Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Польше Александра Аверьянова журналу «Свят элит» (март 2015 г.)

Прагматизм всегда побеждает

Господин Посол, Польшу и Беларусь объединяют многолетние узы дружбы и сотрудничества. Что представляет собой история дипломатических отношений между нашими государствами?

Как Вы правильно отметили, Беларусь и Польшу объединяют многолетние, более того, многовековые связи. Белорусы и поляки издревле жили вместе, в том числе в нашей истории были времена, когда мы существовали в рамках одного государственного организма. Мы давние соседи. И, как водится, у соседей бывают разные этапы в отношениях. Отрадно, что, несмотря на то, что между нами порой «искрит», нам всегда удается выйти на уровень нормального, прагматичного, добрососедского диалога. Ведь, как неоднократно подчеркивал наш Президент «соседей не выбирают, они от Бога». А значит, и все спорные вопросы нужно решать исходя из принципа, что нам всегда суждено жить рядом.

Такая же картина и в наших дипломатических отношениях. Я не первый раз в Польше. И пришлось пережить не один раз и потепления и похолодания. Но я повторюсь, что всегда прагматизм побеждает, и мы садимся решать наши соседские проблемы за столом переговоров. Немного огорчает только то, что каждый период похолодания – это время упущенных возможностей.

Сейчас белорусско-польские отношения вступили в фазу поступательного подъема. В прошлом году состоялся визит Министра иностранных дел Беларуси в Польшу, прошли две встречи Вице-премьеров Беларуси и Польши, состоялись заседания всех двусторонних механизмов институционального сотрудничества. Но самое главное, что мы видим волю к тому, чтобы создать прочный фундамент для дальнейшего развития отношений и на перспективу, чтобы больше не было возврата к времени упущенных возможностей.

Какие главные цели Вашей дипломатической миссии в Польше?

Цели моей миссии просты и сложны одновременно. Можно, конечно, рассуждать про уровень, частоту политических контактов, объемы взаимной торговли, привлеченных инвестиций и прочие «объективные показатели».

Но самое главное заключается в другом – в качестве и простоте межчеловеческих контактов, которые, собственно говоря, и составляют ткань межгосударственных связей. А это значит, что должны быть созданы условия для беспрепятственного пересечения границы, что предполагает решение массы технических вопросов: от процедуры выдачи виз и их стоимости, до совершенствования пограничной инфраструктуры, начиная от модернизации пунктов пропуска и заканчивая строительством новых мостов. Будут активные контакты между простыми людьми, глядишь нет, нет да и появятся совместные безнес-проекты, за малым и средним бизнесом потянется крупный, а там и политики будут более последовательны и прагматичны. Уникальность наших отношений заключается в том, что если мы можем «ссориться» в политике (реже – в экономике), то на уровне межличностных контактов мы не ссорились никогда. А значит, нужно в максимальной степени задействовать этот бесценный потенциал «от земли» и через культурные, туристические, образовательные и иные обмены формировать прочную ткань межгосударственных отношений.

Как складывается Ваше сотрудничество с польской стороной? В каких областях оно продуктивно, а в каких необходимо было бы незамедлительно предпринять шаги для их улучшения?

Как я уже сказал, в этом году сотрудничество между Беларусью и Польшей на подъеме. Соответственно и мне как Послу Беларуси значительно проще работать. У нас нет никаких проблем во взаимодействии с центральными и местными властями Польши, местным самоуправлением, оживились контакты с польскими парламентариями. Надеюсь, что уже в следующем году состоится первая встреча парламентариев двух стран. Мы исходим из того, что каждая встреча, каждый контакт полезны сами по себе, поскольку они создают дополнительные каналы для диалога, обмена информацией и поиска каких-либо взаимоприемлемых решений.

Экономические и бизнес контакты между Польшей и Беларусью имеют многолетнюю традицию. Как в настоящее время выглядит двустороннее экономическое сотрудничество и что, по Вашему мнению, может его оживить?

Сегодня белорусско-польские контакты не нужно «оживлять» — они, к счастью, продолжают жить даже вопреки «перепадам температуры» в двустороннем политическом диалоге. За последние четыре года товарооборот между Беларусью и Польшей увеличился более, чем в полтора раза – с 1,6 до 2,4 миллиардов долларов.

При этом  мы, естественно, понимаем, что это далеко не предел наших возможностей, так как потенциал белорусско-польской торговли еще весьма далек от раскрытия. Следует также учитывать фактор цикличности кризисов конъюнктуры рынка, которые периодически «накрывают» мировую торговлю. К слову, нам пока так и не удалось добиться возвращения на докризисный уровень белорусско-польского товарооборота до 2009 года.

