Размер шрифта:

Тематический брифинг начальника управления информации – пресс-секретаря МИД Беларуси Д.Мирончика, проведенный для представителей СМИ 13 января 2017 г.

13 января 2017 г.

13-01-2017

О визите в Беларусь миссии МАГАТЭ SEED

На следующей неделе в Беларусь прибудет миссия МАГАТЭ по оценке проектирования площадки АЭС с учетом внешних событий, так называемая миссия SEED (прим. Site and External Events Design Review Service).

По запросу государства-члена МАГАТЭ миссия SEED предоставляет комплексное содействие на различных стадиях реализации ядерно- энергетических проектов. Данная миссия обеспечивает независимый обзор оценки площадки и проектной безопасности ядерной установки по отношению к природным и вызванным человеческим фактором внешним и внутренним опасным явлениям.

С 16 по 20 января эксперты МАГАТЭ оценят с точки зрения международных требований безопасности устойчивость Островецкой площадки, а также систем, структур и компонентов строящейся АЭС по отношению к внешним и внутренним рискам и угрозам. В том числе будет оценён «запас прочности», заложенный в проекте с учетом постфукусимского опыта.

Беларусь пригласила миссию SEED еще в 2014 году в качестве меры по повышению доверия к нашей первой АЭС. При этом мы пошли навстречу пожеланиям нашей соседки-Литвы для всесторонней и профессиональной оценки всех аспектов безопасности будущей станции.

ИА «БелТА»: Дмитрий Леонидович, скажите, пожалуйста, еще в 2017 году планируются ли какие-то другие миссии?

Д.Мирончик: По линии МАГАТЭ Вы имеете в виду?

ИА «БелТА»: Да, конечно.

Д.Мирончик: Беларусь уделяет особое внимание безопасности будущей АЭС. Мы используем все доступные для нее инструменты, позволяющие получить независимую экспертную оценку по данному вопросу.

До конца года наша страна планирует принять, как минимум, еще одну миссию МАГАТЭ, а именно миссию по рассмотрению аварийной готовности и реагирования, так называемую миссию EPREV (Emergency Preparedness Review Service). 25-26 января ожидается визит в Минск делегации Агентства для совместной подготовки этой миссии.

Также мы пригласили предварительную миссию по оценке эксплуатационной безопасности, которая состоится ближе к вводу строящейся станции в эксплуатацию.

Помимо этого ведется работа по подготовке миссии INIR-III по оценке национальной инфраструктуры ядерной энергетики, которая проводится на этапе готовности к вводу и эксплуатации первой АЭС.

Рассматривается также возможность приглашения иных миссий, касающихся обеспечения физической ядерной безопасности и физической защиты ядерных установок и материалов.

Хочу напомнить, что все миссии МАГАТЭ носят добровольный характер и проводятся по просьбе приглашающего государства в целях оказания ему экспертной и консультативной помощи.

Не следует смешивать консультативные и оценочные миссии с регулярными визитами экспертов МАГАТЭ в рамках обширной программы технического сотрудничества Беларуси и Агентства. Такие визиты в рамках технического сотрудничества носят адресный, точечный характер и касаются конкретных вопросов создания в стране сильной и эффективной инфраструктуры ядерной энергетики и ядерной безопасности. Подобных визитов в рамках программы технического сотрудничества только в прошлом году было порядка 15. В этом году их ожидается порядка 10.

Интернет-портал “TUT.BY”: Литовская сторона, когда критиковала Беларусь по теме АЭС, говорила, что хочет, чтобы ее представители тоже присутствовали на разнообразных мероприятиях по оценке устойчивости атомной станции. Знаю точно, что это было со стресс-тестами, но сейчас не об этом. В миссии SEED предусмотрено ли какое-то участие, хотя бы в качестве наблюдателей, литовских представителей?

Д.Мирончик: Дело в том, что состав миссии SEED формируется исключительно МАГАТЭ. Принимающая сторона может выдвинуть возражения против каких-то экспертов, подобранных Агентством, но белорусская сторона никаких возражений против состава миссии не выдвигала. Мы примем миссию в том составе, в котором она была сформирована МАГАТЭ.

Критерии, которыми руководствовалось Агентство, – это вопрос к Агентству. Но граждан Литвы в составе этой миссии нет.

ИА «ТАСС»:  Беларусь в прошлом году направляла в МАГАТЭ доклад о выполнении Конвенции о ядерной безопасности. Есть ли уже какая-то информация о том, как был оценен этот доклад на фоне тех претензий, озабоченности Литвы, которая заявляет о том, что оценка влияния возводимого объекта на окружающую среду недостаточно убедительна?

Д.Мирончик: Во-первых, Национальный доклад направляла не только Беларусь, но и другие страны-участницы Конвенции о ядерной безопасности, включая Литву. Мы свой Национальный доклад представили 15 августа 2016 года.

