Размер шрифта:

Доклад Премьер-министра Республики Беларусь на заседании Совета Министров об итогах социально-экономического развития страны за минувший и задачах на нынешний год (12 февраля 2002 г.)

14 февраля 2002 г.

Уважаемый Президент Республики Беларусь!

Уважаемые члены Правительства и участники заседания!

В прошедшем году деятельность Совета Министров была направлена на реализацию задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001- 2005 годы. Правительство стремилось обеспечить устойчивую работу реального сектора экономики, закрепить положительные тенденции макроэкономической стабилизации. И на этой основе повысить уровень жизни населения.

Основные итоги

Объем валового внутреннего продукта увеличился по сравнению с 2000 годом на 4.1 процента.

Прирост достигнут за счет повышения производительности труда и без увеличения потребления энергоресурсов.

Решена поставленная Президентом страны задача поднять размер среднемесячной заработной платы до уровня, эквивалентного 100 долларам США.

Реальная заработная плата увеличилась почти на треть.

Реальные денежные доходы населения и пенсии выросли на четверть.

Закрепилась тенденция ввода жилья на оптимальном уровне. Четыре года подряд около трети его строится на селе.

Розничный товарооборот увеличился почти на четверть. Доля отечественных товаров в нем составила более восьмидесяти процентов.

Однако минувший год был неоднозначным по своим экономическим результатам.

Из пятнадцати важнейших параметров прогноза выполнено только десять.

Не произошло оживления инвестиционной деятельности. Снизились объемы капитальных вложений во всех отраслях народного хозяйства, за исключением транспорта и связи.

Не достигнут прогнозный уровень экспорта товаров и услуг.

Не выполнено задание по снижению материалоемкости.

Не удалось выйти на предусмотренные прогнозом параметры производства валовой продукции сельского хозяйства.

Не обеспечено выполнение задания по производству продукции промышленности Минсельхозпродом, концернами "Беллегпром". "Белтопгаз".

В результате по итогам года не удалось обеспечить дополнительный прирост валового внутреннего продукта на 5 процентов в соответствии с требованием Президента страны.

Это повлекло за собой:

неисполнение консолидированного бюджета;

рискованное увеличение денежной массы в конце прошлого года;

сужение возможностей динамичного развития экономики в первом квартале наступившего года.

Результаты работы народнохозяйственного комплекса республики тщательно проанализированы. По многим направлениям Правительством уже выработаны конкретные решения. Они позволяют обеспечить необходимую динамику развития экономики в соответствии с установленными Президентом страны прогнозными показателями на 2002 год. Главное теперь - их реализовать.

Разрешите остановиться на наиболее значимых проблемах.

Бюджет

Это главный финансовый инструмент Правительства. С одной стороны, бюджетных средств постоянно не хватает. С другой - налоговая нагрузка слишком велика. Анализ состояния бюджета показывает следующее:

1. Доходы. Более 90 процентов их формируется у нас за счет налогов и сборов. В других странах в структуре доходов более трети - иные источники (в России - 35%).

На прошедшей итоговой коллегии Минфина мной поставлена задача: не позднее 1 марта внести конкретные предложения, позволяющие уже в текущем году увеличить доходную часть бюджета за счет:

1. Роста платы за ресурсы (стоимость земли в городах и пригородах слишком занижена, процветает теневая торговля).

2. Доходов от продажи имущества (в том числе недостроенных объектов).

3. Страховой деятельности.

4. Лотерейной деятельности и игорного бизнеса.

5. Вовлечения в систему налогообложения теневого оборота. Министерству по налогам и сборам надо научиться, наконец, эффективно собирать налоги. Задолженность по платежам в бюджет на начало года составила 134 миллиарда рублей. Этот вопрос будет в ближайшее время рассмотрен в Правительстве.

2. Расходы. Правительство ведет конкретную проработку предложений по решительному сокращению льгот. За прошлый год их предоставлено субъектам хозяйствования на сумму свыше 270 млрд. рублей, а гражданам - оценочно свыше 560 млрд. рублей. Разными видами льгот у нас пользуется около 7 миллионов человек.

