Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на открытии международной конференции «25 лет внешней политики Республики Беларусь» (19 мая 2017 г., г.Минск)

Уважаемые коллеги,
Ваши превосходительства,
Представители дипломатического корпуса,
Участники и гости конференции.

Спасибо за приглашение. Рад приветствовать всех вас сегодня на этом мероприятии «Минского диалога», приуроченном к 25-летию внешней политики Республики Беларусь, 25-летию установления дипломатических отношений со многими зарубежными странами. Обсуждение этой темы шло и идет достаточно интенсивно на различных уровнях и на различных площадках, в печатных и электронных СМИ. И это очень важно.

Было бы неверно не использовать столь благоприятный повод для проведения самых широких дискуссий и обсуждений. Это прекрасная возможность не только для ситуационных, но и для исторических обобщений, которые в другом контексте могли бы звучать излишне пафосно или нескромно.

25 лет суверенитета и независимости Беларуси, 25 лет установления дипломатических отношений с зарубежными государствами – эта дата создает, действительно, хорошую возможность для того, чтобы лучше  прояснить, где мы находимся, точно отметить свои координаты на шкале векторов внешней политики, сверить свои планы на будущее. Иначе говоря, переоценить, где мы, кто мы такие и куда мы идем.

Хочу поблагодарить всех, кто откликнулся на предложение об очередной встрече в формате «Минского диалога», моих коллег – они все сегодня перед вами – руководивших в свое время белорусским внешнеполитическим ведомством, представителей депутатского корпуса, белорусских и зарубежных дипломатов, которые на разных этапах формирования белорусской внешней политики были к этому сопричастны.

Становление белорусской внешней политики на протяжении четверти века – это исключительно широкая тема, к ней в концептуальном, программном плане неоднократно обращался Глава государства.

Естественно, что, со своей стороны, внешнеполитическое ведомство старается представить видение этого этапа нашей истории в серии публикаций, интервью, путем обмена посланиями с зарубежными странами.

Мы, как вы обратили внимание, организовали ряд публикаций в средствах массовой информации Беларуси на эту тему. Я благодарен моим коллегам, которые откликнулись на это предложение и выступили с соответствующими публикациями в наших средствах массовой информации. 

Я хотел бы во вступительном слове обозначить буквально несколько важных моментов, которые, возможно, найдут отражение в дальнейшей дискуссии.

Первое. Говоря сегодняшней внешней политике Беларуси, предложил бы взглянуть на нее, не ограничиваясь дипломатической, МИДовской точкой зрения.

МИД по определению, конечно, находится «на острие» внешней политики. Но это не означает, что нами «монополизировано» ее осуществление. Да, внешнеполитическое ведомство вносит весомый вклад в обеспечение условий для развития и модернизации Беларуси, отстаивая ее политические и экономические интересы на международной арене. Но нашей задачей всегда было максимальное вовлечение в осуществление внешнеполитического процесса всех звеньев государственного аппарата, ведомств, бизнес-сообщества, гражданского сектора, академического сообщества и многих других.

Эффективное обеспечение курса на укрепление независимости и суверенитета – это результат, я бы сказал, комплексных усилий всех органов государственного управления, предприятий, научных кругов, экспертного сообщества. Полноправными «послами» Беларуси являются представители искусства, культуры и спорта. Свой вклад в развитие наших отношений с другими странами вносит «народная дипломатия». Неразрывной является связь между внешней политикой и внешнеэкономической деятельностью. 

В моем понимании, только общие усилия дают ощутимый и конкретный результат, обеспечивают максимально предметное наполнение двустороннего диалога с нашими партнерами.

Я думаю, что сегодня по сравнению с теми временами, когда существовал Советский Союз, взаимосвязь внешней и внутренней политики сейчас проявляется намного сильнее, чем это было раньше.

Один маленький нюанс, связанный с событиями во внутриполитической жизни, может дать массу позитивных дивидендов, а может и принести невосполнимые утраты и привести к каким-то трагическим последствиям. Мы должны четко осознавать это.

Поэтому реализация внешнеполитической деятельности, конечно, – это главная задача МИД, но, наверное, это важная задача и для всех органов государственного управления, для всех элит. И здесь мы действовать должны исходя, я поддерживаю мысль, которую высказал Евгений Прейгерман, что мы должны сотрудничать в национальных интересах, в интересах сохранения и  развития нашего государства. Здесь важно именно объединение политических элит, а не выстраивание новых «заборов», в том числе и внутри гражданского общества, и государства.

Второй момент, на котором я хотел бы акцентировать ваше внимание: главная задача, цель нынешнего обсуждения состоит в попытке дать объективную оценку тому пути, который нами пройден.

