Размер шрифта:
Рус

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси М.Рыженкова МИЦ «Известия» (27 января 2025 г., г.Минск)

29 января 2025 г.

 

Максим Владимирович, вчера (26 января) в Беларуси прошли президентские выборы. Как вы можете их оценить с точки зрения безопасности? Фиксировалось ли иностранное вмешательство во время голосования?

Я могу оценить выборы в первую очередь как сам избиратель. В общем-то, выборы прошли на очень высоко организованном уровне. Безопасность была обеспечена, о чем говорили и Министр внутренних дел, и его заместитель. Вообще для наших голосующих граждан созданы были все условия в нормальной, спокойной обстановке, без всякого принуждения, насилия отдать свой голос за то, что они считают нужным.

С точки зрения международной безопасности я вам скажу: хоть бы кто сюда к нам вообще полез, мало бы не показалось, так бы ответил Президент.

Но на самом деле мы ощущали влияние и даже, возможно, грубое воздействие со стороны ряда международных фигурантов – вмешательство, проще говоря, в нашу избирательную кампанию.

Прежде всего это касается ключевых европейских институтов, которые уже давно взяли курс на непризнание наших выборов, потому что они давно  поняли, как развивается ситуация в нашей стране, насколько проводится стабильная социально-политическая и экономическая линия в нашем государстве и что в условиях предоставления гражданам реального выбора и ощущения свободы этого выбора, конечно, победит действующий Глава государства. Но это в их планы же не входит.

Сегодня вся матрица признания или непризнания выборов на Западе сводится к тому, победили ли те кандидаты, которые потом приведут ту или иную страну в зону управления или влияния коллективного Запада. И если это не просматривается, то сразу же на это государство накидывают целую кучу ярлыков, стереотипов о том, что, дескать, СМИ были не свободны, у людей не было возможности проголосовать свободно, не было плюрализма мнений и так далее.

 Даже если сегодня спокойная ситуация, даже если законодательство позволяет провести эти выборы, даже если административно созданы все условия, поверьте, там все равно найдут, за что зацепиться: «за последние 5 лет чьи-то где-то нарушили права, он не смог сегодня приехать проголосовать, поэтому выборы можно считать тоже несправедливыми». У международных институтов есть целая матрица (мы хорошо ее знаем) различных показателей их отношения к итогам выборов.

То есть если они не хотят признать эти выборы, они будут говорить о том, что страна пыталась что-то сделать, но не достигла справедливости, в стране были созданы условия, но у них что-то не получилось сделать. Это даже в тех случаях, когда все идет по их сценарию, но вот результат немного подкачал.

Для того чтобы назавтра в эту ловушку европейскую и дальше страны попадались, еще больше расшатали свою внутриполитическую модель в погоне за некими западными стандартами, которых на самом деле-то и нет.

С точки зрения внешнего воздействия – да, было воздействие. Оказало ли оно какое-то влияние на наше население? Нет. Мы сами видели, что у людей было настроение прийти, проголосовать, причем проголосовать за сохранение той стабильной системы, которая есть сегодня в стране – экономической, внутри- и внешнеполитической.

Никакие призывы западных сил не идти на выборы, проигнорировать, голосовать против всех ни к чему не привели. Как говорит наш Президент, мы проводим выборы для нашего народа. И вот самый главный показатель успешности выборов – это наш народ. Тот процент, который пришел на участки, и тот процент, который проголосовал за действующего Президента нашей страны.

Вы сказали о внешнем воздействии. Из каких стран были попытки дестабилизировать обстановку?

Это ключевые европейские организации, Европейский союз прежде всего. Еще выборов не было, досрочное голосование только проводилось, а мы уже получили в наше распоряжение подготовленный заранее проект соответствующего заявления Европейской службы внешних действий о непризнании наших выборов со всеми вещами, которые в обосновании прописаны, в том числе с учетом дня голосования. Его подготовили намного заранее. При этом Евросоюз — это ведь не одно государство. И образно говоря, для согласования такого заявления нужно время и надо согласие всех стран. Мы можем себе только представить, за сколько времени до дня голосования уже был подготовлен этот «ярлычный» со стереотипами документ, мнение ключевых европейских институтов в отношении Беларуси.