Выработаны конкретные меры по повышению эффективности использования средств в традиционных бюджетных сферах.

Ведется работа по сокращению нерациональных расходов (евроремонты, транспорт, капитальное строительство, в т.ч. объектов здравоохранения).

Предстоит упорядочить финансирование общественных организаций, санаторно-курортных учреждений, в т.ч. удешевление путевок.

3. Платные услуги. По мере развития рынка нельзя не видеть расслоения граждан по доходам. А традиционная сфера бюджетных услуг остается для всех одинаково доступной.

Но есть уже и новый опыт. Дополнительно к бюджетному финансированию высшая школа зарабатывает более 50 процентов средств. Специалистов с высшим образованием готовится больше, чем в советское время. Благодаря личному вниманию и строгому контролю за приемом в вузы Главы государства высшее образование доступно талантливой молодежи независимо от доходов родителей.

Иная картина в здравоохранении. Официально внебюджетные источники составляют 3-5 процентов. На самом деле объем теневой сферы платных услуг здесь, пожалуй, на порядок выше.

Президентом страны поставлена задача уже в текущем году привлечь в систему здравоохранения не менее 30 процентов внебюджетных средств. К сожалению, новое руководство Минздрава в этом направлении разворачивается очень медленно. В выполнении этой непростой задачи не должны стоять в стороне Минфин, Минэкономики и Правительство в целом.

Не менее 10-15 процентов от общего объема финансирования должны заработать в текущем году структуры министерств культуры, спорта и туризма.

Совет Министров рассмотрел все эти проблемы с участием руководителей областей и города Минска. Обсуждение показало большие возможности в развитии платных услуг на местах. По многим аспектам достигнуты соответствующие договоренности. Их необходимо безотлагательно реализовывать. Полагаю, при таких подходах выполнение задачи, поставленной Президентом страны - обеспечить преодоление разрыва между доходами и расходами бюджета текущего года в сумме 500 миллиардов рублей, - становится реальным Все это, в том числе задания по дополнительному росту Валового внутреннего продукта на год не менее 6-7 процентов, всесторонне проработано в министерствах, ведомствах и Правительстве. Предстоит практическая работа по реализации намеченного.

Инвестиции

За последние семь лет практически восстановлен экономический потенциал республики начала 90-х годов. Все это достигнуто главным образом за счет собственных источников, почти без внешних инвестиций. Обеспечена достаточно высокая занятость населения.

Вместе с тем анализ работы экономики показывает, что большое количество предприятий применяет устаревшие технологии. Из-за этого материало- и энергоемкость выпускаемой продукции почти вдвое выше, чем в развитых странах. Отсюда достаточно низкая производительность труда и в целом эффективность производства.

Прогрессирующий износ основных фондов на многих предприятиях достиг критического состояния. Дальнейший рост экономики страны невозможен без существенной активизации инвестиционной деятельности.

Недавно вступил в силу Инвестиционный кодекс. В последнее время Правительством проделана работа по совершенствованию рамочных условий инвестиционной деятельности. Этот вопрос рассмотрен и на заседании Президиума,

С одной стороны, реально работающие предприятия республики представляют интерес для инвесторов, в том числе зарубежных. С другой стороны, работа Правительства по поручению Главы государства - привлечь инвестиции на предприятия нефтехимического комплекса - вскрыла массу проблем.

Для реального восприятия инвестиций требуется срочное акционирование предприятий.

А процесс акционирования и приватизации натыкается на громоздкий процедурный механизм. По законодательству он требует от 7 до 9 месяцев.

Но самое главное - большинство предприятий, нуждающихся в инвестициях, не. имеют соответствующих проектов.

Особая проблема при этом - неподготовленность кадров.

Необходимо также заметить, что инвесторы, образно говоря, уже реально стучатся в дверь. Сложилась благоприятная внешнеэкономическая ситуация по привлечению инвестиций.

В текущем году Правительством поставлена задача привлечь внешних инвестиций в 3-4 раза больше, чем в прошлом.

