В Беларусь без визы

Стенограмма интервью заместителя Министра иностранных дел Беларуси Е.Шестакова информационному агентству «Пренса Латина» (3 июня 2016 г., г.Гавана)

Что побуждает Беларусь участвовать в работе Ассоциации Карибских государств в качестве наблюдателя?

Е.Шестаков: Прежде всего, хочу отметить, что основополагающими принципами внешней политики Беларуси являются многовекторность и открытость внешнему миру. Наша страна всегда стремилась и стремится к развитию конструктивного взаимодействия со странами в различных регионах.
 
Мы уверены, что участие Беларуси в работе Ассоциации Карибских государств в качестве наблюдателя открывает новые возможности для укрепления доверительных партнерских отношений между Беларусью и странами Карибского бассейна.
 
Площадка Ассоциации Карибских государств дает возможность значительно активизировать и расширить торгово-экономическое сотрудничество нашей страны со странами-членами Ассоциации. И я уверен, что реализация совместных взаимовыгодных проектов отвечает интересам как Беларуси, так и государств региона и будет содействовать устойчивому развитию наших стран и повышению благосостояния наших народов.
 
Мы диверсифицируем нашу экономику для того, чтобы быть застрахованными на случай возникновения каких-либо кризисных явлений в том или ином регионе. Поэтому мы сегодня очень активно развиваем наши торгово-экономические отношения со странами по всем направлениям: в Латинской Америке, Африке, Азии, на Ближнем Востоке. Укрепляем наше дипломатическое присутствие в этих регионах.

Недавний визит Первого заместителя Председателя Государственного Совета и Совета Министров Кубы М.Диаса-Канеля в Беларусь продемонстрировал высокий уровень двусторонних политических отношений. Как Вы полагаете, в каких сферах нужно работать, чтобы поднять уровень экономического взаимодействия до политического?
 
Е.Шестаков: Куба является стратегическим внешнеполитическим партнером Беларуси на международной арене и одним из важнейших союзников в Западном полушарии. Символично, что Посольство Беларуси на Кубе стало первым дипломатическим представительством нашей страны в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. С момента установления дипломатических отношений в апреле 1992 г. достигнуты значительные успехи в развитии двусторонних связей и сегодня мы можем говорить о стратегическом партнерстве между нашими странами. 
 
Повестка дня белорусско-кубинского межгосударственного взаимодействия весьма насыщена. Мы можем с гордостью говорить о прекрасных отношениях между руководством наших стран, в том числе теплых дружеских отношениях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с историческим лидером кубинской революции Фиделем Кастро.
 
При этом, как Вы правильно отметили, Беларусь и Куба должны сделать все для того, чтобы уровень торгово-экономического взаимодействия соответствовал максимально высокому уровню политического взаимодействия, который существует сейчас между нашими странами.
 
При этом на сегодняшний день в результате совместных усилий мы имеем положительную динамику сотрудничества в торгово-экономической сфере. В 2015 году объем двусторонней торговли составил почти 70 млн. долларов США, что на 72 процента больше по сравнению с 2014 годом. Вместе с тем, по-прежнему существует большой потенциал для дальнейшего наращивания нашего торгово-экономического взаимодействия, реализации крупных совместных проектов в интересах наших стран.
 
Для успешного развития сотрудничества мы имеем солидную двустороннюю договорно-правовую базу. Например, мы активно работаем по реализации межправительственного соглашения о встречных поставках в Беларусь известных кубинских медицинских препаратов взамен на поставки белорусской техники на Кубу. Успешно реализуются наши договоренности с кубинской стороной о поставках белорусской техники в рамках сотрудничества с Банком развития Республики Беларусь, который поддерживает экспортные поставки нашей продукции за рубеж.
 
Сегодня мы обсуждаем дальнейшие шаги, которые касаются сотрудничества в этих сферах. Речь идет, в том числе, о переходе от простой торговли к более сложным формам кооперации, созданию совместных производств. В стадии реализации находится ряд взаимовыгодных проектов. К примеру, на одном из предприятий в Сантьяго-де-Куба монтируется линия по сборке кабин для автомобилей МАЗ. Изучается возможность совместной сборки сельхозтехники «Белагромаш» на одном из заводов в городе Ольгин. Помимо того, такие флагманы белорусской промышленности, как МАЗ и МТЗ рассматривают возможность открытия своих представительств на Кубе.

В каких сферах экономики и финансов торговые отношения с Беларусью могут смягчить последствия блокады США против Кубы?
 
Е.Шестаков: Прежде всего, подчеркну, что Беларусь категорически осуждает односторонние экономические меры как средство политического и экономического давления на развивающиеся страны. Такие меры противоречат основным принципам международного права, а также духу и букве Устава ООН.
 
Мы выступаем за неотъемлемое право каждого государства определять свой собственный путь развития и не приемлем попыток отдельных стран военными, политическими, экономическими или иными мерами оказать давление с целью изменения внутренней политической системы других государств.
 
