Выступление Заместителя Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Зася С.В. на международной конференции «Постоянный нейтралитет Туркменистана: сотрудничество во имя мира, безопасности и прогресса» по теме: «Нейтралитет в современном мире: подходы Республики Беларусь» г.Ашгабат, 11 декабря 2010 г.
Уважаемые дамы и господа,
Прежде всего хотел бы искренне поблагодарить Министерство иностранных дел, Министерство образования и Академию наук Туркменистана за предоставленную возможность сердечно поздравить туркменский народ с наступающим государственным праздником.
12 декабря 1995 года ООН при поддержке 185 стран официально признала статус постоянного нейтралитета Туркменистана. Такая поддержка – уникальное явление в более чем полувековой истории этой Организации.
Прошедшие 15 лет подтвердили правильность исторического выбора Туркменистана, который за относительно небольшой период времени успел громко заявить о себе как о миролюбивом, динамично развивающемся государстве, активно интегрирующемся в мировое сообщество и разделяющем высокие гуманистические ценности. Во многом именно поэтому народ Туркменистана отмечает свой праздник единой и дружной семьей в окружении добрых соседей и верных друзей.
К сожалению, сейчас исследованиям по вопросам нейтралитета уделяется гораздо меньше внимания, чем данный вопрос заслуживает. Ведь если задуматься, нейтралитет является одной из важнейших форм контроля за выполнением норм международного гуманитарного права.
Очевидно, что декларация нейтралитета сама по себе такого статуса не принесет. Необходимы два ключевых фактора: создание соответствующих внутренних условий и признание международным сообществом, прежде всего великими державами и соседями. Формы при этом могут быть разные. В случае Швейцарии и Австрии это оформлено в международных соглашениях, которыми их нейтралитет гарантируется официально. Нейтралитет Швеции – это нейтралитет де-факто, основанный на точно определенной воле, достаточной обороне и практическом опыте многих десятилетий, который дает партнерам и соседям право верить, что Швеция хочет нейтралитета и готова его защищать.
Некоторые исследователи высказывают мнение, что постоянный нейтралитет приводит к самоизоляции. Представляется, что подобные опасения лишены оснований. Свобода действий нейтрального государства настолько широка, что Финляндия и Швеция участвуют не только в политических, но и в миротворческих действиях ООН. Нейтральный статус позволяет им укреплять свой международный авторитет. Благодаря своему нейтралитету Швейцария, Швеция, Финляндия – небольшие государства – смогли развивать активные экономические, торговые и иные связи с членами разных блоков и как следствие, вошли в число наиболее развитых стран.
На примере Туркменистана мы также можем воочию убедиться, что статус нейтралитета придал особый динамизм межгосударственному взаимодействию этой страны.
Республика Беларусь полностью разделяет такие подходы. В первую очередь, это использование политических возможностей в целях ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов между государствами, установления более гуманного и созидательного порядка в международных отношениях. Поэтому у нас очень много общего во взглядах на выработку и осуществление основных направлений внешней политики. Неслучайно в статье 18 нашей Конституции закреплено, что Республика Беларусь ставит целью сделать свое государство нейтральным. Утвержденная Президентом Республики Беларусь в ноябре 2010 года новая Концепция национальной безопасности подтверждает приверженность избранному курсу. В данном документе сделан акцент на то, что Беларусь «проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса».
Между постановкой цели и ее окончательным достижением невозможно поставить знак равенства. Требуется пройти путь, который у каждого независимого суверенного государства собственный.
И по продолжительности, и по способам, и по условиям. Беларусь находится на этом пути и не собирается с него сворачивать.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by