Распоряжением Премьер-министра в январе текущего года создана специальная рабочая группа. Ее возглавляет заместитель Премьер-министра Сидорский С.С.

В соответствии с поручением Президента предстоит решительно пересмотреть всю нормативно-правовую и организационную сторону этих вопросов. Намечены конкретные меры по ускорению процессов в несколько раз. Мобилизованы все причастные структуры и предприятия.

При этом уместно все-таки вспомнить поговорку: "Поспешай, да не торопись".

Интересы работников и государства были и остаются на первом плане. Располагая опытом других стран, эту работу надо провести качественно.

Занятость

Осуществление инвестиционных проектов на основе высокоэффективных технологий выдвигает на первый план проблему занятости. Например, завершение инвестиционного проекта стеклозавода "Елизово", на котором занято 230 человек, позволяет производить в 2 раза больше стеклотары европейского качества. При этом на производстве должно остаться 120 человек. Между тем для Елизово стеклозавод - градообразующее предприятие.

Здесь два пути решения проблемы.

По требованию Главы государства руководитель такого предприятия, осуществляя проект, обязан создать новые рабочие места. Возможно, в Елизово это единственный путь.

Второе направление - это меры государства, Правительства по созданию условий для интенсивного развития занятости. Прежде всего, в сфере услуг и предпринимательства.

При этом имеются в виду не только бытовые, но и высокотехнологичные, инновационные услуги.

Самокритично оценивая работу уже нового Правительства, надо прямо сказать о том, что почти все инициативы на этот счет пока не доведены до конца.

Завязли в коридорах власти предложения по:

упрощению процедуры государственной регистрации;

сокращению перечня лицензируемых видов деятельности;

отмене декларирования доходов физических лиц при инвестировании в развитие малого бизнеса;

упорядочению налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Полагаю, что эти вопросы в самое ближайшее время должны быть разрешены.

Доходы населения

Низкий масштаб цен и заработной платы в течение длительного времени приводил к вывозу дешевой продукции за границу, порождал проблему насыщения внутреннего рынка. Он же не позволял населению осуществлять накопления в банковской системе.

Низкая заработная плата не дает возможности развивать институты платных услуг, порождает иждивенчество, в целом снижает качество жизни.

Задача, поставленная Президентом страны - достичь в 2005 году зарплаты, эквивалентной 250 долларам США, - означает переход не только на новую качественную ступень благосостояния, но и на иное, стимулирующее соотношение доходов и цен.

Способность за среднемесячную зарплату, например, приобрести квадратный метр жилья, совершенно по-иному характеризует экономические возможности населения как потребителя и как инвестора.

Поэтому уровень доходов населения является проблемой не только социальной, но и экономической.

Дальнейшая работа Правительства по повышению доходов граждан должна параллельно сопровождаться совершенствованием структуры и предложения качественных товаров и услуг.

При этом следует учитывать, что высокий уровень доходов позволит уходить от бесплатных социальных услуг. И тем самым повышать их качество и расширять для потребителя возможность их выбора.

В этом контексте Правительство рассматривает и проблему задолженности по заработной плате.

Она, к сожалению, не теряет остроты. По состоянию на 31 января задолженность по заработной плате достигла 33 млрд. рублей. Ее удельный вес в месячном фонде зарплаты составил 6,8 процента против 0,8 на конец прошлого года. На 11 февраля остаток задолженности удалось сократить до 19,4 млрд. руб.

Повышение реальной заработной платы в 2002 году на 7-8 процентов не решит проблему стимулирующего роста доходов при хронически высоком уровне задолженности.

Правительство достаточно глубоко занималось решением этого вопроса в конце прошлого года. Он дважды рассматривался на заседании Президиума Совета Министров. Как разовая кампания это дало результаты. Но в январе мы опять столкнулись с тем же. К сожалению, проблема задолженности по зарплате имеет более глубокий корни и не сводится только к недисциплинированности и нерадивости руководителей. Ее решение лежит в плоскости эффективности работы предприятий, отраслей и экономики в целом. И этот вопрос намечено рассмотреть в ближайшее время на совместном заседании Президиума Совета Министров и коллегии Комитета государственного контроля.