Разумеется, следует говорить не только и не столько об успехах и достижениях, но и о том, что еще не удалось сделать и почему не удалось сделать. Я думаю, что сконцентрироваться надо на этих результатах.

Но, тем не менее, было бы, наверное, несправедливо не отметить хотя бы штрихом некоторые достижения, которые были получены нами за 25 лет. Я думаю, что эта четверть века, которую можно без преувеличения назвать судьбоносной для белорусского народа, для всех белорусов.

Беларусь прошла через сложнейшие, труднейшие испытания первоначального постсоветского периода. Но в этом сложном и противоречивом поиске идентичности сохранила то ценное, что нарабатывалось в Советском Союзе, и попыталась взять лучшее из зарубежного опыта.

Я в своем кратком приветственном слове хотел бы сознательно уйти от расстановки страновых приоритетов и акцентов, каждый из которых может быть темой отдельной конференции.

Но хотелось бы напомнить, что если в 1990 году наша страна имела свои представительства только при международных организациях, главным образом в ООН, то сегодня Беларусь располагает дипломатическими представительствами в 59 государствах мира, а с посольствами по совместительству Беларусь представлена в 116 странах.

Беларусь стала участницей новых интеграционных проектов. Расширила круг партнеров и союзников. Выстроила модели сотрудничества с большинством государств мира. Открыла и «застолбила» за собой новые рынки.

Мы хорошо понимаем, что в современном все более динамичном мире статус-кво – это весьма условное понятие. Необходимо постоянно адаптировать наши внешнеполитические и внешнеэкономические усилия в соответствии с возникающими вызовами и в политике, и в экономике, и в сфере безопасности, и в других областях. Одной из ключевых задач, стоящих перед нами сегодня, является обеспечение более устойчивой конфигурации нашей внешнеэкономической деятельности, распределение наших экспортных потоков между тремя основными рынками – рынками Евразийского экономического союза, Европейского союза и «дальней дуги», но не сокращая при этом своего присутствия на наших традиционных рынках.

И если первые два приоритетных направления устойчиво и постоянно находятся в центре внимания, то формирование Беларусью на «дальней дуге» новых точек опоры, дополнительных «подушек безопасности», повышение узнаваемости Беларуси в Африке, Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, дальнейшая диверсификация экспорта и в целом повышение уровня политического взаимодействия Минска с дальними партнерами требуют дальнейших усилий со стороны государства, смелых и новых решений, в том числе более пристального внимания нашего аналитического сообщества. Я думаю, что эта тема также будет рассмотрена  в ходе предстоящей дискуссии в рамках Минского диалога.

К числу достижений, без сомнения, следует отнести и то, что наш голос уверенно звучит на крупнейших международных площадках, в первую очередь с трибуны ООН. В перечне современных белорусских глобальных инициатив: признание многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; поддержка стран со средним уровнем дохода в контексте достижения целей устойчивого развития; укрепление международной координации в борьбе с торговлей людьми; противодействие торговле человеческими органами; отстаивание ценностей традиционной семьи; чернобыльское сотрудничество.

Эти сбалансированные подходы Беларуси к сложнейшим вопросам региональной и мировой повесток дня созвучны подходам других государств. Именно в силу этого многие из них становятся нашими единомышленниками. Даже с рядом стран, с которыми у нас имеются определенные трудности. Ну, например, по теме борьбы с торговлей людьми есть достаточно четкое понимание того, что мы должны работать и с Соединенными Штатами Америки, и с европейскими странами, и с другими государствами. Более того, представители этих стран сами выразили пожелание организовать в рамках предстоящей сессии ПА ОБСЕ специальное отдельное мероприятие, посвященное этой теме. Это еще раз подтверждает ту мысль, что, несмотря на какие-то политические разногласия, иные различия наших взглядов на развитие мира, мы можем и должны находить основы для совместного сотрудничества в тех областях, которые являются взаимовыгодными и которые позволят нам еще больше расширить позитивную атмосферу между нашими государствами.

В-третьих, в данном контексте, я думаю, было бы также целесообразно еще раз обратиться к тем принципам, на которых базируется внешняя политика Беларуси, а именно: неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела – и другие общепризнанные нормы международного права.

В том числе именно в силу последовательного соблюдения этих принципов белорусы, и это также относится к нашим бесспорным достижениям, в сложнейшем геополитическом контексте сумели не допустить проникновения хаоса и насилия извне, сберегли мир, безопасность, стабильность в обществе и государстве. Я думаю, для всех важен тот факт, что Беларусь является единственной страной на постсоветском пространстве, где не было допущено вооруженных конфликтов. И мы убеждены, что такая ситуация сохранится и впредь.

