Интервью заместителя Министра иностранных дел Беларуси Елены Купчиной журналу «Беларуская думка» (январь 2014 г.)
Беларусь – ЕС: экономика и прагматизм
Расположенная на пересечении значимых артерий Европейского континента, Беларусь уже не одно десятилетие является важным экономическим партнером для стран Евросоюза. Торговля и инвестиции, транспорт и транзит, трансграничное и региональное сотрудничество, зеленая экономика и охрана окружающей среды – это неполный список интересов, лежащих в основе разнопланового взаимодействия нашей страны с государствами ЕС.
Если обратиться к цифрам и фактам, то почти 30 % белорусского экспорта приходится именно на Евросоюз. О том, как работает отечественная экономическая дипломатия на европейском векторе в условиях отсутствия тарифных преференций ЕС, каковы приоритеты участия Беларуси в «Восточном партнерстве» и почему Брюссель столь пристально наблюдает за «таможенной тройкой», по просьбе корреспондента «Беларускай думкi» рассказала заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Елена КУПЧИНА.
– Елена Николаевна, европейский вектор имеет особое значение во внешней торговле нашей страны. Какие тенденции в целом преобладали в 2013 году в торгово-экономическом взаимодействии Беларуси со странами Европы?
– Беларусь находится в центре Европы, и было бы по меньшей мере недальновидно не уделять приоритетного внимания развитию торгово-экономического сотрудничества с европейскими государствами. Европейский союз является одним из основных наших торговых партнеров: в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь в январе – октябре 2013 года доля стран ЕС составила 26,5 %, в общем объеме белорусского экспорта – 28,9 %.
Вместе с тем в прошедшем году наблюдалось определенное снижение этих показателей ввиду сокращения поставок некоторых видов нефтепродуктов. Так, в январе – октябре товарооборот со странами Европейского союза сократился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 23,8 % и составил 17,7 млрд долларов. Белорусский экспорт снизился на 42,7 % и составил 9 млрд долларов. Несмотря на то, что импорт из стран Евросоюза за 10 месяцев 2013 года вырос на 16,5 % до 8,6 млрд долларов, наша страна сохранила положительное сальдо в торговле.
При этом стоит отметить, что нам удалось обеспечить положительную динамику в торговле с Европейским регионом без учета нефти, нефтепродуктов, калийных и азотных удобрений. Без перечисленных позиций экспорт в европейские страны пребывания наших загранучреждений вырос на 4,4 % и достиг 2,3 млрд долларов. Важно, что этого удалось добиться, несмотря на влияние таких негативных факторов, как отсутствие у Беларуси тарифных преференций ЕС, как последствия мирового финансово-экономического кризиса и ухудшение экономической ситуации в еврозоне.
– С какими государствами наблюдалось наиболее динамичное сотрудничество?
– Основными торгово-экономическими партнерами Беларуси в январе – октябре 2013 года среди европейских государств были Германия (3-е место по товарообороту среди всех стран – внешнеторговых партнеров Беларуси), Нидерланды (4-е), Польша (6-е), Италия (7-е), Литва (8-е), Великобритания (9-е), Латвия (11-е место). Таким образом, первая «десятка» наших торговых партнеров более чем наполовину представлена странами Европейского союза.
– Из Европейского региона в Беларусь традиционно поступают значительные инвестиции…
– Да, экономическое сотрудничество со странами Европы не ограничивается лишь торговлей. За 9 месяцев 2013 года из стран ЕС поступили инвестиции в объеме 4,9 млрд долларов (100,8 % к аналогичному периоду 2012 года), из них прямые инвестиции – 3,7 млрд долларов (106 %). На долю инвесторов из государств Европейского союза приходится 45,2 % всех иностранных инвестиций, привлеченных в белорусскую экономику в январе – сентябре 2013 года.
Наибольшие объемы инвестиций традиционно поступили из Великобритании (2473,5 млн долларов), Кипра (783,9 млн), Австрии (430,1 млн), Нидерландов (423,3 млн), Литвы (147,8 млн), Польши (137,7 млн), Латвии (132,7 млн), Германии (125,7 млн долларов).
– Продвижение белорусского экспорта – одна из приоритетных задач наших дипломатических представительств. Как это задание сегодня реализуется в реальной жизни?
– Посольствами используются различные инструменты для увеличения присутствия отечественной продукции на европейских рынках. Например, в 2013 году проведены заседания межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с Литвой, Сербией, Латвией, Венгрией, Турцией, Словакией, Чехией, Словенией. Был организован ряд визитов делегаций белорусских деловых кругов в европейские страны и бизнесменов из Европы в Беларусь, отечественные субъекты хозяйствования участвовали в выставках и деловых форумах в Старом Свете. Также были организованы двусторонние экономические форумы в Италии, Германии, Латвии, Литве, Ирландии, Турции, Швейцарии, Польше, Великобритании, Австрии, Чехии, Нидерландах, Словакии.
