Беларуси для представителей туристической индустрии США. Первый такой тур состоялся в июне 2017 г. Можно предположить, что подобные мероприятия смогут поспособствовать притоку американских туристов в Беларусь.

№ 3/2018. Конъюнктура рынков. Соединенные Штаты Америки