Благодаря этому межнациональное и межконфессиональное согласие, толерантность стали визитными карточками Республики Беларусь во всем мире.

Их истинная ценность особенно явственно проступила сегодня в очень неспокойном мире, по-прежнему сотрясаемом боевыми действиями, войнами, террористическими актами. Мы не дали втянуть себя в конфликты. Сохранили добрые отношения со всеми соседями. Вносим посильный вклад в урегулирование ситуации на востоке Украины. Современная Беларусь без преувеличения является одной из опор безопасности в европейском регионе.

Мир не стал проще, место одних разделительных линий занимают другие. И все это подтверждает верность избранного руководством Беларуси принципиального курса на многовекторность внешней политики.

Нас не раз подталкивали к тому, чтобы мы совершили так называемый «окончательный геополитический выбор» – то ли мы должны быть с Востоком, то ли с Западом. Хотел бы вновь повторить, что белорусские интересы не замыкаются на каком-то одном направлении, а наша внешняя политика – не пресловутая попытка усидеть «на двух стульях». Суть ее заключается в планомерной выработке внутренних и внешних условий для построения множественности геополитических опор.

Выстраивая союзнические отношения с Россией, мы не делаем это за счет ущемления интересов стран Евросоюза или против стран Евросоюза. И, наоборот, развитие партнерских торгово-экономических отношений с ЕС никак не противоречит динамике нашего тесного взаимодействия на Востоке.

Находясь на стыке Евразийского экономического союза и Европейского союза, Беларусь выступает за формирование устойчивых механизмов диалога между этими двумя интеграционными объединениями. Идея «интеграции интеграций» в качестве принципа сотрудничества, ориентированного на совместный поиск оптимальных путей объединяющего роста и устойчивого развития, скоординированное противодействие глобальным угрозам и вызовам, получила позитивный отклик у ряда государств и международных организаций.

Как известно, мы в прошлом году провели очень хорошую, серьезную конференцию вместе с Европейской экономической комиссией ООН. Конференция получила очень хорошую оценку этой организации. Кстати, добрым словом хочу вспомнить параллельное экспертное мероприятие, проведенное в рамках «Минского диалога».

Мы нацелены на укрепление взаимодействия со всеми соседями и партнерами. Стремимся развивать отношения и с Востоком, и с Западом, и с Югом, и с Севером так глубоко, как это возможно. Не в ущерб кому-либо и не за счет кого-либо, не против кого-либо.

К слову, только что состоявшийся визит белорусской делегации во главе с Президентом Республики Беларусь в Китай стал важным свидетельством развития стратегического партнерства с одним из наиболее динамично развивающихся государств мира, уверенно превращающимся в одну из супердержав, 2-ю экономику мира, а в перспективе и в 1-й экономику.

Участие в международной конференции «Один пояс, один путь» позволило четко обозначить намерение Беларуси стать одной из узловых платформ нового Шелкового пути в евразийском регионе. В своем заключительном слове Председатель КНР Си Цзиньпин отдельно выделил значение индустриального парка «Великий камень», который строится в Беларуси, как одной из важных опор Экономического пояса Шелкового пути («Один пояс – один путь»). И отметил, что эта инициатива пытается связать такие логистические центры в рамках этого пояса.

Кстати, действительно, форум состоялся впервые, но прошел очень заинтересованно, толерантно, в атмосфере желания сотрудничать друг с другом. На нем присутствовали представители различных государств, которые входят в различные интеграционные объединения. Но самое главное, что даже один из руководителей стран Евросоюза, выступая после заключительного слова Си Цзиньпина (он попросил предоставить ему слово), сказал (дословно): «Мы присутствуем в Евросоюзе на дискуссиях, но такого как здесь, в Пекине, такой атмосферы – толерантной, спокойной, настроенной на взаимодействие – я давно не видел». Это говорит о многом. 

Четвертое, чему, с моей точки зрения, было бы важно уделить серьезное внимание – это задачи дня сегодняшнего.

На нынешнем этапе формировать международный курс приходится в очень непростых условиях. Мир вступил в эпоху кардинальных геополитических, экономических, общественных, иных трансформаций, процессов, то, что в геологии называется «тектоническими сдвигами». Становление новых центров силы сопровождается обострением соперничества государств и конкуренцией моделей будущего развития. В этих условиях нужны взвешенные, оптимальные, может быть даже, нетривиальные решения очевидных внешнеполитических проблем, стоящих перед нами сегодня.

Ответственность, конструктивная позиция нашей страны, искренние попытки предложить собственные подходы и механизмы разрешения противоречий получают все большее признание в мире.

