Выступление заместителя начальника главного договорно-правового управления МИД Беларуси Людмилы Татаринович в рамках дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам охвата и применения принципа универсальной юрисдикции, г.Нью-Йорк, 21 октября 2013 г.
Беларусь благодарит Генерального секретаря за подготовку очередного доклада «Охват и применение принципа универсальной юрисдикции».
В контексте обзора национальных законодательств по этому вопросу подчеркиваем сложную взаимосвязь национального законодательства и международного права, регулирующих вопросы универсальной юрисдикции. Исходим из того, что отражению в национальных законодательствах элементов универсальной юрисдикции должно предшествовать соответствующее международно-правовое закрепление данного вопроса применительно к конкретным видам преступления. Такой подход позволит, в частности, обеспечить реализацию принципа верховенства права в контексте универсальной юрисдикции. Республика Беларусь последовательно придерживается позиции о том, что в настоящее время к категории деяний, подпадающих под осуществление принципа универсальной юрисдикции, уместно относить преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, пиратство.
Необходимо также учитывать, что в настоящее время практическое закрепление в международном праве получила квазиуниверсальная (ограниченная универсальная) юрисдикция в отношении преступлений, предусмотренных соответствующими международными договорами (в частности, Конвенцией ООН о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 года, Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года) при наличии какой-либо связи между предполагаемым правонарушителем и государством суда.
Делегация Республики Беларусь последовательно выступает за развитие концепции на основе договорного характера универсальной юрисдикции и обеспечении принципа верховенства права в ходе ее реализации. Универсальная юрисдикция может считаться легитимной, если она установлена в соответствием с общепризнанными нормами международного права и положениями Устава ООН. В противном случае имеет место экстерриториальное применение законодательства отдельных государств (групп государств), правомерность чего вызывает определенные сомнения.
Считаем, что принцип универсальной юрисдикции важно избавить от внутренних противоречий, в настоящее время содержащихся в предлагаемых к рассмотрению концепциях, а также от недостатков, вызванных отсутствием налаженных механизмов взаимодействия между государствами и четкого перечня преступлений, к которым он может применяться, осуждением in absentia, вопросами, связанными с применением принципа к лицам, обладающим привилегиями и иммунитетами. Отмеченные недостатки и недобросовестность в отдельных случаях в ходе реализации универсальной юрисдикции подрывают ее концептуальную основу – обеспечение верховенства права и неотвратимости наказания в международных отношениях.
При реализации принципа универсальной юрисдикции исходим из неотвратимости наказания за совершение международных преступлений и необходимости судебного преследования виновных лиц согласно международным обязательствам государств и требованиям национального законодательства. Белорусская сторона полагает, что универсальная юрисдикция является факультативной и может быть осуществлена в случае неэффективности национальной юрисдикции.
Необходимо найти разумный баланс между стремлением продвинуть развитие принципа универсальной юрисдикции и закрепленными в Уставе ООН принципами равноправия и суверенного равенства прав больших и малых наций, невмешательства во внутренние дела друг друга и другими, без ущерба для принципа неотвратимости наказания за совершенные деяния.
В этой связи хотели бы подчеркнуть важность нахождения взаимоприемлемых решений по всем дискуссионным вопросам реализации принципа универсальной юрисдикции.
Полагаем, что в настоящее время Шестому комитету целесообразно рассмотреть перечень тех преступлений, в отношении которых на международном уровне существует консенсус относительно возможности осуществления универсальной юрисдикции.
Делегация Республики Беларусь приветствует создание рабочей группы Шестого комитета по этому вопросу и выражает надежду на результативность ее работы. Исходим из того, что главным условием широкого признания и применения принципа универсальной юрисдикции является достижение консенсуса по основным его элементам.
Полагаем, что итоги дискуссий в рамках рабочей группы, а также изучение позиций государств, высказанных в ходе пленарных заседаний комитета, будут полезны в работе Комиссии международного права над тесно связанной с принципом универсальной юрисдикции темой “Aut dedere aut judicare”. В целом полагаем достаточно продуктивным предложение о налаживании взаимодействия между Шестым комитетом и КМП по этому вопросу.