Беларусь приветствует начало процесса нормализации отношений между Кубой и Соединенными Штатами Америки и неизменно призывает к скорейшему снятию экономической, финансовой и торговой блокады США против Кубы.
 
Сегодня Куба – современное динамично развивающееся государство. Уверен, что если бы не блокада со стороны США, то динамика этого развития была бы еще большей.
 
Нам хорошо известно о том, что Куба нацелена на обеспечение устойчивого экономического роста и продовольственной безопасности страны. Беларусь проходила подобный путь в годы выстраивания и укрепления собственного суверенного и независимого государства. На основе нашего опыта и достижений мы всегда оказывали и будем оказывать поддержку героическому кубинскому народу в деле модернизации производства, инфраструктуры, сельского хозяйства.
 
Мы уже говорили о динамично развивающейся торговле и хороших перспективах углубления торгово-экономических и кооперационных связей между нашими странами.
 
Помимо этого мы видим хорошие возможности для реализации совместных научно-технических и инновационных проектов по таким направлениям, как медицина, фармацевтика, биотехнологии, информационные технологии, машиностроение, производство новых материалов, энергетика, строительство, подготовка научных кадров и во многих других сферах.
 
Недавно эти вопросы мы обсудили в Гаване на заседании Совместной Комиссии по сотрудничеству в сфере науки и технологий. По итогам этого мероприятия была утверждена программа белорусско-кубинского научно-технического и инновационного сотрудничества на 2016 – 2018 годы. Эта программа предусматривает проработку вопроса создания совместных производств по выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции, обеспечение коммерциализации результатов научно-технической деятельности, проработку вопроса активизации трансфера технологий по перспективным направлениям сотрудничества.
 
В нашей стране создан и очень успешно функционирует Парк высоких технологий, который специализируется в сфере информационных технологий. На основе этого опыта Беларусь готова оказать содействие Кубе по созданию современных телекоммуникационных и компьютерных систем, программного обеспечения, подготовке специалистов в этой сфере.

Какое значение придается Латинской Америке во внешней политике Беларуси?
 
Е.Шестаков: Развитие многоплановых отношений Беларуси с регионом Латинской Америки является самостоятельным и важным направлением внешней политики нашего государства.
 
В ходе моего визита на Кубу, одной из целью которого стало участие в VII Саммите Ассоциации Карибских государств, предполагается подписание соглашения о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам с Гватемалой, а также совместного коммюнике об установлении дипломатических отношений с Сент-Китс и Невис. Таким образом, мы можем говорить о том, что Беларусь сегодня поддерживает дипломатические отношения практически со всеми государствами Латинской Америки и Карибского бассейна.
 
Важным фактором, который сближает позиции Беларуси и стран Латинской Америки на международной арене, является совместная работа по продвижению к многополярному мироустройству. 
 
Особое место во внешнеполитической деятельности как Беларуси, так и латиноамериканских стран занимают вопросы международной безопасности, демократизации международных отношений, усиления ключевой роли Организации Объединенных Наций, повышения эффективности Движения неприсоединения.
Беларусь поддерживает проведение странами Латинской Америки самостоятельного, независимого внешне- и внутриполитического курса.
 
Для Беларуси Латинская Америка также важна как одна из площадок нашей интеграции в мировые торгово-хозяйственные связи. 
 
Экономические системы Беларуси и ведущих латиноамериканских стран по характеру и структуре дополняют друг друга, что является объективной предпосылкой для расширения взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
 
Общий товарооборот Беларуси со странами Латинской Америки за период с 2000 по 2014 год увеличился более чем в 5 раз. Однако кризисные явления в странах, являющихся основными торговыми партнерами Беларуси в регионе, несколько негативно повлияли на состояние динамики наращивания белорусского экспорта в Латинскую Америку в 2015 году.
 
Думаю, что в интересах и Беларуси и стран региона прилагать максимум усилий для диверсификации и роста наших торгово-экономических отношений. 
 
Уверен, что у сотрудничества Республики Беларусь со странами Латинской Америки имеются прекрасные перспективы.
 

Беларусь в последние годы стала местом проведения переговоров по поиску политического разрешения конфликта в Украине. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этого переговорного процесса с учетом того, что время от времени складывается впечатление, что Киев делает ставку на военное решение с поддержкой стран Запада?

 

 

Е.Шестаков: Трагические события 2014 – начала 2015 года говорят о том, что попытки решить этот конфликт военным путем приводят лишь к новым человеческим жертвам и страданиям братского нам народа, к росту напряженности в нашем регионе. 
 
Мы предоставили переговорную площадку для проведения переговоров Трехсторонней контактной группы Россия-Украина-ОБСЕ. Итогом встреч представителей сторон стало подписание Минских договоренностей – единственного на сегодняшний день документа, который дает возможность мирного решения кризиса на востоке Украины. 
 