Например, Польша, Литва, Латвия – эти страны себя ведут как вообще вконец проигравшиеся игроки, которые последние годы все время ставят на проигрыш России, на проигрыш Беларуси. И каждый раз их ставка проигрывает, они ставят все больше и больше, больше подставляют свои народы, ухудшают положение своих стран, экономически уводят свои государства от нормального развития, от нормальных партнеров, таких как Россия, Беларусь, Китай, страны СНГ, получают от этого негативные социальные последствия. Но каждый раз их степень кипения повышается, нервозность увеличивается.

Тому пример — Министр иностранных дел Польши. Если вы все так хорошо чувствуете, если у вас есть четкое понимание, что «режим» доживает последние дни, если вы понимаете, что у вас «демократические» белорусские силы уже создают некие альтернативные системы, а они до сих пор признают эти все «котлетные» варианты легитимным правительством Беларуси, то зачем тогда такой истеризм, такой эмоциональный надрыв в ваших оценках ситуации? У вас же все должно быть хорошо, вы же идете к цели. Значит, нет. Значит, не получается что-то, значит, есть у польских, литовских, латышских политиков понимание того, что рано или поздно придется отвечать перед своими народами за упущенные годы сотрудничества с Россией, Беларусью, Китаем, которые бы дали им приличный импульс в торгово-экономическом развитии, в создании рабочих мест, реализации вопросов социальной политики в этих странах. А все идет не так. И, конечно, это раздражение выливается время от времени.

В конце декабря Евросоюз в очередной раз ввел санкции в отношении Республики. Но многие страны все равно понимают важность поддержания отношений с Минском. Какие государства сейчас проявляют наибольший интерес к сотрудничеству с Беларусью?

Несмотря на все санкции, порядка $8 млрд — это сумма нашей торговли с Европейским союзом. И самое интересное, что в этой сумме большая часть приходится на те государства, которые политически стоят у основ критики Беларуси и разворачивают антибелорусскую риторику в Европейском союзе. То есть они там призывают к санкциям, говорят о нелегитимности нашей власти, Президента, а под шумок приторговывают. Это интересный подход. То есть если вы формируете позицию Евросоюза, заставляете некие государства, которые считаются локомотивами ЕС, приостанавливать какое-то взаимодействие, а что же вы сами? В этой мутной водичке половить лучшую рыбу и продвинуть свои интересы в ущерб интересам Европейского союза.

Поэтому сегодня, в целом, интерес к торгово-экономическому сотрудничеству есть. Многие страны ядра старой Европы проявляют к нему все больше и больше интереса. И это видно по проведению различных мероприятий между предпринимателями наших стран по линии торговых и промышленных палат, палат бизнеса.

Политически нам приходит больше и больше сигналов о готовности выстраивать с нами отношения. 20-й год прошел, тогда все были на эмоциях, тогда все думали, что это быстро пройдет, но есть очень много вопросов, которые связывают нас с Европой: от политических до гуманитарных, от культурных до экономических вопросов, граница, транспорт, логистика – это все сегодня надо и Италии, и Франции, и Германии, и Великобритании. А есть страны по периметру нашей границы с Евросоюзом, которые всячески препятствуют развитию этого сотрудничества, нагнетают атмосферу недоверия, а сами под шумок здесь свои вопросы решают.

Кроме того, я не могу сказать, что со всеми странами ЕС у нас «закрытые» политические отношения. Хороший пример – Венгрия, которая, кстати, и с Россией имеет свою собственную позицию. Венгрия действует в интересах своего народа – это нас сближает. Венгрия действует в интересах объединенной Европы – это нас тоже сближает. Президент наш неоднократно это говорил, в его предвыборной программе есть тема нормализации отношений с Европой.

