Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Азербайджанской Республике Г.Ахрамовича журналу «Конъюнктура рынков» (№2, 2018 год)
Надежные поставщики и партнеры
Расширение взаимодействия в сфере производственной кооперации является одним из важнейших направлений взаимовыгодного сотрудничества Беларуси и Азербайджана, считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Азербайджанской Республике Геннадий АХРАМОВИЧ. В интервью с ним — о перспективах роста двустороннего товарооборота, об участии Беларуси в проекте транспортного коридора «Север — Юг» и о составляющих успешной и долговременной работы отечественных компаний в Азербайджане.
— Геннадий Владимирович, в 2017 г. Беларусь и Азербайджан преодолели негативные тенденции снижения взаимного товарооборота. За счет каких товарных позиций это было достигнуто? В чем Вы видите перспективы роста товарооборота с Азербайджаном в ближайшие годы?
— Для начала отмечу, что период 2015—2017 гг., отмеченный падением мировых цен на нефтеуглеводороды, стал сложным для экономики Азербайджана. В прошлом году руководство страны путем реализации комплексных мер и целевых программ смогло в основном преодолеть кризисные явления. По нашему мнению и оценкам авторитетных мировых финансовых организаций, в 2018 г. в Азербайджане начнется экономический рост.
Что касается экспорта белорусских товаров в Азербайджан, то в 2017 г. без учета нефтепродуктов и удобрений он возрос более чем на 110 % и составил около $ 150 млн. Поставки из Беларуси осуществлялись примерно по 340 товарным группам, из них около 70 — новых. Посольство в этот непростой период пыталось найти любую возможность для наращивания взаимного товарооборота. В основном рост экспорта был достигнут за счет продукции машиностроения (для обеспечения деятельности кооперационных производств), деревообработки, продовольственной группы товаров, медпрепаратов и нефтепродуктов. Считаю, что при более активной работе наших производителей объемы поставки данных групп товаров на азербайджанский рынок могут быть значительно увеличены.
Важно отметить, что в 2017 г. десятками миллионов долларов измерялся и экспорт в Азербайджан наших услуг. В этой области также имеются большие перспективы для роста.
Вместе с тем мы приветствуем и оказываем возможное содействие азербайджанским друзьям в наращивании их экспорта в нашу страну. В частности, посольство оказывало помощь в открытии в Минске в мае 2017 г. первого Торгового дома Азербайджана за рубежом. В связи с его открытием Президент Беларуси принял решения, которые создают для поставщиков азербайджанской продукции определенный льготный режим по поставке на внутренний рынок Беларуси ряда продовольственных товаров. Эффект от нововведения налицо — поставки отдельных видов товаров уже увеличились в несколько раз, а белорусские потребители оценили высокое качество азербайджанской продукции.
— Как представлена товаропроводящая сеть белорусских производителей на рынке Азербайджана? На Ваш взгляд, насколько она важна для увеличения экспорта?
— В настоящее время в Азербайджане функционируют собственные субъекты товаропроводящей сети, в частности представительство АК «Белавиа», ООО «Амкодор-Баку», ЗАО «ТД «Беларусь», ООО «AzerSIS», а также 45 дилеров, представляющих более 50 белорусских предприятий. О важности нашей товаропроводящей сети говорит тот факт, что за 11 месяцев 2017 г. удельный вес поставок через ТПС в общем объеме белорусского экспорта составил около 70 %.
— С 2007 г. началась реализация ряда совместных белорусско-азербайджанских проектов в области производственной кооперации. Каких результатов удалось достичь за это время? Имеются ли планы по укреплению кооперационных связей?
— Расширение взаимодействия в сфере производственной кооперации является одним из важнейших направлений взаимовыгодного сотрудничества. Более 20 % белорусско-азербайджанского товарооборота — это продукция, необходимая для обеспечения деятельности кооперационных производств. Здесь стоит особо отметить успешную реализацию совместного проекта по производству тракторов, автомобилей и специальной техники на Гянджинском автомобильном заводе. Так, в период с 2007 по 1 января 2017 г. в Азербайджане собрано около 9,7 тыс. тракторов «Беларус» различных модификаций и специальной техники на их базе, а также более 3,8 тыс. автомобилей, автобусов и прицепов МАЗ. Имеются хорошие перспективы и для продвижения совместно произведенной на Гянджинском автомобильном заводе продукции на рынки третьих стран. А это в свою очередь свидетельствует о переходе наших кооперационных связей на более высокий и качественно новый уровень.
Нам удалось достичь определенных успехов в вопросе организации в Азербайджане совместного производства медицинских препаратов. Определены предприятия, ответственные за реализацию проекта, предварительно отобрана номенклатура выпускаемой продукции. В настоящее время с нашими азербайджанскими партнерами ведутся переговоры по согласованию других деталей проекта.
— Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества двух стран в нефтехимической отрасли?
