Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея газете «КоммерсантЪ» (27 октября 2015 г., г.Москва)
28 октября 2015 г.«КоммерсантЪ»: После президентских выборов многие прочат нормализацию отношений Беларуси с Евросоюзом. С чем это связано — с посреднической ролью Минска в украинском урегулировании или с освобождением политзаключенных?
В.Макей: Есть такое выражение: «Время лечит». Со временем в Евросоюзе поняли, что Беларусь — это не марионетка в чьих-то руках, а независимое государство, которое проводит самостоятельную политику исходя из национальных интересов. Конечно, стечение обстоятельств также помогло Евросоюзу осознать мотивы, которыми руководствуется Беларусь при принятии каких-то внешне- и внутриполитических решений.
Мы не питаем каких-то розовых надежд, что завтра откроются все двери и Евросоюз заключит Беларусь в объятия. Но тенденция к нормализации отношений присутствует.
«КоммерсантЪ»: Между тем в России приходится слышать упреки в адрес Минска в том, что он играл больше на стороне Киева и чуть ли не информировал Киев о происходящем на Донбассе. Можете ли Вы прокомментировать эти упреки?
В.Макей: Это абсолютная чепуха. Мы никогда не старались подыграть какой-то стороне в ущерб другой стороне. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы в нашем регионе воцарились мир и стабильность, но не в ущерб нашим отношениям с Россией. Как бы банально это ни звучало, три братских народа веками жили вместе. И сегодня нам больно наблюдать эту огромную напряженность, которая существует в нашем регионе, в том числе между двумя братскими народами. И если два брата ссорятся, должен быть кто-то третий, кто смог бы приложить усилия для их примирения. Здесь мы действительно не просто играем роль посредника, но пытаемся сделать все возможное, чтобы народ Украины, в том числе в Донбассе, жил мирно.
«КоммерсантЪ»: А нет ли риска, что к дистанцированию Минска и Москвы приведет нормализация в отношениях с Западом на фоне конфликта между Западом и Москвой?
В.Макей: Мы даже не рассматриваем такую перспективу. Евросоюз для нас — второй после России торгово-экономический партнер, и наше стремление иметь нормальные отношения с ЕС объясняется стремлением иметь нормальные торгово-экономические отношения. Наша экономика ориентирована на экспорт, мы вынуждены продавать 60–70% производимых в стране товаров и заинтересованы в рынках сбыта. Но ни в коем случае не за счет России и не в ущерб России. Это сразу стало бы явным, если бы мы попытались договориться с Европой за счет ущемления каких-то интересов Москвы. Поэтому мы никогда не предпринимали таких действий. Только неумные люди в России могут говорить о Беларуси в таком контексте.
«КоммерсантЪ»: Облегчает ли нормализация отношений с Западом переговоры о выделении международного кредита? Ведь для Минска это довольно острый вопрос.
В.Макей: Ситуация в экономике сегодня действительно сложная. Кстати, она возникла не по нашей вине, а из-за целого ряда внешних обстоятельств, в том числе мирового финансового экономического кризиса и взаимных санкций между Россией и Евросоюзом. Но выстраивая отношения с ЕС и с международными организациями, мы не идем туда с протянутой рукой. Мы хотим иметь с ними нормальные торгово-экономические отношения, как другие государства — такие, в которых не было бы места санкциям (а они до сих пор полностью не сняты), была возможность взаимодействовать с международными финансовыми институтами, вести переговоры и о кредитах, и о финансировании взаимовыгодных проектов в Беларуси или за ее пределами.
«КоммерсантЪ»: И какие на этом фоне Ваши шансы получить кредит?
В.Макей: Многие государства обращаются к МВФ за поддержкой в трудную минуту. Если наши финансовые институты сочтут это необходимым, то мы, конечно, будем вести переговоры с международными кредитными организациями.
«КоммерсантЪ»: То есть это Вы пока не обратились за кредитом?
В.Макей: Обсуждение перспектив ведется, и не только со стороны Беларуси. Необходимо учитывать, что для выделения кредита всегда есть определенные встречные требования — но аналогичные встречные требования, и может быть, даже более жесткие, чем со стороны МВФ, имеются и со стороны Евразийского фонда, с которыми мы также сотрудничаем в рамках текущих программ. Поэтому, говоря о том, что на этом этапе нашей экономике требуется определенная финансовая поддержка, мы будем анализировать соответствующие предложения со стороны различных финансовых институтов.