Если говорить просто о двустороннем обмене товаров, то его темпы можно оценить как удовлетворительные – ну, или почти удовлетворительные. По нашим прогнозам, по итогам нынешнего, 2015-го года, ожидается темп роста экспорта белорусских товаров в Польшу на уровне 115% (или, в абсолютном выражении – около 1 млрд. долларов), импорта товаров из Польши в Беларусь – приблизительно 105% (т.е. около 1,6 млрд. долларов). Однако хотел бы подчеркнуть, что в настоящее время нашей задачей является не только нарастить объемы поставок, но и обеспечить постепенный выход на кардинально новый этап двустороннего сотрудничества – этап интенсивной промышленной, технологической и инвестиционной кооперации. Именно на этой задаче мы предлагаем сегодня сконцентрироваться как нашим крупным предприятиям, так и бизнесменам Польши, заинтересованным в серьезном продвижении своих интересов на Востоке.

Особенно актуальным представляется вышесказанное в свете современных процессов экономической интеграции. Не следует забывать, что участие Беларуси в Евразийском экономическом союзе превращает ее в стратегически значимый «форпост» западного капитала на пространстве 180-миллионного рынка от Бреста до Владивостока. Тем более, что инвестиционный климат в Беларуси сегодня – один из самых передовых во всем регионе СНГ; и это не просто красивая реклама, а данные, содержащиеся в докладе Всемирного банка «Doing Business-2015», согласно которому Беларусь занимает 54-е место в рейтинге 189 стран по удобству ведения бизнеса. Причем в такой номинации как «регистрация имущества» наша страна занимает третье место, в номинации «исполнение контрактов» – седьмое. На фоне стран своего региона Беларусь по-прежнему выглядит более привлекательно по сравнению с Россией (62-е место), Украиной (96-е место) и Казахстаном (77-е место),  приближаясь к Польше, которая в этом рейтинге занимает 32-ю позицию.

Что касается интересов польского капитала в Беларуси, то, на мой взгляд, есть вполне определенные отрасли, на которых имеет смысл сконцентрироваться: это, прежде всего, пищевая промышленность, деревообработка, транспортно-логистическая инфраструктура, производство стройматериалов, фармацевтика и сфера финансовых услуг. Тем более, что во всех названных секторах уже сегодня имеются весьма успешные примеры реализованных польских инвестпроектов в Беларуси.

1 декабря 2014 г. в Варшаве состоялся белорусско-польский инвестиционный форум на уровне вице-премьеров двух государств. Также заседала межправительственная экономическая комиссия. Является ли это открытием нового этапа в польско-белорусских экономических отношениях?

Действительно, и форум, и комиссия являлись самыми знаковыми событиями этого года в белорусско-польских отношениях. В составе белорусской делегации был один чиновник министерского уровня, восемь – уровня замминистра, а также три зампреда облисполкомов. Визитов такой представительной делегации из Беларуси в Польшу не было, как минимум, последние пять лет. Однако я не хотел бы злоупотреблять такими пафосными выражениями, как «открытие» или «новая страница в отношениях», а вместо этого сконцентрироваться на конкретике.

А конкретика такова, что сегодня деловые круги, как Беларуси, так и Польши, ищут определенную поддержку со стороны собственных правительств: прежде всего, в вопросах упрощения торговых барьеров, улучшения доступа тех или иных товаров на рынки друг друга, предоставления инвестиционных льгот и преференций, реализации многоуровневых кооперационных проектов и так далее – вплоть до формирования совместных экономических кластеров.

С другой стороны, есть моменты в деловом сотрудничестве, когда бизнес идет своим ходом, а главная задача государства – не мешать бизнесу. Именно поэтому организаторы приняли решение проводить оба мероприятия (и правительственное, и «неправительственное») одно за другим, и с пересекающимися составами участников; так как здесь обе концепции – правительственной поддержки и «невмешательства» в дела бизнеса – призваны дополнять друг друга.

Инвестиционный форум был полезен, прежде всего, с точки зрения установления непосредственных белорусско-польских контактов по всему спектру отраслей и аспектов экономического сотрудничества: от банковских структур до ветеринарии. Были развеяны многие сомнения и мифы об инвестиционном климате обеих стран, а также – что очень важно – каждая из сторон обозначила свое стратегическое видение того, каким должно быть будущее белорусско-польского взаимодействия по тому или иному вопросу. И, наконец, ключевым моментом стала та атмосфера доверия и практического интереса друг к другу, в которой прошел форум. Теперь уже вряд ли кто-то сможет напугать польские деловые круги «страшилками» о том, как опасно делать бизнес в Беларуси – такой бред просто никто не станет слушать. Напротив, мы видим, что все большей востребованностью в Польше пользуется информация о том, как делать конкретный бизнес в Беларуси, как зарегистрировать предприятие и так далее.

Что касается заседания Межправительственной комиссии, то его главная роль заключается в выработке подробной стратегии взаимодействия государственных органов двух стран.

Экономическое сотрудничество осуществляют конкретные люди. Можете ли вы привести конкретные примеры.

Конечно. Организацией, которая много сделала для развития экономических отношений, является Белорусско-польская торгово-промышленная палата. Палата объединяет польских и белорусских предпринимателей, которые руководят ее работой на паритетных началах. Проведение семинаров, деловых миссий, участи в выставках и ярмарках является важной составной частью деятельности палаты, приносящей ощутимые выгоды предпринимателям. Нашим главным мероприятием является Белорусско-польский экономический форум «Добрососедство», который поочередно проходит в Польше и Беларуси, в этом году состоится в Познани во время проведения сельскохозяйственной выставки «Польагра». Я имел честь сотрудничать с уже покойным Юзефом Лоховским, основателем палаты и ее многолетним председателем. В настоящее время мы активно взаимодействуем с нынешним председателем Казимежом Здуновским, а также поддерживаем тесные контакты с членами палаты. Это настоящие энтузиасты своего дела, не подверженные политической конъюнктуре, профессионалы, для которых двери Посольства всегда открыты.