Мы часть Европы, мы не можем быть от нее отрезаны, также, как и Россия. Наилучшим для всех нас будет как раз таки развитие подхода «евразийскости», концепции «интеграции интеграций» (Евросоюз – ЕАЭС), где все получат выгоду: и Европа, и Россия, и Беларусь, и Украина, и все другие страны. А сегодня все получают только ущерб от той позиции, которая исходит от некоторых стран.

А видите ли вы на текущий момент возможность нормализации отношений Беларуси с Западом в целом?

Возможность есть. И еще раз повторю, что такие сигналы к нам идут, но они, знаете, такие, как бы «и хочется, и колется», как у нас по-русски говорят. Вроде бы они готовы к большему повышению политического статуса, отмене каких-то санкций, решению практических вопросов, которые их интересуют, но нам со всех сторон говорят: «Помогите нам сохранить лицо». Что это означает? То есть они там нагнали антибелорусскую истерию, представили все руководство Беларуси демонами во главе с Главой нашего государства, позакрывали пограничные пункты пропуска, повносили тысячи белорусских граждан в санкционные списки, ввели неимоверное количество санкций в отношении торговли с Беларусью, из-за чего пострадали тысячи предпринимателей и предприятий в Западной Европе.

А сегодня, вот как Вы представляете, как им взять и аккредитовать Посла при избранном Президенте Беларуси Лукашенко? Взять и прислать сюда большую делегацию совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству? Или организовать с белорусскими властями серьезное, хорошее, яркое культурное мероприятие? Придется отвечать там, у себя, как так получилось и что это было все эти 4 года, что изменилось так, что сегодня можно, а 4 года было нельзя. Как некоторые наши партнеры говорят, вы нам что-то сделайте такое политическое, а мы вам откроем дополнительные пункты пропуска на границе.

Но Президент четко об этом высказался. Вы их закрыли, прежде всего нанесли ущерб своим предпринимателям, которые вдоль границы с Беларусью настроили в свое время огромных торговых, логистических комплексов, где оптом, полуоптом приезжали белорусы, закупались, сгребали все что можно, везли сюда. А сегодня – за 4 года - что получилось? Мы выстроили свою очень хорошую торговую систему, мы уже не едем туда и не покупаем даже через те небольшие пункты пропуска, которые есть. Сегодня от этого пострадали предприниматели регионов, которые и так находятся в Евросоюзе на отшибе, на периферии. И сегодня, пытаясь решить их проблемы, потому что люди, как Президент вчера сказал, приезжают и выворачивают там кое-что в Министерство иностранных дел Польши. Сегодня там предприниматели ставят вопрос местным и центральным властям: «вы нам или помогаете в том количестве, сколько мы потеряли из-за того, что нарушена торговля, логистические связи (белорусы ездили к нам отдыхать, в рестораны ходили), или откройте границы». Так не могут же открыть границы. Поэтому говорят, вы что-то сделайте, чтобы мы продали своему населению, и чтобы население нас поняло, почему мы открыли эти границы – вывернутая логика, только западники такую логику могут придумать.

Будет ли Москва, вне зависимости от внешних обстоятельств, оставаться основным партнером Минска?

У нас всегда была позиция нашей белорусской многополярности, которая заключалась в том, что мы развиваем свою внешнюю политику, внешнюю экономику с опорой на многие центры силы в силу различных причин, взаимоотношений и позиционирования друг друга. Но как бы мы ни хотели реализовать тот принцип, о котором всегда говорили, что треть наших интересов – это должна быть Россия, треть – коллективный Запад и треть – дальняя дуга, все равно даже в этой конфигурации роль России всегда будет определяющей.

Сегодня такой конфигурации нет и близко в связи с санкционными ограничениями со стороны стран Запада. Сегодня торговля с Россией приближается к 65–70% от общей торговли Беларуси. Политический уровень взаимодействия с Россией сегодня настолько крепкий и сильный, что никакое другое стратегическое направление нашей внешней политики до него не в состоянии дотянуться в принципе.

