Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при ОБСЕ А.Сычёва на заседании Постоянного совета ОБСЕ
08 апреля 2011 г.
Делегация Республики Беларусь намерена изложить ряд принципиальных соображений в отношении инициативы группы стран по запуску т.н. «Московского механизма» ОБСЕ против нашей страны.
Мы категорически не приемлем изложенную странами-инициаторами интерпретацию ситуации в Беларуси. Не существует объективных оснований для запуска упомянутого механизма.
Во-первых, по смыслу параграфа 12 Московского документа СБСЕ 1991 года попытка представить Беларусь в качестве особого случая несоблюдения обязательств имеет явно предвзятый и надуманный характер. В Беларуси отсутствует угроза выполнению обязательств ОБСЕ и уж тем более «особо серьезная». Ситуация в стране стабильна, нет межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Республика Беларусь с ответственностью относится к выполнению своих международных обязательств, в том числе по линии человеческого измерения ОБСЕ.
Во-вторых, некоторые коллеги прямо заявляют, что решение белорусской стороны по Офису ОБСЕ стало истинной причиной запуска «Московского механизма». Тем самым этой инициативой нас пытаются вынудить пересмотреть принятое решение. И не только нас: применение «Московского механизма» против государства, принявшего решение о прекращении полевого присутствия ОБСЕ, – явная попытка создать прецедент для отрицания права других государств на принятие такого решения. Мы все должны ясно и четко это осознавать.
Прекращение мандата миссии ОБСЕ является суверенным правом любого государства-участника ОБСЕ. Такое право неоднократно реализовывалось в странах, в том числе в достаточно острых ситуациях с выполнением обязательств ОБСЕ. Никакого применения «Московского механизма» в этих случаях не следовало.
Повторяем вновь: миссии закрывались не только в Беларуси, и это никогда не служило основанием для задействования подобных инструментов.
Более того, в последние годы на пространстве ОБСЕ, в том числе в странах, где миссии ОБСЕ отсутствуют, возникали действительно кризисные ситуации, уносившие многие человеческие жизни, требовавшие самой серьезной реакции. Но мы не слышали даже о попытках задействовать соответствующие механизмы.
Поэтому инициаторами «Московского механизма» в этом случае применен одиозный неприкрытый «двойной стандарт», наносящий принципиальный ущерб авторитету ОБСЕ.
В-третьих, Беларусь продолжает взаимодействие с Действующим председательством, институтами и другими исполнительными структурами ОБСЕ по всему спектру вопросов повестки Организации. Мы официально проинформировали, и неоднократно, Действующее председательство, Генерального секретаря, государства-участники о готовности к продолжению проектной деятельности ОБСЕ в Беларуси. Сознательное игнорирование этого группой инициаторов – неверный сигнал всем участникам ОБСЕ. Применение чрезвычайных мер только мешает продолжению сотрудничества.
Беларусь последовательно ведет диалог по всем вопросам, вызывающим интерес или озабоченность у партнеров. В рамках Постоянного совета и мероприятий ОБСЕ регулярно предоставляется соответствующая информация, как собственно это предусмотрено Московским документом.
О какой непредвзятой миссии докладчика можно говорить, если «Московский механизм» запущен без веских оснований и инициирован группой стран, которые уже заняли определенную, публично обозначенную позицию в отношении Беларуси? Соответственно, выводы доклада изначально носят заданный характер.
Вместо диалога и практического сотрудничества нам навязывают политизированный механизм, запуск которого является наглядным примером неприкрытого применения двойных стандартов.
В-четвертых, судебное разбирательство в отношении актов насилия против правительственного комплекса вечером 19 декабря 2010 г. в г.Минске еще не закончено. Оно проводится в полном соответствии с законодательством Беларуси и установленными процедурами, а также принципами верховенства закона и независимости судебной власти.
Более того, белорусская сторона, руководствуясь именно обязательствами ОБСЕ, пригласила экспертов БДИПЧ осуществлять мониторинг за судебными процессами по данному делу. Это исключительно редкая в истории нашей Организации открытая позиция по такому чувствительному вопросу. Данная работа еще не завершена, а Организации пытаются навязать уже новую миссию в отношении Республики Беларусь.
Это, кстати, само по себе нарушение Московского документа. Согласно его положениям в одном государстве-участнике не могут работать две различные миссии экспертов или докладчиков ОБСЕ по одному и тому же вопросу.
Консенсус является основой ОБСЕ, а «Московский механизм» – неконсенсусный, подверженный конъюнктурным, политизированным, тенденциозным влияниям, манипулированию. «Московский механизм» редко применялся, на деле себя не оправдал – это «заржавевший» инструмент из прошлой эпохи, аберрация начала 90-х годов. Ни в одном из случаев запуск «Московского механизма» не давал каких-либо позитивных результатов, не применялся в недавних кризисных ситуациях. Нет четких критериев для определения ситуации как «чрезвычайной». Имевшие место прецеденты запуска подтверждают, что данный механизм является пережитком «блокового» подхода и, соответственно, не объединяет страны ОБСЕ, а их разъединяет.
Возврат к таким подходам не только контрпродуктивен. Он ведет к утрате доверия между партнерами в ОБСЕ, окончательной разбалансировке работы ОБСЕ, еще большему углублению разделительных линий.
Посмотрите на состав группы инициаторов. Он красноречивее любых слов говорит: дело ведется к расколу ОБСЕ. В интересах ли это нашей Организации? Отвечает ли такое явление интересам единой и неделимой безопасности Европы, о которой так много говорится?
Более того, посмотрите, как ловко срежиссирован запуск механизма: еще не успели высохнуть чернила на документе, а инициаторы назначают докладчика, и буквально спустя некоторое время Директор БДИПЧ направляет письмо в адрес Постпреда Беларуси, не удосужившись изучить все процедурные аспекты данного вопроса.
Инициаторы «Московского механизма» фактически открыто посылают ясный сигнал всей ОБСЕ: они хотят манипулировать Организацией в своих целях и не намерены останавливаться ни перед чем. Они преследуют цели, не имеющие никакого отношения ни к человеческому измерению, ни к ОБСЕ в целом. Даже больше – эти цели противоречат духу и основополагающим принципам нашей Организации, отвергающим применение давления и односторонних подходов.
Таким образом, инициаторы руководствуются не принципами, а собственными групповыми интересами.
В такой ситуации особая ответственность лежит на председательстве ОБСЕ, которое должно быть, как самый минимум, «честным брокером». Однако, председательство, похоже, утратило контроль над ситуацией, даже не довело до конца начатый с белорусской стороной переговорный процесс, на который оно так часто в последнее время ссылается, оказавшись под диктатом части членства Организации. Вряд ли это верный для председательства и Организации курс.
Призываем инициаторов «Московского механизма» пересмотреть свое решение и вернуться в поле нормального, взаимоуважительного диалога. Надеемся, что литовское председательство сможет обеспечить необходимые условия для продолжения такого диалога в рамках ОБСЕ.
Спасибо, г-н Председатель.