Инфляция

Её уровень - важнейший показатель здоровья экономики и социальной жизни.

Определенных позитивных сдвигов за последнее время мы добились. Среднемесячный уровень инфляции в 1999 году составлял 11,3 процента, в 2000 году - 6,3, за прошлый год - 3,2 процента.

Такое снижение инфляции и значительное повышение реальной заработной платы населения позволило приступить в конце прошлого года к устранению ценовых диспропорций в экономике страны.

При этом выдерживается требование Главы государства о недопустимости роста цен без соответствующего роста доходов населения.

Это прежде всего коснулось закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, выполнения требования Закона о бюджете на 2002 год по частичному возмещению населением затрат на жилищно-коммунальные услуги, городской и пригородный транспорт.

Все это, на фоне выплаты повышенной в декабре заработной платы и ликвидации задолженности за предшествующие месяцы, к сожалению, привело к тому, что в январе текущего года уровень инфляции превысил 6 процентов. При этом доля монетарного фактора составила более половины.

Поэтому, чтобы выравнивание цен не стало безрезультатным, кроме мер, которые принимаются Правительством по сдерживанию инфляции, Национальный банк обязан жестко выдержать параметры денежно-кредитной политики на 2002 год. А для этого необходимо совместными действиями реализовать программу повышения реального спроса экономики на деньги.

В совокупности работа Правительства и Национального банка должна обеспечить прогнозный уровень инфляции в 2002 году полтора-два процента в среднем за месяц.

Экспорт

Это один из основных приоритетов в нашем государстве. За последние годы в его развитии удалось добиться определенных результатов.

Заметно снизился дефицит внешнеторгового баланса. Почти на четверть вырос возврат валютной выручки и составил более пяти миллиардов долларов США. Улучшилась структура экспорта, утвердилась положительная динамика его роста.

Все это оказало положительное влияние на устойчивую, предсказуемую динамику курса белорусского рубля.

Вместе с тем в этой сфере не решен ряд проблем. По-прежнему сохраняется высокая доля неденежных расчетов в экспортной выручке. Не устранены проблемы самодемпинга при экспорте товаров. Медленными темпами развивается товаропроводящая сеть на внешних рынках.

Решение этих проблем будет стоять во главе угла деятельности министерств иностранных дел, торговли, промышленности и Правительства в целом в текущем году.

Вместе с тем анализ тенденций в мировой экономике показывает, что в ближайшее время сохранится рост цен на ресурсы, и будут снижаться цены на готовую продукцию. Для того, чтобы в прошлом году увеличить, например, белорусский экспорт на 2,3 процента в долларовом исчислении, потребовался рост физических объемов поставленных за границу товаров на 9,7 процента.

Ведущие индустриальные страны вместе с экспортом готового материального продукта усиленно наращивают экспорт услуг по его обслуживанию. В первую очередь они наращивают торговлю всеми видами инновационных услуг.

Декрет Главы государства от 17 октября 2001 г. "О повышении роли и реформировании Национальной академии наук Беларуси" четко ориентирует на эффективное научное обеспечение реализации государственных приоритетов не только внутри страны, но и на инновационное обеспечение экспортной деятельности.

Продовольствие

Устойчивое обеспечение страны продовольствием и в этой связи работа агропромышленного комплекса была, есть и будет предметом особого внимания Правительства и органов власти на местах. Здесь, как нигде, сфокусированы накопившиеся проблемы экономики и общества в целом.

Рассмотрение этих проблем в последнее время в Правительстве показывает, что медлить с решением целого ряда насущных вопросов нельзя. Одобренная указом Президента страны специальная программа повышения эффективности работы АПК должна на всех уровнях претворяться в жизнь.

Новая идеология хозяйствования на земле должна проявиться уже на предстоящей посевной.

Из оборота выводится более 170 тысяч гектаров низкопродуктивных земель. Но собрать мы должны не менее 6,5 млн. тонн зерна, при значительном снижении затрат.