Культурные, гуманитарные связи с Россией, общая история делают невозможным повторение такого комплекса отношений с какими-либо другими государствами или группами государств. Ментальность наших подходов ко всем вещам современности, от традиционного уклада семьи и заканчивая традиционными славянскими православными ценностями, тоже невозможно повторить ни с каким другим партнером.

Поэтому как бы ни складывалась конфигурация отношений, Россия всегда будет занимать самое ключевое место. Сегодня в силу тех условий, в которых мы находимся, эти взаимоотношения находятся на пике своего развития, что позволяет нам максимально широко и быстро идти по пути взаимной интеграции, которая дает преимущества в первую очередь простым людям – это отмена роуминга, это права на работу, образование, медицину.

Реализуется целый ряд совместных программ импортозамещения, инновационного развития, которые создают прочную экономическую базу обоих государств.

На месте наших, назовем условно, западных друзей я бы даже не рассматривал возможность вбить клин в наши отношения. Сегодня все настолько близко, что я этого в принципе не допускаю.

В сегодняшней ситуации 2020 год нам реально показал, кто наши настоящие партнеры, друзья, братья, а кто всегда смотрел на Беларусь как на лакомый кусок либо с экономической точки зрения, либо с точки зрения ресурсной базы, наших граждан, и реализации своих геополитических амбиций. Россия сегодня с нами в реализации всех задач нашего развития. Представить развитие фактически ни одной отрасли нашего хозяйства без России невозможно.

Москва и Минск регулярно укрепляют сотрудничество и в сфере безопасности. Так, ранее Россия и Беларусь пригласили страны Евразии присоединиться к разработке Евразийской хартии многообразия и многополярности. Какие страны сейчас проявляют интерес к разработке Хартии?

К разработке этой хартии проявляют интерес все страны без исключения. Разработка соответствующего документа по инициативе Беларуси и России была полной неожиданностью и для Запада, и для Востока (в том числе для всех наших партнеров в Азии).

Эта тема закономерна и родилась не на пустом месте, а на месте разочарования тем, как обстоят дела сегодня в Евразийском регионе с точки зрения безопасности, стабильности, доверия сторон друг к другу.

Та архитектура, которая создавалась в свое время через механизмы хельсинкских документов, сначала она гордо называлась Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, потом Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), начала не просто пробуксовывать, а всем стала очевидна ангажированность ее позиционирования и реального политически ангажированного крена в ее работе.

То есть, когда в свое время при Советском Союзе эта матрица сотрудничества отрабатывалась и выработаны были эти механизмы, которые предусматривали различия в подходах государств к своему развитию, учитывали совершенно разные традиции и культурные особенности развития государств, политические моменты, эта платформа действительно, не угнетая одних перед другими и не заставляя, принуждая что-то делать, была платформой для диалога. То со временем она превратилась в «карающий меч» западной цивилизации по отношению к, с ее точки зрения, «недозрелым» восточным соседям, которые там, быть может, воспринимаются варварами.

То есть с момента присоединения к Евросоюзу бывших стран Восточного блока, начиная от Польши, Литвы, Латвии, Болгарии, Румынии, фактически деятельность ОБСЕ на той территории прекратила свое существование. Потому что она не нужна для того, чтобы отслеживать некие права человека в этих странах, как считают на Западе. Потому что задача выполнена: эти страны отбили от России, от Востока, от Китая, от Беларуси, привели в русло влияния Запада, разграбили, что можно было разграбить, поставили своих руководителей, где можно было поставить, прочно привязали к себе нормативно-правовой базой Евросоюза. Все – ОБСЕ делать там больше нечего. Чем надо дальше заниматься? Их усилия идут дальше на Восток.

