The Interview of Mr.Aleksander Gerasimenko, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Republic of Belarus to Latvia, for the newspaper “Neatkarīgā Rīta Avīze” (in Russian), April 9, 2013
Герасименко: мы заинтересованы в развитии сотрудничества в транзитной сфере
С 9 по 11 апреля Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс с рабочим визитом посетит Витебск в Беларуси, где планируется также его встреча с Министром иностранных дел Беларуси. На вопросы «Neatkārīgā» о важнейших вопросах экономического сотрудничества Латвии и Беларуси отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Латвии Александр Герасименко.
– Как бы вы охарактеризовали сотрудничество между Беларусью и Латвией в 2012 году?
– В торговле нам удалось выйти на рекордные показатели. Товарооборот превысил 3,4 млрд. долларов США. По товарообороту Латвия стала для Беларуси пятым значимым партнером.
Могу назвать причины, способствующие взаимовыгодному сотрудничеству белорусских и латвийских партнеров. Это доброжелательный бизнес-климат между двумя странами, который способствовал укреплению взаимовыгодной благоприятной предпринимательской среды, и работа белорусско-латвийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, расширение сфер делового обмена по линии Белорусско-Латвийского совета делового сотрудничества. Сотрудничеству содействует также контакты между торгово-промышленными палатами двух стран.
В прошлом году в марте в Новополоцке состоялся 1-й белорусско-латвийский форум городов и районов партнеров. В Риге в 2012 году прошла Национальная выставка Республики Беларусь и Международный Белорусско-Латвийский инвестиционный форум «Балтийский регион 2012». Я уже не называю ряд других совместных мероприятий в области культуры, науки, образования. О политическом сотрудничестве можно сказать, что развивалось оно не так однозначно. Латвия впервые, хотя и с оговорками, поддержала экономические санкции ЕС против нашей страны и, несмотря на нашу открытость, проявила сдержанность по организации встреч на высоком уровне. Хотя к концу года мы начали ощущать позитивную динамику в этом направлении.
– На одном из форумов говорилось, что Рига является главным портом для белорусского экспорта. Как в прошлом году развивалось сотрудничество между Беларусью и Латвией в транспортной сфере?
– Латвия с ее системой железнодорожного сообщения и развитой портовой инфраструктурой является одним из важнейших партнеров Беларуси на рынке международных перевозок, в том числе, в рамках Евразийского транспортного коридора.
Общий объем грузов, перевезенных в 2012 году железнодорожным сообщением между Латвией и Беларусью (включая транзитные перевозки через Беларусь), составил порядка 34 млн. тонн. Прямые поставки грузов из Беларуси назначением в порты Латвии в 2012 году превысили 10 млн. тонн. Удельный вес белорусских грузов в общем транзитном потоке Латвии в 2012 году достиг 24%.
С 2009 года курсирует специализированный контейнерный поезд «Зубр», цель которого переориентировать контейнерные перевозки с автотранспорта на железнодорожный транспорт. В 2012 году контейнерным поездом «Зубр» в направлении Украина-Беларусь-Латвия-Эстония и обратно перевезено более 10 тыс. контейнеров, что в 4 раза больше, чем в 2011 году.
Принимая во внимание рост объемов грузовых перевозок, осуществляется активный деловой обмен на уровне профильных министерств и ведомств Беларуси и Латвии. Особое внимание сторонами уделяется вопросам формирования согласованной тарифной политики и повышения конкурентоспособности белорусско-латвийского направления перевозок грузов в прямом и транзитном сообщении. Отмечается обоюдная заинтересованность в проведении электрификации участка железной дороги в направлении Рига-Полоцк-Витебск и далее до Смоленска, что позволит повысить скорость движения и снизить расходы на перевозку, а также будет способствовать росту транзита из России и Казахстана. Латвийская сторона подтвердила готовность к реализации проекта по завершению электрификации в 2015 году участка Рига – Даугавпилс.
– В конце прошлого года в Беларуси обсуждалась возможность по переориентации грузопотоков из портов Латвии в другие порты?
– Окончательного решения о переориентации грузовых потоков из портов Балтии в Россию не принято. Предложения российских партнеров тщательно прорабатываются на экспертном уровне и прежде всего с позиций экономической целесообразности. При этом также изучаются возможности переориентации части объемов грузовых перевозок и в Украину. Это вполне приемлемо с точки зрения диверсификации рисков. Отказываться от проработки вариантов логистики грузов по конкурирующим направлениям мы не собираемся.
Для Беларуси по отношению к Латвии нет политической мотивации в связи проработкой предложений по переориентации грузоперевозок. Прежде всего – это практический вопрос. Беларусь не имеет выхода к морю и заинтересована для продвижения экспортной продукции в использовании портов и Балтии и Украины. Проработка возможных предложений осуществляется только на основе заключений экспертов в экономических интересах Беларуси.