«КоммерсантЪ»: То есть выбирать из двух зол меньшее?
В.Макей: Из двух-трех-четырех, пока этот вопрос открыт.
«КоммерсантЪ»: Вы могли бы прояснить ситуацию с перспективой размещения в Беларуси российской авиабазы?
В.Макей: Я бы задал вам встречный вопрос: размещение российской базы в Беларуси приведет к тому, что в регионе снизится военно-политическая напряженность и воцарится мир и стабильность, в частности, в Украине?
«КоммерсантЪ»: Конечно, с точки зрения российских властей, российская база способствовала бы укреплению безопасности.
В.Макей: Не буду комментировать высказывания российских официальных лиц, просто выскажу свою точку зрения. Однозначно размещение этой авиабазы не снизит военно-политическую напряженность в регионе. Наоборот, авиабаза вызовет раздражение в адрес и Минска, и Москвы. Кроме того, в Беларуси сейчас находится столько авиабаз, что там в считанные часы можно разместить сотни самолетов. Поэтому для нас более актуально вести речь о том, чтобы быть готовыми дать оперативный ответ на случай роста напряженности в регионе или угрозы безопасности Беларуси и России.
В нынешней ситуации, когда есть ряд других вопросов, требующих быстрого оперативного решения, в том числе украинский кризис и ситуация в Сирии, нам кажется, что нет нужды вести разговор о размещении базы в Беларуси.
«КоммерсантЪ»: Правильно ли я поняла, что переговоры велись, но в нынешней ситуации это не стоит на срочной повестке дня?
В.Макей: Министерство иностранных дел не вело переговоров с российской стороной по вопросам открытия авиабазы.
«КоммерсантЪ»: Вы упомянули сирийскую ситуацию. Как Минск оценивает российскую военную операцию в Сирии?
В.Макей: Естественно, мы поддерживаем действия России в Сирии, ибо там Россия действительно борется с очень опасным вызовом, который сегодня стоит перед человечеством,— с терроризмом. Это общее дело, без объединения усилий всех государств здесь не обойтись. Нам было удивительно, почему на этапе создания западной коалиции в нее не пригласили Россию. Но теперь, как нам кажется, Россия с учетом действий подобной западной коалиции в Ливии учла выводы ливийской истории, скажем так, и решила более активно и решительно действовать в Сирии — в полном соответствии с международным правом.
В то же время мы всегда выступали за то, чтобы ситуация в Сирии была нормализована путем организации внутриполитического диалога с участием действующего президента Башара Асада. В феврале этого года я был с официальным визитом в Сирии, где встречался в том числе с Башаром Асадом,— он однозначно заявил, что он готов к организации такого диалога. При этом мы должны однозначно констатировать, что внешнее иностранное вмешательство присутствует, иначе ситуация в Сирии уже давно была бы нормализована.
«КоммерсантЪ»: Насколько Вы удовлетворены состоянием дел в Евразийском экономическом союзе?
В.Макей: Можно было бы говорить только хвалебные слова о том, что все прекрасно и что евразийская экономическая интеграция развивается. Действительно, процесс идет. Но, к сожалению, с нашей точки зрения, не так быстро и глубоко, как нам хотелось бы. Мы оставили в силе огромное количество изъятий и ограничений, которые не способствуют скорому созданию единого экономического пространства, а ведь это главная цель, к которой мы стремились. Более того, решение о его создании отложено до 2025 года, и действия некоторых партнеров приводят к тому, что эти сроки могут быть сдвинуты на более позднее время. Я имею в виду, в частности, вступление Казахстана в ВТО и принятие Казахстаном на себя обязательств, которые снижают уровень таможенной защиты в рамках ЕАЭС.
«КоммерсантЪ»: Видите ли Вы риски для экономики Беларуси от присоединения Казахстана к ВТО?
В.Макей: Конечно, мы видим риски, потому что по 3 тыс. позиций уровень таможенной защиты в соответствии с обязательствами, которые принял на себя Казахстан, намного ниже, чем это было принято в рамках ЕАЭС. Так, в Казахстан может импортироваться техника, которая раньше поступала в страны ЕАЭС из Беларуси, а теперь эта техника может поступать и в Россию и замещать те товары, которые раньше направляла Беларусь. Естественно, мы видим для себя эти риски и будем принимать адекватные меры реагирования, выстраивая соответствующие уровни таможенной защиты с нашей стороны от тех товаров, которые могут поступить на рынок ЕАЭС через Казахстан. Кстати, здесь мы действуем вместе с нашими партнерами из России, Армении и Киргизии.