Получилось, что на сегодняшний момент эта организация приобрела некоторый менторский тон. Они лучше всех знают, как проводить выборы, что такое права человека. Они лучше всех представляют, что такое права СМИ. Но мы же видим, что сегодня происходит на коллективном Западе, сколько там есть своих проблем: и с национальными меньшинствами, и с правами человека, и с наездом на СМИ (их закрывают, независимых журналистов преследуют). Но никто же этим не занимается! Выборы проводят без общих стандартов, непонятно, кто их проводит и как проводит. используют электронное голосование, голосование по почте – но никого это там [на коллективном Западе] не волнует. Потому что это инструмент принуждения в отношении нас. Так нам такой инструмент не нужен.

Но мы с Россией хотим все равно иметь форму диалога и обеспечения безопасности в нашем регионе, и не туда в Азию, а евразийский, т.е. он не должен останавливаться на Беларуси и России. Мы разрабатываем такие подходы, которые будут учитывать особенности, готовность двигаться по пути обеспечения межрегиональной безопасности и стран Европейского союза.

И нас там понимают, по крайней мере те специалисты, которые приезжали от крупнейших исследовательских институтов, стратегических исследований и т.д., об этом прямо говорят – о недостатке доверия, о недостатке механизмов – в духе этой нашей хартии. Хартии пока нет, есть видение, есть некие посылы, на основании которых мы хотим, развивая их, создать эту хартию.

Европа это видит и хочет в этом участвовать. Эксперты это видят. Но там есть и противники, естественно. Зачем им инструменты, которые предлагаются Россией, Беларусью, которые поддерживает Китай, Азия? У них же есть свои инструменты, это же конкуренция в их понимании. Им не нужно это доверие, им нужен менторский тон. Поэтому пока экспертов это интересует больше. Но тех представителей властей, которые переживают за свою страну, за свой народ, это тоже интересует. Например, Министр иностранных дел Венгрии дважды принимал участие в нашей конференции по евразийской безопасности, потому что в Венгрии понимают ценность диалога и того, насколько сегодня хрупок мир, как надо практически заново выстраивать доверие, потерянное между сторонами, достижению и возобновлению которого по оси «Запад-Восток» препятствуют сегодня некоторые приграничные «негодяйчики». Поэтому там это видят, и там нас поддерживают.

А в Азии, в которой есть такие механизмы, как ШОС, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, – это тоже инструменты обеспечения безопасности, диалога, на ура воспринимают такого рода идеи. До своих партнеров в Азии, по ШОС, по СНГ мы с российским Министром иностранных дел Сергеем Лавровым довели наши подходы и наше видение этой Хартии. Мы всех пригласили принять участие в ее дальнейшей разработке. Да, идея наша, но реализацией могут заняться все заинтересованные стороны, потому что евразийское пространство – наше общее. Как бы мы ни желали этого больше, чем все остальные, но нам с Россией, наверное, только вдвоем не справиться в такой серьезной работе. Поэтому очень рассчитываем и видим поддержку со стороны прежде всего наших партнеров по СНГ и Азии.

В этом году отмечается 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. Планируют ли Россия и Беларусь проводить совместные мероприятия?

У нас запланировано очень много мероприятий. Есть план действий, который мы согласовали, утвердили на Высшем госсовете буквально в декабре на уровне руководителей двух государств. У нас много мероприятий, как совместных, так и на территориях друг друга, в которых мы тоже будем принимать участие. Центральное – это парад в Москве, на котором будет наш расчет, – мы получили приглашение Президента принять в нем участие. Поезд памяти, очень хорошая идея, который ездит по территориям и Беларуси, и России с посещением городов – там молодежь принимает участие, которая несет в себе историческую память, наследие тех времен. У нас много запланированных событий в Брестской крепости, в городе Минске.

В рамках СНГ у нас соответствующий план мероприятий тоже отработан. Мы много планируем провести мероприятий на площадке международных организаций, в ЮНЕСКО, в ООН. На территории стран СНГ и тех государств, которые разделяют наши ценности, будут проведены мероприятия также по возложению цветов к могилам неизвестных солдат, освободителей тех или иных государств. Хотя многие из этих государств уже забыли, кто их освобождал.