— Сотрудничество в нефтехимической сфере является весьма важным и многообещающим для двух стран. В 2017 г. в рамках заключенных контрактов и соглашений между профильными компаниями Беларуси и Азербайджана объем реализованных операций с нефтепродуктами на внешних рынках оценивался в сотни миллионов долларов. Поэтому нами проводится активная работа по дальнейшему расширению белорусско-азербайджанского взаимодействия в этой отрасли.
В мае 2017 г. в целях презентации отечественного нефтехимического потенциала на рынке Азербайджана при поддержке посольства был организован Национальный павильон Республики Беларусь в рамках 24-й Международной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия». Мы расценили посещение белорусской экспозиции Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и первым вице-президентом Мехрибан Алиевой как знак особого внимания и уважения к нашей стране.
В ходе работы выставки также состоялись переговоры белорусских участников с представителями Государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR по перспективным направлениям сотрудничества.
— Как известно, Беларусь заинтересована в участии в проекте строительства транспортного коридора «Север — Юг», который должен соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией и объединить в том числе железные дороги Азербайджана, Ирана, России. Какие это открывает возможности для Беларуси?
— В условиях нестабильных цен на углеводородное сырье на мировом рынке и производимую на основе этого сырья продукцию в Азербайджане значительно активизировались усилия по развитию ненефтяного сектора экономики, превращению страны в важный транспортный и логистический узел региона. В этом контексте руководством Азербайджана большое внимание уделяется существенному увеличению грузопотока с использованием нового железнодорожного маршрута Баку — Тбилиси — Карс, паромных перевозок по Каспийскому морю через Баку из портов Казахстана, Туркменистана, России и Ирана, а также скорейшему завершению строительства и задействованию возможностей международного транспортного коридора «Север — Юг».
Для Беларуси, являющейся важным транспортным узлом в системе международных сообщений и стратегическим партнером Азербайджана, участие в проекте «Север — Юг» представляет значительный интерес. В частности, для нас открываются большие возможности не только по оптимизации маршрута и средств доставки белорусских товаров в Азербайджан и азербайджанских в Беларусь, но и в отношении увеличения объема транспортных услуг путем привлечения значительного потока грузов из Ирана, Индии, Пакистана и ряда других стран. Возможно также в перспективе подключение к южной ветви Шелкового пути. В данном направлении Белорусской железной дорогой уже ведется работа с заинтересованными сторонами по согласованию различных вариантов и форм участия в проекте.
Замечу, что наше участие в проекте повысит значение и привлекательность и самого транспортного коридора «Север — Юг».
— Азербайджан — самая экономически развитая страна в регионе Южного Кавказа и, соответственно, конкуренция здесь высока. Какие советы Вы можете дать белорусским производителям по закреплению позиций на азербайджанском рынке?
— Действительно, азербайджанский рынок сегодня не испытывает недостатка предложений практически по всем товарным позициям. В каждой нише представлены бренды ведущих мировых производителей различного ценового сегмента, многими экспортерами одновременно предлагаются льготные условия поставок и эффективная система сервиса.
Белорусским производителям в этой связи могу порекомендовать устанавливать прямые личные контакты с азербайджанскими партнерами и вести с ними постоянный диалог. В вопросах поставок качественной продукции и услуг необходимо вырабатывать гибкий и комплексный подход, соответствующий различным запросам местных потребителей.
Созданная в 2016 г. и активно развивающаяся сеть магазинов «Белорусский» азербайджанской компании AZNUR является наглядным примером продуманной стратегии и умело организованной торговли, которая отвечает всем современным требованиям. Уточню, что сегодня в Азербайджане действуют пять специализированных магазинов по продаже белорусской продукции и еще два находятся в стадии открытия. Кроме того, три магазина успешно работают в соседней Грузии. По сути, это удачное бизнес-решение по всем вопросам продвижения данной группы товаров, включая логистику, от производителя до конечного потребителя.
Также еще раз хочу обратить внимание на успешную кооперационную работу белорусского МТЗ с Гянджинским автомобильным заводом. Эти предприятия уже не только экспортируют свою совместную продукцию в третьи страны, с которыми Азербайджан осуществляет торговлю на более льготных условиях, чем Беларусь, но и приступили к строительству производственных объектов на перспективных рынках. Все это подтверждает тот факт, что для стабильной и долговременной работы в Азербайджане с учетом проводимой здесь политики импортозамещения принципиально важно быть не только надежными поставщиками товаров и услуг, но и партнерами, готовыми к созданию совместных производств на территории этой страны, в том числе экспортно ориентированных.
В целом на сегодняшний день благодаря совместным усилиям посольства и организаций-поставщиков в Азербайджане удалось создать позитивный имидж продукции, выпускаемой под брендом «Сделано в Беларуси», как надежной и качественной, отвечающей высоким стандартам.
Ирина КОНЦАВЕНКО
Больше материалов о рынке Азербайджана и перспективах двустороннего торгово-экономического сотрудничества — здесь.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by