Размер шрифта:

Комментарий начальника управления гуманитарного сотрудничества и прав человека МИД Беларуси Натальи Жилевич по итогам универсального периодического обзора

23 сентября 2010 года Совет по правам человека ООН единогласно утвердил доклад по итогам универсального периодического обзора (УПО) Беларуси, состоявшегося в мае 2010 года в Женеве.

Универсальный периодический обзор предоставляет уникальную возможность провести комплексный анализ ситуации с правами человека во всех странах мира. Наша страна поддержала создание УПО в надежде на то, что этот механизм станет заслуживающей доверия «базой данных» о ситуации с правами человека для всего мирового сообщества.

Вдумчивый, серьезный, уважительный подход всех государств при обсуждении вопросов соблюдения прав человека нацелен на конечный результат, на то, чтобы наши права реализовывались наиболее полно, с соблюдением необходимого баланса между различными категориями прав.

Более 30 государств, представляющих все регионы мира, четко и недвусмысленно одобрили политику Беларуси по поощрению и защите прав человека.

Государства-члены ООН высоко оценили успехи нашей страны в сфере обеспечения социальных и экономических прав, включая право на образование, здравоохранение, социальную защиту, гендерное равенство, поддержку государством института семьи, защиту прав детей.

Делегации стран-членов ООН, а также международных неправительственных организаций в позитивном ключе отметили досрочное достижение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической, социально-экономической и межэтнической стабильности в стране.

Лейтмотивом многих выступлений стала тема лидерства Беларуси на международной арене в сфере противодействия торговле людьми, в том числе успешная реализация белорусской инициативы о разработке и принятии Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми.

В целом из 93 высказанных в процессе УПО рекомендаций Республика Беларусь приняла 75, касающихся продолжения государственной политики по поощрению и защите экономических и социальных, гражданских и политических прав, а также поощрения и укрепления прав женщин, детей и инвалидов. При этом Беларусь исходит из того, что все без исключения прозвучавшие в ходе обзора предложения государств будут постоянно находиться в поле зрения правительства нашей страны. В этой связи факт непринятия на данный момент ряда рекомендаций не означает, что они не могут быть выполнены.

В качестве основных критериев оценки возможностей принятия рекомендаций применялись их соответствие имеющимся на сегодняшний день у Беларуси техническим условиям реализации и взятым нашей страной международным обязательствам.

Аналогичными соображениями руководствовалась каждая страна, принимая решение о приемлемости каждой конкретной рекомендации, поскольку технические и финансовые возможности стран существенно различаются.

Беларусь самым серьезным образом намерена работать с тем, чтобы реализовать в полном объеме принятые рекомендации в целях укрепления и совершенствования национальной правозащитной сферы в соответствии с передовой мировой практикой, развития сотрудничества в области прав человека с институтами и механизмами ООН в области прав человека.

Высокий процент принятых Беларусью рекомендаций в первую очередь является результатом серьезного и ответственного подхода к УПО со стороны правительства в процессе подготовки обзора и его проведения. При этом мы не рассматриваем принятие итогового доклада в качестве формального окончания УПО. Наоборот, состоявшийся обзор представляется нам в качестве отправной точки для укрепления национальной системы защиты и поощрения прав человека в соответствии с наиболее передовой мировой практикой.

В ближайшее время наша страна сконцентрируется на реализации рекомендаций по поощрению социальных, экономических и культурных, гражданских и политических прав граждан; обеспечению прав ребенка; дальнейшему расширению деятельности по борьбе с торговлей людьми на национальном уровне и укреплению международного сотрудничества в данной сфере; искоренению домашнего насилия; укреплению сотрудничества государства и неправительственных организаций в продвижении прав человека в сфере образования, здравоохранения, гендерного равенства; продолжению принятия мер по недопущению в обществе расовой дискриминации, нетерпимости и других.

Беларусь является одной из немногих стран, которые приступили к выполнению рекомендаций по итогам обзора еще до утверждения доклада Рабочей группы. В июле 2010 года по инициативе правительства Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека в Минске проведен семинар по тематике УПО, по итогам которого предполагается разработать «дорожную карту» взаимодействия между Беларусью и УВКПЧ, а также другими заинтересованными международными организациями в целях скорейшего и эффективного выполнения одобренных правительством рекомендаций.

На сегодняшний день по изложенным выше причинам мы не смогли принять некоторые рекомендации.

В частности, выполнение рекомендации об отмене смертной казни не входит в компетенцию правительства, так как решение о сохранении смертной казни в стране принято на всенародном референдуме, имеющим в Беларуси, как и в других странах, высшую юридическую силу. В то же время правительство в духе поддержки общеевропейской тенденции по отмене смертной казни содействует и намерено продолжить содействовать формированию общественного мнения в пользу скорейшего принятия решения о неприменении этой меры наказания. В этом вопросе мы активно взаимодействуем с международными и европейскими региональными организациями. Таким образом, движение по направлению к отказу от смертной казни в Беларуси продолжается, иименно правительство выступает в качестве локомотива этого процесса.

Беларуси было предложено присоединиться к ряду правозащитных договоров. Отметим, что Беларусь является участницей почти всех основных международных правозащитных инструментов. Тем не менее, мы намерены продолжить практику присоединения к тем конвенциям, положения которых дополняют, укрепляют наше законодательство и могут быть реализованы на практике с учетом наличия соответствующих условий на национальном уровне.

К примеру, мы позитивно откликнулись на предложение о присоединении к Конвенции о правах инвалидов. Как результат, мы практически завершили внутригосударственные процедуры по ратификации этого документа. Вопрос присоединения к другим договорам будет дополнительно рассмотрен на более позднем этапе.

Также поступил ряд рекомендаций, касающихся пересмотра законодательства в сфере средств массовой информации, выборов и ассоциации.

Мы неоднократно подчеркивали, что Беларусь придает важное значение вопросам деятельности СМИ, проведения демократичных выборов и свободы ассоциации. Национальное законодательство в этой сфере полностью соответствует международным обязательствам Беларуси, в первую очередь предусмотренным Международным пактом о гражданских и политических правах.

В 2009 году вступил в силу новый закон о СМИ, разработанный при консультативном содействии ОБСЕ. Закон в целом направлен на дальнейшее укрепление свободы СМИ в Беларуси. В начале 2010 года опять же с учетом рекомендаций ОБСЕ внесены изменения и дополнения в Избирательный кодекс Беларуси с целью обеспечения дополнительной прозрачности выборной системы и усиления гарантий справедливых выборов.

В связи с относительно недавним вступлением в силу этих законов делать выводы о результатах их действия или пересматривать их, разумеется, пока преждевременно. На данном этапе мы в первую очередь намерены сконцентрироваться на правоприменительной практике.

Не достаточно обоснованным, по нашему мнению, является предложение о пересмотре законодательства в сфере деятельности неправительственных организаций. В Беларуси на сегодняшний день действуют 2274 неправительственных организации. Только за первую половину 2010 года зарегистрировано 68 новых НПО. Эта статистика является красноречивым подтверждением отсутствия законодательных барьеров для регистрации и функционирования неправительственных организаций в Беларуси. Полагаем, что динамика развития структур гражданского общества в Беларуси, по крайней мере, не ниже чем в других странах.

Через четыре года Беларусь, как другие страны, отчитается перед Советом ООН по правам человека о выполнении рекомендаций государств-членов ООН, которые после утверждения доклада в СПЧ стали нашими добровольными международными обязательствами.

Результаты реализации рекомендаций Республикой Беларусь будут рассмотрены Советом ООН по правам человека в 2014 году.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by