Интервью начальника консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь А.Гиро журналу «Вестник Министерства иностранных дел» (№ 1 за 2008 год)
Чем обусловлено применение адекватных мер в рамках визовой политики?
Принцип взаимности, являясь основополагающим в современной дипломатии, положен в основу формирования двусторонних отношений и в визовой области. Его применение свидетельствует о равноправии сторон и справедливости их взаимоотношений при определении условий въезда – выезда. В соответствии с этим принципом порядок въезда для граждан большинства стран устанавливается адекватным той визовой политике, которую эти государства проводят в отношении граждан Беларуси.
В качестве примера можно привести произошедшие за последние десятилетия замены безвизовой процедуры въезда – выезда на визовую с такими странами, как Болгария, Чехия, Венгрия, Польша. Во всех этих случаях первый шаг на пути введения визовых отношений осуществляли названные страны, а Беларусь лишь адекватно реагировала на их действия. Стоит отметить, что за весь период своего суверенитета наша страна никогда не инициировала ни ужесточение имеющихся визовых требований, ни введение визового режима по отношению к какому бы то ни было государству, демонстрируя тем самым свою открытость и стремление к сотрудничеству.
Каков на сегодняшний день режим поездок с бывшими советскими республиками?
В соответствии с Бишкекским Соглашением о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 9 октября 1992 г. безвизовый режим установлен для всех категорий граждан стран-участниц при наличии документов, удостоверяющих личность или подтверждающих гражданство.
Первоначально указанное Соглашение подписали Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, позднее к данному многостороннему договору присоединилась Грузия.
Однако отмечается тенденция выхода государств из указанного Соглашения. Из состава участников уже вышли Туркменистан (с 09.06.1999), Россия (с 01.12.2000), Казахстан (с 08.01.2001), Узбекистан (с 15.07.2001). В последнее время на постсоветском пространстве вопросы взаимных поездок граждан государства предпочитают регулировать на основании двусторонних соглашений, которые являются более эффективным инструментом, их проще реализовывать, они позволяют учесть особенности двусторонних отношений.
В настоящее время Республикой Беларусь заключены двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан с Азербайджаном, Арменией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной.
Между Беларусью и Туркменистаном в настоящее время действует визовый режим. Взаимные поездки граждан регламентируются межправительственным соглашением, в соответствии с которым безвизовый режим установлен для владельцев дипломатических и служебных паспортов, членов экипажей воздушных, морских и речных судов, а также работников поездных бригад.
Как последнее расширение зоны действия Шенгенских соглашений отразилось на режиме поездок граждан Беларуси в государства Центральной и Восточной Европы?
Один из существенных негативных аспектов расширения зоны действия Шенгенских соглашений для Беларуси состоит в том, что все 9 государств, присоединившихся к Шенгену в декабре 2007 г., повысили стоимость шенгенских виз для белорусских граждан до 60 евро. На практике мы также столкнулись с большим количеством немотивированных отказов в выдаче виз (на первоначальном этапе их количество в некоторых посольствах достигало около половины от общего количества обращений за шенгенской визой). Значительно усложнилась для граждан Беларуси и процедура выдачи виз.
В связи с этим МИД, проводя политику “гибкого реагирования”, в течение последних нескольких лет осуществлял целенаправленную работу по минимизации негативных последствий расширения зоны действия Шенгенских соглашений. Приоритетными в этой деятельности являлись меры, направленные на заключение двусторонних соглашений между Республикой Беларусь и странами, присоединившимися к Шенгену.
К слову, заключение международных договоров о взаимных поездках граждан соответствует общим принципам и нормам международного права, положениям Хельсинкского заключительного акта 1975 года, закрепляющим стремление государств к обеспечению более свободного передвижения граждан и готовность государств к заключению соответствующих соглашений, положения которых предусматривают облегчение контактов на различной основе между людьми, учреждениями и организациями.
Предпринимались ли МИД попытки наладить контакты по визовой проблематике с Еврокомиссией?