Все продвигается в рамках плановых процедур. Все страны в плановом режиме ведут работу по подготовке ответов на уточняющие вопросы, поступившие  от других стран-участниц Конвенции к их национальным докладам.

Эту работу ведет не только Беларусь, но и Литва, к национальному докладу которой, по имеющейся у нас информации, также как и к нашему, есть ряд вопросов.

Говорить об оценках выполнения странами-участницами своих обязательств по Конвенции пока рано. Они будут сформулированы по итогам 7-го Обзорного Совещания договаривающихся сторон по Конвенции о ядерной безопасности, которое пройдет в Вене с 27 марта по 7 апреля этого года.

МИА «Россия сегодня»:  Как стало известно на этой неделе, в первом квартале этого года пройдет третий раунд переговоров Беларуси с Литвой. Первые два раунда по оценкам белорусской стороны были не очень удачные. Какие ожидания от третьего раунда?  Что будет делать белорусская сторона, если и он будет безрезультатным?

Д.Мирончик: Да, третий раунд консультаций запланирован на первый квартал этого года.

Знаете, я не соглашусь с утверждением о том, что процесс диалога, процесс консультаций на экспертном уровне идет безрезультатно.

Обе стороны, подчеркну, обе – и белорусская, и литовская, – признали целесообразность очного экспертного диалога и согласились продолжать данную практику.

Я не исключу, что за третьим раундом последует четвертый. Понимаете, именно диалог позволяет лучше понять позиции друг друга и двигаться к компромиссному решению.

Дело в том, что, по крайней мере, что касается логики белорусской стороны, мы исходим из понимания, что ядерно-энергетическая тема является важным и, главное, долгосрочным аспектом двустороннего сотрудничества Беларуси и Литвы. Вы посмотрите, рядом с границей между нашими странами  не только ведется строительство Белорусской АЭС, но и выводится из эксплуатации Игналинская АЭС, возможно строительство новой Висагинской атомной электростанции. Все это требует создания эффективных двусторонних механизмов взаимодействия и обмена информацией.

МИА «Россия сегодня»:  В последние несколько дней появилась информация о том, что Литва, если я ничего не путаю, инициировала на уровне Евросоюза принятие закона о том, чтобы страны ЕС, в том числе Литва, не покупали так называемую «грязную электроэнергию». Они имели в виду Белорусскую АЭС и АЭС, которая строится под Калининградом. Будет ли Беларусь как-то убеждать своих партнеров по Евросоюзу в том, что они несколько не правы в этом вопросе, и принимать какие-то действия?

Д.Мирончик:
Не думаю, что тут совсем уместно использовать в отношении Беларуси формулировку «своих партнеров по Евросоюзу». Своих партнеров в Евросоюзе – да, но не «по Евросоюзу». Услышать подобное утверждение из уст российского информационного агентства…

Знаете, во-первых, давайте дождемся не сообщений СМИ по каким-то литовским инициативам, а конкретной официальной информации или шагов.

Во-вторых, точнее в принципиальном плане, хочу отметить следующее.

Мы стремимся развивать отношения с Литвой в духе дружбы и добрососедства. Беларусь открыто и транспарентно сотрудничает с МАГАТЭ, Всемирной организацией операторов АЭС, Еврокомиссией по поводу строительства атомной станции.

Вы видите – мы не просто декларируем готовность, а уже проводим стресс-тесты, уже принимаем SEED-миссию и уже ведем двусторонний диалог по вызывающим озабоченность у литовских партнеров вопросам.

На этом фоне политизировать темы экологии и энергетики, сопровождая это угрозами о введении каких-то экономических санкций – непрофессионально и контрпродуктивно. Тем более, не дожидаясь выводов миссий, о которых столь много и долго говорила литовская сторона.

По нашему мнению, все должны уважать авторитет и мнение международных структур, профессионально работающих по данному направлению.

Надеемся, что у Европейского союза хватит опыта и экспертизы, чтобы принять взвешенное, неполитизированное решение по данному вопросу.

Интернет-портал “TUT.BY”: А была ли какая-то реакция Литвы, может быть, предварительная, на факт начала миссии SEED, о которой они долго просили?

Д.Мирончик:
Знаете, мне о такой реакции пока неизвестно. Учитывая реакцию на последние шаги Беларуси в плане облегчения визового режима: «…самолетом – это хорошо, но лучше бы поездом…», думаю, что регистр реакции будет примерно таким же.

Кстати, что касается отчета SEED миссии. Я хотел бы еще один момент довести до вашего сведения. Дело в том, что в среднем процесс подготовки отчетов по итогам работы миссий МАГАТЭ занимает от трех до шести месяцев. Это обусловлено внутренними процедурами согласования данных отчетов в Агентстве.

Но в данном конкретном случае мы договорились с МАГАТЭ о том, что стороны предпримут усилия, чтобы максимально ускорить этот процесс. Говорить о каких-то конкретных сроках на данном этапе рано. Но  пока мы ориентируемся, самое раннее, где-то на март.

беларуская версія      English version

версия для печати

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by