В Беларусь без визы

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Азербайджанской Республике Г.Ахрамовича журналу «Конъюнктура рынков» (№2, 2018 год)

Надежные поставщики и партнеры

Расширение взаимодействия в сфере производственной кооперации является одним из важнейших направлений взаимовыгодного сотрудничества Беларуси и Азербайджана, считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Азербайджанской Республике Геннадий АХРАМОВИЧ. В интервью с ним — о перспективах роста двустороннего товарооборота, об участии Беларуси в проекте транспортного коридора «Север — Юг» и о составляющих успешной и долговременной работы отечественных компаний в Азербайджане. 


— Геннадий Владимирович, в 2017 г. Беларусь и Азербайджан преодолели негативные тенденции снижения взаимного товарооборота. За счет каких товарных позиций это было достигнуто? В чем Вы видите перспективы роста товарооборота с Азербайджаном в ближайшие годы?

— Для начала отмечу, что период 2015—2017 гг., отмеченный падением мировых цен на нефтеуглеводороды, стал сложным для экономики Азербайджана. В прошлом году руководство страны путем реализации комплексных мер и целевых программ смогло в основном преодолеть кризисные явления. По нашему мнению и оценкам авторитетных мировых финансовых организаций, в 2018 г. в Азербайджане начнется экономический рост. 

Что касается экспорта белорусских товаров в Азербайджан, то в 2017 г. без учета нефтепродуктов и удобрений он возрос более чем на 110 % и составил около $ 150 млн. Поставки из Беларуси осуществлялись примерно по 340 товарным группам, из них около 70 — новых. Посольство в этот непростой период пыталось найти любую возможность для наращивания взаимного товарооборота. В основном рост экспорта был достигнут за счет продукции машиностроения (для обеспечения деятельности кооперационных производств), деревообработки, продовольственной группы товаров, медпрепаратов и нефтепродуктов. Считаю, что при более активной работе наших производителей объемы поставки данных групп товаров на азербайджанский рынок могут быть значительно увеличены.

Важно отметить, что в 2017 г. десятками миллионов долларов измерялся и экспорт в Азербайджан наших услуг. В этой области также имеются большие перспективы для роста. 

Вместе с тем мы приветствуем и оказываем возможное содействие азербайджанским друзьям в наращивании их экспорта в нашу страну. В частности, посольство оказывало помощь в открытии в Минске в мае 2017 г. первого Торгового дома Азербайджана за рубежом. В связи с его открытием Президент Беларуси принял решения, которые создают для поставщиков азербайджанской продукции определенный льготный режим по поставке на внутренний рынок Беларуси ряда продовольственных товаров. Эффект от нововведения налицо — поставки отдельных видов товаров уже увеличились в несколько раз, а белорусские потребители оценили высокое качество азербайджанской продукции.

— Как представлена товаропроводящая сеть белорусских производителей на рынке Азербайджана? На Ваш взгляд, насколько она важна для увеличения экспорта?

— В настоящее время в Азербайджане функционируют собственные субъекты товаропроводящей сети, в частности представительство АК «Белавиа», ООО «Амкодор-Баку», ЗАО «ТД «Беларусь», ООО «AzerSIS», а также 45 дилеров, представляющих более 50 белорусских предприятий. О важности нашей товаропроводящей сети говорит тот факт, что за 11 месяцев 2017 г. удельный вес поставок через ТПС в общем объеме белорусского экспорта составил около 70 %. 

— С 2007 г. началась реализация ряда совместных белорусско-азербайджанских проектов в области производственной кооперации. Каких результатов удалось достичь за это время? Имеются ли планы по укреплению кооперационных связей?

— Расширение взаимодействия в сфере производственной кооперации является одним из важнейших направлений взаимовыгодного сотрудничества. Более 20 % белорусско-азербайджанского товарооборота — это продукция, необходимая для обеспечения деятельности кооперационных производств. Здесь стоит особо отметить успешную реализацию совместного проекта по производству тракторов, автомобилей и специальной техники на Гянджинском автомобильном заводе. Так, в период с 2007 по 1 января 2017 г. в Азербайджане собрано около 9,7 тыс. тракторов «Беларус» различных модификаций и специальной техники на их базе, а также более 3,8 тыс. автомобилей, автобусов и прицепов МАЗ. Имеются хорошие перспективы и для продвижения совместно произведенной на Гянджинском автомобильном заводе продукции на рынки третьих стран. А это в свою очередь свидетельствует о переходе наших кооперационных связей на более высокий и качественно новый уровень.

Нам удалось достичь определенных успехов в вопросе организации в Азербайджане совместного производства медицинских препаратов. Определены предприятия, ответственные за реализацию проекта, предварительно отобрана номенклатура выпускаемой продукции. В настоящее время с нашими азербайджанскими партнерами ведутся переговоры по согласованию других деталей проекта.

— Как Вы оцениваете перспективы сотрудничества двух стран в нефтехимической отрасли?