Дипломаты на постоянной основе оказывают содействие в установлении контактов между белорусскими и европейскими субъектами хозяйствования, активно распространяют коммерческие предложения отечественных производителей среди заинтересованных предприятий и организаций в странах пребывания. Вопросы наращивания двустороннего экономического сотрудничества поднимаются нашими дипломатами в ходе межмидовских консультаций, на встречах с зарубежными официальными и деловыми кругами.
– Елена Николаевна, могли бы Вы рассказать о приоритетах участия Беларуси в «Восточном партнерстве»?
– «Восточное партнерство» для Республики Беларусь – важный инструмент продвижения национальных интересов в отношениях с Европейским союзом. При этом во главу угла мы ставим необходимость наполнения данной инициативы практическим содержанием через реализацию крупных, значимых проектов и укрепление бизнес-измерения «ВП». Важно, чтобы она имела именно прагматичный характер и приносила реальную пользу населению стран-партнеров, включая Беларусь. В этом залог дальнейшего развития и успеха данной инициативы.
Следует отметить, что во многом благодаря усилиям отечественной дипломатии в этом плане были достигнуты конкретные позитивные результаты. В рамках многостороннего компонента «Восточного партнерства» в настоящее время уже осуществляются либо утверждены несколько крупных инфраструктурных проектов с участием Беларуси. В частности, по линии «Восточного партнерства» идет оснащение белорусско-украинской границы, включая поставку органам пограничной службы Республики Беларусь транспортных средств, приборов и оборудования. Реализуется целевой проект по предварительному обмену информацией между таможенными органами Беларуси и Украины, призванный обеспечить более эффективный транзит грузов между двумя странами. Совместно с украинской стороной нами также продвигаются в рамках «ВП» крупномасштабные проекты по демаркации белорусско-украинской границы, созданию интегрированной автоматизированной системы распознавания и регистрации номерных знаков транспортных средств и системы контроля таможенного транзита, реконструкции пункта пропуска «Комарин».
В карту транспортной сети «Восточного партнерства» включены наиболее важные и перспективные объекты автомобильной и железнодорожной инфраструктуры Беларуси и сообщений с сопредельными странами «ВП» и Евросоюза. В список приоритетных инфраструктурных транспортных проектов вошли два белорусско-литовских предложения по организации скоростного железнодорожного пассажирского сообщения между Вильнюсом и Минском и по реконструкции автомобильной дороги Минск – Вильнюс и расположенного на ней автодорожного пункта пропуска «Каменный Лог».
Активное участие в проектной работе «Восточного партнерства» принимают также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство образования, другие государственные организации и ведомства Беларуси. Белорусские эксперты участвуют в деятельности флагманских инициатив и рабочих групп «Восточного партнерства» по интегрированному управлению границами, сотрудничеству таможенных служб, исследованиям и инновациям, реформированию государственного управления, общей политике безопасности и обороны, содействию развитию малых и средних предприятий.
Развитие малого и среднего бизнеса – важная составляющая экономического роста любой страны. Беларусь уделяет этому направлению особое внимание. Белорусская торгово-промышленная палата является активным участником регионального проекта «ВП» «Инвестиции на Восток», призванного улучшить условия для развития малых и средних предприятий в странах-партнерах.
– Беларусь, если не ошибаюсь, инициировала создание бизнес-форума «Восточного партнерства»…
– Совершенно верно, и это отнюдь не случайно. Ведь укрепление бизнес-измерения «Восточного партнерства» – важный приоритет для Беларуси. И именно наша страна выступила инициатором создания бизнес-форума «ВП», который должен стать площадкой для развития прямых контактов между бизнесменами стран-партнеров и стран – членов Европейского союза, а также демонстрации преимуществ ведения бизнеса и инвестиционной привлекательности стран-партнеров. Белорусская делегация во главе с министром экономики Николаем Снопковым приняла участие во втором бизнес-форуме «Восточного парт¬нерства», который состоялся 28 ноября 2013 года в Вильнюсе накануне третьего саммита «ВП».
Мы рассчитываем, что в перспективе Беларусь сможет в полной мере подключиться к двустороннему компоненту «Восточного партнерства», а также получить доступ к ресурсам европейских финансовых институтов, таких как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
В ходе недавнего саммита «ВП» в Вильнюсе в ноябре 2013 года министр иностранных дел Владимир Макей подтвердил заинтересованность Беларуси в продолжении своего участия в «Восточном партнерстве». Глава внешнеполитического ведомства также озвучил готовность нашей страны к началу переговоров с ЕС по заключению соглашений об упрощении визовых процедур и реадмиссии. Надеемся, этот шаг станет важным этапом на пути расширения участия Беларуси в «Восточном партнерстве» и будет способствовать налаживанию нормальных добрососедских и взаимовыгодных отношений с ЕС в целом.
– В октябре 2013 года состоялась серия важных белорусско-венгерских мероприятий, переговоров, в том числе Ваша встреча с премьер-министром Венгрии. Какие договоренности были достигнуты между двумя странами?
– Действительно, в октябре 2013 года в рамках четвертого заседания Межправительственной белорусско-венгерской комиссии по экономическому сотрудничеству мы провели ряд крупных двусторонних мероприятий. Одно из них – встреча с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Сам факт ее проведения свидетельствует о сложившемся уровне контактов и конструктивной атмосфере взаимодействия.