Мы будем проводить круглые столы, запланировано издание книг, посвященных исторической памяти. Кстати, я хочу сказать, что Постоянный Исполком Союзного государства во главе с Дмитрием Мезенцевым очень быстро в этом плане действует. У них очень много проектов, и я думаю, что он скоро нас порадует и новыми книгами, и новыми конференциями, и новыми круглыми столами на данную тематику.

Беларусь официально стала партнером БРИКС. В каких инициативах по линии объединения сейчас участвует Минск? И как сотрудничество с БРИКС повлияет на Республику и на саму организацию?

Мы очень рады быть частью такой серьезной организации с членством таких мировых гигантов. Статус, который мы сейчас получили, позволяет нам широко действовать во всех измерениях деятельности организации. Это и дипломатическая политика, финансово-экономическая и, конечно, гуманитарная. Прежде всего, для нас это хорошая площадка для выработки позиций совместно с ключевыми политическими партнерами по основным пунктам международной повестки дня. Это хорошая возможность всегда иметь контакт с нашими партнерами на высшем и высоком уровне для развития двусторонних отношений.

Кроме того, это важная точка опоры в планах реализации торгово-экономических интересов. Например, совсем недавно у нас состоялись переговоры с банком, созданным в рамках БРИКС по реализации инвестпроектов. И мы очень надеемся на реализацию проектов в Беларуси либо с участием Беларуси за рубежом за счет этого банка.

Кроме того, важна культурно-гуманитарная направленность, которая способствует сближению народов стран-членов БРИКС. Для нас это создание основы для дальнейшего развития отношений между государствами. Не надо народу объяснять, для чего это надо, когда они между собой на площадках, форумах, например, предпринимателей, молодежных, культурных, женских, будут коммуницировать и проникаться этими идеями, которые мы все разделяем.

Раз мы в этой организации, значит, мы все разделяем идеи многополярности, разделяем идеи учета интересов и построения мира на основании взаимодоверия и уважения всех сторон.

Мы общим блоком выступаем по международным вопросам там, где голос Беларуси, возможно, и не был бы слышен, но в рамках такой организации он звучит. Ну и это позволяет нам подтягиваться к уровню таких государств, как Китай, Индия, Бразилия, Россия.

По вашему мнению, есть ли шанс у Беларуси стать полноправным членом БРИКС?

Шанс всегда есть. Но для того, чтобы быть полноправным членом, наверное, надо сначала доказать всем основным странам-участникам этой организации, во-первых, серьезность наших намерений и, во-вторых, доказать востребованность Беларуси для этой организации, т.е. насколько мы для них необходимы. И иметь какой-то уже кейс сотрудничества. Было бы уже совсем «по-гусарски» заявить о своем желании стать партнером, через буквально месяц, не разобравшись, заявить о своем желании стать полноправным членом. Да, стать членом БРИКС – это наша задача. Но мы должны и осмотреться в организации, и чтобы к нам привыкли другие, увидели, что у нас есть устойчивость в наших стремлениях, что у нас есть что предложить более детально, более серьезно. Вот тогда посмотрим.

В последнее время обстановка на границе Беларуси и Украины неспокойная. Страны НАТО скапливают военную технику у границ Республики, то есть у границы Союзного государства. Какие меры, в связи с этим, намерен принимать Минск?

Да, обстановка достаточно сложная. На самом деле, не ослабевают провокации с украинской стороны в отношении нашей границы. Вы правильно сказали, фиксируется очень много милитаризованных действий со стороны наших соседей вдоль границы: Польши, Литвы, Латвии. Только в прошлом году состоялось порядка 180 мероприятий, [которые имели] характер учений с применением в том числе тяжелых форм вооружений вдоль нашей границы, где приняли участие более 150 тыс. военнослужащих. Это громадные данные.

Польша вооружается до зубов, собирая лучшее со всего мира вооружение от США до Южной Кореи, причем наступательное вооружение. Литва, Латвия в кои-то веки готовы чуть ли не весь бюджет свой тратить на милитаризацию. Наш первый вопрос, и Президент его задает: зачем наступательное вооружение? Может быть, оборонительное, если вы чего-то там ждете, но наступательное-то зачем? Второй вопрос: зачем в таких объемах сотрясать здесь воздух? Третий: вам что, нечем заняться, некуда эти деньги направить у себя в странах? Например, на пенсии людей, на решение вопросов социально-экономического характера.

