Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на пленарной сессии саммита Восточного партнерства «Достижения после Рижского саммита и новые приоритеты» (24 ноября 2017 г., г.Брюссель)

Ваши Превосходительства,

Дамы и господа,  

Хотел бы выразить искреннюю благодарность организаторам  со стороны ЕС и эстонскому председательству за превосходную подготовку сегодняшнего саммита Восточного партнерства в Брюсселе.
 
Полагаю, что главный вопрос саммита, по сути, сводится к тому, какие партнеры нужны каждому из нас в условиях кризиса доверия на европейском континенте. 
 
 
Беларусь нуждается в сильном Евросоюзе. Он должен оставаться одной из основных опор миропорядка. Мы призываем его сохранить свое стратегическое видение, поскольку в настоящее время его глобальная роль под угрозой. 
 
Мы также призываем ЕС не снижать внимание к Восточному партнерству на фоне «Брекзита», внутренних разногласий на почве миграции и центробежных тенденций в отдельных странах-членах ЕС. Восточная Европа должна быть территорией мира и процветания, а не буферной зоной. Необходимо, чтобы Восточное партнерство содействовало сближению, а не размежеванию, и не расслаивалось на группы стран с различными уровнями амбиций. 
 
Оно также нуждается в больших ресурсах и внимании стран-членов ЕС. В этом смысле ВП находится в худших условиях, чем Союз для Средиземноморья. 
 
В свою очередь Евросоюз, на наш взгляд, нуждается в соседях, которые способны обеспечить стабильность и процветание как у себя дома, так и во всем регионе. В условиях неустойчивой региональной ситуации Беларусь никогда не была источником нестабильности. Мы намерены и далее играть эту конструктивную роль.
 
Для достижения прочного мира на пространстве «Восточного партнерства» следует преодолеть антагонизм между Востоком и Западом. Различные политические силы по обе стороны активно эксплуатируют его, провоцируя в обществах раскол и вражду. Чтобы уйти от этого взаимоисключающего выбора государства должны иметь возможность развивать отношения со всеми своими партнерами, не вызывая враждебности какого-либо из них.
 
У Восточного партнерства есть шанс реализовать эту возможность. Именно здесь, на этой площадке, европейская и евразийская интеграция соприкасаются на каждодневной основе. Сегодня мы стали свидетелями заключения своего рода первого «межинтеграционного» соглашения между Арменией, являющейся членом Евразийского экономического союза, и Евросоюзом. 
 
Предлагаем приступить к сближению европейской и евразийской интеграции и создать условия для их результативных контактов – первоначально, на экспертном уровне. 
 
Кроме того, поскольку существующие «правила игры» не смогли предотвратить кризис, настало время подумать о новом диалоге, новых мерах укрепления доверия, которые позволили бы не допустить возврат к «холодной войне».
 
Несколько слов об определении новых приоритетов Восточного партнерства.
 
Беларусь приветствует смещение внимания Восточного партнерства на практические формы сотрудничества регионального значения в сферах транспорта, энергетики и «сопряженности». Рассчитываем на выработку и соответствующее финансирование инфраструктурных проектов, реализация которых способствовала бы большей стабильности и экономическому процветанию региона. Это особенно актуально с учетом предстоящей стыковки трансъевропейских транспортных сетей и проекта «Один пояс – один путь». 
 
Для Беларуси рынок ЕС представляет несомненный интерес. Но и компании ЕС, потенциально заинтересованные в нашем рынке, выиграли бы, если бы мы с Евросоюзом проработали варианты упрощения взаимной торговли.
 
Популяризация и большая общественная узнаваемость Восточного партнерства лишь пошла бы ему на пользу. Однако эта работа должна безусловно вестись в обоих направлениях. Необходимо, чтобы граждане ЕС больше знали о культурном наследии, экономическом и туристическом потенциалах стран-партнеров, а также их вкладе в безопасность Европы. Например, Беларусь благодаря эффективному погранконтролю преграждает путь в ЕС потокам нелегальных мигрантов, оружия, наркотиков и радиоактивных материалов.
 
В рамках все более интенсивного и разнопланового двустороннего диалога мы уже обсуждаем с ЕС расширение торгово-инвестиционного сотрудничества наряду с правами человека. Конечно, «взлеты» и «падения» на этом трудном пути неизбежны. Однако Беларусь стремится сделать наши отношения устойчивыми и необратимыми. Ожидаем успешного завершения работы с ЕС над приоритетами партнерства – двусторонней дорожной картой на период до 2020 года. Хотели бы также рассчитывать на начало в следующем году переговоров по новому основополагающему соглашению Беларусь – ЕС. 
 
Возможно, это прозвучит некорректно, но я вынужден прокомментировать некоторые несправедливые обвинения в адрес Беларуси. Я считаю их вредными и наносящими ущерб атмосфере доверия между Беларусью и ЕС, которую мы в последние годы стремимся сформировать. 
 
О военных учениях «Запад 2017».
 
Беларусь проявила максимально возможную открытость и транспарентность в ходе их проведения. Мы пригласили на них 85 международных наблюдателей и представителей многочисленных иностранных СМИ. Проведены два брифинга в штаб-квартирах ОБСЕ и НАТО. Важно при этом, что учения носили сугубо оборонительный характер. По их окончании в Беларуси не осталось никаких иностранных войск, ни одного иностранного солдата. И, как мы неоднократно заявляли, никаких иностранных военных баз не будет в нашей стране, в отличие от некоторых соседних стран Балтии, где создана иностранная военная инфраструктура. 
 
Об атомной электростанции в Беларуси.
 
Вопрос с БелАЭС не следует политизировать. Его нужно обсуждать на экспертном уровне. Беларусь тесно работает по этой теме с МАГАТЭ и Европейской комиссией. Мы добровольно провели стресс-тестирование атомной электростанции и совместно с Еврокомиссией намерены осуществить партнерскую оценку их результатов. Наша страна больше любой другой пострадала от Чернобыльской аварии. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы построенная на нашей территории АЭС была самой безопасной. Это, прежде всего, в наших собственных национальных интересах. 

Спасибо.  

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by