Размер шрифта:

Интервью заместителя Министра иностранных дел Андрея Евдоченко газете «Беларусь Сегодня»

  Как обойти острые углы мировой торговли                                                

Финансовый кризис сопровождается не только дефицитом денежных ресурсов предприятий и банков, но и еще одной очень серьезной проблемой. Мировой рынок накрыла новая волна протекционизма. Историки, экономисты, дипломаты проводят параллели с временами «Великой депрессии», когда ведущие государства обороняли собственные рынки, словно бастионы… Нередко можно услышать мнение, что нынешняя ситуация еще острее.

Как сейчас продавать свой товар за рубеж, о чем нужно помнить, выходя со своей продукцией на экспорт и как цивилизованным способом защищать внутренний рынок? Об этих злободневных вопросах мы беседуем с заместителем министра иностранных дел Андреем ЕВДОЧЕНКО.


Андрей Александрович, в ноябре в Вашингтоне звучали заявления о необходимости следовать принципам свободной торговли. Но, судя по новостям, эти заявления остались всего лишь декларацией о намерениях. Своя рубашка, а точнее производитель, снова оказывается ближе к телу?


— Действительно, во время саммита в Вашингтоне крупнейшие страны, так называемая Группа–20, приняли декларацию, в которой подчеркнули идею отказа от протекционизма… Но последние месяцы показывают, что все больше стран, включая членов «большой двадцатки», принимают меры по защите и поддержке национальной экономики. Повышаются ставки таможенных пошлин, вводятся квоты на импорт и даже полный запрет на ввоз отдельных товаров, ограничивается доступ иностранной продукции к процедурам государственных закупок.


Но ведь если жестко ограничивать поступления иностранных товаров на внутренний рынок, создавать «тепличные условия» для своих производителей, то это приведет к снижению конкурентоспособности экономики. А потребителям придется переплачивать за товары и услуги…


— Все верно. Но об этой простой истине сегодня многие стараются не вспоминать. Вот пример. Франция создала фонд в 7,6 миллиарда долларов для инвестиций в компании, которым, по выражению президента Франции, «необходимо защититься от иностранных хищников». В США отработан пакет государственной помощи для своих автопроизводителей. Это поставит их в неравные, более выгодные условия по сравнению с иностранными компаниями. Индия ввела запрет на ввоз многих металлоизделий, а также шин для грузовых автомобилей и автобусов, ограничила ввоз древесноволокнистых плит. Подобные меры принимают Аргентина, Бразилия, Вьетнам и наши партнеры из стран СНГ: Украина, Молдова и другие.


— И это, конечно же, задевает наши интересы…


— Разумеется! Ведь у нас открытая экономика: отношение экспортно–импортных операций к ВВП составляет 130 процентов. Сейчас можно сказать, что почти все основные статьи белорусского экспорта столкнулись с обостренной конкуренцией. Приходится вести очень напряженный диалог, чтобы обеспечить нормальный доступ белорусских товаров на внешние рынки.


Андрей Александрович, а насколько соответствуют такие меры, как повышение пошлин и введение квот, принципам Всемирной торговой организации?


— Да, то, что я сейчас называл, — это в мировой практике либо не приветствуется, либо полностью запрещается.


Но я хотел бы отметить: в условиях мирового кризиса растет применение и разрешенных инструментов защиты рынков. Речь об антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мерах. По данным ВТО, в первом полугодии 2008 года, когда кризис только начинался, количество антидемпинговых мер увеличилось на 40 процентов…


Если я правильно понимаю, картина вырисовывается следующая. В борьбе за интересы своих производителей многие государства сегодня «пустились во все тяжкие». При этом повлиять на введение различных пошлин и квот мы не можем. Они, скажем так, остаются на совести тех, кто их устанавливает. А вот что касается разрешенных мер защиты рынка, как, например, антидемпинговые расследования в отношении тех товаров, которые поставляются на рынок по заниженным ценам, то здесь как раз таки многое зависит от наших предприятий. Если постоянно быть начеку и проявлять известную осмотрительность, то антидемпинга можно избежать…


— В общем–то верно.


— Андрей Александрович, а можно ли назвать ущерб, который возникает из–за того, что наши предприятия столкнулись с этими так называемыми разрешенными ограничительными мерами?


— Меры, о которых вы говорите, в отношении белорусских товаров применяют Евросоюз, Украина, Турция, Индия, США, Казахстан и Молдова. Наиболее сильно они затрагивают химическую продукцию, продовольствие, изделия из металла и текстиль. Ущерб от них составляет около 70 миллионов долларов.


Здесь хотелось бы сделать важное уточнение. Особенно часто мы сталкиваемся с ограничительными мерами в торговле с нашими ближайшими партнерами — странами СНГ. И это становится для нас очень острой проблемой. Еще несколько лет назад основными инициаторами расследований против белорусской продукции были страны Западной Европы и США. А в последние годы это наши ближайшие соседи. Например, наибольшее количество защитных мер применяет Украина — речь об антидемпинговых пошлинах на компрессоры, искусственный мех, ворсовое полотно, древесноволокнистые плиты. Украиной также введены спецпошлины на рубероид, подшипники, хлопчатобумажные ткани, лампы накаливания и другие белорусские товары.