11-12 февраля 2015 г. в г.Минске прошли переговоры президентов Украины П.Порошенко, России В.Путина, Франции Ф.Олланда и канцлера Германии А.Меркель, по итогам которых трехсторонней контактной группой был подписан документ о прекращении боевых действий и реализации комплекса мер по выполнению минских соглашений, достигнутых в сентябре 2014 года. Как результат – уровень напряженности в зоне конфликта заметно снизился, стороны прекратили использовать тяжелые вооружения, уменьшилось число жертв среди мирного населения.
 
Для дальнейшей нормализации ситуации требуется желание и воля сторон. Насколько четко будут выполняться положения Минских договоренностей, настолько быстрее стороны конфликта перейдут к конструктивному мирному диалогу. Продолжение переговорного процесса даст возможность согласовать и разрешить наиболее «болезненные» точки в позициях противоборствующих сторон и начать процесс восстановления утраченных за время конфликта как человеческих, так и экономических связей.
 
Мы позитивно относимся к достигнутому согласию сторон продолжить переговорный процесс до полного выполнения Минских соглашений. Призываем стороны соблюдать договоренности о прекращении огня, не допускать новой фазы обострения ситуации, приступить к решению гуманитарных вопросов.
 
Беларусь готова и дальше в полной мере способствовать работе контактной группы, а также обеспечить любые иные форматы переговоров для урегулирования ситуации в Украине, в том числе на самом высоком уровне, как это и было сделано 11-12 февраля 2015 г. в Минске.

Беларусь и Россия работают над укреплением Союзного государства и развивают экономические отношения в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Каковы перспективы этих процессов для Вашей страны?
 
Е.Шестаков: В первую очередь хочу отметить, что Евразийский экономический союз – это организация региональной экономической интеграции. В основе функционирования Союза лежат прагматичные цели: создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на рынке ЕАЭС без изъятий и ограничений, а также реализация согласованной политики в ключевых секторах экономики. Вот почему более тесная интеграция в рамках Союза предполагает, прежде всего, дальнейшую работу по минимизации изъятий и ограничений из режима обеспечения упомянутых мною «четырех свобод». Пока же, например, формирование общих рынков в таких сложных сферах, как энергетика и финансы, растянуто на переходные периоды до 2025 года.
 
Республика Беларусь выступает за более активную работу партнеров по интеграции в части формирования общих и единых рынков в рамках ЕАЭС. Вместе с тем государства-члены Союза исходят из того, что достижение указанных целей экономической интеграции не требует формирования в рамках ЕАЭС каких-либо политических надстроек. 
 
Беларусь в 2015 году первой председательствовала в органах ЕАЭС. В этой связи Президентом нашей страны было направлено обращение к главам государств-членов Союза, которое содержало ряд инициатив белорусского председательства, в частности, практическую реализацию согласованной промышленной и агропромышленной политики, развитие промышленной кооперации, реализацию совместных инвестиционных проектов, практическую реализацию совместных действий по развитию экспорта, выработку концепций формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, дальнейшую либерализацию рынка услуг. 
 
Отмечу, что на сегодняшний день многое из этого списка задач уже выполнено, и мы настроены продолжать дальнейшую работу по развитию нашего интеграционного объединения.

Беларусь и Россия поддерживают тесное сотрудничество в сфере обороны. В связи с этим как Вы оцениваете действия НАТО по укреплению сил у границ с Россией под предлогом противостояния предполагаемой угрозе со стороны Москвы?
 
Е.Шестаков: Сегодня мы являемся свидетелями возросшей угрозы дестабилизации и без того шаткой архитектуры безопасности во всем европейском регионе.
 
Беларусь традиционно предпринимает все возможные усилия по обеспечению военно-политической стабильности у наших границ и в мире в целом. Как государство, имеющее свои интересы и на Востоке, и на Западе, мы не заинтересованы в обострении ситуации.
 
То, что различия в подходах по обеспечению региональной безопасности между ключевыми игроками европейского континента всё больше трансформируется в реальное наращивание военных потенциалов, объективно не отвечает ничьим интересам. Мы не разделяем подходов по «притягиванию» на свою территорию дополнительных иностранных военных объектов и сил. Исходим из того, что такие действия ослабляют безопасность конкретного государства.
 
В современных условиях равная безопасность не может быть достигнута «накачиванием военных мускулов» каких-либо военных блоков или альянсов государств. Беларусь твердо придерживается принципа разрешения всех конфликтных ситуаций и решения всех проблемных вопросов исключительно дипломатическим путем, за столом переговоров.
 
Поэтому мероприятия, проводимые НАТО или под эгидой НАТО вблизи наших границ – а с государствами Североатлантического альянса у нас более 1200 км общей границы, – а также наращивание соответствующей инфраструктуры, хотя на данный момент и не расцениваются как прямая военная угроза, не воспринимаются нами позитивно. Это потенциальный вызов в рамках Союзного государства Беларуси и России, требующий адекватных мер реагирования.