За последние 4 года руководители МИД Беларуси неоднократно обращались к руководству Еврокомиссии с предложением начать переговорный процесс по упрощению визовых формальностей, включая снижение стоимости виз на взаимной основе. Предприняты односторонние шаги по упрощению визовых формальностей в отношении граждан стран ЕС. Выдача деловых и гостевых виз сроком действия до 30 дней гражданам вышеупомянутых государств осуществляется без приглашений после заполнения визовой анкеты с указанием цели поездки, точного названия (или полного имени) и адреса приглашающей белорусской стороны, а также адреса пребывания в Беларуси. Снижена до 10 евро стоимость групповой туристической визы.
В феврале 2008 г. в Брюсселе впервые состоялись консультации по визовой тематике с участием начальника консульского управления МИД Беларуси и руководителей профильных отделов Генерального директората по вопросам правосудия, свобод и безопасности и Генерального директората внешних связей Еврокомиссии.
В ходе встреч обсуждался широкий комплекс вопросов, связанных с отношениями Беларуси и Европейского союза в визовой сфере. Белорусская сторона довела до сведения Еврокомиссии информацию о предпринятых односторонних шагах в отношении выдачи белорусских виз гражданам Евросоюза, а также выразила свою озабоченность в связи с некоторыми негативными моментами в работе консульских учреждений государств – участников Шенгенских соглашений по выдаче гражданам Республики Беларусь шенгенских виз. В частности, были приведены конкретные случаи затягивания рассмотрения визовых запросов, а также немотивированных, с точки зрения белорусской стороны, отказов. Отдельно были рассмотрены вопросы выдачи виз автомобильным перевозчикам.
Представители Еврокомиссии признали наличие определенных проблем в сфере визового обслуживания граждан Беларуси и информировали о разрабатываемых в настоящее время изменениях и дополнениях в порядок выдачи шенгенских виз. Существует вероятность, что новый “визовый кодекс”, призванный исправить многие недостатки существующей системы, может быть принят уже в конце текущего года.
Как известно, каждое правило имеет свои исключения. Имеют ли место исключения в процессе реализации визовой политики?
Говоря о применении льгот в реализации визовой политики, хочу отметить, что руководители загранучреждений Беларуси обладают правом при поступлении соответствующего ходатайства в обоснованных случаях (при осуществлении поездок по линии образования, научных связей, гуманитарного сотрудничества и т.д.) снизить консульский сбор или вовсе освободить иностранных граждан от оплаты консульского сбора за выдачу виз. Данное право широко используется при выдаче виз этническим белорусам, активно участвующим в поддержании межкультурных связей с родиной, а также предпринимателям, активно инвестирующим свои средства в белорусскую экономику. Думаю, будет нелишне еще раз упомянуть о “принципе взаимности”. Сегодня, будучи суверенным государством, Беларусь имеет право таким образом конструировать свою визовую политику, чтобы она отвечала национальным интересам.
Часто ли белорусские консулы отказывают в выдаче виз?
По сравнению с тем количеством виз, которое ежегодно выдается иностранным гражданам в белорусских консульских учреждениях за рубежом, случаи отказов единичны. В основном они связаны с тем, что обращающиеся по вопросу получения визы не представляют всех необходимых документов либо не подтверждают должным образом цель своей поездки в Беларусь. Бывают случаи представления поддельных проездных документов либо приглашений, а также сообщение о себе недостоверных сведений, что автоматически влечет за собой отказ в выдаче визы, а если виза уже выдана – к ее аннулированию.
Как у любой другой страны, у нас есть группа иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию Беларуси запрещен или нежелателен. Основанием для включения в данную группу может быть ранее имевшие место неоднократные нарушения режима пребывания на территории страны, а также соображения национальной безопасности и охраны общественного порядка.
Сформулируйте, пожалуйста, задачи, стоящие перед консульской службой в области визовой политики.
Постепенное упрощение поездок граждан, включая создание благоприятных условий для посещения Беларуси иностранными туристами, бизнесменами, деятелями науки, культуры, лицами, активно участвующими в развитии приграничного сотрудничества, и других “благожелательных” категорий граждан. Одновременно во взаимодействии с зарубежными партнерами мы намерены противодействовать таким вызовам современности, как нелегальная миграция, торговля людьми, терроризм, распространение наркотиков и оружия.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by