Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея в рамках XV Минского форума (17 ноября 2017 г., г.Минск)

Уважаемый господин Гáбриэль,

Уважаемый доктор Линднер,

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, позвольте мне от имени Правительства Республики Беларусь сердечно приветствовать всех участников XV Минского форума.

Для меня большая честь вновь участвовать в этом масштабном и представительном мероприятии.

Я искренне рад, что в нем принимает участие Вице-канцлер, Федеральный министр иностранных дел Германии, мой коллега, господин Гáбриэль. Действительно впервые в истории этого форума, этой площадки два министра иностранных дел принимают участие в его  заседании.

Символично, что визит господина Гáбриэля в Беларусь – это первый двусторонний визит Федерального министра иностранных дел Германии в нашу страну начиная с 1995 года. Он совпал сегодня с 20-летием Минского форума и, как мы сегодня говорили на встрече, с 25-летием со дня восстановления белорусско-германских дипломатических отношений.

Я хотел бы сразу сказать, что Минский форум – это действительно уникальная дискуссионная площадка, которая существует уже более 20 лет благодаря его крестному отцу, я бы сказал, господину доктору Райнеру Линднеру. Она на протяжении 20 лет собирает политиков, дипломатов, экспертов из Беларуси, Германии, Европейского союза для открытого диалога по наиболее актуальным вопросам белорусско-германского и белорусско-европейского сотрудничества.

За прошедшие годы наши отношения переживали разные времена: и взлет, и падение. Но даже в самые сложные времена Минский форум всегда оставался площадкой для диалога, был востребован и способствовал диалогу и взаимопониманию между нашими странами и народами.

В связи с этим я хотел бы выразить особую признательность и благодарность и поздравить с юбилеем Минского форума его инициатора и бессменного председателя – господина Райнера Линднера.

Уважаемые дамы и господа,

Германия, безусловно, является одним из ключевых партнеров Республики Беларусь на западном векторе, в рамках Европейского союза. Если не сказать ключевым партнером.

Это партнерство, которое для нас исключительно важно, стало возможным во многом благодаря успешным усилиям в преодолении последствий известных трагических страниц нашей совместной истории.

Отрадно, что наш диалог и взаимодействие по проблематике сохранения исторической памяти о Второй мировой войне продолжаются. 

Мы благодарны германской стороне, и в первую очередь Федеральному министерству иностранных дел ФРГ, за ощутимый вклад в реализацию проекта по созданию имеющего без сомнения общеевропейское значение мемориального комплекса на месте бывшего лагеря смерти «Малый Тростенец».

С удовлетворением констатируем наблюдаемую в последние годы активизацию контактов по линии внешнеполитических ведомств наших стран, а также между парламентами Беларуси и Германии. В Берлине прошли двусторонние консультации на уровне заместителей министров иностранных дел. Нынешний визит господина Гáбриэля в г.Минск свидетельствует о поступательном движении к новому качеству наших отношений. Мы рассчитываем на дальнейшее развитие позитивной динамики политического диалога.

Исключительно важно, что одной из главных опор белорусско-германского взаимодействия является экономическое сотрудничество.

Потенциал его, и об этом говорилось на сегодняшних встречах, задействован пока не в полной мере, но существенный рост товарооборота между двумя странами, который мы отмечаем в этом году, а это приблизительно 25 процентов, а также повышение интереса германских инвесторов к Беларуси внушают определенный оптимизм.

Мы видим дополнительные возможности наращивания экономического сотрудничества в открытии новых совместных производств, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции.

Убежден, что развитие промышленной кооперации, при которой белорусские предприятия могли бы выступать поставщиком промышленных полуфабрикатов и комплектующих высокой степени обработки, также отвечает интересам обеих сторон и имеет хорошие и обоснованные перспективы.

Наши посольства очень активно работают в этом направлении. Мы благодарны Посольству Германии здесь за то, что мы очень активно взаимодействуем по этим направлениям, за то, что они приглашают вместе с нашим Посольством делегации германского бизнеса в Беларусь. Мы ведем уже конкретные переговоры нескольким направлениям, которые, я считаю, являются перспективными для наших стран. 

Одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед белорусской экономикой, является модернизация промышленности. Германия – общепризнанный мировой флагман в высокотехнологичной индустрии. Беларусь крайне заинтересована в изучении и заимствовании германского опыта дигитализации и реформирования промышленности в рамках концепции «Индустрия 4.0».

Как представляется, такое взаимодействие может иметь двусторонний, взаимовыгодный характер. Нам есть чем гордиться в плане достижений в IT-сфере. Беларусь занимает второе место после Израиля по доле разработок информационных технологий в ВВП на душу населения.

Мы заинтересованы также в налаживании производственной кооперации в сфере электромобильности, позволю себе тут использовать термин наших немецких друзей. Этой сфере на данном этапе уделяется повышенное внимание в обеих странах и она, вне всяких сомнений, окажет существенное влияние на дальнейшее развитие автомобилестроения.

Хотел бы сказать, что действительно здесь мы тоже достигли конкретных результатов. Я надеюсь, что в ближайшее время мы приступим к разговору о реализации конкретных проектов в этой сфере. 

Надеюсь, что в рамках дискуссий Минского форума будут найдены новые перспективные области для белорусско-германской экономической кооперации.

В ткань разноплановых отношений Беларуси и Германии тесно вплетены межличностные контакты и взаимодействие на уровне гражданского общества.

Примечательно, и как представляется совершенно не случайно, что именно граждане Германии наиболее активно воспользовались введением в 2017 году 5-дневного безвизового режима для посещения Беларуси.

Белорусская сторона высоко ценит солидарность и многолетнее содействие со стороны ФРГ в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В оказании помощи Беларуси участвуют сотни германских гуманитарных инициатив. Ежегодно около трех тысяч белорусских детей проходят курс оздоровления в Германии. Сегодня на этот момент специально обратил внимание Глава белорусского государства, поблагодарив наших германских партнеров за сотрудничество в этой сфере.

Успешно развивается двустороннее сотрудничество в образовательной и научной сферах, а также в области культуры. Имеется значительный потенциал в расширении взаимодействия по тематике устойчивого развития.

Для активизации контактов и сотрудничества на местном уровне важно эффективно задействовать институт побратимства, в который на сегодняшний день вовлечены около 20 пар городов Беларуси и Германии. Возможно, пришло время подумать и о новом формате – партнерстве между Республикой Беларусь и отдельными федеральными землями ФРГ. С учетом масштабов немецкой экономики это может стать исключительно перспективной темой для задействования новых ресурсов регионального сотрудничества.

Уважаемые дамы и господа,

Белорусско-германские отношения, конечно же, неотделимы от «фактора Европейского союза». Тот факт, что мы соседствуем через 1200 км общей границы, ко многому обязывает и нашу страну, и ЕС. 

Мы высоко ценим поддержку Германией новых позитивных тенденций в наших отношениях с Евросоюзом. Совместными усилиями нам не только удалось снять ряд искусственных барьеров, но и расширить нашу общую повестку дня за счет целого ряда значимых для нас тем. 

Крепнущий диалог Беларуси с ЕС, я думаю можно так сказать, зиждется на принципе «реализм без запретов». Иными словами, никаких «табу» в дискуссиях, но на деле – четкое соотнесение желаемого с объективными реалиями и возможностями. Уже в ближайшее время мы рассчитываем согласовать первый совместный программный документ – «приоритеты партнерства», по которым мы будем работать с Евросоюзом до 2020 года. 

Продвигаются, и достаточно успешно, переговоры с ЕС о вступлении нашей страны в ВТО. С нынешнего года Европейский инвестиционный банк так же, как и Европейский банк реконструкции и развития, полноценно работает в нашей стране. С их стороны есть интерес к целому ряду наших крупных проектов развития транспортной и энергетической инфраструктуры, модернизации и реструктуризации предприятий, развития малого и среднего бизнеса. 

