Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на пленарной сессии саммита Восточного партнерства «Достижения после Рижского саммита и новые приоритеты» (24 ноября 2017 г., г.Брюссель)
Ваши Превосходительства,
Дамы и господа,
Хотел бы выразить искреннюю благодарность организаторам со стороны ЕС и эстонскому председательству за превосходную подготовку сегодняшнего саммита Восточного партнерства в Брюсселе.
Полагаю, что главный вопрос саммита, по сути, сводится к тому, какие партнеры нужны каждому из нас в условиях кризиса доверия на европейском континенте.
Беларусь нуждается в сильном Евросоюзе. Он должен оставаться одной из основных опор миропорядка. Мы призываем его сохранить свое стратегическое видение, поскольку в настоящее время его глобальная роль под угрозой.
Мы также призываем ЕС не снижать внимание к Восточному партнерству на фоне «Брекзита», внутренних разногласий на почве миграции и центробежных тенденций в отдельных странах-членах ЕС. Восточная Европа должна быть территорией мира и процветания, а не буферной зоной. Необходимо, чтобы Восточное партнерство содействовало сближению, а не размежеванию, и не расслаивалось на группы стран с различными уровнями амбиций.
Оно также нуждается в больших ресурсах и внимании стран-членов ЕС. В этом смысле ВП находится в худших условиях, чем Союз для Средиземноморья.
В свою очередь Евросоюз, на наш взгляд, нуждается в соседях, которые способны обеспечить стабильность и процветание как у себя дома, так и во всем регионе. В условиях неустойчивой региональной ситуации Беларусь никогда не была источником нестабильности. Мы намерены и далее играть эту конструктивную роль.
Для достижения прочного мира на пространстве «Восточного партнерства» следует преодолеть антагонизм между Востоком и Западом. Различные политические силы по обе стороны активно эксплуатируют его, провоцируя в обществах раскол и вражду. Чтобы уйти от этого взаимоисключающего выбора государства должны иметь возможность развивать отношения со всеми своими партнерами, не вызывая враждебности какого-либо из них.
У Восточного партнерства есть шанс реализовать эту возможность. Именно здесь, на этой площадке, европейская и евразийская интеграция соприкасаются на каждодневной основе. Сегодня мы стали свидетелями заключения своего рода первого «межинтеграционного» соглашения между Арменией, являющейся членом Евразийского экономического союза, и Евросоюзом.
Предлагаем приступить к сближению европейской и евразийской интеграции и создать условия для их результативных контактов – первоначально, на экспертном уровне.
Кроме того, поскольку существующие «правила игры» не смогли предотвратить кризис, настало время подумать о новом диалоге, новых мерах укрепления доверия, которые позволили бы не допустить возврат к «холодной войне».
Несколько слов об определении новых приоритетов Восточного партнерства.
Беларусь приветствует смещение внимания Восточного партнерства на практические формы сотрудничества регионального значения в сферах транспорта, энергетики и «сопряженности». Рассчитываем на выработку и соответствующее финансирование инфраструктурных проектов, реализация которых способствовала бы большей стабильности и экономическому процветанию региона. Это особенно актуально с учетом предстоящей стыковки трансъевропейских транспортных сетей и проекта «Один пояс – один путь».
Для Беларуси рынок ЕС представляет несомненный интерес. Но и компании ЕС, потенциально заинтересованные в нашем рынке, выиграли бы, если бы мы с Евросоюзом проработали варианты упрощения взаимной торговли.
Популяризация и большая общественная узнаваемость Восточного партнерства лишь пошла бы ему на пользу. Однако эта работа должна безусловно вестись в обоих направлениях. Необходимо, чтобы граждане ЕС больше знали о культурном наследии, экономическом и туристическом потенциалах стран-партнеров, а также их вкладе в безопасность Европы. Например, Беларусь благодаря эффективному погранконтролю преграждает путь в ЕС потокам нелегальных мигрантов, оружия, наркотиков и радиоактивных материалов.
В рамках все более интенсивного и разнопланового двустороннего диалога мы уже обсуждаем с ЕС расширение торгово-инвестиционного сотрудничества наряду с правами человека. Конечно, «взлеты» и «падения» на этом трудном пути неизбежны. Однако Беларусь стремится сделать наши отношения устойчивыми и необратимыми. Ожидаем успешного завершения работы с ЕС над приоритетами партнерства – двусторонней дорожной картой на период до 2020 года. Хотели бы также рассчитывать на начало в следующем году переговоров по новому основополагающему соглашению Беларусь – ЕС.
Возможно, это прозвучит некорректно, но я вынужден прокомментировать некоторые несправедливые обвинения в адрес Беларуси. Я считаю их вредными и наносящими ущерб атмосфере доверия между Беларусью и ЕС, которую мы в последние годы стремимся сформировать.
О военных учениях «Запад 2017».
Беларусь проявила максимально возможную открытость и транспарентность в ходе их проведения. Мы пригласили на них 85 международных наблюдателей и представителей многочисленных иностранных СМИ. Проведены два брифинга в штаб-квартирах ОБСЕ и НАТО. Важно при этом, что учения носили сугубо оборонительный характер. По их окончании в Беларуси не осталось никаких иностранных войск, ни одного иностранного солдата. И, как мы неоднократно заявляли, никаких иностранных военных баз не будет в нашей стране, в отличие от некоторых соседних стран Балтии, где создана иностранная военная инфраструктура.
Об атомной электростанции в Беларуси.
Вопрос с БелАЭС не следует политизировать. Его нужно обсуждать на экспертном уровне. Беларусь тесно работает по этой теме с МАГАТЭ и Европейской комиссией. Мы добровольно провели стресс-тестирование атомной электростанции и совместно с Еврокомиссией намерены осуществить партнерскую оценку их результатов. Наша страна больше любой другой пострадала от Чернобыльской аварии. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы построенная на нашей территории АЭС была самой безопасной. Это, прежде всего, в наших собственных национальных интересах.