В Беларуси в последние годы происходят огромные позитивные изменения в области реконструкции замков, дворцов, усадьб, костелов и других объектов историко-культурного наследия, которые до 1990 года представляли собой руины, а теперь массово посещаются туристами и являются гордостью Беларуси. Во многих случаях белорусская сторона использует польских опыт. Не могли бы Вы рассказать подробнее о нашем сотрудничестве в данной области.

В средневековье Беларусь называли «Страной замков». Каждые 20-30 километров можно было встретить укрепленные города и селения. Как утверждают исследователи древней архитектуры, в разное время на территории Беларуси существовало более 150 замков. К сожалению, большинство из них было уничтожено или перестроено, что явилось результатом, главным образом, войн. В настоящее время для того, чтобы сохранить эту часть культурного наследия, реализуется Государственная программа «Замки Беларуси». Она была разработана на 2012-2018 годы. Ее основной задачей является создание благоприятных условий для охраны, реконструкции и сбалансированного использования исторического наследия, развития туризма. Программа была создана по инициативе Президента Беларуси Александра Лукашенко, о ее разработке объявлено во время открытия восстановленного замкового комплекса «Мир», что на Гродненщине. Программой предусмотрена реализация ряда мероприятий по охране, реконструкции и консервации 38 замков. В семи хорошо сохранившихся замках будут вестись работы по их приспособлению к современным социально-культурным условиям. Еще на семи объектах, частично сохранившихся, планируется проведение консервационных работ, для того, чтобы обеспечить их долгосрочную охрану и экспозицию в текущем состоянии. На 19 археологических объектах будут вестись работы по пространственному планированию. Программа будет способствовать сохранению исторического и духовного наследия Беларуси, укреплению престижа страны, развитию туризма. Финансирование осуществляется из государственного и местных бюджетов, а также иных источников. В Польше наиболее известны замки в Мире и Несвиже. Хорошим примером польско-белорусского сотрудничества в области сохранения культурного наследия является проект Международная последипломная летняя школа «Несвижская академия», который на протяжении последних 20 лет проходит в Польше и Беларуси. Каждый год слушатели из Беларуси, Польши и других государств в течение трех месяцев, сначала в Беларуси, а затем в Польше, занимаются вопросами реставрации и реконструкции объектов национального наследия, правил охраны и использования историко-культурных ансамблей.

Я надеюсь, что, несмотря на свои многочисленные обязанности, у Вас находится свободное время для участия в общественной либо культурной жизни. Вы показали себя не только, как профессиональный дипломат, но и как талантливый музыкант, композитор и исполнитель собственных произведений.

Работа посла очень динамична. Это постоянные встречи с представителями госорганов, общественных объединений, бизнеса, культуры, участие в различных мероприятиях, которые они организуют, поездки по регионам страны пребывания и т.д. На творчество практически времени не остаётся. Но, как и в основной деятельности, так и в творчестве стараюсь придерживаться правила: если не иметь в репертуаре собственных песен – будешь петь чужие. Беларусь проводит собственную самостоятельную политику. К её мнению прислушиваются и в интеграционных объединениях, участником которых Беларусь является. В мировом хоре голос Беларуси может кому-то и не нравиться, но мы свой репертуар никому не навязываем, но и наступать на горло собственной песни не собираемся.

Возвращаясь к творчеству, если появляется свободное от работы время, занимаюсь переводом на белорусский язык своих русскоязычных песен, и наоборот, свои белорусские тексты перевожу на русский язык, напоминаю, что оба языка являются у нас государственными. Бывают такие неожиданности, как например во время выступления молодёжного оркестра из Минска в отеле «Босс», когда ведущий концерта – профессор Я.Джевецкий, предложил мне выйти на сцену, зачитал строки из романса моей книги, затем вынес гитару и предложил его исполнить, ну что мне оставалось делать… пришлось исполнить.

В реализации культурной дипломатии значительные возможности для нас открылись с созданием Культурного центра Беларуси в Варшаве. В рамках презентации нашей национальной культуры в Польше приоритетами для нас остается знакомство поляков с лучшими образцами белорусской культуры и искусства. Важно отметить, что в Польше проживает большое количество белорусов, главным образом, из числа белорусского национального меньшинства – коренного населения Польши. Много проектов мы осуществляем совместно с нашими соотечественниками, что также способствует сохранению и развитию белорусских национальных традиций и культуры в Польше.

На 2015 год в наших планах организовать в Варшаве и других польских городах выступления белорусских театров, ведущих эстрадных и симфонических коллективов. Будет продолжено активное знакомство польской общественности с современной белорусской живописью, достижениями народного творчества.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by