Выступление Постоянного представителя Беларуси при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве С.Алейника в ходе Заключительной встречи в рамках процесса выполнения решений Женевской конвенции по вопросам беженцев (Женева, 10 октября 2005г)
Уважаемые сопредседатели,
Уважаемые коллеги,
Прежде всего хотел бы поблагодарить организаторов за приглашение принять участие в столь важном мероприятии, а также за предоставленную мне возможность представить краткий доклад о достигнутом Республикой Беларусь прогрессе в ходе выполнения решений Женевской конференции 1996 года.
Я хотел бы также выразить благодарность УВКБ ООН, МОМ, ОБСЕ и Совету Европы, выступавшим в качестве ведущих учреждений в рамках данного процесса и создававшим необходимые условия для достижения его целей.
Почти десять лет сотрудничества в рамках процесса Конференции СНГ свидетельствуют о том, что вопросы повестки дня конференции являются крайне актуальными. Многое достигнуто, но еще больше предстоит сделать, в том числе в области международного миграционного сотрудничества. Действительно, сегодня международная миграция, являясь значимым фактором развития, тем не менее зачастую представляет собой насущный вызов, требующий консолидированных усилий международного сообщества. Этот тезис является полностью справедливым в отношении миграционной ситуации на пространстве Содружества Независимых Государств, которое с мая прошлого года имеет общую границу с Европейским союзом.
В силу географического положения Республики Беларусь, созданных в ней благоприятных экономических и социальных условий, а также открытости наших границ на восточном и южном направлениях, процессы, происходящие в области международной миграции, существенно затрагивают интересы нашей страны. По разным причинам в последнее время для белорусского государства характерно увеличение числа иностранных граждан, которые стремятся прибыть в Республику Беларусь на постоянное жительство или временное пребывание.
Беларусь как транзитная страна уделяет особое внимание вопросам миграции и беженцев, предпринимает необходимые меры в этой области как на национальном уровне, так и в сотрудничестве с профильными международными организациями. Большую помощь нашей стране в формировании миграционного законодательства, кадровой подготовке и техническом обеспечении республиканских органов государственного управления, занимающихся проблемами миграции, оказывают международные организации, в первую очередь – УВКБ ООН и МОМ. При финансовой, консультативной и технической поддержке Представительства УВКБ ООН в Республике Беларусь в рамках соответствующих проектов международной технической помощи решены многие вопросы оперативного управления в области миграции и беженцев, включая создание современной системы убежища в нашей стране. В г.Витебск создан и функционирует Пункт временного поселения беженцев.
Во взаимодействии с МОМ разработана Программа по борьбе с торговлей людьми на период до 2009 года.
В соответствии с Программой действий, принятой на Женевской конференции в мае 1996 года, в Беларуси создана целостная и эффективная система правовой и социальной защиты вынужденных мигрантов. Успешно реализуется законодательство о беженцах, которое в полной мере отвечает международным стандартам. Следуя рекомендациям, сформулированным на заседании Руководящей группы Женевской конференции в июле 2000 года, с целью повышения эффективности управления миграционными процессами, в настоящее время функции по регулированию внешней миграцией в Республике Беларусь возложены на Министерство внутренних дел, которое осуществляет реализацию миграционного законодательства, в том числе законодательства о беженцах.
С февраля 1997 года, когда в Республике Беларусь начала осуществляться процедура признания иностранцев беженцами, и по настоящее время в органы по миграции с ходатайствами о предоставлении статуса беженца обратилось около 3 тысяч иностранцев из 33 стран мира. На сегодняшний день беженцами признаны 775 иностранцев из 13 государств.
Осенью этого года планируется вступление нашей страны в Международную организацию по миграции.
Полагаем, что в целом Республика Беларусь успешно выполнила задачи, намеченные в Программе действий. При этом основными целями миграционной политики в соответствии с Государственной миграционной программой на 2001–2005 годы остаются эффективная реализация миграционного законодательства, повышение уровня управления миграционными процессами и развитие сотрудничества с заинтересованными государствами, профильными международными межправительственными и неправительственными организациями.
Мы благодарны всем нашим партнерам по международному миграционному сотрудничеству и заявляем, что Беларусь готова к активизации взаимодействия в данной сфере с целью совместного решения миграционных проблем в интересах обеспечения безопасности и стабильности на европейском континенте.
В этой связи хотели бы отметить, что Беларусь заинтересована в интенсификации сотрудничества по следующим основным направлениям:
-разработка эффективных систем контроля над миграцией,
-дальнейшее совершенствование и укрепление национального законодательства в сфере предоставления убежища и его применения,
-гармонизация законодательства,
-интеграция признанных беженцев,
-создание условий для добровольной репатриации в качестве долгосрочного решения,
-борьба с торговлей людьми,
-системная профессиональная подготовка и переподготовка кадров,
-создание регионального центра по сбору и обработке информации о странах происхождения беженцев,
-взаимодействие с неправительственными организациями, в том числе с целью получения информации о странах происхождения беженцев и интеграции признанных беженцев.
На сегодняшний день Беларусь является участником ряда региональных и субрегиональных форумов, посвященных вопросам сотрудничества в сфере миграции (Будапештский, Седеркопингский процессы). Одновременно, в соответствии с договоренностью, достигнутой на Минской обзорной встрече высокого уровня в мае 2004 года, мы активно поддерживает новую систему диалога и сотрудничества стран СНГ с участием международных организаций по тематике Женевской конференции, которая, на наш взгляд, должна стать логичным продолжением процесса Конференции СНГ.
В целях разработки формата и принципов функционирования новой системы, определения приоритетных направлений сотрудничества в рамках будущего процесса Беларусь готова выступить инициатором проведения зимой 2005-06 гг. в г.Минске рабочей встречи экспертов по данным вопросам.
Полагаем, что в перспективе речь должна идти о создании постоянно действующей координирующей структуры, возможно, при Исполнительном комитете СНГ в Минске.
В дополнение к вышесказанному мне хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что успешность функционирования нового процесса будет во многом зависеть от степени участия в нем стран Европейского союза и международных финансовых институтов, так как проблематика беженцев, миграции и внутренне перемещенных лиц не ограничивается рамками СНГ и прямо или косвенно затрагивает интересы всех государств Европы, и не только.
Подводя итог нашей совместной десятилетней деятельности, необходимо еще раз подчеркнуть актуальность и особую значимость продолжения и повышения эффективности взаимодействия государств-участников СНГ, профильных международных организаций, финансовых институтов и других заинтересованных партнеров на основе принципов солидарности и разделения бремени.
Благодарю за внимание.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by