Мы вплотную, по крайней мере так считает белорусская сторона, подошли к задаче договорно-правового оформления наших отношений. Отсутствие между нами современного договора – это последний из «пережитков» санкционного периода. Не думаю, что нашим европейским партнерам комфортно от того, что нас до сих пор «по умолчанию» связывает соглашение, которое было заключено еще в 1989 году СССР и Европейским экономическим сообществом. Давно пора положить конец этому правовому и политическому курьезу. Тогда еще, кстати, такой страны, как Республика Беларусь, не было на карте мира, а была Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Для Беларуси полноценные и взаимовыгодные отношения с Евросоюзом – это необходимая предпосылка укрепления своей государственности, безопасности и стабильности. В этой части Европы для Беларуси, и об этом неоднократно говорил Глава белорусского государства, и сегодня это было повторено на встрече с господином Министром, в качестве партнера необходим сильный и влиятельный Евросоюз. Мы полагаем, что ключ к его авторитету и влиянию – это реалистичные цели и уважение специфических нужд и потребностей как региона в целом, так и каждой из его стран.

С другой стороны, если, как по образному выражению главы европейской дипломатии Федерики Могерини, «слабости наших соседей – суть наши собственные слабости», то надежные соседи – это залог стабильности Евросоюза. Наш лозунг «сильная и процветающая Беларусь» в этом смысле вполне созвучен нынешней логике «Восточного партнерства», реальное воплощение которого сегодня гораздо более прагматично, «заземлено» и близко пониманию Беларуси и других стран-участниц.

Мы всегда добивались, чтобы «Восточное партнерство» работало на благо регионального развития. Необходим справедливый баланс между экономическим ростом и демократией, темпом и устойчивостью реформ. Для нас, как и для других стран-партнеров Евросоюза, лучшим способом укрепления суверенитета и независимости была бы постановка во главу угла «Восточного партнерства» конкретных задач по повышению благосостояния обществ и конкурентоспособности экономик. Убежден, что в этом случае и наше движение по пути развития демократии, развития гражданского общества было бы намного более быстрым.

Отрадно, что и сам Европейский союз постепенно приходит к такому пониманию. Рассчитываем, что предстоящий 24 ноября саммит в Брюсселе закрепит эту тенденцию и сделает «Восточное партнерство» более эффективным, равноправным и адаптированным к современным реалиям.

Уважаемые друзья,

Мы живем действительно в турбулентное время. Наши страны и общества сталкиваются сегодня с многочисленными вызовами.

Конфронтация, как говорят многие, хотя я бы сказал несколько мягче – высокий уровень непонимания и недоверия между Россией и Западом – возвращают нас к эпохе «холодной войны» и блокового противостояния. И, к сожалению, это не просто метафора. В этих условиях мы, с одной стороны, неизменно сохраняем приверженность стратегическому партнерству с Россией, в том числе в военной сфере, а также первоочередную ориентацию на интеграцию в рамках ЕАЭС. Но с другой стороны, мы одновременно строим максимально конструктивные и прагматичные отношения с Евросоюзом и США. Такой баланс жизненно необходим нашей стране, чтобы не превратиться в «своеобразный буфер», что чревато серьезными угрозами нашей безопасности. Я прочел кратко отзывы о вчерашнем заседании Вашего форума. Я в принципе согласен с мнениями некоторых ораторов, которые сказали здесь, что функция моста, а тем более функция буфера, она очень опасна, потому что в любой момент мост может разрушиться, если одна из опор рухнет. Поэтому, для Беларуси важно найти свою миссию, чтобы способствовать не созданию новых разделительных линий, а, наоборот, сближению, сплочению и Востока, и Запада, и Севера, и Юга, преодолению тех противоречий, конфронтационной риторики, которая сегодня существует, к сожалению, в отношениях между Россией и Европой, между Россией и США. Вот задача всех нас, политологов, я думаю, что это тоже тема для размышления в рамках заседания Минского форума. Мы, конечно же, хотели бы лучше быть мостом, чем каким-то буфером, буферной зоной на стыке между Востоком и Западом, потому что в данном случае всегда есть опасность для этой зоны, для этого буфера быть разрушенным. Мы готовы и будем предпринимать все возможное для того, чтобы способствовать сближению и Востока, и Запада, преодолению тех разногласий, которые сегодня существуют.

