Размер шрифта:

Интервью начальника консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь А.Гиро журналу «Вестник Министерства иностранных дел» (№ 1 за 2008 год)

Беларусь – страна, которая имеет визовый режим въезда с подавляющим большинством государств мира. Возможно поэтому в последнее время помимо термина “визовый/безвизовый режим” все чаще приходится слышать о визовой политике. Что данное понятие означает и какие концептуальные подходы использовались при формировании визовой политики Беларуси?
Визовая политика является составной частью и одновременно эффективным инструментом внешней политики государства. Являясь производной внешней политики, она напрямую зависит от качества отношений с той или иной страной.
В основу визовой политики положен разрешительный принцип въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок въезда для граждан большинства стран мира адекватен визовой политике, проводимой этими странами в отношении граждан Республики Беларусь, и строится, как правило, на условиях взаимности.

Чем обусловлено применение адекватных мер в рамках визовой политики?
Принцип взаимности, являясь основополагающим в современной дипломатии, положен в основу формирования двусторонних отношений и в визовой области. Его применение свидетельствует о равноправии сторон и справедливости их взаимоотношений при определении условий въезда – выезда. В соответствии с этим принципом порядок въезда для граждан большинства стран устанавливается адекватным той визовой политике, которую эти государства проводят в отношении граждан Беларуси.
В качестве примера можно привести произошедшие за последние десятилетия замены безвизовой процедуры въезда – выезда на визовую с такими странами, как Болгария, Чехия, Венгрия, Польша. Во всех этих случаях первый шаг на пути введения визовых отношений осуществляли названные страны, а Беларусь лишь адекватно реагировала на их действия. Стоит отметить, что за весь период своего суверенитета наша страна никогда не инициировала ни ужесточение имеющихся визовых требований, ни введение визового режима по отношению к какому бы то ни было государству, демонстрируя тем самым свою открытость и стремление к сотрудничеству.

Какие факторы являются основополагающими при принятии решения о введении визового режима с той или иной страной?
Каждое государство самостоятельно решает вопросы, касающиеся условий допуска иностранных граждан на свою территорию, их пребывания и деятельности в стране. Большинство стран, в том числе и Беларусь, применяет разрешительную систему въезда иностранцев, при которой пересечение границы возможно только при наличии соответствующей визы. Этот подход обусловливается необходимостью защиты своих политических, экономических и иных интересов. Угрозы распространения терроризма и нелегальной миграции, наглядно проявившиеся в последнее время, подтверждают обоснованность такого подхода.
В то же время механизм формирования визовых отношений может активно использоваться в качестве фактора, способного оказать значительное позитивное влияние на развитие двусторонних отношений. Это происходит путем либерализации визового режима как с отдельными государствами, так и для определенных категорий граждан с учетом различных факторов политического, экономического или гуманитарного характера.

Каков на сегодняшний день режим поездок с бывшими советскими республиками?
В соответствии с Бишкекским Соглашением о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 9 октября 1992 г. безвизовый режим установлен для всех категорий граждан стран-участниц при наличии документов, удостоверяющих личность или подтверждающих гражданство.
Первоначально указанное Соглашение подписали Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, позднее к данному многостороннему договору присоединилась Грузия.
Однако отмечается тенденция выхода государств из указанного Соглашения. Из состава участников уже вышли Туркменистан (с 09.06.1999), Россия (с 01.12.2000), Казахстан (с 08.01.2001), Узбекистан (с 15.07.2001). В последнее время на постсоветском пространстве вопросы взаимных поездок граждан государства предпочитают регулировать на основании двусторонних соглашений, которые являются более эффективным инструментом, их проще реализовывать, они позволяют учесть особенности двусторонних отношений.
В настоящее время Республикой Беларусь заключены двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан с Азербайджаном, Арменией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной.
Между Беларусью и Туркменистаном в настоящее время действует визовый режим. Взаимные поездки граждан регламентируются межправительственным соглашением, в соответствии с которым безвизовый режим установлен для владельцев дипломатических и служебных паспортов, членов экипажей воздушных, морских и речных судов, а также работников поездных бригад.