В 2017 году мы председательствуем в Центрально-Европейской Инициативе. «Титульной темой» белорусского председательства избрано продвижение совместимости в большой Европе. Полагаю, эта тема имеет особое значение в контексте нестабильной обстановки в регионе и беспрецедентных вызовов, с которыми мы сегодня сталкиваемся.

Активно участвуя в процессе выработки и принятия решений и документов ОБСЕ, наша страна вносит важный вклад в развитие общеевропейского диалога по всему спектру вопросов сотрудничества и безопасности в регионе Организации. Для нас площадка ОБСЕ является важным каналом доведения нашей позиции, инструментом продвижения внешнеполитических инициатив, развития диалога с ЕС и США, привлечения международного экспертного содействия.

Свидетельством того, какое значение мы придаем ОБСЕ, является выдвижение постпреда Беларуси в Вене, одного из самых опытных наших дипломатов Елены Купчиной на пост Генерального секретаря этой организации. Искренне рассчитываем на то, что ее назначение состоится. 

Совсем скоро в Минске откроется сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Мы ответственно готовимся к мероприятиям в ее рамках, исходя из понимания важности Организации для безопасности Европы. И Беларуси есть что предложить участникам сессии.

Вновь возвращаясь к важнейшим белорусским инициативам, не могу не упомянуть недавнюю инициативу нашего Президента о новом миротворческом процессе, аналогичном Хельсинкскому. Я позволю себе процитировать Главу государства: «Если в этом будет необходимость и мир в этом заинтересован, Минск готов в любой момент стать местом для диалога, направленного на осмысление новых правил мироустройства». Как бы кто к этому не относился, как бы кто не ерничал на этот счет, относительно этой инициативы, я хочу сказать, что в перспективе суть заключается в том, что нужно садиться за стол и совершенствовать правила поведения, которые когда-то были выработаны в рамках Хельсинкского процесса, адаптировать их к новым вызовам и угрозам. 

Исходя из этого, на министерской встрече ОБСЕ в Гамбурге нами было акцентировано внимание участников на том, что назрела необходимость встречи лидеров России, США, Евросоюза, Китая, других крупных игроков для откровенного обмена мнениями о причинах кризиса в международных отношениях.

Да, мы стараемся играть важную роль в региональном плане, в международном плане, но, если не будет договоренности между крупными, ключевыми геополитическими игроками, если не будет исключена воинственная риторика, которая сегодня присутствует в международных отношениях, то нет у нас особых перспектив для того, чтобы нормализовать, успокоить ситуацию, обеспечить мир во всем мире. Сегодня чрезвычайно важно положить начало осмыслению новых правил формирующейся многополярности при уважении интересов друг друга.

Уважаемые участники конференции, коллеги, дамы и господа!

Завершая свое вступительное слово, хотел бы обратиться к еще одному важному аспекту, имеющему непосредственное отношение к теме нашей конференции.

Не могу не отметить тот серьезный вклад, который внесли в становление и развитие белорусской внешней политики научное и образовательное сообщество. В последнее время мы наблюдаем поступательное развитие  собственного экспертного сообщества, объединяющего академические, образовательные центры, независимые «фабрики мысли». Как сотрудничество между ними, так и естественная творческая конкуренция являются важным фактором для осмысления и, может быть, активизации внешнеполитического процесса. 

Определив «сетку» внешнеполитических приоритетов, в том числе на основе экономической целесообразности, белорусский МИД совместно с заинтересованными целенаправленно движется в направлении ее предметного наполнения. И роль добавочной стоимости экспертного, научного сообщества в этом движении, как мне кажется, будет только возрастать.

Интересно услышать ваше мнение, в том числе по таким вопросам, как выработка баланса в диалоге Беларуси с различными полюсами силы, равно как и перспективы преодоления имеющихся известных дисбалансов; целесообразность коррекции внешнеполитических и внешнеэкономических подходов; оптимальные механизмы развития диалога с конкретными странами, регионами.

Сегодня при поддержке уважаемых участников конференции,  министров иностранных дел Беларуси, занимавших этот пост в прошлые годы, послов зарубежных стран появляется уникальная возможность фактически заново прочесть одну из интереснейших страниц новейшей белорусской истории. Оценить гибкость избранной внешней политики, которая является отражением общей политики белорусского государства с устойчивой общественно-политической системой, государства, стремящегося адекватно реагировать на вызовы и угрозы.

Надеюсь, заявленные в повестке дня конференции доклады об истоках и специфике формирования белорусской внешней политики дадут неплохую «пищу» для размышлений о наших позициях на международной арене, сильных сторонах внешнеполитического курса и возможных упущениях, требующих дополнительного внимания.

Искренне желаю организаторам и участникам сегодняшней конференции плодотворной работы, жарких, но конструктивных дискуссий, новых идей и концепций, удачи и творческих успехов.

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by