В духе этого подхода мы активно способствуем поиску точек соприкосновения между Востоком и Западом. Мы всячески поддерживаем международные усилия по мирному урегулированию украинского кризиса, в том числе и совместный труд Германии и других стран-участниц в рамках «нормандского формата». 

Еще несколько лет назад предыдущий глава делегации ЕС в Минске госпожа Майра Мора отозвалась о западной границе Беларуси как об одном из наиболее безопасных участков внешних рубежей Евросоюза. Сейчас в наших силах превратить эту границу в линию «образцового добрососедства», причем на континентальном уровне. Она может и должна стать своего рода «интерфейсом» между европейской и евразийской интеграциями. С точки зрения исторической логики, геополитики, «геоэкономики», да и просто здравого смысла их диалог не имеет альтернативы. Невозможно представить, чтобы два крупнейших и соседствующих между собой экономических блока долгое время «не видели друг друга в упор». 

Выгоды диалога ЕАЭС – ЕС не ограничиваются сугубо практическими вопросами (гармонизация стандартов, улучшение таможенных, транспортных и других технических условий торговли). Что более важно в сегодняшних условиях – это показать, что две интеграционные модели не являются несовместимыми и враждебными друг другу. Ведь именно этот вопрос о ложном выборе – «с нами или не с нами», «с Европой или с Россией», является первопричиной многих конфликтов в нашем регионе, в т.ч. и конфликта в Украине. Напротив, наглядное стремление двух союзов к сотрудничеству помогло бы примирить между собой и «западников» и «восточников», возвратить в расколотые общества мир и избежать новых напрасных жертв.

Две из шести стран «Восточного партнерства» сегодня входят в ЕАЭС, три другие – связаны зонами свободной торговли с Евросоюзом. Таким образом, на площадке ВП уже на каждодневной основе происходит соприкосновение двух интеграций. Поэтому «Восточному партнерству» объективно суждено сыграть свою роль в их сближении. Интересы сотрудничества в рамках «Восточного партнерства» диктуют, чтобы оно в полной мере учитывало отношения стран-партнеров с другими региональными игроками и само по себе было бы открыто к взаимодействию с ними. 

Убеждены, что для мира, безопасности и процветания в нашем регионе необходим также запуск открытого, инклюзивного диалога, аналогичного Хельсинкскому процессу 70-х годов прошлого столетия.

Рассчитываем, что Германия и Европейский союз поддержат инициативу Главы белорусского государства о начале такого диалога, которую он озвучил на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в г.Минске.

Возможно, многие скажут, что с учетом нынешнего уровня напряженности и недоверия в регионе новый Хельсинкский процесс – явно не дело сегодняшнего дня. Но, я думаю, будущее покажет, кто был прав, кто виноват. Еще Отто фон Бисмарк в свое время утверждал, что «политика есть искусство возможного». Как мы знаем, дипломатия – это, порой, искусство не только возможного, но и невозможного. И эту задачу, на грани казалось бы невозможного, нам нужно реализовать вместе во имя нашего общего будущего.

Убежден, что многие участники Минского форума могли бы активно подключиться к этому процессу для совместного поиска, в том числе на экспертном уровне, путей выхода из существующего кризиса европейской безопасности. Речь не идет о том, чтобы мы достигли сразу же каких-то конкретных результатов, успехов в рамках этого диалога. Речь идет о том, что надо, наконец, понять, что дальнейшее нагнетание конфронтационной риторики и напряженности в отношениях между государствами не приведет ни к чему хорошему. Мы должны начать диалог о том, как избежать дальнейшего нагнетания напряженности, как попытаться начать диалог по самым актуальным, животрепещущим темам, связанным с обеспечением мира и безопасности в регионе.

Уважаемые дамы и господа!

Завершая, я хотел бы выразить надежду, что в ходе нынешнего XV Минского форума прозвучат свежие, интересные, полезные идеи. Как это бывало уже не раз. Давайте не будем нарушать эту добрую традицию. 

Я желаю всем участникам форума плодотворной работы, конструктивных дискуссий, открытия новых точек взаимного интереса для расширения и углубления белорусско-германских и белорусско-европейских отношений.

Спасибо.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by