Какими документами регламентируются поездки граждан на территории государств – участников ЕврАзЭС?
В рамках ЕврАзЭС действует Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., участниками которого являются Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
24 марта 2005 г. в Астане подписан Протокол к Соглашению в рамках ЕврАзЭС. Протоколом определен перечень документов, которые удостоверяют личность, подтверждают гражданство их владельцев и дают право на въезд, выезд, транзитный проезд, передвижение и пребывание на территории указанных государств, входящих в состав ЕврАзЭС.
Для граждан Беларуси такими документами являются паспорт гражданина Республики Беларусь, служебный паспорт, дипломатический паспорт, национальное удостоверение личности моряка и свидетельство на возвращение в Беларусь.
Таким образом, для пересечения границ в рамках ЕврАзЭС гражданам Беларуси достаточно иметь паспорт гражданина Республики Беларусь, который для выезда за границу больше не требуется оформлять путем проставления разрешительного штампа для выезда во все страны мира. В случае, если паспорт уже оформлен для выезда за границу, он также действителен для поездок внутри ЕврАзЭС.

Как последнее расширение зоны действия Шенгенских соглашений отразилось на режиме поездок граждан Беларуси в государства Центральной и Восточной Европы?
Один из существенных негативных аспектов расширения зоны действия Шенгенских соглашений для Беларуси состоит в том, что все 9 государств, присоединившихся к Шенгену в декабре 2007 г., повысили стоимость шенгенских виз для белорусских граждан до 60 евро. На практике мы также столкнулись с большим количеством немотивированных отказов в выдаче виз (на первоначальном этапе их количество в некоторых посольствах достигало около половины от общего количества обращений за шенгенской визой). Значительно усложнилась для граждан Беларуси и процедура выдачи виз.
В связи с этим МИД, проводя политику “гибкого реагирования”, в течение последних нескольких лет осуществлял целенаправленную работу по минимизации негативных последствий расширения зоны действия Шенгенских соглашений. Приоритетными в этой деятельности являлись меры, направленные на заключение двусторонних соглашений между Республикой Беларусь и странами, присоединившимися к Шенгену.
К слову, заключение международных договоров о взаимных поездках граждан соответствует общим принципам и нормам международного права, положениям Хельсинкского заключительного акта 1975 года, закрепляющим стремление государств к обеспечению более свободного передвижения граждан и готовность государств к заключению соответствующих соглашений, положения которых предусматривают облегчение контактов на различной основе между людьми, учреждениями и организациями.

Каковы результаты усилий МИД на данном направлении?
Путем обмена нотами заключены и с 21 декабря 2007 года (то есть с даты присоединения 9-ти стран Центральной и Восточной Европы к Шенгенским соглашениям) временно применяются межправительственные соглашения с Литвой и Польшей о взаимных поездках граждан.
В частности, соглашением с Польшей предусмотрено увеличение срока пребывания граждан на территории государств-сторон до 180 дней в году (90 дней в течение полугода с даты первого въезда).
Предусмотрен безвизовый режим поездок для владельцев дипломатических паспортов до 30 дней, граждан, имеющих свидетельство на возвращение в свое государство, граждан, имеющих вид на жительство на территории второго государства, членов экипажей воздушных и гражданских морских судов.
Срок рассмотрения ходатайств на получение визы – 5 рабочих дней. В течение 3 рабочих дней визы будут выдаваться в экстренных случаях (тяжелая болезнь или смерть близких родственников и членов семьи), а также лицам, нуждающимся в медицинской помощи и их сопровождающим, членам официальных делегаций, двусторонних межправительственных комиссий и рабочих групп, организаторам и участникам выставок, ярмарок, экономических конференций и семинаров.
Возможность выдачи многократных виз сроком до одногогода предусмотрена для железнодорожного персонала обоих государств, гражданам для поездок в целях поддержания родственных связей, участникам обменов по линии государственных органов, водителям и членам экипажей автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки.
Кроме предусмотренной Шенгенским законодательством выдачи бесплатных виз детям до 6 лет, школьникам, студентам, аспирантам и сопровождающим их учителям, а также ученым, направляющимся с целью проведения научных исследований, Соглашением также предусматривается бесплатная выдача виз на принципе взаимности участникам мероприятий культурного, научно-технического и спортивного характера.
Аналогичным образом заключено и с 1 февраля 2008 года применяется соглашение о взаимных поездках граждан с Латвией.
В настоящее время идет интенсивный переговорный процесс с Литвой и Латвией по вопросу заключения соглашений об упрощенном порядке пересечения границы жителями приграничных территорий, в которых будут определены приграничные территории и визовые преференции для граждан двух стран, проживающих в непосредственной близости от государственной границы.
Еще ранее заключены межправительственные соглашения с Венгерской Республикой и Словацкой Республикой о сохранении безвизового режима для владельцев дипломатических и служебных паспортов.