Призвали там сегодня до 6–7% от ВВП тратить на оборону – это превращается в 20–25%, а то и 30% от бюджета этих государств – то, что собирается налогами. Для чего? Непонятно, какие заборы строятся на границе. Как Президент часто говорит: «для мигрантов – это не такое значительное препятствие».

На самом деле за всей этой милитаризацией, нагнетанием страстей прослеживается выгода прежде всего для военно-промышленного лобби. Это же миллиардные контракты. Я где-то прочитал, что контракты и прибыль только американских компаний в прошлом году выросли порядка на 30%. За каждым процентом потенциально стоят человеческие жизни, разрушенная инфраструктура. Они получили доллары в карман, а кто-то получил трагедии в свои семьи. Вот к чему призывают сегодня эти страны вокруг нас.

Эта безумная милитаризация! Опять-же, как Президент говорил, если это оружие покупают, то это как в спектакле: если есть на стене оружие, то оно выстрелит в конце акта. Если они так, то когда-то это где-то прорвется.  И наша задача – дипломатическими способами, политическими, не поддаваясь на провокации, предотвратить это. Потому что мы-то понимаем, в отличие от тех, кто там за границей, что в таком противостоянии победителей не будет. Если Запад сегодня поставит Россию и Беларусь перед выбором цивилизационного существования, то просто другого варианта не останется.

Они почему-то это веками не могут понять. Потому что у них своя матрица. Они не допускают, что кто-то может применить такого рода силу. А силу такую может применить Россия. Мы вместе с Россией.

Вы знаете, что мы подписали договор с Российской Федерацией о совместных гарантиях безопасности, где в том числе прописано и применение ядерного оружия. Соответствующее оружие введено в Беларусь. Вы знаете, о договоренности разместить в Беларуси «Орешник». Это самое современное вооружение, которому нет аналогов даже за рубежом. Это наш ответ, но это наш ответ сдерживания, а не наступательный.

Я честно вам скажу, что с кем бы из своих западных коллег я ни беседовал, я всем говорю: перестаньте пугать ваш народ, что русские придут опять в Берлин или Париж, как было 80 или 200 лет назад. Нет такой цели, и быть ее не может. Сегодня есть одна цель – решить вопрос с денацификацией Украины и решением тех вопросов, которые стоят сегодня там у России.

Собственно говоря, никакого разговора о том, что, дойдя до неких границ, вся эта махина пойдет дальше, быть не может. Если только, вы не спровоцируете, образно говоря, своим прямым вмешательством в конфликт войсками НАТО.

Кто-то это слышит, кто-то – нет. Например, в Польше, Литве, Латвии слышать это не хотят. Их главный ресурс на сегодня – для получения денег, какого-то политического веса – нагнетание антироссийской риторики. То, что для Германии, Франции, Великобритании – проблема и большие расходы, ухудшение жизни людей, то эти страны – на этом просто зарабатывают. И как это не видит Евросоюз? – Ну, я уже не знаю.

Насколько, по Вашему мнению, вероятна эскалация на границе?

Чем больше людей, бряцающих оружием на границе по ту сторону, тем вероятность эскалации все больше и больше. Потому что кто его знает, какому-то солдату там, Яцеку или Мареку, со стороны Белостока что придет в голову. Соответствующие эпизоды уже были. Стреляют где-то на границе, и на стороне Украины то же самое. Ну люди же находятся в постоянном психологическом стрессе, в депрессии. И вопрос провокации, не только управляемой, но и случайной – он очень высок в таких условиях.

версия для печати

Видео МИД

Архив

Белорусская Вытинанка включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Один день в МИД Беларуси | 30 лет Службе государственного протокола МИД

II Минская международная конференция по евразийской безопасности

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by