Другое важное событие – сопутствовавший заседанию межправительственной комиссии бизнес-форум, организованный при содействии торгово-промышленных палат Беларуси и Венгрии. Хочу особо отметить, что он продемонстрировал возрастающий интерес обеих сторон к развитию торгово-экономического сотрудничества. В мероприятии приняли участие многочисленные представители белорусских компаний, органов государственного управления и организаций, а также субъектов хозяйствования Венгрии. Обратило на себя внимание то, что на форуме широко были представлены венгерские компании в таких сферах, как туризм, машиностроение, торговля, строительство, услуги, включая банковский сектор. В рамках бизнес-форума состоялись двусторонние переговоры представителей белорусских и венгерских деловых кругов. Значимым итогом мероприятия стало заявленное намерение сторон о создании совместного делового совета между Республикой Беларусь и Венгрией.
На самом заседании Межправительственной белорусско-венгерской комиссии по экономическому сотрудничеству удалось обсудить широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической, научно-технической и инновационной сферах, а также в промышленности, строительстве, стандартизации, сертификации и аккредитации, транспорте, сельском хозяйстве, образовании и туризме и др.
В числе конкретных результатов – договоренности об активизации взаимодействия в области сельского хозяйства, в кредитно-инвестиционной сфере по линии профильных кредитно-финансовых структур, развитии контактов ветеринарных и фитосанитарных служб, организации регионального сотрудничества, намечен алгоритм действий в сферах производственной и научно-технической кооперации. По итогам заседания комиссии подписаны два меморандума: о сотрудничестве между Белорусским государственным центром аккредитации и Венгерским советом по аккредитации, а также о взаимопонимании в области научно-технического и инновационного сотрудничества между Государственным комитетом по науке и техноло¬гиям Республики Беларусь и Национальным управлением по инновации Венгрии.
Еще были рабочие встречи с руководством Министерства иностранных дел Венгрии, где обсуждались актуальные вопросы двусторонней повестки дня и проблематики взаимодействия Беларуси и Евросоюза.
– Елена Николаевна, а в чем заключается привлекательность Беларуси для венгров?
– Здесь я сошлюсь на заявление венгерского сопредседателя комиссии государственного секретаря по иностранным делам и международным экономическим отношениям кабинета премьер-министра Венгрии Петера Сийярто. По его словам, сотрудничество с Беларусью является важным элементом венгерской стратегии развития связей с восточными партнерами «Открытие на Восток».
В настоящее время это сотрудничество двух стран вступает в активную фазу – интенсифицированы контакты и вырабатываются новые направления. Значительно способствовали этому и текущие интеграционные процессы на постсоветском пространстве, поскольку потенциальные возможности венгерских компаний существенно возрастают в условиях функционирования Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России и формирования Единого экономического пространства. Существенное влияние на укрепление двусторонних контактов оказало открытие 19 сентября 2013 года прямого авиарейса между Минском и Будапештом.
Важным обстоятельством развития нашего сотрудничества можно назвать и то, что в Венгрии, в отличие от ряда других европейских стран-партнеров, хорошо знают Беларусь. А это позволяет быстрее находить общий язык и точки соприкосновения, в том числе по линии бизнес-сообществ.
– Не секрет, что в самом Брюсселе внимательно наблюдают за интеграционными процессами с участием Беларуси, Казахстана и России. Каковы перспективы взаимодействия с Европейским союзом в связи с созданием «тройкой» Единого экономического пространства и уже в скором времени – Евразийского экономического союза?
– Вы правы, интерес в странах Европейского союза к ТС и ЕЭП Беларуси, России и Казахстана действительно велик, ведь интеграционные объединения предполагают доступ к общему рынку, обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, людских ресурсов.
Как нам представляется, участие Беларуси в Таможенном союзе и ЕЭП привлекательно для стран Евросоюза и с точки зрения размещения производств, и инвестирования на нашей территории с прицелом на огромный рынок на Востоке, и наращивания объемов торговли. Ведь Беларусь практически стала «западными воротами» ЕЭП для зарубежного бизнеса: иностранный инвестор получает принципиально новую и масштабную возможность – работать не только на почти 10-миллионном рынке нашей страны, но и на чрезвычайно емком и динамичном 170-миллионном пространстве трех государств – Беларуси, Казахстана и России. Как видите, Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыли новые перспективы для сотрудничества Беларуси с европейскими странами.
К тому же наша страна находится на стыке двух крупнейших интеграционных проектов и может стать эффективным связующим звеном между ТС/ЕЭП и Европейским союзом, что позволит в перспективе получить синергетический эффект от объединения экономических потенциалов запада и востока Евразии. Мы выступаем за использование возможностей сотрудничества ЕЭП и ЕС, продвижение идеи «интеграции интеграций» и создания общего рынка «от Лиссабона до Владивостока». Уверены, что таким образом сможем избежать появления новых разграничительных линий в Европе, воспользоваться выгодами и преимуществами от формирования общего экономического пространства.
Беседовала Марта АСТРЕЙКО
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by