Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Е.Шестакова в ходе конференции «25 лет без СССР: куда ведут постсоветские траектории?» (8 декабря 2016 г., г.Минск)

Уважаемые участники и гости форума,
Представители дипломатического корпуса!
Дамы и господа!

Позвольте от лица Министра иностранных дел Владимира Владимировича Макея, который в эти дни находится в г.Гамбурге на мероприятиях СМИД ОБСЕ, от имени Министерства иностранных дел приветствовать всех зарубежных и белорусских участников очередной конференции в рамках «Минского диалога».

Не могу не отметить, что с каждой новой встречей на платформе «Минского диалога» растет не только уровень представительства, но и содержательное наполнение его мероприятий. Участие  авторитетных исследователей постсоветских стран, Европы и США, представителей Исполкома СНГ, Национального собрания Республики Беларусь, Министерства иностранных дел, средств массовой информации позволяет надеяться,  что  практический  эффект от конференции будет увеличиваться в такой же прогрессии.

Такие грандиозные события как распад СССР будут еще долго оставаться в центре всеобщего внимания. Вполне закономерно, что в эти дни во многих мировых столицах проходят десятки конференций, форумов, коллоквиумов. Москва и Вашингтон, Вена и Астана, Таллинн и Киев – легче, что называется, назвать исключение из этого списка.

Не надо быть пророком, чтобы предположить, что и через пять, и через десять лет интерес к процессам, случайно или абсолютно закономерно начатым в белорусском местечке Вискули, не снизится ни на йоту. Можем уверенно запланировать  на 10 часов утра 8 декабря 2021 года нашу очередную встречу на эту же тему. И давайте угадаем – мы продолжим столь же остро формулировать вопросы для обсуждения.

Сегодня, анализируя прошлое и делая попытку понять настоящее, уместно сфокусироваться на прогнозе будущего, модальностях и возможностях постсоветских моделей. Нас данный урок истории интересует, безусловно, прежде всего применительно к Беларуси. В этом мы и видим практический смысл сегодняшнего обмена мнениями.

В своем приветственном слове я ни в коей мере не претендую  на некие программные заявления. Считаю также лишним излагать официальные подходы к теме, которая собрала нас здесь сегодня. С ними вы прекрасно знакомы. Вместо этого позволю себе поделиться с Вами отдельными мыслями, которые, возможно, найдут отражение в дальнейшей дискуссии.

Уважаемые коллеги!

Ровно четверть века назад в Вискулях произошло формальное завершение совокупности событий, которые Глава нашего государства не единожды называл «крупнейшей геополитической катастрофой XX века» – распад одного из мировых полюсов силы, Советского Союза. Одновременно, сегодняшней дате мы обязаны и рождением целого ряда новых государств, целого ряда  межгосударственных структур, первой из которых стало  Содружество Независимых Государств.

Нет ничего удивительного в том, что сегодня в годовщину этих событий мы собрались именно в зале Исполкома СНГ, где в том числе 25 лет назад творилась сама история. Как говорится, «noblesse oblige» [ноблéс облѝж] – положение обязывает – именно на этой уникальной исторической площадке открыть нашу дискуссию о постсоветских траекториях, остановиться на роли и перспективах самого СНГ.

Уникальность Содружества можно охарактеризовать следующим образом: общее культурно-историческое наследие, помноженное на всестороннее многоплановое сотрудничество. В СНГ каждое государство получило возможность выбирать именно те области взаимодействия, которые на данный момент развития представляют для него наибольший интерес. Такой формат позволил гармонично сочетать разноскоростную интеграцию и сделал СНГ «стартовой площадкой» для формирования новых интеграционных структур. Именно на фундаменте СНГ была выстроена многоуровневая система интеграции.

