Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Беларуси Ю.Амбразевича на заседании Совета Безопасности ООН (16 июля 2024 г., г.Нью-Йорк)

16 июля 2024 г.

 

Уважаемый господин Председатель, 
Уважаемые члены Совета Безопасности,
Уважаемые дамы и господа,

Позвольте поздравить Российскую Федерацию с председательством и пожелать успеха в выполнении этой важнейшей функции в многосторонней дипломатии.

Хотим отметить исключительную важность темы сегодняшней дискуссии.

Действительно в следующем году мир отметит восьмидесятую годовщину окончания Второй мировой войны – самого кровопролитного и опустошительного противостояния в истории человечества. Свидетели той войны и великие умы той эпохи, создавая Устав ООН как документ, воплотивший идеалы всеобщей вовлеченности, солидарности и уважения суверенного равенства государств, как отражение идеи действительно разделенной ответственности и неделимой безопасности, как инструмент многостороннего инклюзивного решения глобальных проблем, не могли и представить, что долгий путь их идеалов от де-факто биполярного мира, через однополярный момент к перспективной многополярности приведет нас сегодня не только к минимизации многосторонности в международных делах, но и на грань третьей мировой войны. 

Стремление удержать гегемонию, нежелание признавать законные интересы и озабоченности в сфере безопасности своих соседей и других игроков, стремление к получению односторонних преимуществ в доступе к ресурсам, желание недобросовестно воспользоваться доминирующим положением в экономике привели одурманенный эйфорией однополярного момента Запад и его элиты, судя по всему, для него самого к неожиданному результату. Западу не удалось возглавить многосторонность, как мог бы сделать истинный лидер, но западные элиты попытались максимально использовать свои преимущества для эксплуатации других. Сопротивление же этому привело к росту напряженности в мире, к росту конфликтности, к деградации системы международной безопасности, мер доверия, контроля над вооружениями, к противостоянию в той или иной степени с определенной частью членов международного сообщества и даже к войне в Европе. 

Мы являемся свидетелями осознанного отказа западных элит в лице НАТО от многосторонности в решении кризисов и ее ставки на противостояние с теми, кого они определили в конкуренты, в противники и в угрозы. 

Более того, мы являемся свидетелями не просто отказа Запада от многосторонности, но отказа от двустороннего международного сотрудничества со ставкой на принуждение к взаимодействию на навязанных Западом условиях и правилах. 

Чего стоит развязанная Польшей на границе с Беларусью настоящая война против мигрантов из южных стран с десятками убитых и сотнями искалеченных людей польскими силовиками? При этом, несмотря на наши постоянные предложения, Варшава полностью отказалась от сотрудничества с Минском в рамках инструментов правовой помощи и управления границей, отлично понимая, что только совместные усилия позволят эффективно бороться с преступниками, эксплуатирующими несчастных мигрантов на их пути из своих стран в Западную Европу, прежде всего в Германию. 

Чего стоит осознанный запрет Литвой транзита белорусских удобрений через литовские порты в страны Африки и Азии? Или отказ Вильнюса от готовности Минска к транзиту украинского зерна в те же страны.

Сюда стоит вспомнить и запрет стран Европейского союза на авиасообщение с Республикой Беларусь. 

Разве и первое, и второе, и третье не направлены не только против интересов моей страны, но и против интересов множества других государств и простых людей? 

Можно приводить еще много примеров. 

Складывается впечатление, что при все еще глобальном вовлечении в международную повестку, западные государства все больше самоограничиваются и лишаются инструментов влияния. Разве это не отказ от многосторонности?

Акцент на односторонние действия, на односторонность выгод, на диктат только своих правил  - вот корень проблем сегодняшнего мира.

Этой тенденции напротив противостоит, например, в Большой Евразии, объединительная повестка в целом ряде форматов, среди которых и Шанхайская организация сотрудничества, и СНГ, и ЕАЭС, и АСЕАН, и другие действующие на этом пространстве региональные объединения. Эти объединения не направлены против Запада или еще кого-то, но как уже отмечено, Запад сам не готов к сотрудничеству с ними. 

Видя такое положение вещей, Беларусь организовала в прошлом году в Минске международную конференцию высокого уровня «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире». 

В дополнение к нашим миротворческим усилиям по достижению Минских договоренностей, в дополнение к нашим объединительным инициативам по выстраиванию в Европе новой архитектуры безопасности под названием «Хельсинки 2», по глобальной теме диалога по безопасности в духе Сан-Франциско на Минской конференции в прошлом году Беларусь запустила процесс обсуждения вопроса построения равной и неделимой архитектуры евразийской безопасности. Показательно, что подавляющее число приглашенных западных государств проигнорировали приглашение. 

Судя по всему, настоящая многосторонность будет возрождаться среди настоящих единомышленников. 

В ходе конференции наша страна выдвинула инициативу о разработке Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке. 

Мы видим этот документ как объединительный, в котором должны быть сформулированы параметры и принципы функционирования архитектуры безопасности на евразийском пространстве, а также стратегическое видение многополярности и многосторонности обновленной системы международных отношений, возможно не только в Евразии, но и во всем мире. 

Для нас эти принципы известны и очевидны. Это, прежде всего, опора на международное право, неукоснительное соблюдение принципа неделимости безопасности, уважение многообразия путей развития каждого государства, равноправное сотрудничество всех членов международного сообщества, повышение роли ООН, полноценное использование региональных объединений и организаций, интеграционных объединений и, конечно же, возвращение к действительно эффективному многостороннему сотрудничеству.

Дальнейшее обсуждение этой темы мы намерены продолжить на второй Минской конференции по евразийской безопасности 31 октября – 1 ноября 2024 года. 

Спасибо за внимание. 

версия для печати

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by