Для большинства промышленных регионов Беларуси порты Латвии ближе и по логистическим критериям привлекательнее, чем в других странах Балтии. Не секрет, что в Беларуси не снята с повестки дня тема аренды, строительства, приобретения в собственность портовой и сопутствующей транспортной инфраструктуры.
Мы заинтересованы в развитии транзитного сотрудничества с Латвией. Ведется активная работа с железной дорогой и портами по созданию конкурентных условий для перевалки белорусских грузов. Пока Беларусь воздерживается от шагов по отведению грузопотоков из портов Латвии. Более того, экспортный потенциал Беларуси с каждым годом увеличивается на 30-40%, а потребность в качественной белорусской продукции в мире растет.
Вместе с тем в Беларуси внимательно следят и реагируют на изменение политической конъюнктуры. Думаю, что при оформлении Латвией однозначных практических шагов и политических сигналов, подтверждающих заинтересованность руководства страны удержать в портах грузы из Беларуси, наш диалог по развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере транспорта и логистики получит дополнительные позитивные импульсы.
– Беларусь приступила к строительству АЭС. Предусмотрено ли ее использование только для местных нужд, или планируется также экспорт электроэнергии в соседние государства?
– В настоящее время в Республике Беларусь реализуется проект по строительству белорусской АЭС суммарной мощностью 2 340 МВт. Ввод в эксплуатацию первого блока планируется в 2018 году, второго – в 2020 году. Планируется, что электроэнергия, выработанная на белорусской АЭС, в первую очередь будет использоваться для обеспечения потребностей Республики Беларусь. Вовлечение в топливно-энергетический баланс энергосистемы ядерной энергии позволит заменить потребление природного газа на 9,5 млрд. куб.м в год и снизить уровень выбросов парниковых газов на 7 – 10 млн. т в год, снизить себестоимость производства электрической энергии, вывести из эксплуатации устаревшие и неэффективные генерирующие мощности.
Кроме этого, развитие технологий атомной энергетики – это новый качественный интеллектуальный и технологический импульс в развитии страны, обеспечение дополнительных гарантий укрепления государственной независимости и экономической самостоятельности Беларуси.
Что касается сотрудничества в сфере энергетики между Беларусью и Латвией, то оно является весьма актуальным направлением развития экономических отношений между двумя странами. Несмотря на то, что между нами в настоящее время нет межгосударственных линий электропередачи, электрические сети наших стран являются частью большого электрического кольца Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ) и совместно обеспечивают надежность электроснабжения потребителей всего региона, в том числе потребителей своих стран.
С целью повышения надежности электроснабжения между ГПО «Белэнерго» и латвийским системным оператором AS «Augstsprieguma tīkls» заключен договор на поставку электроэнергии в рамках аварийной взаимопомощи. В период 2010-2012 гг. белорусская энергосистема неоднократно оказывала аварийную помощь энергосистеме Латвии в объемах до 2,5 млн.кВтч в год.
– Приграничное сотрудничество с Россией затягивается уже год, однако упрощен режим пересечения границы для жителей приграничных территорий Беларуси и Латвии. Улучшило ли это приграничное сотрудничество?
– Еще 1 декабря 2011 года вступило в силу межправительственное Соглашение об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий Беларуси и Латвии. Новый порядок относится к жителям приграничных районов Беларуси и Латвии, проживающим в 30-50-километровой приграничной зоне. Жители приграничных территорий для взаимных поездок в Беларусь или Латвию вместо виз могут оформить соответствующее разрешение со сроком действия до пяти лет. За первый год с момента действия упрощенного режима пересечения границы было выдано почти 12 тысяч разрешений с обеих сторон, что свидетельствует об устойчивом интересе приграничного населения к взаимным контактам.
Данный интерес содействует расширению и улучшению пунктов пропуска на латвийско-белорусской границе. Сегодня прорабатывается вопрос о возобновлении работы ранее функционировавшего упрощенного пункта пропуска «Друя- Пиедруя», а в 2013 году в рамках европроекта «Соседская дорога» будет реконструирован действующий упрощенный пункт пропуска на белорусско-латвийской границе «Плюсы-Каплава».
В качестве большого достижения двустороннего приграничного сотрудничества можно назвать сотрудничество в рамках проекта «Третий шаг развития стратегии Еврорегиона «Озерный край». В данной организации участвует 30 приграничных самоуправлений из Беларуси, Латвии и Литвы и она имеет большой потенциал для сотрудничества в области туризма, образования, культуры, спорта и развития пограничной инфраструктуры.