Ни одно из постсоветских интеграционных объединений не подвергается сегодня такой жесткой – и по ряду позиций небезосновательной – критике, как СНГ. И при этом все они без исключения: и Союзное белорусско-российское государство, и Организация Договора о коллективной безопасности, и Евразийское экономическое сообщество, образно выражаясь, –«вышли из СНГ». Их участники выстраивают интеграционные связи, которые в той или иной мере кореллирующиеся с процессами, начатыми именно в Содружестве. Идут сложные процессы замещения, поиска и заполнения собственных ниш, отсечения дублирующих либо неэффективных функций.

Не ошибусь, если скажу, что именно СНГ в наибольшей мере ассоциируется с постсоветским пространством. Оно являлось и будет  своего рода индикатором политического и экономического положения на этом пространстве. Наглядно это просматривалось, когда СНГ покидала Грузия. Красным цветом мигает этот индикатор и сегодня – теперь уже в отношении Украины. Об этом тоже стоит говорить.

Не сомневаюсь, что нас ожидает интересная дискуссия относительно перспектив Содружества. При этом мне представляется уместным выйти за рамки обсуждения собственно СНГ и попытаться вместе ответить на такие сложные и неоднозначные вопросы как:

Первое. Почему спустя четверть века после падения «железного занавеса» и демонтажа биполярной конструкции мира постсоветское пространство вновь стало эпицентром геополитического и даже военного противостояния? В чем причины того, что за 25 лет оно так и не стало регионом международной стабильности? Правомерно ли все нынешние трудности списывать на проигрыш СССР в «холодной войне» – даже с учетом известных негативных политических, экономических и гуманитарных последствий распада Советского Союза?

Второе. Возможно ли понимание политическими элитами ложности посыла, при котором постсоветские государства вынуждены делать некий цивилизационный выбор? Возможен ли в принципе отказ от политики навязывания ценностей? Для Беларуси, фактически находящейся на геополитическом «разломе» между Востоком и Западом, это отнюдь не риторический вопрос.

Третье. Что выгоднее с точки зрения формирования новой архитектуры международной безопасности в средне- и долгосрочной перспективе – реальная независимость и суверенитет государств или их имитация и роль сателлита при геополитическом «покровителе»?

Четвертое. Почему Беларусь – единственная из стран-участниц «Восточного партнерства», счастливо избежала вовлечения в военные или «замороженные» конфликты? Каким образом в эпоху тектонических трансформаций, в труднейшем геополитическом контексте мы смогли не допустить проникновения к нам хаоса извне, сберегли безопасность и стабильность в обществе? За четверть века независимости мы стали состоявшимся государством, выстроив взаимовыгодные модели сотрудничества с подавляющим большинством членов мирового сообщества! Ведь стартовые условия для элементарного выживания четверь века назад для белорусов были не лучше, чем в других постсоветских «национальных квартирах»!

Пятое. Наконец, безусловно ценной будет ваша точка зрения на перспективы сопряжения интеграций как глобального процесса. Я имею в виду выдвинутую нашим Президентом идею «интеграции интеграций». Не секрет, что по линии Восток-Запад (ЕАЭС — ЕС) она пока сдержанно воспринимается нашими европейскими партнерами. А ведь именно в синергии крупных интеграционных объединений заложен потенциал эффективного взаимодействия, – и в первую очередь, экономического. Эффект взаимовыгодного партнерства мог бы быть особенно полезен сейчас, когда Евросоюз сам проходит через непростой период: Брэкзит, миграционные проблемы, социально-экономические дисбалансы.

Евразийская интеграция не должна ограничиваться только западным направлением. К числу важнейших задач мы относим интеграцию ЕАЭС с союзами и мегапроектами государств Азии. В том числе это касается региона АСЕАН и нашего стратегического партнера – Китая, и сопряжения евразийской интеграции с Экономическим поясом Шелкового пути.

Уважаемые коллеги,

Позвольте пожелать вам плодотворной работы, живого, интересного диалога. Ведь, как известно, в споре рождается истина.

Пусть сегодняшняя конференция станет «мозговым штурмом» целого комплекса весьма неоднозначных вопросов, которыми сопровождается развитие таких разных и таких похожих государств обширного региона. Региона, который мы привычно называем «постсоветское пространство».

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by