Предпринимались ли МИД попытки наладить контакты по визовой проблематике с Еврокомиссией?
За последние 4 года руководители МИД Беларуси неоднократно обращались к руководству Еврокомиссии с предложением начать переговорный процесс по упрощению визовых формальностей, включая снижение стоимости виз на взаимной основе. Предприняты односторонние шаги по упрощению визовых формальностей в отношении граждан стран ЕС. Выдача деловых и гостевых виз сроком действия до 30 дней гражданам вышеупомянутых государств осуществляется без приглашений после заполнения визовой анкеты с указанием цели поездки, точного названия (или полного имени) и адреса приглашающей белорусской стороны, а также адреса пребывания в Беларуси. Снижена до 10 евро стоимость групповой туристической визы.
В феврале 2008 г. в Брюсселе впервые состоялись консультации по визовой тематике с участием начальника консульского управления МИД Беларуси и руководителей профильных отделов Генерального директората по вопросам правосудия, свобод и безопасности и Генерального директората внешних связей Еврокомиссии.
В ходе встреч обсуждался широкий комплекс вопросов, связанных с отношениями Беларуси и Европейского союза в визовой сфере. Белорусская сторона довела до сведения Еврокомиссии информацию о предпринятых односторонних шагах в отношении выдачи белорусских виз гражданам Евросоюза, а также выразила свою озабоченность в связи с некоторыми негативными моментами в работе консульских учреждений государств – участников Шенгенских соглашений по выдаче гражданам Республики Беларусь шенгенских виз. В частности, были приведены конкретные случаи затягивания рассмотрения визовых запросов, а также немотивированных, с точки зрения белорусской стороны, отказов. Отдельно были рассмотрены вопросы выдачи виз автомобильным перевозчикам.
Представители Еврокомиссии признали наличие определенных проблем в сфере визового обслуживания граждан Беларуси и информировали о разрабатываемых в настоящее время изменениях и дополнениях в порядок выдачи шенгенских виз. Существует вероятность, что новый “визовый кодекс”, призванный исправить многие недостатки существующей системы, может быть принят уже в конце текущего года.

С какими из стран Республика Беларусь имеет безвизовый порядок въезда?
На сегодняшний день граждане Беларуси въезжают без виз во все государства СНГ (за исключением Туркменистана), в Македонию, Малайзию, Монголию, на Кубу, в Сербию, Черногорию.
Взаимные безвизовые поездки по дипломатическим и служебным паспортам осуществляются с Аргентиной, Бразилией, Венгрией, Вьетнамом, Индией, Ираном, Китаем, Польшей, Румынией, Словакией, Туркменистаном, Турцией.
Подписаны и в ближайшее время будут ратифицированы белорусским парламентом соглашения с Венесуэлой, Республикой Корея, КНДР, ЮАР.
Прорабатывается также возможность заключения двусторонних соглашений о взаимных поездках с Индонезией, Катаром, Лаосом, Ливаном, ОАЭ, Оманом, Уругваем.