Под контролем облисполкомов уже сейчас должны быть приняты на местах решения о максимально эффективном использовании каждого выведенного из оборота участка.

В текущем году, кроме традиционного постановления о проведении посевной, мной утверждены детальные графики по поставке удобрений, топлива и ремонту техники. Скоординированы финансовые и материальные потоки предстоящей посевной. Таким образом, созданы реальные предпосылки для получения запланированного урожая. Дело сейчас будет зависеть от исполнительской и технологической дисциплины на местах.

Минсельхозпрод, обл- и райисполкомы особое внимание обязаны уделить судьбе хозяйств с критическим уровнем экономики.

С одной стороны, они не должны быть брошены на произвол судьбы.

С другой стороны, выплачивать зарплату, начисленную без увязки с производством продукции, больше никак нельзя.

Особая тема - сфера хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Здесь из-за устаревших технологий и значительной незагрузки мощностей происходят огромные потери выращенной продукции и существенно дорожают конечные продукты потребления.

Минсельхозпродом до сих пор не внесено конкретных предложений по эффективной загрузке мясокомбинатов и молокозаводов,

Но это только часть задачи. Необходимо качественно повысить эффективность всего перерабатывающего комплекса. Поэтому привлечение сюда инвестиций является одной из самых острых проблем. Решение этой задачи позволит перераспределить доходы переработчиков в пользу сельхозпроизводителей. В условиях, когда цена продукции уже достигла своего предельного уровня, это, пожалуй, единственно реальный путь к сокращению бюджетного субсидирования отрасли.

Жилье

Почти пятая часть населения республики нуждается в улучшении жилищных условий. Решение этой проблемы остается важнейшим приоритетом.

Сложившаяся практика строительства жилых домов при поддержке государства выдвинула на первый план вопрос снижения его стоимости. В прошедшем году по поручению Президента удалось реально сократить стоимость возводимого жилья на 10 процентов. Такое же снижение предусмотрено обеспечить и в текущем году.

Однако улучшение жилищных условий граждан должно осуществляться не только путем нового строительства, но и с помощью эффективного использования существующего жилфонда.

Здесь две проблемы. Во-первых, резко сократившиеся объемы капремонта и реконструкции жилья и, соответственно, увеличивающиеся затраты на его содержание. Во-вторых, нельзя не заметить возрастающее количество пустующих домов на селе и квартир в городах. Предпринимаемые до сих пор меры, чтобы изменить это ненормальное положение, практически не дали результата.

Поэтому для ускорения темпов капремонта и реконструкции жилья недавним постановлением Правительства установлены задания по их проведению.

Что касается роста объемов пустующего жилья и его вторичного рынка, то здесь Минэкономики совместно с заинтересованными необходимо не позднее марта внести в Правительство конкретные предложения по введению его в оборот.

Уважаемый Президент Республики Беларусь!

Уважаемые коллеги!

В своем докладе я затронул наиболее важные и значимые социально-экономические проблемы.

Однако предметом постоянной заботы Правительства были, есть и будут практически все сферы жизни наших людей: образование, наука, культура, здравоохранение, физкультура, спорт и туризм.

Тяжелым бременем для нас остается проблема минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Особое внимание Правительство будет уделять совершенствованию работы по укреплению семьи и воспитанию молодежи.

В заключение докладываю, Александр Григорьевич, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь N 516 Совет Министров завершил работу по оптимизации системы республиканских органов управления и совершенствованию их структуры. Правительство укомплектовано квалифицированными, профессиональными и опытными кадрами. Центральный аппарат реально сокращен .более чем на 10 процентов.

В наступившем году нам предстоит продолжить решение стратегических задач всего пятилетия.

Самый главный дефицит сегодня - дефицит времени. Поэтому каждый трудовой день должен приносить конкретный рабочий результат.

На таких подходах и будет основана деятельность Правительства.

Руководством к действию для нас является предвыборная Программа Президента страны Александра Григорьевича Лукашенко.

Она одобрена белорусским народом. И мы выполним его волю!

версия для печати

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by