— Сотрудничество в нефтехимической сфере является весьма важным и многообещающим для двух стран. В 2017 г. в рамках заключенных контрактов и соглашений между профильными компаниями Беларуси и Азербайджана объем реализованных операций с нефтепродуктами на внешних рынках оценивался в сотни миллионов долларов. Поэтому нами проводится активная работа по дальнейшему расширению белорусско-азербайджанского взаимодействия в этой отрасли. 

В мае 2017 г. в целях презентации отечественного нефтехимического потенциала на рынке Азербайджана при поддержке посольства был организован Национальный павильон Республики Беларусь в рамках 24-й Международной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия». Мы расценили посещение белорусской экспозиции Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и первым вице-президентом Мехрибан Алиевой как знак особого внимания и уважения к нашей стране.

В ходе работы выставки также состоялись переговоры белорусских участников с представителями Государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR по перспективным направлениям сотрудничества.

— Как известно, Беларусь заинтересована в участии в проекте строительства транспортного коридора «Север — Юг», который должен соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией и объединить в том числе железные дороги Азербайджана, Ирана, России. Какие это открывает возможности для Беларуси? 

— В условиях нестабильных цен на углеводородное сырье на мировом рынке и производимую на основе этого сырья продукцию в Азербайджане значительно активизировались усилия по развитию ненефтяного сектора экономики, превращению страны в важный транспортный и логистический узел региона. В этом контексте руководством Азербайджана большое внимание уделяется существенному увеличению грузопотока с использованием нового железнодорожного маршрута Баку — Тбилиси — Карс, паромных перевозок по Каспийскому морю через Баку из портов Казахстана, Туркменистана, России и Ирана, а также скорейшему завершению строительства и задействованию возможностей международного транспортного коридора «Север — Юг».

Для Беларуси, являющейся важным транспортным узлом в системе международных сообщений и стратегическим партнером Азербайджана, участие в проекте «Север — Юг» представляет значительный интерес. В частности, для нас открываются большие возможности не только по оптимизации маршрута и средств доставки белорусских товаров в Азербайджан и азербайджанских в Беларусь, но и в отношении увеличения объема транспортных услуг путем привлечения значительного потока грузов из Ирана, Индии, Пакистана и ряда других стран. Возможно также в перспективе подключение к южной ветви Шелкового пути. В данном направлении Белорусской железной дорогой уже ведется работа с заинтересованными сторонами по согласованию различных вариантов и форм участия в проекте.

Замечу, что наше участие в проекте повысит значение и привлекательность и самого транспортного коридора «Север — Юг». 

— Азербайджан — самая экономически развитая страна в регионе Южного Кавказа и, соответственно, конкуренция здесь высока. Какие советы Вы можете дать белорусским производителям по закреплению позиций на азербайджанском рынке?

— Действительно, азербайджанский рынок сегодня не испытывает недостатка предложений практически по всем товарным позициям. В каждой нише представлены бренды ведущих мировых производителей различного ценового сегмента, многими экспортерами одновременно предлагаются льготные условия поставок и эффективная система сервиса. 

Белорусским производителям в этой связи могу порекомендовать устанавливать прямые личные контакты с азербайджанскими партнерами и вести с ними постоянный диалог. В вопросах поставок качественной продукции и услуг необходимо вырабатывать гибкий и комплексный подход, соответствующий различным запросам местных потребителей. 

Созданная в 2016 г. и активно развивающаяся сеть магазинов «Белорусский» азербайджанской компании AZNUR является наглядным примером продуманной стратегии и умело организованной торговли, которая отвечает всем современным требованиям. Уточню, что сегодня в Азербайджане действуют пять специализированных магазинов по продаже белорусской продукции и еще два находятся в стадии открытия. Кроме того, три магазина успешно работают в соседней Грузии. По сути, это удачное бизнес-решение по всем вопросам продвижения данной группы товаров, включая логистику, от производителя до конечного потребителя.

Также еще раз хочу обратить внимание на успешную кооперационную работу белорусского МТЗ с Гянджинским автомобильным заводом. Эти предприятия уже не только экспортируют свою совместную продукцию в третьи страны, с которыми Азербайджан осуществляет торговлю на более льготных условиях, чем Беларусь, но и приступили к строительству производственных объектов на перспективных рынках. Все это подтверждает тот факт, что для стабильной и долговременной работы в Азербайджане с учетом проводимой здесь политики импортозамещения принципиально важно быть не только надежными поставщиками товаров и услуг, но и партнерами, готовыми к созданию совместных производств на территории этой страны, в том числе экспортно ориентированных. 

В целом на сегодняшний день благодаря совместным усилиям посольства и организаций-поставщиков в Азербайджане удалось создать позитивный имидж продукции, выпускаемой под брендом «Сделано в Беларуси», как надежной и качественной, отвечающей высоким стандартам. 

Ирина КОНЦАВЕНКО

Больше материалов о рынке Азербайджана и перспективах двустороннего торгово-экономического сотрудничества — здесь.