Как известно, каждое правило имеет свои исключения. Имеют ли место исключения в процессе реализации визовой политики?
Говоря о применении льгот в реализации визовой политики, хочу отметить, что руководители загранучреждений Беларуси обладают правом при поступлении соответствующего ходатайства в обоснованных случаях (при осуществлении поездок по линии образования, научных связей, гуманитарного сотрудничества и т.д.) снизить консульский сбор или вовсе освободить иностранных граждан от оплаты консульского сбора за выдачу виз. Данное право широко используется при выдаче виз этническим белорусам, активно участвующим в поддержании межкультурных связей с родиной, а также предпринимателям, активно инвестирующим свои средства в белорусскую экономику. Думаю, будет нелишне еще раз упомянуть о “принципе взаимности”. Сегодня, будучи суверенным государством, Беларусь имеет право таким образом конструировать свою визовую политику, чтобы она отвечала национальным интересам.

Какова интенсивность визовой работы в белорусских загранучреждениях?
Интенсивность визовой работы белорусских загранучреждений в странах, с которыми Беларусь имеет визовый режим въезда, очень высока. Например, в течение 2007 года диппредставительствами и консульскими учреждениями оформлено около 447 тысяч виз (в 2006 г. – 419 тысяч). Наиболее напряженно в этом направлении работают наши загранучреждения в Литве, Латвии, Германии, Польше, Эстонии, Италии.

Часто ли белорусские консулы отказывают в выдаче виз?
По сравнению с тем количеством виз, которое ежегодно выдается иностранным гражданам в белорусских консульских учреждениях за рубежом, случаи отказов единичны. В основном они связаны с тем, что обращающиеся по вопросу получения визы не представляют всех необходимых документов либо не подтверждают должным образом цель своей поездки в Беларусь. Бывают случаи представления поддельных проездных документов либо приглашений, а также сообщение о себе недостоверных сведений, что автоматически влечет за собой отказ в выдаче визы, а если виза уже выдана – к ее аннулированию.
Как у любой другой страны, у нас есть группа иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию Беларуси запрещен или нежелателен. Основанием для включения в данную группу может быть ранее имевшие место неоднократные нарушения режима пребывания на территории страны, а также соображения национальной безопасности и охраны общественного порядка.

Беларусь в силу своего географического положения находится на “европейском перекрестке”. Отсюда – повышенная чувствительность к таким проблемам, как нелегальная миграция, наркотрафик и торговля людьми. Какие меры в рамках действующей визовой политики предпринимаются для того, чтобы противостоять этим явлениям?
Визовая политика государства строится на основании разрешительного принципа въезда-выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на его территории. В какой-то мере визовый режим, безусловно, влияет на ограничение свободы передвижения граждан, однако в ряде случаев оказывает положительное влияние, препятствуя массовому распространению нелегальной миграции и других негативных явлений и процессов. МИД во взаимодействии с правоохранительными органами работает над упрощением поездок граждан. Вместе с тем мы намерены сохранять и по мере необходимости ужесточать визовый режим со странами, которые являются источниками нелегальной миграции, на территории которых действуют террористические группировки, являющиеся очагами политической нестабильности. Проводимая государством визовая политика должна быть максимально гибкой: с одной стороны – создавать возможность свободного передвижения граждан, развития торгово-экономического сотрудничества, культурных, научных связей, молодежных и академических обменов, с другой стороны – ставить надежный заслон нелегальной миграции, наркотрафику и торговле людьми.

Сформулируйте, пожалуйста, задачи, стоящие перед консульской службой в области визовой политики.
Постепенное упрощение поездок граждан, включая создание благоприятных условий для посещения Беларуси иностранными туристами, бизнесменами, деятелями науки, культуры, лицами, активно участвующими в развитии приграничного сотрудничества, и других “благожелательных” категорий граждан. Одновременно во взаимодействии с зарубежными партнерами мы намерены противодействовать таким вызовам современности, как нелегальная миграция, торговля людьми, терроризм, распространение наркотиков и оружия.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by