А как объяснить эту тенденцию? Почему антидемпинговые меры в отношении белорусских товаров стали чаще применять страны СНГ?


— Между нашими государствами существует режим беспошлинной торговли. В этих условиях антидемпинг — мера, направленная против иностранных товаров, которые поставляются на рынок по заниженным ценам, — становится одним из основных средств защиты экономики.


Конечно, МИД делает все возможное, чтобы добиться отмены ограничений в отношении белорусской продукции. В прошлом году отменена антидемпинговая пошлина на полиэфирные нити и жгут, которые предприятие «Могилевхимволокно» поставляло в страны Евросоюза, а также антидемпинговая пошлина на карбамид, который экспортировал в ЕС «ГродноАзот». Нам также удалось снять квотирование экспорта наших текстильных изделий на рынок Евросоюза по 13 категориям из 33.


Отменены антидемпинговые меры в отношении спичек, которые наши предприятия поставляли в Украину. Также удалось увеличить квоту предприятия «Могилевэнерго» на экспорт в Украину древесноволокнистых плит. Благодаря аргументам белорусской стороны Молдова отказалась от введения ограничений в отношении кондитерских изделий и отменила квотирование импорта наших молочных продуктов.


В денежном выражении общий эффект от проделанной работы составляет около 170 миллионов долларов.


То есть со стороны дипломатического корпуса делается все, чтобы смягчить или отменить уже введенные ограничения или не допустить новые. Однако и сами производители должны очень внимательно изучать законодательство тех стран, на рынки которых они выходят со своей продукцией. Помимо этого, нужно выстраивать грамотную стратегию продаж. Отмечу, почти всегда под пристальное внимание наших конкурентов попадают те товары, которые «сбрасываются» на рынок в больших объемах и в короткий срок. Надо понимать, что сиюминутная выгода от таких поставок может обернуться реальной потерей этих рынков на многие годы. И в условиях жесткой конкуренции вернуться туда со своим товаром будет очень сложно.


Андрей Александрович, до сих пор мы говорили о поставках на внешние рынки. Однако не менее актуален сегодня и такой вопрос: как наши производители могут цивилизованным способом защитить собственный рынок?


— Вопрос очень деликатный. Особенно когда речь идет о взаимоотношениях со странами СНГ, куда мы продаем очень широкую гамму продукции. Здесь любая попытка ограничить проникновение товаров из этих стран на рынок Беларуси, конечно же, натолкнется на ответные меры со стороны наших партнеров. Поэтому нужно уходить от инструментов, которые несовместимы с международными нормами и принципами, а также с межгосударственными документами, которые подписаны со странами СНГ.


Мы сегодня ориентируем наши предприятия на применение антидемпинговых, спецзащитных мер, которые разрешены в мировой торговле. Результаты уже есть. В августе прошлого года по результатам проведенного расследования введена антидемпинговая пошлина на карамель из Украины. Действует спецпошлина в отношении импорта украинских ПЭТ–преформ…


С 2006 года действует специальная импортная квота на полиэфирные текстурированные нити. Благодаря ее применению удалось сдержать поставки этого товара в страну, увеличить объемы производства предприятия «Могилевхимволокно». А белорусские производители тканей переориентировались на использование отечественных нитей…


Но в целом, к сожалению, наши производители неактивно используют эти разрешенные в мировой практике защитные меры. Многие все еще ориентируются на запретительные пошлины, квоты, особые льготы государства. Предложения подобного толка по–прежнему очень часто вносятся в Правительство. Это никак не согласуется с нынешним статусом Беларуси как страны с открытой экономикой. И дело даже не столько в нормах ВТО. А в том, что наши ближайшие партнеры — Россия, Украина, Казахстан — в своей работе руководствуются международными нормами и принципами. И у Беларуси нет другого пути, кроме как работать в соответствии с международными стандартами. Тем более запреты всегда чреваты ответными мерами, в том числе асимметричными. Скажем, если мы установим запрет на импорт пива из России, то в ответ могут пострадать на российском рынке, например, наши тракторы и комбайны. То есть защитим внутренний рынок, а пострадает экспорт. Это соображение необходимо учитывать нашим производителям и государственным ведомствам, когда они вносят предложения по тарифной защите собственного рынка.


А почему наши производители слабо используют современные инструменты для защиты собственных интересов?


— К сожалению, у нас пока в системе внешнеэкономической деятельности только 4 процента всех кадров имеют внешнеэкономическое образование. Этот пробел нужно срочно устранять. Применение современных инструментов сопряжено с длительными затратными и сложными процедурами расследования. Требуется соответствующая профессиональная подготовка. А иногда надо обращаться и к услугам специализированных юридических и консалтинговых компаний. Но игра, как говорится, стоит свеч. Потому что защита собственного рынка от недобросовестного импорта освобождает нишу в миллионы долларов, которую белорусский производитель может занять на несколько лет. Надо учиться работать по–новому.

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by