«КоммерсантЪ»: На фоне подобных сложностей есть ли перспектива у единой валюты ЕАЭС?
В.Макей: В свое время Евросоюз не скоро пришел к созданию единой валюты. И нам стоило бы учитывать уроки, уроки и Евросоюза, и СССР. На этом этапе нет смысла вести речь о единой валюте — сперва надо добиться успехов в создании единого экономического пространства.
«КоммерсантЪ»: Говоря о едином экономическом пространстве, многие предполагают, что Беларуси могла пойти на пользу ситуация с санкциями и контрсанкциями. Например, по данным Национального статистического комитета Беларуси, с 2013 по 2014 год только импорт моллюсков рванул с 36 до 189 тонн, а импорт абрикосов, вишни, черешни, персиков и слив — с 55 до 125 тыс. тонн. Это свидетельство роста благосостояния граждан Беларуси?
В.Макей: Взаимные санкции между РФ и ЕС, к сожалению, больно ударили и по экономике Беларуси. Возможно, импорт некоторых товаров в Беларуси вырос. Но мы договорились с нашими российскими партнерами, что если эти товары будут перерабатываться на территории Беларуси и в них будет привноситься добавленная стоимость, то они могут поступать и на рынок России. Я не исключаю, что, возможно, какие-то отдельные недобросовестные субъекты хозяйствования злоупотребляют этим и занимаются реэкспортом. Но власти Беларуси, как и власти России, решительно борются с этим злом.
Если бы мы занимались реэкспортом подсанкционной продукции, которая поступала бы через территорию Беларуси, товарооборот между Россией и Беларусью вырос бы в разы. Но, к сожалению, товарооборот с Россией у нас с января по август этого года составил $18,2 млрд, это почти на 30% ниже, чем за тот же период 2014 года. В то же время у нас с Азией, Африкой, Америкой товарооборот вырос, так что я бы не стал так просто заявлять о том, что для Беларуси эта ситуация выгодна.
«КоммерсантЪ»: Рассматривается ли сейчас ведомствами России и Беларуси установление постов на границе для того, чтобы контролировать реэкспорт запрещенной продукции?
В.Макей: У нас налажен активный и оперативный обмен информацией по линии таможенных органов. Действующих таможенных постов на внешнем периметре нашей границы хватает. И мы знаем, что когда у наших российских партнеров возникали какие-то опасения, то они где-то на каких-то основных трассах выставляли соответствующие посты и изымали соответствующую продукцию, которая, с точки зрения наших российских друзей, была ввезена на территорию России с нарушением соответствующих правил.
Вместе с тем мы должны скорее совместно подумать над тем, как нам увеличить товарооборот между нашими странами, потому что это было бы на пользу и российской, и белорусской экономикам и, главное, на пользу людям.
«КоммерсантЪ»: И возможности реэкспорта или экспорта переработанной продукции в этом смысле представляют интерес для белорусской стороны…
В.Макей: Подчеркну, что, если продукция перерабатывается на территории Беларуси, это не реэкспорт. Даже те самые моллюски, если туда привносится добавленная стоимость, становятся белорусским продуктом — и это уже будет не реэкспорт, а поставка белорусской продукции на территорию России.
Например, у нас создано частное предприятие «Санта-Бремор», которое закупает рыбу и которое выпускает переработанную продукцию под брендом «Русское море». Рыбу оно закупает и в Европе, и в Норвегии, и во Вьетнаме, и в Камбодже, и в некоторых других странах Азии и Европы, а перерабатывает в прекрасном рыбохозяйственном комплексе в Бресте. Так вот эта рыба — я ее тоже покупаю — перерабатывается в Беларуси и экспортируется не только в Россию, но и в Европу. Я видел и в ОАЭ эту продукцию, так что это нормальное явление.
Мы договорились об этом с нашими российскими партнерами, что это не будет являться нарушением тех ответных санкционных мер, которые Россия ввела по отношению к Европе. Более того, сейчас мы ведем разговор о том, чтобы создать такое понятие, как «товар Союзного государства». В таком случаем нам было бы проще, может быть, избегать каких-то санкционных мер со стороны третьих сторон.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by